"Прилетел кулик из заморья, нам весну принёс из неволья"
презентация к уроку (2 класс) по теме
Фольклорный праздник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_priletel_kulik_iz_zamorya....ppt | 2.79 МБ |
folklornyy_prazdnik.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закликание весны
А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
Жаворонок Кулик
Птичий рынок
В.Г. Перов «Птицелов»
Манок
В.Г. Перов «Птицелов»
Грач
Скворец
Жаворонок
Кулики
«Сороки» 22 марта «Благовещение» 7 апреля
Архангел Гавриил принёс Марии благую весть
1 апреля - Международный День птиц
Ястреб
«Птичьи заповеди»
Из правил поведения в природе
В парке, в лесу, на лугу ведите себя тихо и незаметно: внимательно слушайте и смотрите. Почему? Посторонний шум тревожит птиц, а тебе мешает быть наблюдательным.
После прогулки в лес или парк не оставляйте после себя полиэтиленовые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки. Почему? Эти предметы не гниют, загрязняют лес, препятствуют появлению растений, губят насекомых и мелких животных, затрудняют птицам, вьющим гнездо на земле, поиск места для его устройства, опасны для птенцов, слетевших на землю.
Не беспокойте птиц, когда они вьют гнёзда или высиживают птенцов. Почему? Это может вынудить птиц бросить наполовину построенное гнездо, а время, отвед ё нное для этого важного дела, ограничено. Если потревоженная птица слетает с гнезда с яичками, будущие птенцы могут погибнуть.
Обнаружив в лесу гнездо с птичьей кладкой, не касайтесь яичек руками. Почему? Яички можно случайно повредить. Кроме того, вы «метите» яички своим запахом. А в природном мире запахи являются важным сигналом для разных животных. Это может привлечь к гнезду врагов птиц или вынудить самих птиц отказаться от кладки.
Если вы нашли в лесу или в парке птенца, не трогайте его и не берите домой. Почему? Выходить птенца, подобранного в лесу, очень сложно и под силу только специалисту. А в природе у птенца есть шанс выжить: иногда птичьи родители продолжают кормить и охранять его даже на земле. Кроме того, птенец может оказаться слётком. Он еще плохо летает и не может от вас спастись. Но через день-другой ситуация изменится.
Не ловите птиц для забавы и не сажайте в клетку. Почему? Большинство диких птиц плохо переносят жизнь в неволе, тоскуют и быстро умирают. В качестве домашних любимцев лучше заводить птичек декоративных пород, выведенных специально для этой цели.
Пользуйтесь любым случаем, чтобы сделать для птиц что-нибудь полезное: устанавливайте кормушки в голодное для пернатых время, подсыпайте туда корм, участвуйте в развешивании птичьих домиков. Почему? Это помогает птицам выживать, увеличивает их поголовье и в весенне летнее время обеспечивает деревьям и кустарникам защиту от вредных насекомых. А еще в разнообразии и обилии птиц, в их пении проявляется красота природы.
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник
«Прилетели Кулики из заморья, нам весну принесли из неволья»
Ведущий. Уже давно пронеслись зимние праздники, Масленица. Со светлой надеждой мы всегда ждём весну. Наконец она приходит. Но как робки, как неуверенны её шаги: то и дело даёт о себе знать зимушка-зима, никак не хочет уходить!
И, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди давным-давно уже придумали весёлый и праздничный обряд… Какой? Заклинание весны! Веками складывались стихи, песни, чин хороводов, чтобы понадёжнее и повеселее призвать весну. А происходило это радостное событие 22 марта – в день весеннего равноденствия, в день солнцеворота.
В народе говорили, что в этот день «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется - равняется».
Птичий марафон начинается 22 марта. В этот день, согласно старинному обряду, в русских деревнях закликали перелетных птиц, несущих на своих крыльях весну.
Дети. /Обращаясь к матери/.
1-й Благослови, матушка, весну закликать.
2-й Весну закликать, зиму провожать.
3-й Пусть зима уходит прочь,
Пусти весну на порог.
Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря. /хором/
4-й Надоела ты нам, наскучила, наши рученьки приморозила, намучила! /звучит песня «Веснянка» в записи, презентация/
Ведущий. Хотя первыми из перелетных птиц возвращались грачи, считалось, что весну приносят жаворонки или кулики. Поэты в своих стихотворениях именно жаворонков называли гонцами весны, они «поднимают в небе трезвон» в ее честь и «поют ее приход».. В деревнях этим маленьким птичкам организовывали ритуальную встречу: ходили от дома к дому с закличками и попевками.
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите.
Нам зима-то надоела,
Она у нас весь хлеб поела!
1-й мальчик. Эти коротенькие заклички и есть старинные стихи-веснянки. В них дети, обращаясь к жаворонкам, куликам, к весне, просили принести «хлеба вольного, лета тёплого». Весну величали не потому, что всем надоела зима. Дети знали, насколько будущий урожай зависит от весны, от её щедрот и доброты.
2-й мальчик. Каждый отдельный куплет ребята повторяли несколько раз, а затем делали паузу и переходили к новой песенке.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам.
Тут кисели толкут,
Тут блины пекут!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам!
Принесите нам весну красну!
Красно солнышко, тёпло гнёздышко!
Чувиль-виль-виль,
Весна прикатила на колясочке.
Зима ушла на саночках!
Игра «Птицелов»
Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они будут подражать. На голове маски птиц. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке.
Птички весело поют
Ай! Птицелов идёт!
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую он выбрал. Играющий становится птицеловом.
Ведущий. Чествовали провозвестников весны и другим способом — отпуская на волю пойманных ранее птиц.
Ловить птичек, расставляя для них силки, было распространенным занятием деревенских мальчишек. Птиц ловили с разными целями: для забавы и на продажу. Продавали, как правило, птиц певчих, которые могли услаждать слух своих хозяев, сидя в клетках. Но были птички, которых ловили специально для весеннего обряда — чтобы их выпустить. Место торговли птицами стали называть Птичьим рынком. Впоследствии это название стало традиционным для рынка, где продают домашних животных.
На картине Василия Перова «Птицелов» изображены старик и мальчик, занятые в лесу ловлей птиц. Птицеловом является старик. Он лежит на земле в позе напряженного ожидания, с манком во рту. (Манок — особый свисток, издающий «птичьи» звуки и подманивающий птиц.) Старик держит в руках веревочку от силка, за которую в нужный момент требуется дернуть, чтобы птичка запуталась в сетях. Мальчик, помогающий старику, внимательно наблюдает за происходящим. На картине также видны клетки, в которых помещают пойманных птиц.
Весенний обряд, связанный с выпусканием птиц, описал в своем стихотворении «Птичка» А.С. Пушкин.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Ведущий. О приближении весны нам не надо говорить. Мы догадываемся об этом сами. Как? /Дни становятся длиннее, солнышко светит ярче./ А ещё об этом вещают птицы, которые возвращаются из дальних-дальних стран.
В записи звучит хоровое пение «Сбирались птицы» из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Ведущий. А теперь давайте угадаем, какие птицы к нам сегодня в гости прилетели. Слушай мои загадки!
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит.
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
В болоте плачет, а с болота не идёт.
Молодцы, всех птичек узнали. Они ведь тоже, как и мы, рады-радёшеньки наступлению весны.
Игра «Птица без гнезда»
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто стоит первым, т.е. ближе к кругу, - гнездо, а второй за ним – птица. В центре круга чертят небольшой кружок – там стоит водящий. Он считает: «Раз…» -игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на пояс; «Два…» игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо; «Три!» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая стремится занять своё дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд.
Ведущий. Народ давно приметил, что больше всего птиц прилетают с юга именно на 22 марта. Говорили, что «сорок сороков» птиц летят и весну-красну на крыльях несут. Солнце птичьим крылом заслоняется. День темнеет от птичьих стай.
Ещё в честь такого праздника в каждом доме пекли из теста птичек – жаворонков. Иногда их мазали мёдом. Дети с нетерпением ждали, когда испекутся "пташки", и, получив от матери птичку, которую они считали очень красивой, бежали на улицу. Ватаги ребятишек бегали по деревне, положив птичек на голову или высоко подняв их, надев на палочки. Они пели песенки-заклички, стараясь кричать как можно громче, и в это время сами напоминали стаи радостно возбужденных пташек. Стремление поднять жаворонка как можно выше имело магическое значение, оно должно было способствовать будущему урожаю. А ещё делали птиц из глины, из бумаги.. Все пели.
Появляются дети. Запускают бумажных птиц, дети говорят:.
Жаворонки, прилетите,
Весну-красну принесите.
Принесите весну
На своём хвосту,
На сохе. На бороне,
На овсяном хвосте.
Жаворонок, жаворонок,
Возьми себе сани.
А нам дай лето.
Возьми себе зиму,
А нам дай телегу.
Ведущий. Кончив свои песенки, дети начинали играть своими «жаворонками», а потом /если они из муки/ с аппетитом их ели, но, чур, есть надо было не всего «жаворонка», дети помнили, что его хлебная голова ещё может пригодиться. Её надо оставить. Словом, всё делалось примерно вот как.
Мальчик отдаёт хлебную головку маме.
Мальчик. На, мама, тебе головку «жаворонка», возьми. Как «жаворонок» высоко летал, так и твой лён пусть высоким будет. Велика у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лён у нас силён и головаст был.
Ведущий. Во многих песнях-закличках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести заветные ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто подземелье. Томилась в нём красавица весна, а заперла её злая зима. И теперь пришло время весне и зиме поменяться местами.
Утушка-ключница,
Прилети к нам из-за моря.
Принеси нам два ключа.
Два ключа золотых.
Отомкни весну тёплую.
Замкни зиму холодную.
Утушка-ключница, утушка-ключница,
Вылети за моря.
Вылети за моря. Вылети за моря.
Вынеси два ключа.
Вынеси два ключа, вынеси два ключа,
Два ключа золотых.
Отомкни весну красную,
Замкни зиму холодную.
Приведи лето красное.
Ведущий. Действительно, весна как будто откликалась на зов людей. И вот на наших глазах, в считанные дни пробуждалась жизнь на полях, под пение начинала прорастать буйная зелень. Вечерами молодёжь водила весёлые и добрые хороводы. В старину не было пьянства и табакокурения. Всё было чинно, спокойно, а значит, надёжно и радостно. Родители, как теперь, не переживали за своих чад.
Начало весны по церковному календарю ознаменовано двумя важными праздниками - Сороками и Благовещением. Сороки отмечают 22 марта в память о погибших за христианскую веру сорока мучениках. Благовещение же стоит наравне с такими великими праздниками, как Рождество и Пасха. Согласно легенде, в этот день 7 апреля архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии благую весть, сообщив ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет сын Божий. В этот день говорили: «Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт».
Согласно живописным традициям — и на Руси, и в Европе, — Святой Дух изображается в виде белого голубя.
И вот в этот день Патриарх Москов ский и всея Руси выходил на Соборную площадь Кремля и выпускал в небо белоснежных голубей. Это очень красивый и радостный обычай.
Между языческим праздником жаворонков и православным праздником Благовещения на временной оси располагается еще один «птичий день» — Международный день птиц. Впервые в России его отметили в 1924 г. по инициативе школьного учителя Мазурова из Смоленской области. А в 1926 году он утвердился в нашей стране и был связан в первую очередь с юннатским движением. Юные натуралисты по всей стране весной строили домики для птичьих гнездовий и развешивали их на деревьях. Отмечали День птиц в первое воскресенье апреля. О празднике забыли, когда пришло в упадок юннатское движение. Однако в 1998 г. он был восстановлен и приурочен к 1 апреля. Мы посвящаем этому празднику игру.
Игра «Птицы»
Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные – птицы. Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: кукушка, ласточка, жаворонок, воробей, грач. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка:
- За чем пришёл?
- За птицей.
- За какой?
Ястреб называет, например, кукушку. Она выбегает, ястреб её ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птичек.
Ведущий. А знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу, в парке, словом, на природе?
Давайте их вспомним.
- В парке, в лесу, на лугу ведите себя тихо и незаметно: внимательно слушайте и смотрите.
Почему? Посторонний шум тревожит птиц, а тебе мешает быть наблюдательным.
- После прогулки в лес или парк не оставляйте после себя полиэтиленовые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки.
Почему? Эти предметы не гниют, загрязняют лес, препятствуют появлению растений,
губят насекомых и мелких животных, затрудняют птицам, вьющим гнездо на земле,
поиск места для его устройства, опасны для птенцов, слетевших на землю.
- Не беспокойте птиц, когда они вьют гнёзда или высиживают птенцов.
Почему? Это может вынудить птиц бросить наполовину построенное гнездо, а время, отведённое для этого важного дела, ограничено. Если потревоженная птица слетает с гнезда с яичками, будущие птенцы могут погибнуть.
- Обнаружив в лесу гнездо с птичьей кладкой, не касайтесь яичек руками.
Почему? Яички можно случайно повредить. Кроме того, вы «метите» яички своим запахом.
А в природном мире запахи являются важным сигналом для разных животных. Это может привлечь к гнезду врагов птиц или вынудить самих птиц отказаться от кладки.
- Если вы нашли в лесу или в парке птенца, не трогайте его и не берите домой.
Почему? Выходить птенца, подобранного в лесу, очень сложно и под силу только специалисту. А в природе у птенца есть шанс выжить: иногда птичьи родители продолжают кормить и охранять его даже на земле. Кроме того, птенец может оказаться слётком.
Он еще плохо летает и не может от вас спастись. Но через день-другой ситуация изменится.
- Не ловите птиц для забавы и не сажайте в клетку.
Почему? Большинство диких птиц плохо переносят жизнь в неволе, тоскуют и быстро умирают. В качестве домашних любимцев лучше заводить птичек декоративных пород,
выведенных специально для этой цели.
- Пользуйтесь любым случаем, чтобы сделать для птиц что-нибудь полезное:
устанавливайте кормушки в голодное для пернатых время, подсыпайте туда корм, участвуйте в развешивании птичьих домиков.
Почему? Это помогает птицам выживать, увеличивает их поголовье и в весенне-летнее время обеспечивает деревьям и кустарникам защиту от вредных насекомых. А еще в разнообразии и обилии птиц, в их пении проявляется красота природы.
Ведущий. Сегодня мы отмечали день встречи весны, помогали нам в этом жаворонки. Выходят дети, встают в хоровод.
Приди, весна красная,
Приди, весна ясная,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Ведущий. Ребята, вот и закончился наш праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Старинный замор. 4 класс. проектная работа
Этот проект можно выполнять на уроках ИЗО по теме "Западная Европа в средние века"...
Презентация: "Б.Н. Куликов - донской поэт".
Презентация содержит материал, посвещенный жизнедеятельности известного донского поэта и писателя Б.Н.Куликова....
Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)Цели: • воспринимать на слух тексты в испо...
Раздел «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
Презентация к уроку литературного чтения по разделу "О весна, без конца и без краю". Первый урок раздела по учебнику "Литературное чтение" УМК "Школа 2100"....
Что делать, если ребёнок принёс двойку
Советы родителям...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100».Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100»Конспект составила учитель начальных классов : Семикопенко Г.Н.Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…&raq...