Внеклассное мероприятие "Символы государства"
классный час (2 класс) по теме
Районный конкурс методических разработок
родительских собраний и классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект классного часа | 549 КБ |
презентация по символике РФ | 1.48 МБ |
prezentaciya.ppt | 2.07 МБ |
prilozhenie.doc | 984.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Магдагачинского района
Районный конкурс методических разработок
родительских собраний и классных часов
Классный час
Государственные символы
Российской Федерации
Автор: Чумак Татьяна Михайловна,
Классный руководитель 4 «А» класса
МОБУ Тыгдинской СОШ
Тыгда 2013 г.
Классный час для учащихся четвертых классов
Государственные символы Российской Федерации.
В начальной школе (1-4 классы) главное внимание уделяется первоначальному знакомству учащихся с государственными символами России.
Ознакомление детей с символами своего государства – гербом, флагом, гимном – традиционно является одним из элементов воспитания в духе здорового патриотизма. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Одновременно этот материал является необходимым дополнением к курсам истории и граждановедения, изучаемых в школе, поскольку современные государственные символы Российской Федерации имеют давнюю и богатую историю.
Такого плана классные часы дают возможность ученику:
- знать современные государственные символы Российской Федерации.
- получать представление о правилах отношения к ним.
- расширять знания об истории родной страны окружающем мире.
- знакомить с правилами использования государственными символами Российской Федерации.
Учителю исключительно важно:
- для формирования чувства патриотизма.
- при изучении последующих этапов Российской истории.
- для усвоения учащимися уникальности и самоценности истории нашего народа.
Цель: дать ученикам представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг».
Цель:
- Воспитать у учащихся чувство патриотизма, уважительное отношение к государственным символам России, края:
- Формировать гражданскую ответственность, правое самосознание.
- Совершенствовать знания по истории Российской символики.
- Развивать классный коллектив.
Задачи:
- Углубить представления о родном крае, о родине, рассказывать об истории “государственных символов”: флага, герба.
- Определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”.
- Понять роль государственной символики в жизни страны, её значимость для граждан государства и каждого отдельного человека.
Методические приемы: сообщения учащихся, конкурсные задания.
Оборудование: изображения Российского флага, герба; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна.
Ход занятия:
На доске эпиграф:
“Родимая сторона – мать, чужая – мачеха” (Народная мудрость) |
1. Беседа с классом, в ходе которой разъясняется, какие существуют символы государства.
Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)
(На доске карта России.)
Кто президент страны? (Путин В.В.)
Назовите столицу страны. (Москва)
Кто является основателем Москвы? (Основателем Москвы является князь Юрий Владимирович Долгорукий).
А что для нас Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, отечество)
(Учитель дает объяснение этих слов)
Какие символы нашей Родины вы знаете? (Если дети затрудняются с ответом, то можно помочь вопросами).
Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?
Какая музыка при этом исполняется?
У всех стран есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь.
Это «Герб» отличительный знак, «Гимн» торжественная песня, «Флаг» знамя, стяг.
(Слайд 1 - 4)
(Рассказывают подготовленные ученики)
Герб
Что такое герб? Русское слово «герб» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «наследство». Что общего между «гербом» и «наследством»? Герб – это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству. Он передается по наследству. Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии. Короны, соединенные лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьем дракона, - готовность народа встать на защиту родной земли. (Слайд 5-6).
Гимн
Что означает слово «гимн»? Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали гимны – торжественные похвальные песни в честь богов или героев.
Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. Тебе уже знаком текст Государственного гимна России. Музыку гимна написал композитор А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков.
На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.
Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз.
Как мы бываем счастливы и горды, когда российские спортсмены завоевывают золотые медали на международных соревнованиях и бело-сине-красный российский флаг радостно взмывает вверх под торжественные звуки российского гимна!
Текст Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.В.Михалкова)
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
(Прослушиваем государственный гимн Российской Федерации). (Слайд 7).
Флаг
Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг. В праздничные дни на наших улицах и домах развеваются российские флаги. Флаг состоит из полос трех цветов: белого, синего, красного, расположенных в этом порядке сверху вниз. Такой порядок расположения цветов ввел Петр Первый. Как можно объяснить символику цветов на российском флаге? Внизу расположен мир земной (красный цвет), выше – мир небесный (синий цвет), еще выше – мир божественный (белый цвет). (Слайд 8).
Поэтические строки (на фоне песни о России):
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих огней,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Огонь пылающих рябин.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом: Русь,
Но я пою и славлю ныне
Не твой ромашковый покой!
Я славлю Русь, как героиню,
Как землю гордости людской!
Милая Россия!
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой великой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой,
Что ты пережила?
Ты всё перетерпела,
Познала всё сполна,
Поднять такую тяжесть
Могла лишь ты одна!
И, как мать, называют родную
Люди нового века весну,
Так назвали Отчизной одною
Небывалую в мире страну.
Слова учителя:
Мы живём в России, в Российской Федерации. Наша страна большая и очень красивая.
Каждый народ создаёт и уважает национально-государственную символику. Единство культур и истории каждой страны на общем языке её символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы
Символы государства выражают особенности исторического пути страны, её отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на символы государства во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, её народу. Россия имеет свои отличительные знаки - герб и флаг.
Герб России.
Беседа с учениками:
- Опишите современный герб России; из каких частей он состоит, что они символизируют?
- Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трёх императорских корон над ним, скипера и державы в лапах орла?
Герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало.
Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипер. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипер – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипер и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошломнашей Родины и символизирует единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображение всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Сообщение учащихся о Георгии Победоносце.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Вопросы детям:
- Какие ещё символы государства кроме герба, вам известны?
- Какие цвета сочетаются на полотнище флага России?
- Объясните значение цветов флага?
Государственный флаг является официальным государственным символом России. Прямоугольное полотнище флага состоит из трёх горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего и нижний красного, отношение ширины к длине – два к трём.
Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, государственной думы и другими государственными учреждениями.
Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торгпредставами на судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.
В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России:
- Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- Синий цвет верности, постоянства;
- Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета красивы в картинах природы, наиболее часто белые, синие и красные ткани использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белый собор и красные стены, башни
Московского Кремля. Нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского двора в Царском селе под Санкт – Петербургом.
История флага Российского.
Днём рождения флага считается 20 января 1705 года. В этот день Пётр I подписал соответствующий указ. С петровского же времени известен точный порядок полос на флаге, оно совпало с древним пониманием мира: внизу – физический, плотский; выше - небесный; ещё выше – мир божественный. Позже, в XIX веке, полосам придавали значение содружества трём восточно – славянских народов – белорусов, украинцев и русских.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом, главным назначением стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли, села или городка.
В те времена даже счёт войска вели по количеству стягов: т.е. часть войска называлось стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – знамения. Так появилось слово “Знамя”.
Официально бело – сине – красный флаг был утверждён как государственный флаг России только накануне коронации императора Николая в II 1896 году
Что является самым главным флагом?
Самым главным флагом является штандарт Президента Российской Федерации – бело – сине – красное полотнище, с изображённым на нём гербом Российской Федерации.
Штандарт развивается над резиденцией Президента в Кремле, на знамёнах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках, на официальных государственных приёмах.
Беседа с учащимися:
- Где можно увидеть изображение герба и флага России?
- Зачем нужен герб?
- Зачем нужен флаг?
Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трёхцветный флаг и Государственный герб. Герб мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и т.д.
Герб
– это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утверждённый согласно строго определённым правилам.
Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем – знаком – человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению.
Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.
Поэтические строки (на фоне песни о Родине).
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
И подымай безумья вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся.
“Здравствуй, Двадцать первый!”
Нам в двадцать первом веке жить.
Прощай, наш век двадцатый!
Но также будем дорожить
Мы всем, что в жизни свято
Мы дорожим своей мечтой,
Своим путём, своей Землёй,
И самой трудной ношей,
И песнею хорошей.
Нам в двадцать первом веке жить,
И всё о чём мечтаем,
С тобою сможем совершить –
Мы это твёрдо знаем.
У нас с тобой всё впереди:
И песня новая в груди,
И молодость и сила,
И родина – Россия!
2. Практические задания у каждого ученика (Приложение)
1). Где в нашем городе можно увидеть герб и флаг?
2). Раскрась государственный флаг России.
3). Узнай современный Государственный герб Российской Федерации и отметь его.
- Итог
Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ. Неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.
Список использованной литературы
- Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» 1 – 11 классы / Б.Н. Серов.- М.: ВАКО, 2005, С. – 133-136.
- Учебник по окружающему миру 4 класс, часть 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2005, С. 168-173.
- Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс ,2 часть / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2005, С. 63.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Имя________________________________________
1). Где в нашем городе можно увидеть герб и флаг? _____________________________
__________________________________________________________________________
2). Раскрась государственный флаг России.
3). Узнай современный Государственный герб Российской Федерации и отметь его.
Имя________________________________________
1). Где в нашем городе можно увидеть герб и флаг? _____________________________
__________________________________________________________________________
2). Раскрась государственный флаг России.
3). Узнай современный Государственный герб Российской Федерации и отметь его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции
Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....
Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: "В некотором царстве, в некотором государстве.."
Я как классный руководитель проблемой профилактики ДДТТ( детский дорожно-транспортный травматизм) занимаюсь несколько лет, понимая, насколько важно в условиях сплошной автомобилизации страны знать и с...
Внеклассное мероприятие на тему "Конституция- Основной закон государства"
Рассказать для чего люди придумали конституцию, для чего она нужна, воспитывать чувства гордости за свою Родину...
Внеклассное мероприятие на тему: «Место государства в современном интернет — пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»
Тема внеклассного мероприятия:«Место государства в современном интернет — пространстве. Госуслуги и электронное правительство.» (4 класс)Цели:Обучающие:§ Совершенствование знаний, умений и ...
Конспект внеклассного мероприятия 3 класс. «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»
Тема: «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»Цели: прививать интерес к чтению; развивать память, внимание, логическое мышлениеОборудование: презентация, картинки, фишки...
Московское государство. Первый русский царь. Преобразования в государстве. Старый английский двор.
Московское государство. Первый русский царь. Преобразования в государстве. Старый английский двор....
Открытое внеклассное мероприятие "Донские казаки на службе государству Российскому"
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края,...