Внеклассное занятие "Деревенские посиделки"
тест (4 класс) по теме
Внеклассное занятие для учеников 4-ого класса.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским праздникам.
Развивающие задачи:
- развитие творческих способностей;
- формирование художественно-эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevenskie_posilelki.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским праздникам.
Развивающие задачи:
- развитие творческих способностей;
- формирование художественно-эстетического вкуса.
/Под музыку/
Зазывало:888
- Ой, вы гой оси, добры молодцы и красны девицы!
-Слушайте и глядите!
-Да не говорите, что не слыхом не слыхали,
-И видом не видали!
-Приглашаем Вас на посиделки!
-Собираются сюда гости желанные!
Ведущий 1.
- Добрый день и поклон
Вам, гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все родные.
Я смотрю на Ваши лица-
Хорошо, отрадно мне
Словно я в огромной,
Дружной и приветливой семье.
Ведущий 2
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья Вам, да радости!
Давно Вас ждем – поджидаем,
Праздник без Вас не начинаем.
У нас для каждого найдется
И местечко и словечко!
Ведущий 1
Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Выходи скорей,
Торопись, народ!
Ведущий 2
Открываются ворота,
Выходи ,кому охота!
А кому неохота,
Тоже выходи!
/ Под русскую народную музыку выходят дети, подыгрывая на народных инструментах/
Учитель
Каждый из Вас, стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого и дорогого с вашей улицы, с вашего дома, с вашего села. Вам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной.
Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только настоящее, но и прошлое. На уроках чтения и истории вы знакомитесь с далеким прошлым нашего народа, узнаете, собой представляло наше древнее государство – Киевская Русь, Какие народы ее населяли, какова их культура. Узнаете о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков.
Но и часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее. Все это находило отражение в его творчестве. А народ наш был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он.
Радости и печали, надежды и ожидания, мечта о счастье, все отразилось в творчестве наших предков.
Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.
Учитель
Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе и снова работа, кто вышивает, кто прядет, кто ткет…
/Девочки сидят за инструментами, работают./
Учитель
Но какая же работа баз песен
/Девочки поют/
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется.
Мы прядем , а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.
Учитель
А там и до пляски не далеко.
/Начинается хоровод под русскую народную песню « В хороводе были мы »
В хороводе были мы,
В хороводе были мы.
Были мы, были мы,
Были мы, были мы.
Кого надо видели,
Видели, видели,
Сокола-молодчика,
Молодца- молодца.
Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись,
Вправо, влево развернись,
Развернись, развернись,
Кому хочешь поклонись.
Поклонись, поклонись.
Ученик 1
-Собрались мы позабавиться.
Ученик 2
- Да потешиться.
Ученик 3
-Пошутить!
Ученик 4
-Поиграть!
Ученик 5
-Посмеяться!
/Все вместе с поклоном/
-Смех Вам да веселье.
Ученик 1
Припасли мы на Вас забавушки
На всякий вкус-
Кому сказку,
Кому правду,
Кому песенку.
Ученик 2
Небылицы в лицах,
Сидят в теремах – светлицах,
Щелкают орешки
Да говорят насмешки.
/Диалог хлопцев/
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Да один ворот остался.
-Фома, что из лесу идешь?
-Да медведя поймал.
-Так веди его сюда.
-Да он не идет.
-Ну так сам иди.
-Так он меня и не пускает.
/мальчик и девочка/
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит, надо идти.
Ведущий 1
А ну хватит Вам болтать,
Время пляску начинать.
Ведущий 2
Обойди хоть всю планету.
Лучше русской пляски нету,
Балалайка да гармонь
Разжигают в нас огонь.
Ведущий 1
Раздайся, народ!
Меня пляска берет!
Пойду попляшу,
На людей погляжу!
/ Инсценировка русской народной песни « Во кузнице…»/
Ведущий 1
Выйду на улицу,
Гляну на село.
Девчата гуляют –
И мне весело.
Ведущий 2
Эй, девчата - хототушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
/Девочки поют частушки/
Начинаю я припевку,
Первую, начальную,
Я хочу развеселить,
Публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Не хотела, я, плясать
Стояла и стеснялась,
А гармошка заиграла,
Я, не удержалась.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай парень,
Я еще молоденька!
А у нас во дворе,
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала - подружки.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулась назад,
Сапоги мои лежат.
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки!
Учитель
Устали девушки, присели и снова замелькали руки в работе. И вдруг…
Остановились руки, замерли все – что же произошло? А вот что!...
/Дети слушают сказку, которую рассказывает учитель./
Учитель.
А кто автор этой сказки? У нее нет автора. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их - был народ. Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.
/Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба»
Учитель
Жили – были дед да баба,
Была у них курочка – ряба.
Снесла курочка яичко.
Не простое – золотое.
/Сказка О.Высоцкой «Золотое яичко»/
Баба
Эй, старик, проснись быстрей!
Дед
Волки, что ли, у дверей?
Баба
Да смотри , что я нашла.
Под кустом яйцо снесла.
Дед
Ну, снесла, какое дело!
Баба
Да яйцо – то не простое.
А гляди-ка золотое.
Дед
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба
Погляди, горит как жар.
Дед
Не случился бы пожар!
Баба
Ох, горит, слепит глаза!
Дед
Чудеса!
Баба
Чудеса!
Дед
Ты в сундук запри его.
/Раздается стук в дверь/
Баба
Нету дома никого!
Ишь! Соседи, как назло
Ненароком принесло.
Дед
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду.
Накидают мне рублей
На сапог себе добуду
Я сибирских соболей,
Вот обновок накуплю я
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую
До краев набью сундук.
Дед
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам,
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба
Наказанье с глупым мужем!
Что ты старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед
Пусть смеются, мне не жалко!
Баба
Да уймись, ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед
Я хозяин или нет?
Баба.
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!
Дед
Ну чего ты затужила!
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба
И шубенку можно справить.
И поправить можно дом.
Дед
Только то, видать, надежно,
Что дается нам с трудом,
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба
Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенье, и соленья.
Дед и баба
Заходите без стесненья!
Учитель
А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, загадки. А какие -же посиделки без прибаутки и небылицы! Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики- разговоры, но самое главное – они всегда веселые. И звучат они красиво и запоминаются легко.
/Звучат прибаутки/
Сидит ворон на сосне,
А сова на другой,
Гой - пой -гой – пой на другой.
Гой - пой -гой – пой на другой.
У совы ворон пытает:
Кто в лесу гуляет?
Гу - гу - гу - гуляет
Гу - гу - гу - гуляет
Дровосеки гуляют –
Секут лес и валят,
Чах – чах – чах - валят
Чах – чах – чах – валят
И секут и кричат,
Испугать зверей хотят,
Тук – тук – тук – хотят.
Тук – тук – тук – хотят.
Учитель
Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:
-Ты чего сегодня делал?
-Рукавицы искал!
-Нашел?
-Нашел
-Где?
-Да за поясом.
-А ты куда шагаешь?
-За семь верст.
-Киселя хлебать?
-Нет, комара искать.
-Это которого же комара?
-Да того, который за нос меня укусить хочет
-Да он же при тебе.
-Где это при мне?
-Да на носу у тебя.
Учитель
Горит, потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене.
/Раздается стук в дверь/
Учитель
Кто это? Входите!
/Входит лесовик /
Лесовик
Здравствуйте, люди добрые!
Я пришел к Вам издалека.
Угадайте, где я живу, откуда пришел.
До со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.
- Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из леса. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки,
В кузовок берестяной.
- Что в нем лежит, вы, узнаете, коль загадки отгадаете.
Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под елкой крошка-
Только шапка да ножка.
/Достает из кузовка грибок/
В моем лесу растет кустарник,
А на нем мальчик – крошка,
В костяной одежке,
У этого мальчика шапочка зеленая
До ушей надвинута.
-Что это за мальчик?
/Показывает лесные орехи/
-В моем лесу под деревом,
Андрейки все в тюбетейках.
-Что это такое?
/Показывает желуди/
Лесовик.
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется узнать, кто загадает самую сложную загадку, и кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадывает:
Считалки:
На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три.
Кто вышел?
Это верно ты.
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот и вон пойдет.
Я сидела на рябине
Меня кошки теребили
Маленьки – котяточки.
Царапали за пяточки.
/Дети загадывают загадки/
- Сижу верхом, не ведаю на ком. / шапка /
- Сидит на ложке, свесив ножки. /лапша/
-Горя не знает, а горько плачет. /туча/
-Мужики без топоров срубили избу без углов. /муравьи/
Учитель
Быстро летит время. Вот и вспомнили мы старину. Ну, как говорится, без обеда не красна беседа.
/Входит мальчик с самоваром/
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй чай, чай, чай,
Уж ты, кумушка, встречай.
/Ставит самовар на стол/
Напекли мы для гостей
Много сладостей.
Не красна изба углами
А красна пирогами!
Приходите, приходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!
/Общий поклон. Под музыку дети уходят со сцены/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Новогодние посиделки"
В этом сценарии использовала русский фольклор....
«Посиделки в русской горнице» (внеклассное мероприятие)
Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой. Цели :1.Расширить кругозор детей об истории ...
Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»
Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...
Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"
Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....
внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"
Подборка стихов, песен по теме...
Внеклассное занятие "Посиделки"
Цель: создание условий для формирования творческой активности через изучение народного творчества.Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству. Закрепить зна...
Внеклассное мероприятие "Посиделки с осенними именинниками"для учащихся 1-4 класса
Как провести день именинника в школе? Много разных интересных способов! Мы опробовали форму давно забытых и так любимых посиделок! Взрослые и дети с удовольствием готовились к этому празднику, с...