Встречаем пернатых друзей
методическая разработка по теме
Внеклассное мероприятие "Встреча пернатых друзей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrechaem_pernatykh_druzey.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Встречаем пернатых друзей»
Оформление: на доске плакат «Здравствуйте, наши пернатые друзья!»
На средней доске – ветка с изображением перелётных птиц, на боковых досках изображения зимующих птиц. На стене выставка детских рисунков «Это наши друзья»
Учащиеся разделены на две команды и сидят полукругом.
Ученик: ( читает стихотворение Б.Пастернака «Весна» )
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруд
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Ученик: (читает стихотворение С.Погореловского «Наши гости»)
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же. Ну когда же
Гости наши прилетят?
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?!
Что скворечник ждёт их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели…
Прилетели наконец!
Ведущий: Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвящённый прилёту птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них погибают.
Долетают самые сильные. Расселяются на ветках деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес...
(Звучат в грамзаписи голоса птиц)
Ведущий: Вы слышали, ребята? Что это такое? Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землёй, радуются весне, теплу, солнышку. Посмотрите, сколько их прилетело к нам на праздник. Какие они яркие, красивые, как цветы.
( Открывается доска)
А кто подпевает перелётным птицам? Правильно, синицы. Чему они радуются? Зимующие птицы прилетели к нам, чтобы встретить своих братев. Вы знаете этих птиц, ребята? Знаете. Тогда ответьте на вопросы:
- Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
- Какая птица любит воровать блестящие предмет? (Сорока)
- Какую птицу называют лесной кошкой? За что? ( Сову. Охотится ночью)
- Какая птица самая болтливая? ( Сорока)
- Вы правильно ответили на все вопросы. Что вы ещё знаете о птицах?
(выступают заранее подготовленные учащиеся)
1 – й ученик: Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)
Ведущий: Правильно. Я хочу вам рассказать об этой важной чёрной птице с белым носом ( показ на доске грача). Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнёздам. Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнёзд уцелело немного: ещё с осени многие из них разметал ветер, но старые капитальные постройки не поддались ему. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать – двадцать гнёзд.
2 – й ученик: Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырёхпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев чёрная, блестящая. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.
А у нас в саду жилец –
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
С солнцем скворушка встаёт,
Ест жучков, росинки пьёт.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
3 – й ученик: Я тоже хочу рассказать вам о птице. Кто она? Узнайте!
Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва. Лучится свет.
Ку – ку ! А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ?
- Правильно, это кукушка. Знают эту птицу по её пению, но немногим приходилось её видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам гости прилетела кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно – серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный ( до 18 см.). Гнездо кукушка не вьёт, а откладывает яйца в гнёзда других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех птиц, в чьи гнёзда будут отложены.Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По - разному реагируют на подложенное яйцо – одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца.
Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три – четыре дня. Всё, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, яйца.
4 – й ученик читает стихотворение М.Джалиля, в котором говорится о пении кукушки: Тихо в лесу.
Лишь звучит в отдаленье
Птицы какой – то
Грустное пенье:
Ку – ку! Ку – ку!
Это кукушка кричит на опушке
Сидя на высохшей
Дуба верхушке:
Ку – ку! Ку – ку!
Пела б кукушка
Весёлые песни,
Если б птенцы ее
Были с ней вместе:
Ку – ку! Ку – ку!
5 – й ученик: Отгадайте мою загадку. Что это за птица?
Спереди – шильце,
Сзади – вильце.
Сверху черненько суконце,
Снизу бело полотенце. (Ласточка)
- Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сине – черный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посередине. Городские селятся в долинах горных рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилась к жизни в городе. Строят свои гнёзда на стенах, карнизах, под балконами и крышами.
Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.
У ласточки – береговушки спинка бурая, брюшко грязно – белое. С широкой белой полосой на зобе и груди. Гнездятся они по обрывистым берегам водоёмов. Ласточки – береговушки делают норки от 50 до 150 сантиметров. В конце норы располагают гнездо.
Ведущий: Замечательно, ребята! Вы много знаете о птицах.
-Потрудились вы немало и, наверное, очень устали. Давайте проведём физкультминутку.
Летели две птички, собой невелички .
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
-Отдохнули? А теперь поиграем. Игра немного необычна. Называется она « Построим скворечник». Каждой команде я буду по очереди предлагать задание, а вы – выполнять. За каждое выполненное задание буду прикреплять на доске деталь скворечника. Какая команда быстрее соберёт скворечник, та и победит.
Задания:
1 – я команда: Прочитайте стихи о перелётных птицах.
Совушка – сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазами – хлоп – хлоп!
Ножками – топ – топ! (Народная песня)
Мы построили скворечню –
Дом великого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат:
-Мы хотим добавку –
Муху и козявку! ( Е.Тараховская)
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто в вышине
Поет, на солнышке сверкая:
-Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны. (В.Жуковский)
2 – я команда: Прочитать стихи об оседлых птицах.
-Пить.
Попить, - кричит щегол,
Стройный, пестрый
Щеголь – птица.
На репейник, как за стол,
Семена лущить садится.
На ветру бурьян садится.
На ветру бурьян колючий
Со щеглом качается,
Вьется тучей пух летучий,
И… обед кончается. ( А.Барто )
На дворе морозище –
Градусов под сорок.
Плачут воробьишки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробьишкам
На тарелке крупки:
-Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает, -
Потеряет валенки… (В. Звягина)
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную –
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Ворона! (В.Степанов)
Ведущий: Молодцы! Умницы! Обе команды заработали по одной детали скворечника. Вы так хорошо, выразительно читаете стихи! А сами сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуем. Я называю слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы:
Гол – (щегол).
Палка – (галка).
Шляпка – (оляпка).
Кораблик – (зяблик).
Макушка – (кукушка).
Капля – (цапля).
Париж – (чиж, стриж).
Птица – (синица).
Врач – (грач, дергач).
Корона – (ворона).
Ведущий: Вы хорошо справились с этим заданием и еще заработали по одной детали. Может, попробуем задание посложнее ? Согласны?
Внимание! Закончите стихотворные строки:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.. (соловей).
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это… (сова).
Я люблю непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый… (гусь).
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?.. (цапля).
В перевалку шел со льдин
К нам на праздник… (пингвин).
-Молодцы! Обе команды получают еще по одной детали для скворечника.
Вы уже близки к цели! Осталось совсем немного.
-Следующее задание потребует особого задания. Я буду медленно читать стихотворение а вы выписывайте только первую букву каждой строки и узнаете, о какой птице идет речь.
Зябко в лесу. Словно щеки горят,
Яркие гроздья рябины горят.
Бодрая птаха, готовясь в полет,
Лето с собою в дорогу зовет.
И улетает в осеннюю синь
Краткая звонкая песня: «Пинь – пинь!»
Чубчик тонкий тонкий вздернув вверх драчливо,
И, кружась, над нашей головой,
Беспокойно и нетерпеливо
Испокон веков кричит он: «Чьи вы?»,
Словно сторон жизни луговой.
Изящная корзиночка – гамак
Вплелась в прозрачный летний березняк.
Оттуда флейты нежной переливы
Летят в румяный день: «Фиу – ти – лиу».
Горит пичуга краской золотой,
А лес до края солнцем налитой!
Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны – вековушки.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам – зайцам души
Ночной зловещий хохот: «У – ху – ху!»
(зяблик, чибис, иволга, филин)
-Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таком скворечнике? Конечно нет. Сейчас вы научились строить скворечник из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом постройте настоящие.
-Каждый народ по – своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай. И я хочу рассказать о нем и пригласить принять участие в маленьком спектакле, который называется «Весну закликать, весну встречать». Что же это за обычай?
-в конце марта, 22 – го числа, отмечается на Руси русский праздник второй встречи весны. По народным наблюдениям с этого числа начинаются утренники – утренние заморозки, которые продолжаются сорок дней.
22 марта день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну. Этот обычай пришел к нам от греков. И он не должен умереть, потому что в любом обычае заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за особенностями природы.
-Женщины пекут из теста жаворонки, а дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают на самое высокое и сухое место – подоконник,
забор, ветви деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку.
Дети берутся за руки, становятся в хоровод, исполняют песенку:
Весна – красна,
На чем пришла?
- На крутику, на хомутику,
На сохе, на бороне,
На седой бороде.
- Кулички – жавороночки,
Прилетайте к нам на ладонечки
Овес клевать.
Как вы думаете, ребята, услышали птички нашу зазывную песенку? Ну а если некоторые еще в пути, далеко от нас, им нашу песенку передадут птички, которые сегодня здесь, у нас на празднике.
- А жаворонки потом снимают. Кто съедает их, а кто берет на память об этом дне, о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
Презентация "Встреча пернатых друзей
Презентация, которая может быть использована для проведения уроков, внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с перелетными птицами....
наши пернатые друзья в зимнее время
занятие о зимующих птицах...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
4 класс. Наши пернатые друзья
Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...
Альбом фотографий "Встречаем пернатых гостей"
Весной возвращаются в родные края птицы. Ребята 1 класса вместе со своими родителями решили помочь пернатым друзьям и сделали для них домики, которые развесили на территории школы....
Проект "Встречаем пернатых гостей"
Проект разработан для проведения в классе или небольшой школе. Цель: изготовить скворечники и разместить их в поселках, в лесу, на территории ОУ...