Методическая разработка сценария праздника "Широкая Масленица"
методическая разработка (3 класс)

Трусова Ольга Николаевна

Почему масленица называется масленицей

(проводится на улице)

 

Цель проекта:

  • знакомство учащихся  с народным праздником Масленица;
  • воспитание любви к своей Родине;
  • развитие смекалки, выносливости;
  •  формирование навыков культурного поведения;

 Задачи:

  • возрождение  интереса к обрядовым русским праздникам;
  • воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
  • обогатить духовный мир;
  • провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenica.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Почему масленица называется масленицей

(проводится на улице)

Цель проекта:

  • знакомство учащихся  с народным праздником Масленица;
  • воспитание любви к своей Родине;
  • развитие смекалки, выносливости;
  •  формирование навыков культурного поведения;

 Задачи:

  • возрождение  интереса к обрядовым русским праздникам;
  • воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
  • обогатить духовный мир;
  • провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы

Автор проекта  Трусова Ольга Николаевна

Сроки реализации  проекта – март

Возраст участников проекта - учащиеся нач. школы

Тип проекта:

  • по числу учащихся – групповой;
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
  • по продолжительности – средней продолжительности

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди учеников к родной истории.

I.  Вступление

А если верить легендам, то Масленица родилась на далёком Севере, и отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зимой человек заметил Масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал её помочь своим теплом согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, хитрыми глазами и с хохотом. Она заставила людей на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в их жилах, схватила за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым народным, самым весёлым и шумным праздником.

II. Народные традиции. Масленица

    Оборудование: канат, 3 мяча, 3 обруча

   1.  Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и  разбудить природу ото сна.

Вы разделились на команды. Самое время их сейчас представить: 1 команда – «Солнышко», 2 команда – «Блинчик», 3 команда – «Веснушка».

2. Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Люди верили, чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и  длиннее уродится лён. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причём, чем выше, тем лучше.

На встречу Масленицы дети пели  заклички – детские песенки с обращением к природе, например, к весне, солнцу, радуге, дождю.

Конкурс «Домашнее задание» - послушаем заклички, которые подготовили ребята нашего класса.

3. Вторник — это «заигрыш», в который начинаются весёлые игры, а за потеху и весёлье по традиции угощают блинами.

Эти игры учат умению слушать, понимать и помогать друг другу, воспитывают командный дух. Посмотрим, чья команда самая дружная и сплочённая.     Перетягивание каната, стоя спиной друг к другу.

4. Среда — это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — всё на стол мечи!" На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.

Задание: Передай импровизированный блин (мяч) сначала через низ между ногами, а вернуться блин к 1-ому игроку должен через верх. Кто быстрее это сделает – тот победил.

5. Четверг — это день «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку»  — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни.

Хоровод по часовой стрелке вокруг масленицы: 1 круг – зазываем соседей в гости, 2 круг – сбиваем снег с одежды, 3 круг – здороваемся за мизинец, 4 круг – кушаем блины, по усам масло текло, в рот попало, животику вкусно стало,  5 круг – чтобы колос уродился да лён длинным вырос, прыгаем высоко-высоко,  6 круг – веселушки-топотушки, в пляс пойдём –  в середину круга, назад, вокруг себя,  7 круг – спасибо скажем за гостеприимство, 10 раз похлопаем.

Главное мужское дело в четверг — оборона или взятие снежного городка.

Игра «Стою в обороне»

На площадке для игры чертят круг, в котором стоят двое играющих мальчиков. Каждый из играющих встаёт на одну ногу, а  другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причём, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.

Или другой конкурс, «Бой мягкими мешками». Бой считается проигранным, если потеряно «ружьё» - подушка или тебя вытолкнули из круга.

6. Пятница — это «тёщины вечера», когда зять едет «к тёще на блины», а тёща, конечно же, зятя привечает и угощает блинами.

Задание: каждый участник Масленицы слепит из снега снежок. По моей команде стараемся кинуть его вперёд. Чей снежок полетит дальше – тот и победил (наградить отдельных ребят).

7. Суббота — всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Задание на субботу такое: пролезть через обруч каждому игроку, не расцепляя рук. Кто сделает правильно – тот победил.

8. Воскресенье — это заключительный «прощёный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Если нравится тебе, то делай так…

Запоминайте движения, повторяйте и пойте со мной: БЛИ-НОК, СУГ-РОБ,  ВЕС-НА, ВО-ДА, ГУЛЬ-ГУЛЬ, КО-МАР.

9.     Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать её веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым.

Песня «Мы давно блинов не ели»

Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

Хоровод поводили, конкурсы провели, заклички спели и потанцевали. Поклонимся весёлой широкой Масленице (поклон), попрощаемся с зимой, весну позовём.

РЕБЯТА ПОЮТ ЗАКЛИЧКИ

10. Учитель:  - Ребята, а чем должен заканчиваться праздник Масленицы? (сжиганием чучела)

СЖИГАНИЕ ЧУЧЕЛА ЗИМЫ

1 место – Молодцы!             2 место – Хорошо!               3 место – Старательные ребята!

11. Чаепитие с блинами, приготовленными родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Масленица"

Это внеклассное  мероприятие  было  проведено с  целью  знакомства  младших  школьников с  праздниками, обрядами и  обычаями на  Руси....

Методическая разработка праздника "Широкая Масленица"

Внеклассное мероприятие "Широкая Масленица" знакомит учащихся с историей возникновения праздника, традициями празднования Масленицы....

Методическая разработка сценария театрализованного представления "Широкая масленица" учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная методическая разработка может быть использована учителями и воспитателями в начальной школе.  Способствует формированию сплоченного детского коллектива, воспитанию учащихся на традициях от...

Методическая разработка к празднику "Масленица"

Мероприятие рассчитано на всю масленичную неделю, каждый день соответствует праздничому названию....

Методическая разработка сценария праздника для 2 класса «Широкая Масленица»».

Приобщение младших школьников к истокам русской культуры. Воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обрядам....

Методическая разработка. Сценарий праздника "Масленица"

УчительЗдравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте, девчонки, короткие юбчонки! 1  ученикЧто за праздник?Что за праздник?Не слыхали о нем разве?Будет праздник здесь большой-...