Внеклассное мероприятие "День птиц"
методическая разработка на тему
Уже более века орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Внеклассное мероприятие посвящено этому дню. Цель праздника: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_ptic.docx | 88.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник "День птиц"
Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.
I.Звучат голоса птиц (аудиозапись)
II.Стихи о весне
Весна идет!
Рассеялись туманы -
Кто знает, где теперь их пелена
И вновь видны луга, поля, поляны.
Весна идет!
В наш край идет весна!
Весна идет!
Уже расцвел подснежник -
Зовет весь мир очнуться ото сна
Снимают горы белые одежды.
Весна идет!
В наш край идет весна. (Кобзев И.)
То вдруг прольется ливнем бурным,
То хлынет золотом с высот,
То облаком почти скульптурным
Себя у окон пронесёт.
А то распустит хвост павлиний
В нависшей капле дождевой,
Или доверчивый и синий,
Несёт по лужам яркий свет,
Над ним закат огни колышет,
А он не в силах отойти -
Старается как можно выше
Весь этот пурпур вознести.
И всё же, мраку уступая,
Вдруг вспомнит, отходя ко сну,
Как, серебром пересыпая,
Творят пернатые весну. (Присяжных Ю.)
Песня 2-4 класс «Весенняя капель»
Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный праздник. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев. Уже более века орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена. Международному дню птиц и посвящена наша встреча. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.
Ведущая 1:
Весной всё вокруг оживает, возрождается. Солнце ярче и веселее светит, нежно ласкает ветерок, изумрудом налилась молодая травка, набухли почки на деревьях. Перелётные птицы возвращаются в родные края.
Ведущая 2:
По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья... Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель... Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка... Тихими осторожными шагами ступает весна.
Песня о весне (7 класс)
Ведущая 1:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Ведущая 2:
С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник школьников, который называют Днем птиц и отмечают в нашей стране с 1924 года.
В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц – не сад, лес без птиц – не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок.
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.
Ведушая 1. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Кто же и когда прилетает к нам ?
(1 -3 класс) Ребята, отгадайте загадки, а мы расскажем об этих птицах.
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица …(грач). Слайд 3 На шесте - дворец, Во дворце – певец, А зовут его…(скворец) Слайд 4 | Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара. А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. Эта птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. Практически одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. |
Своё гнездо он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения! (жаворонок) | |
Слайд 5 | |
Прилетает к нам с теплом, | Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. |
Путь проделав длинный. | |
Лепит домик под окном | |
Из травы и глины. (ласточка) | |
Слайд 6 |
|
Прилетел к нам, наконец, | Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов. |
Самый лучший наш певец. | |
Дни и ночи напролёт | |
Он поёт. (соловей) | |
Слайд 7 |
|
Это старый наш знакомый: | В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету. |
Он живёт на крыше дома. | |
Он летает на охоту | |
За лягушками к болоту. (аист) Слайд 8 |
Ведущий 2. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Звучит запись «Голоса птиц». Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц
Ведушая 1.
- Синь-синь!- посвистывает синица.
- Чи –чи ! Чи-чи!- вторит ей чиж.
- Гра-гра!- представляется грач.
- Сквор – сквор! – поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.
Мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
1 ведущий. Мы встречаем наших пернатых друзей новыми квартирами. Добро пожаловать!
(Выставка домиков для птиц)
Конкурсная программа
2 ведущий: Сегодня мы говорим птицам спасибо, и наш праздник в их честь.
На сцену приглашаются команды лучших птицеведов и птицелюбов «Синицы» и «Ласточки». Приветствуем их!
1 ведущий. Оценивать их знания и находчивость будет жюри в составе: Евдокимовой Е.Н., Третьяковой Я.Н.,
2 ведуший: Слово предоставляется командам.
1 ведущий.
Для начала 1-ый конкурс – «Разминка». За две минуты необходимо ответить на максимальное количество вопросов. Жюри – время!
1 ведущий.
Вопросы команде «Синицы»
Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? Грачи.
Почему кедровку называют кедровкой?
Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? Тетерева, рябчики.
Что такое «птичье молоко»? Конфеты
Какую птицу в народе называют воровкой? Сороку
Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Береговая ласточка, щурка, зимородок.
Какая птица самая маленькая в мире? Колибри.
2 ведущий
Вопросы команде «Ласточки»
Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.
Какая птица самая большая в мире? Африканский страус.
По чему ползает поползень? По дереву
Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? Стрижи.
Почему глухаря называют так: глухарь? Во время токования птица ничего не слышит.
Какие птицы образуют пары на всю жизнь? Лебеди, гуси
Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник?
1 ведущий.
2-ой конкурс. «Птичьи разговоры».
Команды получают карточки, с помощью стрелок показать, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
- Гуси крякают
- Соловьи кричат
- Журавли гогочут
- Утки свистят
- Вороны ухают
- Ласточки воркуют
- Голуби каркают
- Синицы щебечут
- Совы пищат
2 ведущий: Пока наши команды выполняют задание, мы поиграем.
Игра со зрителями
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Ведущий: Что неправильно, почему?.
Дети : Мухи – это насекомые.
Ведущий Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети хлопают.
Ведущий :Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Ведущий:. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Дети хлопают
Ведущий: Молодцы!
Послушаем жюри.
3-ий конкурс. «Чьи клювы и лапы» .(Необходимо определить каждой команде, чьи клювы и лапы , кто быстрее и передать жюри)
2 ведущий.
4-ый конкурс «Птичьи профессии»
А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Команды получают карточки и с помощью стрелок соединяют признаки и названия птиц.
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Ответы:
Птица-рыболов – баклан. Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.
Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка иволга. Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке самого высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель ласточка. Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша кукушка.
3-й конкурс: « Почтовый ящик».
На адрес нашей школы пришло три письма . Угадайте, кто их написал.
Учитель читает письмо – описание для каждой команды.
- « У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
Ответ: синица.
- «Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?
Ответ: полозень.
- «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
Ответ: щегол.
Жюри оценивают конкурс.
6-й конкурс: «Восемь птиц»
В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Команды получают карточки с текстом.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Сценка 6 класс
Сценка "Птицы, помогите!"
Ведущий: Потеплело, снег растаял,
Птицы с юга прилетят.
Расцветет, зазеленеет
Скоро наш весенний сад!
Появляется Егор со скворечником.
Егор: Я старался, что есть сил,
Птицам домик мастерил,
Прилетайте хоть сейчас,
Хватит места в нем для вас!
(Подбегает Вася, взлохмаченный, шапка набекрень).
Вася: Привет, Егор! Куда идешь?
Что на плече своем несешь?
Егор: Привет! Работал, что есть сил,
Скворечник новый смастерил!
Ведь с юга прилетят друзья,
Им без жилья никак нельзя!
Вася: Не понял я, что за друзья?
Егор: Ты что, не заметил?
Настала весна!
Скоро птицы вернутся в наш сад,
Весело их голоса зазвенят!
В саду прилажу я домик для них,
Пусть выводят птенцов в нем своих. (Уходит)
Вася: И я приготовлюсь к прилету друзей,
Побегу за рогаткой своей поскорей! (Убегает)
(Летят Скворец, Скворчиха, подлетают к старой скворечне).
Скворец: Поселимся в старой скворечне с тобой,
Счастливой, веселой и дружной семьей!
И вырастим вместе ребят,
Наших чудесных скворчат!
(Выбегает Вася, в руках рогатка)
Вася: Ну орут! Оглохнуть можно!
Тишины найти здесь сложно!
Ну-ка, Кот, сюда иди,
Коготки им покажи!
(Выбегает Кот, с криком: "Мяу!", разгоняет скворцов.
Скворец и Скворчиха прячутся в скворечнике).
Кот: Мяу, мяу, мяу!
Как я удал!
Всех скворцов поразогнал!
(К Коту подбегает Егор)
Егор: Ах, злодей, ты что надумал?
Прочь отсюда убегай!
Не позволю птиц тревожить,
В раз устрою нагоняй!
(Кот убегает, за ним Егор)
Вася: Это мы еще посмотрим,
Заступаться вздумал он.
Жизнь веселую покажем
Этим птицам мы с Котом!
(Стреляет из рогатки по домику, птицы вылетают)
Скворец: Не рад нам Вася - это факт,
Раз у него рогатка,
Покинуть нужно этот сад,
Не будет здесь порядка! (Улетают)
(Вася ложится под дерево, нога на ногу, мечтает)
Ведущая: Покинули птицы сад поскорей,
А время идет вперед.
Сад зеленеет, сирень цветет,
Но кто же сюда ползет?
(Выползают "Вредители")
Тля: Какой чудесный уголок!
Нет не единой птицы!
А зелени сколько,
Ну просто рай!
Тут жить да веселиться!
Жук: Мы захватим этот сад,
Не вернем его назад!
Зелень любим поедать,
Нас отсюда не прогнать!
Вредители хором:
Все на пути своем
Источим, изгрызем!
Вася (спрятавшись за дерево):
Со всех сторон ползут, летят,
Шуршат, жужжат, грызут, едят!
И гусеницы, и жуки!
Егорка-а-а, помоги-и-и!
Кот (из-за дерева): Со всех сторон ползут, летят,
Так нас самих они съедят!
Вася: Их тысяч может двести!
Не сладить нам и вместе!
Я ничему уже не рад,
Погибнет наш зеленый сад!
(Выбегает Егор)
Егор: Как такое могло случиться?
Ведь в нашем саду живут птицы!
Вася: Да нет, не живут, я вел себя гадко.
В скворцов я стрелял из вот этой рогатки.
Егор: Эх ты, стрелок!
Нужно птиц возвращать
Скорее в весенний наш сад
Всех позвать! (Зовет)
Егор: Мои добрые друзья!
Прилетайте все сюда!
Нужно сад скорей спасать,
Прилетайте помогать!
(Летят скворцы)
Скворец: Погибнуть можно в этом саду,
Недавно из рогатки
В наш домик и в мою семью
Стрелял мальчишка гадкий!
Вася (бросая рогатку): Мне очень стыдно перед вами,
И извиниться я хочу!
Моими станьте вы друзьями,
Спасите сад, я вас прошу!
Теперь я понял, наконец,
Что сада лучший друг - скворец!
Скворец: Ну если нет рогатки,
Тогда вперед, скворчатки!
(Налетают на вредителей и прогоняют их)
Ведущий: Без устали клюют скворцы
И гусениц и мушек,
Чтоб вдоволь ели с вами мы
И яблоки, и груши!
Скворец: Фью-фью, так-так! Отбой, отбой!
Закончен бой, Закончен бой!
(Кот выходит медленно, виновато)
Кот: Я тоже не буду птиц обижать,
Иначе враги нападут опять!
А вы меня не забывайте кормить,
И птичек в саду я не буду ловить!
Егор: А что скворцы скажут?
Скворец: Ну что ж, мы согласны остаться!
И гусениц больше не стоит бояться!
Егор: Чтобы от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря.
Вася: Всегда, в любое время года
Берегите птиц, друзья!
Жюри оценивает конкурс.
1 ведущий. И последний конкурс для команд. Это домашнее задание.
Номера команд
1 ведущий. А теперь пришла пора подвести итоги.
Слово жюри.
Наше жюри оценило ваше участие в празднике и лучшие знатоки птиц, а также активные участники награждаются знаками «Юный орнитолог».
Стихи об охране птиц (5 класс)
1 ведущий Ребята, запомните, птицы – часть родной природы, и мы должны их оберегать, им помогать, не разорять птичьих гнезд, не трогать птенцов.
2 ведущий Давайте с птицами дружить и этой дружбой дорожить!
Звучит песня "Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.
"Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Припев:
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев:
2 ведущий
.Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране-
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
1ведущий: На этом наше мероприятие заканчивается. Изготовленные вами домики для птиц мы разместим в школьном парке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"
Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...
Внеклассное мероприятие "Птицы весной"
Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...
Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"
На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....
Внеклассное мероприятие "Птицы весной"
классный час...
Внеклассное занятие «Птицы зимой»
Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....
Внеклассное мероприятие "Птицы - зто красота и тайна"
Данное внеклассное мероприятие познакомит обучающихся с птицами и их повадками. Дети узнают о значении птиц в жизни человека....
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...
Комментарии
Мероприятие проводится с
Мероприятие проводится с обучающимися 1 - 9 классов.