Праздник "Прощай, Азбука!"
классный час (1 класс) по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

 

  В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник "Прощание с азбукой"

Цель:  В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.

Задачи:

  1. Повторить изученные звуки и буквы;
  2. Способствовать раскрытию талантов у учащихся;
  3. Формировать у учащихся самооценку своих достижений.
  4. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
  5. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего “я”.
  6. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
  7. Прививать бережное отношение к книгам.

Учитель:

Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но страницы «Азбуки» учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. И вот наше увлекательное путешествие от А до Я  подходит к концу.

Исполняется песня "Чему учат в школе".

Входит Азбука.

Азбука.

- Здравствуйте, дети!

Я – Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать,

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

(Дети поют частушки.)

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

 Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!

В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.

Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
"Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!"

Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?


Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.

Азбука.

- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?

(Выслушивает ответы детей).

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.

А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.

А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв азбуки (слайд 6) – «Азбука» (слайд 7)

Учитель:

- Спасибо тебе, Азбука, за интересный рассказ.

- Дорогая Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Будь нашей гостьей! А ребята покажут тебе, чему они научились с твоей помощью.

Азбука.

- Спасибо за приглашение!

Ученик.

Смех и слезы, радость и печаль

 За полгода довелось нам испытать.

 Но стараний наших нам не жаль –

 Книги нам легко теперь читать!

Ученик.

 В день осенний, в день чудесный

 В класс несмело мы вошли.

 "Азбуку" - для всех подарок –

 На столах своих нашли.

Ученик.

 Вдоль картинок мы шагали,

 По ступенькам-строчкам шли.

 Ах, как много мы узнали!

 Ах, как много мы прочли!

Ученик.

 Был наш путь не очень долгим,

 Незаметно дни бегут.

 А теперь на книжной полке

 Нас другие книжки ждут.

Ученик.

 Тем, кто любит приключенья,

 Мы откроем свой секрет.

 Дети (хором).

 Увлекательнее чтенья

 Ничего на свете нет!

Голос из-за угла: Незнайка. "Как это нет?! Чего вы врете?"

Вбегает Незнайка.

- Ой! Куда это я попал?

Азбука.

- Во-первых, здравствуйте! Кто вы такой?

Незнайка.

- Я – Незнайка! Знаете такого?

- А что вы тут делаете?

(Отвечают дети)

Азбука.

- У ребят сегодня праздник – «Прощание с Азбукой».

Незнайка.

- Я тоже хочу на праздник!

Азбука.

- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, в каком классе ты учишься?

Незнайка.

- Я нигде не учусь!

Азбука.

- Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?

Незнайка.

- А зачем мне это надо? Я – Незнайка!

Азбука.

- Ребята, а вы можете объяснить Незнайке, зачем надо учиться читать и писать?

Азбука.

 А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь. Мы тебе сказки называть будем, но с ошибкой в названии, а ты эти ошибки исправлять будешь.

Незнайка.

Это для меня пустяки! Дело житейское!

 

Азбука.

В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

«Сказочная викторина»

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10. Луковый мальчик. (Чипполино.)

11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Азбука.

Молодцы. Вы очень хорошо знаете сказки.

Незнайка: А я умею стихи сочинять и загадки загадывать. Вот послушайте.

Учитель:

Ну, как, ребята, послушаем «Незнайкины стихи». Если вдруг Незнайка ошибется, все хором поправьте его.

Незнайка:        

              Вот послушайте.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно   ВРАЧЕЙ                                        (грачей)

Незнайка:        

               Ну, подумаешь, разочек ошибся.

               Слушайте лучше дальше.

Синеет море. Перед нами

Летают майки над   ВОЛНАМИ                                (чайки)

Незнайка:        

              Неужели опять ошибка? Не может быть!

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался   ДОМ                (сом)

Незнайка:        Я не понимаю, почему вы смеетесь, а мне не хлопаете. Поэты любят аплодисменты. Я понял, вы, наверное, просто невоспитанные дети и сами ничего  не знаете.

         Ученик:

              Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать,

И постепенно, понемногу

Все ученики хором:        Мы научились все читать.

Ученик:

              Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

 - Прочти, пожалуйста, прочти!

Ученик:

              Не надо умолять сестрицу:

 - Ну прочитай еще страницу!

Не надо ждать, не надо звать,

А просто взять и прочитать.

Ученик:

              Не надо умолять сестрицу:

 - Ну прочитай еще страницу!

Не надо ждать, не надо звать,

А просто взять и прочитать.

Ученик:

             Букв когда-то мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Учитель:

- Ну, хорошо. А вот скажи, пожалуйста, ты любишь играть в игры?

Незнайка.

- Конечно, люблю!

Учитель:

- Тогда попробуй вместе с ребятами сыграть в игру «Ремонт».

Прошу отремонтировать слова.

Здесь обычные слова,

Все их знают, каждый,

В них стояла буква «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одна

(Только не сначала).

Но сегодня… - Вот дела!

Буква «а» сбежала.

Ну и ну! Простыл и след!

Где набрались прыти?

Срочно дайте мне ответ,

Букву отыщите!

Прошу вас, ребята, провести ремонтные работы.

На доске магнитные буквы:

БРБН     СТРТ    СТКН     НГРД

Выходят 3 ученика и Незнайка.

Ребята составляют слова, Незнайка переставляет буквы беспорядочно.

- Кто поможет Незнайке?

Незнайка.

 Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Незнайку

лучшего в мире Знатока!

Учитель.  Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился.

Незнайка.

 Я обязательно научусь! Теперь я понял, как важно уметь читать! Кто много читает, тот много знает.

Учитель:

Чтоб пыл веселья не угас, чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас на танец поскорее.

Дети танцуют Танец маленьких утят.

Азбука.

Ребята, давайте познакомим Незнайку с гласными и согласными буквами.  

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат.

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

(Выходят ребята с названными буквами, держатся за ёжика, нарисованного на ватмане).

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

(Выходят ребята с названными буквами, держат в руках модель окошка, смотрят в окно, улыбаются).

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха!

(Выходят ребята с названными буквами, держат петуха, нарисованного на ватмане).

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!

(Выбегают остальные дети).

Каждый ребёнок рассказывает стихи на свою букву.

Азбука.

Приглашаю вас  на парад.

(Дети выходят с плакатами-буквами).

А

А - начало алфавита, тем она и знаменита.

А узнать ее легко - ноги ставит широко.

Б

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

В

Вот буква В видна вдали — красивая, витая.

Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.

Г

Перед вами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Д

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

Е

Е на грядке пригодилась -

Вместо грабель потрудилась.

Ё

Е и Ё - родные сестры,

Различать сестер непросто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Ж

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом, точно жук, издает жужжащий звук:

ж - ж - ж - ж!

З

З - непросто завитушка,

З - пружинка, крендель, стружка.

И

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Й

Букву Й зовут "и кратким",

Й, как И, в твоей тетрадке.

Чтоб Й не путать с буквой И,

Сверху галочку пиши.

К

Это - Ж, а это - К:

Целый жук и полжука.

Л

Алфавит продолжит наш

Буква Л - лесной шалаш.

М

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

это мы». А между тем

получилась буква М.

Н

На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

О

Посмотри на колесо

и увидишь букву О.

В старом дереве дупло,

Ну, совсем, как буква О.

П

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Р

Дрожу от страха до сих пор!

- воскликнуло полено.

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

С

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Т

Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

У

Удобная буква! Удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

Ф

Филин, в книжку залетев,

Превратился в букву Ф.

Х

Х - забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

ветра вольного подружка.

Ц

Посмотри, вот буква Ц:

с коготочком на конце.

Коготок - царапка, как кошачья лапка.

Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Ш

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Щ

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? Ну что же?

Ъ

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик - Ъ, чтобы не облиться.

Ы

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы -

Все мы знать ее должны.

Ь

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Э

Буква Э на С дивится, словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка, только нету языка.

Ю

Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось: получилась буква Ю.

Я

Посмотрите на меня, разве я не хороша?

Не худющая, как А, и не толстая, как Ш!

Ножку вправо отведу к букве я соседней,

Не хочу теперь в ряду я стоять последней!

Азбука.

Ай-ай-ай, мне очень стыдно и за алфавит обидно.

Как ты можешь, буква Я, подводить сейчас меня?

В алфавите всем известно: хвастунишкам тут не место!

Знают буквы все отлично: якать просто неприлично.

Буквы людям все нужны, этим буквы и дружны.

Дело тут совсем не в месте, дело в том,… Что мы - ВСЕ ВМЕСТЕ.

СЦЕНКА.


Всем известно буква "Я"
В азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно!

Интересно?

Интересно!

Ну, так слушайте рассказ!

Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":


- Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

- Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.

- Срам! –

Сердито "эс" сказало.

"Вэ" кричит:

- Воображала!

Проворчала "Пэ":

- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Рассказчик. "Я" затопала ногами.

Буква Я.

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

- Хорошо!
Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда,
Стало быть,
Твоя!

Буква Я.

- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А "Я"!

Рассказчик.

Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела -
Написать она сумела
Только:
"Я - я - я - я - я!"

Буква Х.

Как зальется буква "Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!

Буква О. "О" от смеха покатилось!

Буква А. "А" за голову схватилось!

Буква Б. "Б" схватилось за живот..

Рассказчик.

Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

Буква Я.

- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".

Буква Ю.

- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква "Я"
Всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!

Незнайка.

 Сколько же вас много. Я сразу и не запомню.

Учитель:

А чтобы буква Я не огорчалась, мы поиграем с вами в игру, которая называется «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы, дружно хлопая в ладоши, отвечайте: "Это я, это я, это все мои друзья!" или, топая ногами, говорите: "Нет, не я, нет, не я и не все мои друзья!" Итак, начинаем.

Игра "Это я"!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

- Это я...

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Нет, не я...

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!

- Это я...

Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?

- Это я...

Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

- Нет, не я...

Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!

- Нет, не я...

Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?

- Нет, не я...

Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?

- Это я...

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

- Это я...

Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?

- Нет, не я...

Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!

- Это я...

Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!

- Это я...

Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

- Нет, не я...

Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!

- Это я...

Учитель:

Молодцы, ребята, вы такие же дружные, как и буквы нашего алфавита.

Ученик:

                Дружат гласная с согласной,

  Составляя вместе слог

  Ма – и – ша, а вместе – Маша –

  К нам явилась на урок.

Ученик: 

                Сколько в слове гласных,

  Столько и слогов.

  Это знает каждый из учеников.

Ученик:

                Если слоги встанут рядом –

 Получаются слова:

 Ты – и – ква, а вместе – тыква,

 Со – и – ва, итак, – сова.

Ученик:

               Соединили мы два слова,

  И предложение готово:

                Дождь идет.

                Гремит гроза.

                Улетела стрекоза.


Азбука.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.

Дети, поставьте буквы на свои места. 

  1. Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.
  2. На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.
  3. У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.
  4. На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
  1. Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)
  2. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей)
  3. Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
  4. Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)
  5. Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда. (лодку)
  6. На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)


Незнайка.

Ой, я, кажется, понял. Ребята столько всего знают, потому что умеют читать. А еще у вас есть верные друзья и помощники – буквы.

Ученик: 

             Ты эти буквы заучи,

              Их три десятка с лишним

А для тебя они ключи

Ко всем чудесным книжкам.

         Ученик:        

              В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

        Ученик:        

              С тобою вдруг заговорит

Молчавшая страница.

Тебе дорогу озарит,

Взмахнув крылом, Жар-птица.

Все ученики хором:        Тебе чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я»

Учитель:        

              Азбуку прочли до корки

Всем по чтению «пятерки».

Одолели вы науку медленного чтения

И теперь вам выдают удостоверения.

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

(выдача удостоверений)

Ученик:         

              Потрудились мы немало,

Много слов мы прочитали,

Позади нелегкий труд,

Впереди нас книги ждут.

Ученик:        

               Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

Ученик:        

              До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.

Все ученики хором:        Спасибо, тебе, Азбука!

Здравствуй, Литературное чтение.

Песня «АЗБУКА» слова З.Петровой, муз. А.Островского

Незнайка. Ребята, я очень хочу научиться писать и читатать и я понял, что в этом мне поможет Азбука. Я отправлюсь с Азбукой в страну Знаний. Можно?

Азбука. Прощайте, ребята! Желаю вам интересных встреч и открытий на страницах

 книг!

ко100чка, ви3на, 40а, по2л         

Роща, свеча, чудо, щавель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...