Утренник "Я пошёл в археологи. чтобы стать поэтом."
классный час (1 класс) по теме

Гвоздева Наталья Владимировна

Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова

                                 2. развивать творческое воображение.

                                3. отрабатывать навыки выразительного чтения.

Утренник о творчестве В.Берестова. Дети знакомятся с биографией  и творчеством поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gvozdeva_n._v._utrennik_po_v.berestovu.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      -1-

                       Сценарий  утренника.

Тема:  «Я  пошёл  в  археологи,  чтобы  стать  поэтом».

                                                                             В. Берестов.

Цель:  1.Познакомить  детей  с  творчеством  В.Д.Берестова.

             2. Развивать  творческое  воображение.

             3. Отрабатывать  навыки  выразительного  чтения.

Оборудование: 1. Портрет  писателя.

                             2. Книги  писателя.

                             Детские  рисунки  к  произведениям  В.Берестова.

                           Ход  утренника.

Оформление  класса:

1.Портрет  писателя  В.Берестова.

2.Выставка  детских  рисунков  к  произведениям  писателя.

3.Выставка  книг  писателя.

4.На  доске  слова  «Я  пошёл  в  археологи,  чтобы  стать  поэтом.»

                                                                                              В.Берестов.

5. Стихотворение.

        Если  кто-то  с  места  сдвинется,

        На  него  котёнок  кинется.

        Если  кто-нибудь  покатится,

       За  него  котёнок  схватится.

       Прыг-скок!  Цап-царап!

        Не  уйдёшь  из  наших  лап!

Учитель:  Дорогие  ребята!

                  Давайте  хором  прочитаем  стихотворение,  написанное  на  доске.

                  Вам  знакомо  это  стихотворение?

                  Как  оно  называется?

                 (На  доске  появляется  название  стихотворения  «Котёнок».)

                  А  кто  автор?

                   Правильно.  Сегодня  мы  собрались  вместе,  чтобы            

                  познакомиться  с  творчеством  Валентина  Дмитриевича  

                 Берестова.

(Ученики  читают  стихотворение  «Серёжа  и  гвозди».)

                                        -2-

                      Серёжа  и  гвозди.

             1.Сотрясается  весь  дом:

               Бьёт  Серёжа  молотком,

              Покраснев  от  злости,

               Забивает  гвозди.

             2. Гвозди  гнутся,

                 Гвозди  мнутся,  

                 Гвозди  извиваются,

                 Над  Серёжею  они

                 Просто  издеваются-

                 В  стенку  не  вбиваются.

             3. Хорошо,  что  руки  целы.

                 Нет,  совсем  другое  дело –

                Гвозди  в  землю  забивать.

                Тук! – и  шляпки  не  видать.

                Не  гнутся,

                Не  ломаются,

                Обратно  вынимаются!

Ученица:  Валентин  Дмитриевич  Берестов  родился  в  1928  году в  городе  

                  Мещовске  под  Калугой  в  семье  учителя  истории.  Может  быть

                  Поэтому  много  стихов  у  В.Берестова  о  школьной  жизни.

Ученик.     Где  право,  где  лево.

   

                 Стоял  ученик

                  На  развилке  дорог

                  Где  право,

                  Где  лево,

                  Узнать  он  не  мог.

                  Но  вдруг  ученик

                  В  голове  почесал

                  Той  самой  рукою,

                  Которой  писал

                 И  мячик  кидал,

                 И  страницы  листал,

                 И  ложку  держал,

                 И  полы  подметал.

                 «Победа», - раздался

                 Ликующий  крик:

                Где  право,

                              -3-

               Где  лево,

              Узнал  ученик.

Ученица:                          Уроки.

         

                         Учил  уроки.  Повторял  уроки.

                         Уроки  сделав,  на  уроки  мчал.

                         Как  слушал  ты  уроки  на  уроке!

                         Как  у  доски  уроки  отвечал!

                         Учился  с  каждой  четвертью  упорней.

                        Твой  табель  взгляд  родителей  ласкал.

                         И  ты  был  счастлив…

                         И  Новый  год,  сверкающий,  волшебный,

                         Как  эпизод,  входил  в  твой  год  учебный.

                         Ты  только  на  каникулах,  бывало,

                         Мечтал  пилотом  стать  иль  моряком.

                         А,  возвратившись  в  школу,  для  начала,

                         Мечтал  ты  лучшим  стать  учеником.

                         И  ты  был  прав.  Умение  учиться

                         Не  менее,  чем  знанья,  пригодится.

Учитель:   А  сейчас  отгадайте  загадки.  А  к  каждой  отгадке  ребята  прочитают  стихотворение  В.Берестова  об  этом  предмете.

(Одна  группа  ребят  загадывает  загадки  о  школьных  предметах,

дети  отгадывают.  Другая  группа  ребят  читает  небольшие  стихи  об  этих  предметах.

Загадки.                                                                                 Стихи.

1.Ты  беседуй  чаще  с  ней                                                      Учебник.

   Будешь  вчетверо  умней.                              – Учитель  у  меня  в  портфеле!

               (книга-учебник.)                              - Кто? Быть  не  может! Неужели?

                                                                          -Взгляни, пожалуйста! Он-тут!

                                                                            Его  учебником  зовут.

2.В  этой  узенькой  коробке                                           Пенал.

   Ты  найдёшь  карандаши,                             Карандаш  в  пенале  мается,

   Ручки,  перья,  скрепки,  кнопки,-               Но  зато  он  не  ломается.

  Что  угодно  для  души.                                 Ручка  в  темноте  находится,

                       (пенал.)                                       Но  зато  легко  находится.

                                        -4-

3.То  я  в  клетку,  то  в  линейку,                                   Тетрадки.

    Написать  по  ним  сумей-ка!                      Тетрадки  в  портфеле  шуршали,

   Можешь  и  нарисовать…                             Что  в  жизни  важнее,  решали.

   Что  такое  я  ?                                                Тетрадка  в  линейку  бормочет:

                   (тетрадь.)                                         -Грамматика!-

                                                                             А  в  клетку  тетрадка  ворчит:

                                                                             - Математика! –

                                                                              На  чём  примирились

                                                                              Тетрадка  с  тетрадкой,

                                                                              Для  нас  до  сих  пор  остаётся

                                                                                                              загадкой.

4.Стальной  конёк                                                            Ручка.

   По  белому  полю бегает,                              Буквы  напечатанные –

  За  собой  фиолетовые  следы                        Очень  аккуратные.

                                    оставляет.                       Буквы  для  письма

                           (ручка.)                                     Я  пишу  сама.

                                                                             Очень  весело  пишется  ручке:

                                                                             Буквы  держат  друг  дружку  за

                                                                                                                       ручки.

                                                                             - Ой,  мамочки! – сказала  ручка.

                                                                              - Что  значит  эта  закорючка?

                                                                              -Чернильная  ты  голова,

                                                                               Ты  ж  писала  цифру  «2».

5.Грамоты  не  знаю,                                                    Карандаш.

  А  весь  век  пишу.                                             Я – малютка  карандашик,

           (карандаш.)                                                Исписал  я  сто  бумажек.

                                                                               А  когда  я  начинал,

                                                                               То  с  трудом  влезал  в  пенал.

                                                                                Школьник  пишет  и  растёт,

                                                                                Карандаш – наоборот.

Ученик.

«Когда  мне  было  четыре  года,  в  моей  жизни  произошло  чрезвычайно  важное  событие:  я  научился  читать.  Это  было  очень  кстати.  Ведь  именно  тогда  создавалась  наша  детская  литература…  Помню,  как  я  стоял  у  ворот  и  ждал,  не  идёт  ли  почтальон  со  свежим  номером  «Чижа»  или  «Дружных  ребят».  (Детские  журналы.)  С  тех  самых  пор  я  навсегда  полюбил  детскую  литературу  и  детских  писателей»,- вспоминал  В.Д.Берестов.

                                   -5-

Ученица.

Стихи  Берестова  вам,  ребята,  знакомы  с  раннего  детства.  Они  очень  весёлые,  легко  запоминаются.

Сейчас  у  нас  викторина  по  стихам  поэта.  Ребята  будут  вам  читать  отрывки,  вы  должны  отгадать  название  стихотворения  и  по  возможности прочитать  это  стихотворение  до  конца.

               Мяч.

         Бьют  его,  а  он  не  злится.

         Он  поёт  и  веселится,

         Потому  что  без  битья

         Нет  для  мячика  житья.

                   Юла.

           Куклы  вальс  танцуют  старый,

           Пара  кружится  за  парой,

           А  юла,  юла,  юла

           Пары  так  и  не  нашла.

          Кто  с  юлой  подружится,

          Тот  совсем  закружится!

                   Тропинка.

         Тропинка- тропа,  ты  меня  подвела,

         Какою  ты  крепкой,  тропинка,  была,

         Какою  сухою  и  звонкой!

        Но  дождик  прошёл…Я  повсюду  брожу

        И  только  тропинку  мою  обхожу

        Сторонкой.

                   Курица  с  цыплятами.

      Куд-куда?  Куд- куда?

      Ну-ка,  ну-ка  все  сюда!

      Ну-ка  к  маме  под  крыло!

      Куд- куда  вас  понесло?

                   Коза.

      В  дверь  вошло  животное

       До  того  голодное

      Съело  веник  и  метлу,

      Съело  коврик  на  полу,

      Занавеску  на  окне

       И  картину  на  стене,

       Со  стола  слизнуло  справку

     И  опять  пошло  на  травку.

                                        -6-

             Безделушка.

        Посадили  игрушку  на  полку,

        И  бедняжка  грустит  втихомолку,

        Что  она  не  игрушка,

         Что  она  безделушка,

        От  которой  ни  проку,  ни  толку,

        Посадили  игрушку  на  полку.

Ученик.

Литературная  деятельность  у  В. Берестова  началась  так.  «В  1942 году  в  Ташкенте,  куда  мы  с  мамой  и  братом  были  эвакуированы,  я  набрался  смелости  и  показал  свои  стихи  К.И.Чуковскому.  Эта  встреча  и  стала  определяющей  в  моей  дальнейшей  жизни,»-  писал  В.Берестов.  Дружба  с  С.Я.Маршаком  и  А.Н.Толстым  сыграла  важную  роль  в  становлении  В.Д.Берестова  как  писателя.

Ученица.

В  творчестве  писателя  есть  повести,  рассказы,  очерки  и  переводы.

Сегодня   ребята  для  вас  покажут  инсценировку  одного  из  рассказов  В.Берестова.

                                    Злое  утро.

Действующие  лица:

автор,

волчата,

волчица,

волк.

Лес  просыпается,  шелестит,  журчит,  шумит:

- Доброе  утро!  Доброе  утро!  Доброе  утро!

Просыпаются  и  волчата  у  себя  в  норе:

-  Доброе  утро,  мамочка!  Доброе  утро,  папочка!

Родители  хмурятся.  Они  всю  ночь  рыскали  по  лесу,  никого  не  загрызли  и  очень  сердиты.

- Утро  не  всегда  бывает  добрым, - ворчит  мама-волчица. – Потому-то  порядочные  волки  по  утрам  спать  ложатся.

- Щенки!- злится  папа-волк. – Лучше  бы  вы  меня  укусили,  чем  говорить  такие  слова.  «Добрррое  утррро!»  Разве  так  должны  встречать  друг  друга  порядочные  волки?

- А  как,  папочка?  Мы  не  знаем, - скулят  волчата.

Папа-волк  подумал,  подумал  и  рявкнул:

-А  вот  как!  Злое  утро,  дети!

                                 -7-

- Злое  утро,  папочка!  Злое  утро,  мамочка! – радостно  подхватывают  волчата.

И  так  они  весело  визжат,  крича  эти  страшные  слова,  что  родители  не  выдерживают:

- Доброе  утро,  малыши!  Доброе  утро!

Учитель.

Что  хотел  сказать  нам  автор?

Чему  научить?

Ученица.

В  1951  году  окончил  В.Берестов  Московский  государственный  университет,  по  специальности  археолог.

Учитель.

Кто  такие  археологи?

(Археолог  -  учёный,  изучающий  прошлое  человечества  по  вещественным  источникам.)

Ученица.

В.Берестов  помимо  литературы  увлекался  историей,  много  путешествовал,  участвовал  в  археологических  раскопках  в  Новгороде,  в  Средней  Азии.

(Несколько  ребят  читают  стихотворение  «Как  первобытные  люди  нашли  друг  друга.»)

                                Как  первобытные  люди  нашли  друг  друга.

                            Раз  первобытные  дети

                            Пошли  в  первобытный  лес.

                            И  первобытное  солнце

                             Глядело  на  них  с  небес.

                            И  встретили  дети  в  чаще

                            Неведомого  зверька,

                            Какого  ещё  ни  разу

                            Не  видывали  пока.

                           Сказал  первобытный  папа:

                           «Что  ж,  поиграйте  с  ним.

                           Когда  он  станет  побольше,

                           Мы  вместе  его  съедим.»

                                           -8-

                           Ночь  Первобытные  люди

                           Спят  первобытным  сном.

                          А  первобытные  волки

                           Крадутся  во  мраке  ночном.

                          Беда  первобытным  людям,

                          Во  сне  беззащитным  таким,

                          Как  часто  звериное  брюхо

                          Могилою  делалось  им!

                          Но,  злых  людоедов  почуяв,

                          Залаял  отважный  зверёк

                          И  этим  людей  первобытных

                          От  гибели  он  уберёг.

                        С  папой  ходить  на  охоту

                        Он  начал,  когда  подрос.

                        Так  другом  стал  человеку

                        Весёлый  и  верный  пёс.

Ученик.

Первый  сборник  стихов  В.Берестова  « Отплытие»  вышел  в  1957  году.  Тогда  же  в  Детгизе  вышла  книжечка  для  дошкольников  «Про  машину».  С  этого  времени  книги  Валентина  Берестова  появлялись  регулярно.

Ученица.

А  теперь,  ребята,  угадайте  к  каким  стихотворениям  дети  нарисовали  рисунки.

(Учительница  показывает  рисунки, а  дети  называют  к  какому  стихотворению  они  нарисованы.)

Ученик.

Творчество  Валентина  Дмитриевича  Берестова  многогранно:  стихи  о  любви,  о  природе  и  поэтические  познавательные  книги  об  интересных  археологических  находках,  о  радостях  и  буднях  кропотливого  труда  археолога.  Творчество  поэта  пронизано  весельем  и  простотой.  И  пожалуй,  особенно  ярко  эти  черты  поэтической  натуры  писателя  проявились  в  его  книгах  для  детей.  В.Берестов  всем  своим  творчеством  утверждает,  что  детство- сердцевина,  стержень  «человека  будущих  времён».  Поэтому  и  создаёт  он  светлые,  поэтические  произведения  в  стихах  и  прозе  для  совсем  маленьких  читателей,  подростков  и  юношей.

                                     -9-

Учитель.

Мы  прчитали  сегодня  много  стихов  В.Берестова.  Надеюсь,  они  вам  понравились  и  вы  сами  прочитаете  ещё  много  стихов  этого  автора.  А  закончим  мы  нашу  встречу  ещё  одним  стихотворением  Валентина  Дмитриевича  Берестова.

                               Знакомый.

                   Сегодня  вышел  я  из  дома.

                  Пушистый  снег  лежит  кругом.

                  Смотрю – навстречу  мой  знакомый

                   Бежит  по  снегу  босиком.

                   И  вот  мы  радости  не  прячем.

                   Мы -  неразлучные  друзья,

                   Визжим,  и  прыгаем,  и  скачем,

                   То  он,  то  я,  то  он,  то  я.

                  Объятья,  шутки,  разговоры.

                  - Ну,  как  живёшь?  Ну,  как  дела? –

                  Вдруг  видим,  кошка  вдоль  забора,

                  Как  тень,  на  цыпочках  прошла.

                  - Побудь  со  мной  ещё  немного! –

                    Но  я  его  не  удержал.

                  -Гав!  Гав! – сказал  знакомый  строго,

                   Махнул  хвостом  и  убежал.

                                     -10-

Литература:

  1. «Просвещение».  «Начальная  школа»  1991г.  №1
  2. «Просвещение».  «Начальная  школа.» 1991г.  №2
  3. «Малыш».  Москва.  «Жаворонок».  1989г.
  4. Оса.  Росстани – на – Каме.  1995г.  «Слово  о  писателе - на  урок».
  5. Дрофа.  Москва.  2005г.  «Писатели  в  начальной  школе».

                                          Учительница  начальных  классов.

                                          Гвоздева  Наталья  Владимировна.

                                        МОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа№4»

                                                      г.  Урай. Тюменской  обл.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ваш ребёнок пошёл в школу" 1 класс

В данной статье подобрана необходима необходимая информация по данной теме...

10 шагов, чтобы стать хорошим родителем

рекомендации родителям по виспитанию детей...

Сценарий утренника "Осень в произведениях поэтов, художников, композиторов"

В литературно- музыкальной композиции показано изображение осени в творчестве русских поэтов и композиторов (использована и пьеса А.Вивальди)...

"34 занятия, чтобы стать отличником"

Рабочая программа по английскому языку «34 занятия, чтобы стать отличником» разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373), на основе «Внеу...

Введение в Археологию. Часть 1. Археология - "наука лопаты".

Курс археологии для начальной школы....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествуем с археологами. Профессия археолог" (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование умения обучающихся об археологии как наука и профессииЗадачи урока Дидактические1. Познакомить обучающихся с понятием врхеоло...