Сценарий интерактивного праздника Масленица.
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Плавшич Алла Михайловна

Включен материал, позволяющий узнать об обычаи празднования Масленичной недели по дням. Сценарий проведения заключительного дня праздничной недели с "жиганием" куклы. В сценарии используются загадки, танец, докучные сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий   народного  праздника                         Масленица.

        В течение масленичной недели учащиеся  знакомились с обычаями каждого дня этой недели по радио и в пятницу провели   праздник – Масленица.  Праздник проводился в актовом зале для учащихся начальной школы.

Понедельник.

Ученик 1: Масленица – праздник весны, пришедший к нам от языческой веры.

Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицу из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями  несли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру, унося с собой людские трудности, невзгоды и неприятности. Также Масленицу приносили к сожжению  на высокое место. Эти обычаи дошли и до наших дней.

По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю. Главное угощение на Масленицу – блины. Детишки готовили ледяные горки, приговаривая стишки для Масленицы.

Каждому дню празднования Масленицы народ дал особое называние, с которыми будем знакомить вас  в течение этой праздничной недели.

Ученик 2:

Понедельник называется ВСТРЕЧА Масленицы.

В первый день Масленицы строились горы изо льда, проходили гулянья на санях, ребятишки вместе со старшими катались на качелях, которые делались специально к первому дню Масленицы. Люди устраивали потехи над ряжеными, скоморохами.

Также ходили в гости, делали подарки, но блины из дома нельзя было отдавать, чтобы не вынести свое богатство.

Вторник.

Ученица: - А, вот и я Масленица к вам пришла.

Ученик: Вторник – «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их. А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.

Ученица:

Ах, ты, Сашка-таракашка,

На сарай полезай.

Там кошку дерут,

Тебе хвостик дадут!

Ученик:

А у Машки на носу

Ели кошки колбасу!

Ученица:

Ты чего на весь свет раскричался, Будто в ухо тебе мух попался?

Ученик:

Кто-кто попался?

Ученица:

Мух!

Ученик:

Кто это мух?

Ученица:

Ребята, он не знает муха!

Вот у воробьихи муж - воробей,

У соловьихи муж – соловей,

У курицы муж – петух,

А у мухи муж будет – мух!

Два ученика:

Ваши вороны кверху пупом летят!

Две девочки:

А ваши дураки задравши головы глядят!

Среда:

Ученица: Среда – «лакомка». С этого дня пекли блины – желтые, круглые, горячие, как солнце. Ели блинов много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Ученик:

У кумы была сестрица

Печь блины –то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньки простор,

Друг на друга поглядели

И… блины-то все поели!

Ученица: В дни праздника дети обходили ищбы и выпрашивали блины такими словами…

Ученики (хором):

Подайте широкой Масленице!

Ученик:

Тетушка, не скупися,

        Масляным кусочком поделися!

Ученица: А, если хозяйка жадничала, ребята убегали со двора со словами:

Дети хором:

Паршивые блины по аршину длины.

Четверг:

Ученица:  Четверг назывался «широкий» или «разгуляй-четверток». Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.

Ученики исполняют частушки:

Ученица:

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Ученик:

Я на масленку катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

И милашку закатал.

Ученица:

У меня четыре шали,

Пятая пуховая,

Не одна я боевая…

Ученики хором: Все мы здесь бедовые!

Пятница:

Ученица: В пятницу и субботу устраивали посиделки, поэтому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали раешники, продавали чай, блины, сладости.

 

Сценарий интерактивного праздника.

На сцене весит большое  солнце.

Глашатаи:

Все! Все! Все на праздник!

Масленицу- встречаем, зиму – провожаем, весну – закликаем!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займешь – соседу достанется!

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

Спешите скорей, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Гостей давно мы ждем-поджидаем,

 Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

Конкурс загадок (читают глашатаи):

  1. – Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?  (солнце)

- Не зря с нашей сцены светит солнце, потому что это символ Масленицы.

2. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет.  (весна)

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках укатила.     (зима)

  1. Из - под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает.    (подснежник)

  1. Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут, как тут.      (снегирь)

  1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?    (март)

Появляется девочка в костюме Зимы:

 - Здравствуйте, люди добрые! Что тут за веселье?

Ведущий: А, мы Масленицу величаем, Весну поджидаем.

Зима: Как, Весну?  Кто приказал?

Появляется Весна:

- Твое время, Зима, закончилось. Ступай к себе спать.

Зима:

 Ну, нет. Я так просто не уйду. Давай силой мериться.

А, знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы заканчиваете.

- Скучен день до вечера, коли … (делать нечего)

- Без дела жить, только … (небо коптить)

- Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи)

- Делу время - …  (потехе час)

- Любишь кататься - …  (люби и саночки возить)

-  Труд кормит, …    (лень портит)

- Кто рано встает, ….  (тому Бог подает)

Зима:

- Ох! Ох! Мне здесь делать нечего!  (Убегает)

Весна:

- Холод, да метелицу

Прочь прогнали мы,

Эй, встречай с весельецем,

Проводы зимы!

Глашатый:

- Эй! Эй! Эй!

Что-то холодновато становится.

Девочка – плясунья:

- Давайте-ка спляшем кадриль!

Четыре пары танцуют «Кадриль».

Весна:

-Вот и пятница закончилась, пришла суббота – «Золовкины посиделки». Все ходили в гости на блины, в театрах давали представления.

Сценка№1- два мальчика:

1-ый: - Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

2-ой:  - Скажи.

1-ый: - Ты скажи, да я скажи, рассказать ли тебе сказку про белого бычка?

2-ой: - Скажи.

1-ый: - Ты скажи, да я скажи, да чего у нас с тобой получится, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Со словами 2-ого: - Скажи. Уходят

Сценка № 2 – Девочка:

- Жил – был царь. У царя был двор. На дворе был кол. На колу – мочало. Не сказать ли сначала?

Весна:

- А на улицах люди распевали частушки (выходят ученики и исполняют частушки):

Я на Масленку катался,                 Девки, Масленка идет!

Трое санок изломал.                      Кто нас покатает?

Ворона коня замучил,                    У Петруни во дворе

А милашку покатал.                        Сивка пропадает.

Купи, тятя, мне коня                        У меня четыре шали,

Вороные ножки.                                Пятая – пуховая.

Буду девочек катать                         Не одна я боевая

По большой дорожке.                     Все мы здесь бедовые.

Весна:

- И к вечеру субботнего дня все собрались на домашние посиделки.

Просмотр мультфильма «Масленица».

Весна:

- Чего только не случалось на масленичной неделе. Но всему приходит конец. Подошел и последний день – воскресенье, проводы Масленицы. В этот день прощались  с холодной зимой и с Масленицей.

Выносят куклу-Масленицу.

Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали.

Вот и мы  не будем менять русской традиции и простимся с нашей Масленицей до следующего года.

Выходят все участники праздника, встают вокруг куклы- Масленицы и с приговорками поднимают ткань, на которой изображен огонь:

Ты прости-прощай,

Зима-матушка.

Ты прости-прощай,

На нас не серчай,

Ждем тебя через годок

На осенний наш порог.

   Долго Масленка гуляла,

   Песни разные играла,

   Пожалела нам блина

   Гори, сатана!

С этими словами Масленица «догорает» ее убирают, а участники подходят на край сцены. Глашатай:

Праздник Масленицы проходил перед Великим постом. Желая очиститься от всего греховного, люди просили друг г друга прощения. Прощаясь, он говорили  друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою».  В ответ говорили: «Бог простит!» Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды. Не забудьте и вы попросить у своих родных и знакомых прощения.

- И мы просим прощения у вас.

- Простите нас люди добрые!

Весна:

- А, скажите-ка мне, какое главное лакомство на Масленицу?

- Верно, блины! Вот и мы приглашаем вас отведать блиночков!

Ребята выходят из зала и идут в столовую, где родители приготовили им угощение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА»

Сценрий весеннего праздника «МАСЛЕНИЦА» пригодится в работе с детьми учителям начальных классов.  В нем очень много интересного материала, касающегося этого праздника, конкурсы, стихи и ...

Сценарий православного праздника " Масленица".

Сценарий праздника " Масленица" : стихи, загадки, пословицы, песни,танцы....

Сценарий на праздник Масленицу для 3 класса

Описание материала: материал будет интересен учителям начальных классов и организаторам внеклассной работы. Мероприятие состоит из 3 этапов:1 этап мероприятия – мастер-класс по изготовлению куклы Масл...

Сценарий к празднику Масленица

Цель: Развивать сотрудничество и сотворчество в детском коллективе; между детьми и родителями.Задачи:Расширение знаний детей о традициях празднования Масленицы в России.Развитие творческих способносте...

Сценарий фольклорного праздника “Масленица’’ для детей 3 класса. (на улице)

Познакомить учащихся с праздником “Масленица”, дать представление  о народных традициях, обрядах; развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способности, вызвать по...

Сценарий фольклорного праздника "Масленица"

Приобщение детей к народной традиционной культуре...

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....