Сценарий интерактивного праздника Масленица.
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Включен материал, позволяющий узнать об обычаи празднования Масленичной недели по дням. Сценарий проведения заключительного дня праздничной недели с "жиганием" куклы. В сценарии используются загадки, танец, докучные сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проведение Масленичной недели со сценарием интерактивного праздника | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий народного праздника Масленица.
В течение масленичной недели учащиеся знакомились с обычаями каждого дня этой недели по радио и в пятницу провели праздник – Масленица. Праздник проводился в актовом зале для учащихся начальной школы.
Понедельник.
Ученик 1: Масленица – праздник весны, пришедший к нам от языческой веры.
Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицу из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями несли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру, унося с собой людские трудности, невзгоды и неприятности. Также Масленицу приносили к сожжению на высокое место. Эти обычаи дошли и до наших дней.
По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю. Главное угощение на Масленицу – блины. Детишки готовили ледяные горки, приговаривая стишки для Масленицы.
Каждому дню празднования Масленицы народ дал особое называние, с которыми будем знакомить вас в течение этой праздничной недели.
Ученик 2:
Понедельник называется ВСТРЕЧА Масленицы.
В первый день Масленицы строились горы изо льда, проходили гулянья на санях, ребятишки вместе со старшими катались на качелях, которые делались специально к первому дню Масленицы. Люди устраивали потехи над ряжеными, скоморохами.
Также ходили в гости, делали подарки, но блины из дома нельзя было отдавать, чтобы не вынести свое богатство.
Вторник.
Ученица: - А, вот и я Масленица к вам пришла.
Ученик: Вторник – «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их. А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
Ученица:
Ах, ты, Сашка-таракашка,
На сарай полезай.
Там кошку дерут,
Тебе хвостик дадут!
Ученик:
А у Машки на носу
Ели кошки колбасу!
Ученица:
Ты чего на весь свет раскричался, Будто в ухо тебе мух попался?
Ученик:
Кто-кто попался?
Ученица:
Мух!
Ученик:
Кто это мух?
Ученица:
Ребята, он не знает муха!
Вот у воробьихи муж - воробей,
У соловьихи муж – соловей,
У курицы муж – петух,
А у мухи муж будет – мух!
Два ученика:
Ваши вороны кверху пупом летят!
Две девочки:
А ваши дураки задравши головы глядят!
Среда:
Ученица: Среда – «лакомка». С этого дня пекли блины – желтые, круглые, горячие, как солнце. Ели блинов много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
Ученик:
У кумы была сестрица
Печь блины –то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньки простор,
Друг на друга поглядели
И… блины-то все поели!
Ученица: В дни праздника дети обходили ищбы и выпрашивали блины такими словами…
Ученики (хором):
Подайте широкой Масленице!
Ученик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ученица: А, если хозяйка жадничала, ребята убегали со двора со словами:
Дети хором:
Паршивые блины по аршину длины.
Четверг:
Ученица: Четверг назывался «широкий» или «разгуляй-четверток». Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.
Ученики исполняют частушки:
Ученица:
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Ученик:
Я на масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
Ученица:
У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая…
Ученики хором: Все мы здесь бедовые!
Пятница:
Ученица: В пятницу и субботу устраивали посиделки, поэтому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали раешники, продавали чай, блины, сладости.
Сценарий интерактивного праздника.
На сцене весит большое солнце.
Глашатаи:
Все! Все! Все на праздник!
Масленицу- встречаем, зиму – провожаем, весну – закликаем!
Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь – соседу достанется!
Приходите все без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждем-поджидаем,
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Пусть проходит праздник пышно!
Конкурс загадок (читают глашатаи):
- – Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
- Не зря с нашей сцены светит солнце, потому что это символ Масленицы.
2. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет. (весна)
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках укатила. (зима)
- Из - под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (подснежник)
- Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут, как тут. (снегирь)
- Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Появляется девочка в костюме Зимы:
- Здравствуйте, люди добрые! Что тут за веселье?
Ведущий: А, мы Масленицу величаем, Весну поджидаем.
Зима: Как, Весну? Кто приказал?
Появляется Весна:
- Твое время, Зима, закончилось. Ступай к себе спать.
Зима:
Ну, нет. Я так просто не уйду. Давай силой мериться.
А, знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы заканчиваете.
- Скучен день до вечера, коли … (делать нечего)
- Без дела жить, только … (небо коптить)
- Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи)
- Делу время - … (потехе час)
- Любишь кататься - … (люби и саночки возить)
- Труд кормит, … (лень портит)
- Кто рано встает, …. (тому Бог подает)
Зима:
- Ох! Ох! Мне здесь делать нечего! (Убегает)
Весна:
- Холод, да метелицу
Прочь прогнали мы,
Эй, встречай с весельецем,
Проводы зимы!
Глашатый:
- Эй! Эй! Эй!
Что-то холодновато становится.
Девочка – плясунья:
- Давайте-ка спляшем кадриль!
Четыре пары танцуют «Кадриль».
Весна:
-Вот и пятница закончилась, пришла суббота – «Золовкины посиделки». Все ходили в гости на блины, в театрах давали представления.
Сценка№1- два мальчика:
1-ый: - Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
2-ой: - Скажи.
1-ый: - Ты скажи, да я скажи, рассказать ли тебе сказку про белого бычка?
2-ой: - Скажи.
1-ый: - Ты скажи, да я скажи, да чего у нас с тобой получится, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Со словами 2-ого: - Скажи. Уходят
Сценка № 2 – Девочка:
- Жил – был царь. У царя был двор. На дворе был кол. На колу – мочало. Не сказать ли сначала?
Весна:
- А на улицах люди распевали частушки (выходят ученики и исполняют частушки):
Я на Масленку катался, Девки, Масленка идет!
Трое санок изломал. Кто нас покатает?
Ворона коня замучил, У Петруни во дворе
А милашку покатал. Сивка пропадает.
Купи, тятя, мне коня У меня четыре шали,
Вороные ножки. Пятая – пуховая.
Буду девочек катать Не одна я боевая
По большой дорожке. Все мы здесь бедовые.
Весна:
- И к вечеру субботнего дня все собрались на домашние посиделки.
Просмотр мультфильма «Масленица».
Весна:
- Чего только не случалось на масленичной неделе. Но всему приходит конец. Подошел и последний день – воскресенье, проводы Масленицы. В этот день прощались с холодной зимой и с Масленицей.
Выносят куклу-Масленицу.
Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали.
Вот и мы не будем менять русской традиции и простимся с нашей Масленицей до следующего года.
Выходят все участники праздника, встают вокруг куклы- Масленицы и с приговорками поднимают ткань, на которой изображен огонь:
Ты прости-прощай,
Зима-матушка.
Ты прости-прощай,
На нас не серчай,
Ждем тебя через годок
На осенний наш порог.
Долго Масленка гуляла,
Песни разные играла,
Пожалела нам блина
Гори, сатана!
С этими словами Масленица «догорает» ее убирают, а участники подходят на край сцены. Глашатай:
Праздник Масленицы проходил перед Великим постом. Желая очиститься от всего греховного, люди просили друг г друга прощения. Прощаясь, он говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». В ответ говорили: «Бог простит!» Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды. Не забудьте и вы попросить у своих родных и знакомых прощения.
- И мы просим прощения у вас.
- Простите нас люди добрые!
- А, скажите-ка мне, какое главное лакомство на Масленицу?
- Верно, блины! Вот и мы приглашаем вас отведать блиночков!
Ребята выходят из зала и идут в столовую, где родители приготовили им угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА»
Сценрий весеннего праздника «МАСЛЕНИЦА» пригодится в работе с детьми учителям начальных классов. В нем очень много интересного материала, касающегося этого праздника, конкурсы, стихи и ...
Сценарий православного праздника " Масленица".
Сценарий праздника " Масленица" : стихи, загадки, пословицы, песни,танцы....
Сценарий на праздник Масленицу для 3 класса
Описание материала: материал будет интересен учителям начальных классов и организаторам внеклассной работы. Мероприятие состоит из 3 этапов:1 этап мероприятия – мастер-класс по изготовлению куклы Масл...
Сценарий к празднику Масленица
Цель: Развивать сотрудничество и сотворчество в детском коллективе; между детьми и родителями.Задачи:Расширение знаний детей о традициях празднования Масленицы в России.Развитие творческих способносте...
Сценарий фольклорного праздника “Масленица’’ для детей 3 класса. (на улице)
Познакомить учащихся с праздником “Масленица”, дать представление о народных традициях, обрядах; развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способности, вызвать по...
Сценарий фольклорного праздника "Масленица"
Приобщение детей к народной традиционной культуре...
Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"
Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....