Зависимость - это неволя
материал (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие в 4 классе
Зависимость - это неволя
Учитель: Бабич Г.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavisimost-eto_nevolya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в 4 классе
Зависимость - это неволя
Учитель: Бабич Г.А.
Цель: формирование культуры потребностей.
Задачи: показать взаимосвязь вредных зависимостей и болезней; учить совершать добрые дела и поступки, сопереживать; привлечь родителей к работе по проблеме; провести практикум; воспитывать культуру потребностей и поведения; организовать двигательную и творческую активность; учить комментировать и делать выводы; подвести к выводу о необходимости иметь силу воли.
Предварительная работа: составление плана; подбор материала сказки; подбор действующих лиц и работа с ними; техническое обеспечение, музыкальное сопровождение; подготовка реквизита для выступлений; оформление помещения; подготовка и распечатка памяток; раздаточный материал для практикума; индивидуальные задания группам; подготовка и репетиция физкультминутки.
Участники: учителя, учащиеся, действующие лица сказки.
Форма проведения: сказка-игра.
Ход мероприятия
Зависимость - подчиненность другим при отсутствии самостоятельности, свободы.
Воля - способность осуществлять свои желания, поставленные пред собой цели; сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь.
По С. Ожегову
Учитель. Жил да был на свете мальчик,
И смышлен был, и умен.
Шел однажды по дороге
Да попал вдруг в сказку он.
Было в сказке той на диво
Все нарядно и красиво.
Мальчика все привлекало,
Дальше в сказку зазывало.
Шел он, шел да любовался,
Вдруг с Конфетой повстречался.
Конфета. Как зовут тебя, парнишка?
Какой славный ты мальчишка! Нет, не каждый попадает В знаменитое то царство, Что в народе называют Наше Сладко-государство. Удостоен ты той чести, -Говорю тебе без лести, Потому что ты - хороший. Твое счастье мы умножим. Ты будешь столько есть конфет, Пока не скажешь слово «нет».
Мальчик. Будет, видно, интересно.
Мне это царство неизвестно.
Так приветлива конфета,
Да и царство рядом где-то.
Конфета берет мальчика за руку, они делают несколько шагов. Вдруг рядом с ними появляется целый хоровод нарядных, разноцветных конфеток. Они образуют вокруг мальчика хоровод, танцуют и поют на мелодию «Утята».
Конфетки {поют).
В царстве нашем сладкий рай,
В рот конфеты набивай.
Мальчик, ты сюда попал не зря, не зря.
В изобилии всегда эта сладкая еда,
Эта сладкая еда у нас всегда.
Припев: Мы всегда готовы,
Дети, вам помочь.
Ешьте же конфеты,
Ешьте конфеты
И день и ночь.
Конфетки подают ему большую корзинку с конфетными фантиками, оформленными под конфеты. Мальчик имитирует поедание, отбрасывая в сторону все больше оберток. Наконец он насыщается.
Конфетки {друг другу).
Он ест и ест и ничего не замечает,
К тому ж обертки на пол он бросает.
Ни есть и ни вести себя он не умеет.
Вот интересно, сколько их он одолеет?
Все, достаточно конфет.
Говорю я слово «нет».
Конфетки все больше сжимают вокруг него свое кольцо, наступают на него. Достают горсти фантиков из карманов, осыпают ими мальчика, желая выпускать его из своего царства, повторяя при этом.
Конфетки. Попадет кто в наше царство,
В наше Сладко-государство,
Тот от нас уж не уйдет,
В сладостях он пропадет.
Все здоровье пропадет,
Кариес к нему придет.
Мальчик старается вырваться из конфетного круга, но напрасно. Вид-о, что он смирился со своей участью. Появляется королева Конфета.
Королева Конфета.
-Что, бороться ты устал?
К нам в зависимость попал?
Стал ты сладкого рабом,
Позабудь родной свой дом.
Вместе с нами оставайся.
В сладости живи, купайся.
Станешь толстеньким ты, славным,
Это будет так забавно.
Диатез к тебе придет,
Твоя кожа расцветет.
Будешь весь ты в сладости,
Вот мухам будет радости!
Мальчик (в отчаянии).
Что же мне делать?
Уж лучше б ел морковь я.
Ведь знаю, сладости
Вредны так для здоровья!
Куда же сила воли моя делась?
Наверное, далеко улетела.
Сказочные силы, помогите,
Волю мою сильную верните.
На свободу вырвусь я тогда,
Сладостей так много
Не буду есть я никогда!
Жужжа, появляется стая пчелок. Они летят и весело поют на мелодию песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Пчелки (поют).
Летаем мы, летаем в далекие края.
И все на свете знаем и видим все, друзья.
Летала чья-то воля и опускалась вниз,
Мы крикнули той воле:
«Держись, слышишь, держись!»
Припев: Ведь она, ведь она,
Детям всем она нужна: Мальчишкам и девчонкам, Братишкам и сестренкам.
(Обращаясь к мальчику.)
Тебе волю возвращаем,
Вот история какая!
Мальчик. Вот спасибо, помощи,
От сладостей уберегли.
Теперь сладкому в ответ
Очень твердо скажу: «Нет!»
(Отгораживаясь ладошками и наступая на конфеты.)
Нет, не буду столько есть конфет.
Хочу зубы я сберечь, здоровье.
И его я буду укреплять
Яблоками, зеленью, морковью.
Конфеты отступают.
Пчелы расправляют свои крылышки.
Пчела. Улетай отсюда с нами, улетай.
Лучше в сказке, мальчик, погуляй.
Полюбуйся на леса и поле
Да не забывай о своей воле.
Если снова где-нибудь ее оставишь,
Себе горя, неприятностей добавишь.
И мусор за собой не оставляй.
Не хочешь поднимать? Но поднимай.
Вопрос со сладостями ты преодолел?
И здесь совсем немного дел.
А чистота всем будет нам награда.
Скажи себе лишь только слово «надо».
Мальчик. Да, говорили как-то в школе,
Что слово «надо» - это ключик к воле.
Произносит «надо» и собирает все фантики в корзинку. Пчелы улетают, вокруг мальчика танцуют и поют цветы и травы - на мелодию песни «Вместе весело шагать».
Цветы и травы.
В сказке весело играть и резвиться.
И резвиться, и резвиться.
Будем вместе песни петь,
веселиться, веселиться, веселиться.
И цветы нам машут так с тобой приветливо.
В небе солнышко лучи свои развесило.
Ярко радуга построит в небе лесенку.
А мы вместе очень дружно споем песенку.
В сказке весло играть и резвиться, и резвиться,
и резвиться.
Будем вместе песни петь, веселиться, веселиться,
веселиться.
Мальчик. Спасибо, цветы, спасибо вам, травы.
Не знал я, поверьте, лучше забавы.
Пойду еще я в сказке погуляю.
Что-то еще я повстречаю.
Травы уходят, мальчик продолжает путь. Но вдруг, куда бы он ни пошел, на его пути появляется забор из сигарет.
Сигареты. Ну куда же ты пошел?
Здесь интересное нашел.
Ах, какой в нас аромат,
Он чарует всех ребят.
Оставайся, ты нам нужен,
Мы дымком тебя окружим.
(Окружают мальчика, поют на мелодию песни «Раз, два, три, повернись».)
Раз, два, три, повернись,
Сигаретам улыбнись,
Покури, позевай,
От других не отставай.
Только попробуй,
А если не понравится,
Всегда ты сможешь
От нас избавиться.
Мальчик. Так попробовать хочу,
Может, взрослее стану.
А если сигареты, как конфеты,
Возьмут и снова
Меня обманут?
А рука-то, а рука
Прямо тянется сама.
Где же моя сила воли,
Что придает мне сил, ума?
Сигареты. Не раздумывай, дружок.
Вот присядь-ка на пенек.
Сигаретку закури,
Аромат у нас внутри,
Сразу станешь сильным, взрослым
И добавишь много роста.
Мальчик. Сладко они говорят,
Привлекают всех ребят.
Предлагают свою сласть,
Чтоб нам в зависимость попасть.
Свою волю призываю,
Вред сигарет припоминаю.
Где ты снова, моя воля,
Может дома, может в школе?
Может, села на пенек
Сказочный съесть пирожок?
Ну же, быстрее появляйся,
Вместе со мной сопротивляйся.
(Сигаретам.)
Говорите очень сладко,
Да во рту после вас гадко.
После вас бывает рвота,
Мне курить вас неохота.
Помню, взрослые сказали,
Которые в зависимость попали,
Что все здоровье вы у них украли.
Слышен голос издалека.
Голос. Думай головой, сопротивляйся,
На сигаретный уговор не поддавайся.
Так сигареты детей всех манят,
Чтобы болели они, чахли
В их сизом, никотиновом дурмане.
А сигаретам что? Они сгорели, надымили.
Им - лишь бы денежки за них платили.
Появляются божьи коровки.
Божьи коровки.
Ты удержался, ну какой ты молодец.
И воля с нами подоспела наконец.
Забыл ее под деревом, когда ты отдыхал.
Ты - молодец! Ты волю вовремя свою позвал.
Теперь же окончательно в ответ
Мы вместе сигаретам скажем «нет».
(Имитируют сопротивление сигаретам, постепенно вытесняя их, поют.)
Сигареты - это яд!
Пишут так и говорят.
С вами нам не по пути,
Лучше вам от нас уйти.
Мальчик. Я хочу спортивным стать,
Я в футбол хочу играть.
Дым табачный - всем помеха,
Не добиться с ним успеха.
Быть отличником хочу,
Я прилежно все учу.
Никотин уму не нужен,
С сигаретой он не дружен.
Божьи коровки.
Сигареты, мальчик, брось, Чтобы зло не прижилось. Лучше нам от вас уйти, С вами нам не по пути. Мы улетаем, ты отдохни. Какая в сказке красота,
Взгляни!
Появляется добрая Фея.
Фея. Если в сказку попадешь,
Все сто чудес ты в ней найдешь.
Летать в ней можешь,
В страны дальние уплыть...
А хочешь сам волшебником побыть?
Проводится практикум «Побудь волшебником». Следующие действия может выполнять не только мальчик, но и все ребята класса - при наличии соответствующего раздаточного материала. Если нет возможности; показать все в игровой форме, используйте магнитную доску с набором картинок и фломастеры или маркеры.
Фея. Видишь, муравьишка ползет по дорожке?
Оттоптали хулиганы муравьишке ножку.
Ребята спасают муравьишку, дорисовывают или клеят ему недостающую ножку.
Фея. Все в порядке с муравьем,
Побежал он строить дом!
Старый дедушка идет
И никак не отдохнет.
Что хулиганы натворили -
Все скамейки поразбили.
Дети рисуют, собирают при помощи конструктора свои скамейки.
Фея. Благодарен дедушка,
Сядет, отдохнет,
А всех вас, ребят хороших,
Добрым словом помянет.
Но скучно дедушке в пути,
Поможем мы ему идти?
Проводится зарядка - шагают, поют, выполняют действия.
Зарядка
Вместе весело шагаем,
Свою песню напеваем:
Раз, два, три, раз, два, три,
Слышишь, под ноги смотри!
Далека наша дорожка,
Отдохнем пока немножко.
Раз, два, три, не зевай,
На пенечек приседай!
Отдохнули мы немного,
И опять пора в дорогу.
Раз, два, три, не скучай,
С нами песню запевай!
Вместе весело шагать,
Только нам пора отстать.
Раз, два, три, ты да я,
Снова в сказке мы, друзья!
Фея. Все вернулись, мальчик тоже.
Как зовут тебя?
Мальчик. Сережа.
Фея. В сказке нравится тебе?
Расскажи нам о себе.
Сережа. Я пока что - ученик.
Книжки я ношу, дневник.
На уроках я учусь,
Дома - тоже не ленюсь.
Есть компьютер у меня.
С ним могу сидеть полдня.
Фея (обращаясь к ребятам).
Что ж, оставлю я Сережу.
Посмотрю я, что он может.
Сможет он сказать в ответ
Компьютеру твердо «Нет!»?
Появляется Компьютер - персонаж, на голове которого корона из дисков, а в руках клавиатура, мышка.
Компьютер.
Ты позабыл совсем меня.
Где ж ты был целых полдня?
Долог был, я вижу, путь,
Пора со мною отдохнуть.
Помочь тебе смогли бы
Компьютерные игры.
Вот футбол, а вот стрелялки,
Картинг, бокс и догонялки,
А вот - войны звездные,
Страшные и грозные.
Сережа (обращаясь к Компьютеру).
Без тебя я так страдал.
Ведь полдня я не играл.
Здорово, сажусь играть,
Врагов мне надо всех догнать.
Сережа берет клавиатуру, мышку и начинает имитировать игру. Он ахает, кричит «здорово!», «догнал», «ура!», «поймал» и т. д.
Фея.
Час проходит, два проходит,
Сидит мальчик, не уходит.
Весь в компьютерной он власти.
Разгораются там страсти.
Кто-то где-то победил,
Всех врагов он истребил.
Кажется, ну сколько можно,
Будь, Сережа, осторожней.
Твои мышцы затекли, а глаза устали.
Различишь, где жизнь, где сказка,
Ты уже едва ли.
Пожалей свои глаза,
Ведь бежит уже слеза,
Что-то режет, не стерпеть,
Нет, не надо их тереть.
Просто с волей соберись
Да от экрана оторвись.
На то мальчик мне сказал:
Сережа. Ее я снова потерял...
Фея. Но на то она и воля,
Чтоб все делать правильно.
Она быстро собралась,
К мальчику отправилась.
Говорит...
Слышен голос.
Голос. Послушай, парень,
Волю снова ты оставил?
Позабыл ты обо всем:
Об уроках и про дом.
И о том, что пора лечь,
Что глаза надо беречь.
Сережа (обращаясь к голосу воли).
Ты - молодец, что постаралась,
Сама ты до меня добралась.
С тобою вместе мне легко сражаться,
Чтоб от компьютера быстрее оторваться.
Всегда тебя я буду слушать
И свое слово не нарушу.
(Обращается к Фее.)
Ох, глаза мои устали,
Все увижу я едва ли.
Как помочь моим глазам,
Можешь рассказать ты нам?
Фея предлагает всем детям выполнить зарядку для глаз.
Зарядка
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с. Повторять 6-8 раз.
- Быстро моргать в течение 1-2 мин.
- Закрывать веки. Аккуратно массировать их с помощью круговых движений пальцем в течение 1 мин.
- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
- Смотреть вдаль перед собой 2-3 с. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
- Голова неподвижна. Поднять глаза кверху. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз.
Далее - комплекс упражнений, выполняемый стоя.
1. Вытянуть руки вперед на ширину плеч на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза.
2. Встать перед окном. На расстоянии 25 см на уровне глаз на окне прикрепить метку (кружок 2-3 мм). Поочередно фиксировать метку и какой-либо объект за окном, расположенный на уровне метки. Повторить 8-10 раз.
Фея и Сережа раздают всем ребятам памятки с физкультминутками
глаз.
Сережа. Ох, устал я в сказке, братцы,
Столько мне пришлось сражаться!
Сделаю шажок-другой
Да из сказки к вам, домой.
Прощай, Фея.
Фея. И ты прощай.
Больше волю не теряй.
Сережа. Обещаю быть послушным.
Почему всем это нужно?
Если ты безвольным стал,
Значит, свободу потерял.
Ребята комментируют подобранные пословицы - работают в группах; домашнее задание они готовили вместе с родителями.
Пословицы
- «Безвольным стал - свободу потерял». (Примерный ответ. Стать безвольным, значит, стать от чего-то зависимым. У зависимого человека нет силы воли, которая помогла бы ему принять правильное решение. Зависимый человек находится в плену своих, чаще всего плохих, желаний, которые портят его здоровье и жизнь. Такой человек не свободен. Ведь свободный человек может принять любое решение, сказать своим желаниям «да» или «нет». А зависимый человек попадает в рабство своих желаний. Он не может сопротивляться, не может сказать «нет».)
- «Воля неволю одолеет». (Примерный ответ. Воля - это очень сильное и полезное человеческое качество. Благодаря силе воли человек становится сильным и свободным. Он может преодолевать свои плохие желания. Плохие желания могут возникать у многих людей. Человек безвольный поддается им и таким образом попадает в неволю, в зависимость от своих желаний. Такой человек не слушает свой ум, который приводит ему много примеров, как пострадали люди, которые пошли на поводу у своих вредных желаний. Если у человека есть сила воли, то она помогает ему прислушаться ко всем разумным доводам и примерам. И он уже в состоянии преодолеть свои плохие желания. Он прислушивается к тому, что советует ему ум. Глупые капризы и нехорошие желания уходят в сторону. Он преодолевает неволю, которая подталкивает его к плохому: поступкам, поведению, употреблению плохих слов, употреблению запрещенных веществ и т. д.)
• «И медведь в неволе пляшет». (Примерный ответ. Медведь - животное лесное и свободолюбивое. В лесу он живет, охотится и не танцует, конечно. Но когда медведя поймают, его начинают дрессировать. Под влиянием дрессировки у него развиваются определенные привычки. Например, танцевать, когда ему дают кусочек сахара или когда дрессировщик щелкает кнутом. И медведь уже становится зависимым и от дрессировщика, и от тех привычек, которые у него появились. В пословице говорится о медведе, а имеется в виду человек. Человек тоже становится зависимым от своих вредных привычек, как и дрессированный медведь. Попав в зависимость, он уже делает то, что диктует ему его привычка. Потому что он, как и медведь, находится в рабстве, в неволе у своих вредных привычек.)
Учитель и дети (вместе делают выводы):
- Зависимость доставляет человеку много хлопот, причиняет много бед.
- Сила воли помогает нам удержаться от плохих поступков.
- Силу воли надо использовать для добрых дел.
- Делать добрые дела вместе легче и интереснее.
- Чтобы не совершать плохих поступков, надо всегда держать волю при себе, никуда ее не отпускать.
- Человек должен быть вольным, свободным, а не рабом для того, чтобы он умел и мог сделать выбор. И этот выбор должен быть правильным. Человек должен рассуждать разумно. И точно знать, чему можно сказать «да», а чему - «нет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Прилетел кулик из заморья, нам весну принёс из неволья"
Фольклорный праздник...
"Зависимость -это неволя"
формирование культурных потребностей...
Изучение поведения глухаря в неволе.
Наблюдение за поведением глухаря в неволе....
"Серая неясыть в неволе"
Проектная работа "Серая неясыть в неволе" способствует вормированию экологических знаний о жизни сов (серой неясыти). Материал ожно использовать на уроках окружающего мира и во внеклассной работе....
"СЕРАЯ НЕЯСЫТЬ В НЕВОЛЕ" презентация
Презентация к проектной работе "Серая неясыть в неволе"...
Исследовательская работа "Жизнь ежей в неволе"
Исследовательская работа ученицы 4 класса заняла 1 место на районнной НПК "Первые шаги в науку"Гипотеза исследования: Ежей можно содержать в домашних условиях.Объект исследования...