Путешествие в осеннее царство.
методическая разработка (1 класс) по теме

Цели:

  •   Познакомить детей с осенними приметами;
  •   Приобщить детей к творчеству писателей, художников,

               писавших на осеннюю тему;

 

 

 

Задачи:

  • Развивать умение видеть в осени прекрасное время года;
  • Развивать мышление, выразительную речь, память учащихся;
  • Прививать любовь к родному краю, к его природе

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osennee_carstvo.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

   

                            Комплексное занятие.

                               

                                     

                                                 

                                             Воспитатель КПП СШ №17

                                                            Лягушина Л.В.

                                                            Октябрь 2011г.

 

                         

Цели:

  1.   Познакомить детей с осенними приметами;
  2.   Приобщить детей к творчеству писателей, художников,

               писавших на осеннюю тему;

Задачи:

  1. Развивать умение видеть в осени прекрасное время года;
  2. Развивать мышление, выразительную речь, память учащихся;
  3. Прививать любовь к родному краю, к его природе

 Оформление, оборудование, реквизит:  

  1. репродукции картин на осеннюю тему;
  2. музыкальное сопровождение;
  3. карточки с изображением овощей, фруктов, листочков

деревьев для проведения конкурсов;

  1.   гербарии деревьев;
  2.   корзинки, шишки, муляжи грибов;
  3.   для учащихся коронки с изображением овощей;
  4.   карточки со старинными названиями месяцев;
  5.   хлебный каравай на рушнике;

Ход мероприятия:

Ведущий. Здравствуйте, ребята! О чём мы будем сегодня говорить, вы       узнаете, отгадав загадку.

Загадка:   Вот художник, так художник!

                      Все леса позолотил!

                      Даже самый сильный дождик

                      Эту краску не отмыл.

                      Отгадать загадку просим,

                      Кто художник этот? …

Дети.       Осень!

Ведущий. Сегодня мы будем говорить об осени, а точнее, путешествовать - по осеннему царству. Хоть осень с одной стороны, это грустное   время года, так как прошло тёплое лето, но всё же это такое прекрасное, такое чудесное время. Время золотого листопада, сбора грибов, большого урожая овощей и фруктов. А сколько стихов написано про осень! Сколько нарисовано картин и спето песен! Послушаем наших чтецов.

Выступают ученики.

  1. Осень! Осень! Славная пора! Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград – всё поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный, оживится детвора.

И радушно скажет каждый: «Здравствуй, осени пора!»

2.  Бродит в роще листопад по кустам и клёнам,

     Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.

     Соберём из листьев веер, яркий и красивый.

     Побежит по листьям ветер легкий и игривый.

3.  И послушно ветру вслед листья улетают.

Значит, лета больше нет. Осень наступает.

Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй, Осень!

Приходи на праздник к нам, очень, очень просим.

Все. Осень, Осень, в гости просим!

               (появляется Осень)

Осень. Привет осенний вам, друзья!

             Я с радостью сюда пришла.

             Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

             Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

             Но не касаюсь ёлочек и сосен.

             Ведь перед вами – Осень.  ( кланяется )

Ученик. Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

               Хорошо, что ты пришла.

               У тебя мы, Осень, спросим,

               Что в подарок принесла?

Осень.   Принесла я вам муки!

Дети.    Значит, будут пироги!

Осень.  Принесла вам гречки!

Дети.    Будет каша в печке!

Осень.  А уж яблоки, как мёд!

Дети.    На варенье, на компот!

Осень.  Принесла и мёду…

Дети.    Полную колоду!

Ученик. Ты и хлеба, ты и мёду, ты и яблок принесла.

                  А хорошую погоду нам в подарок припасла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети.   Не хотим, не надо!

       

          (Дети исполняют песню «Что нам осень принесёт?»

            Муз. З. Левиной, слова Л. Некрасовой)                                  

Ведущий. Сейчас мы отправляемся путешествовать по осенним месяцам. И наша первая станция «Сентябрь».

Месяц сентябрь народ чётко назвал  хмурнем – за хмурое небо, ревуном – за сильный ветер. Середина сентября – это начало бабьего лета, а длится оно всего неделю. Это пора прекрасной, тёплой погоды, пора ярких солнечных красок. А вот в «Месяцеслове» описан случай, когда 1 сентября 1797 года а Великом Устюге с неба уже сыпались осколки льда величиной с грецкий орех. 27 сентября – большой народный праздник – Воздвижение. «Воздвижение тепло сдвинет, а холод надвинет» - говорили в народе. С этого дня медведи в берлогу залегают. Сентябрь – время уборки урожая. Я предлагаю отгадать вам «Овощные загадки».

Загадки:

1. У неё едят и вершки, и корешки. Греки вручали олимпийцам венок из этого растения. Так зовут куклу – маленького мальчика в красном колпаке и это растение.         (Петрушка)

2. Этот овощ давали поклевать петухам перед петушиным боем, чтобы они дрались позадорнее. Им кормили рабов в Древнем Египте и воинов в дальнем походе. Этот овощ советуют есть врачи, чтобы не заболеть гриппом. (чеснок)

3. Этот овощ делает чай сладким. Когда раньше не было румян, розовый цвет щекам можно было придать, натерев этим овощем, разрезанным пополам. Его кладут в винегрет.    (свёкла)

4.Плод этого растения может быть ведром, бутылью, барабаном и бочкой для засола огурцов. Это самые крупные плоды на свете: они могут достигать веса в сто килограммов. Из этого овоща фея сделала карету для Золушки. (тыква)

5. Этот овощ за свою жизнь три раза меняет имя: чернушка, севок, репка. С перьями, а не птица, в чешуе, а не рыба. Каким овощем был Чиполлино?        (лук)

Ученик. Собирают осенью урожай плодов.

               Много людям радости после всех трудов.

               И мы тебя встречаем богатым урожаем.

(Под музыку «Во саду ли, в огороде….» выходят дети с коронками на голове)

                   

                 Инсценировка «Спор овощей»

Ведущий. Урожай  у нас хорош,

                  Уродился густо:

                  И морковка, и картошка,

                  Белая капуста,

                  Баклажаны синие,

                  Красный помидор

                  Затевают длинный

                  И серьёзный спор.

Морковь. Кто из нас, из овощей

                 И вкуснее, и нужней.

                 Кто при всех болезнях

                 Будет всем полезней?

Ведущий. Выскочил горошек –

                 Ну и хвастунишка!

Горошек (весело). Я такой хорошенький,

                 Зелененький мальчишка.

                 Если только захочу

                 Всех горошком угощу!

Ведущий. От обиды покраснев.

                  Свекла вдруг сказала:

Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне,

                  Выслушай сначала.

                  Надо свеклу для борща

                  И для винегрета.

                  Кушай сам и угощай,

                  Лучше свеклы нету.

Капуста (перебивая) Ты уж, свекла, помолчи,

                  Из капусты варят щи.

                  А какие вкусные пироги капустные!

                  Зайчики – плутишки

                  Любят кочерыжки.

                  Угощу ребяток

                  Кочерыжкой сладкой!

Огурец (задорно). Очень будете довольны.

                  Съев огурчик малосольный.

                  А уж свежий огуречик

                  Всем понравится. Конечно!

Редиска (скромно). Я – румяная редиска,

                  Поклонюсь вам низко-низко.

                  А хвалить себя зачем?

                  Я и так известна всем.

Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный:

                   Кто не знает витамины?

                   Пей всегда морковный сок

                   И грызи морковку –

                   Будешь ты тогда, дружок,

                   Крепким, сильным, ловким!

Ведущий. Тут надулся помидор

                  И промолвил строго.

Помидор (грозя пальчиком). Не болтай, морковка вздор,

                 Помолчи немного.

                 Самый вкусный и приятный

                 Уж, конечно, сок томатный.

                 Витаминов много в нем,

                 Мы его охотно пьем.

Ведущий. У окна поставьте ящик.  

                 Поливайте только чаще.

                 И тогда как верный друг

                 К вам придет зеленый лук!

Лук.         Я приправа в каждом блюде

                 И всегда полезен людям.

                 Угадали? – Я вам друг,

                 Я – простой, зеленый лук!

Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна,

                  Слова не сказала.

                  Но картошка так нужна,

                  И большим, и малым!

Баклажан. Баклажанная икра

                  Так вкусна, полезна…

Ведущий. Спор давно кончать пора.

                  Спорить бесполезно.

                 (Слышится стук в дверь)

Ведущий. Кто-то, кажется стучит?

Овощи (весело). Это доктор Айболит!

Айболит. Ну, конечно,  это я!

                О чем спорите, друзья?

Лук.         Кто из нас, из овощей,

                Всех вкусней и всех важней?

                Кто при всех болезнях

                Будет вам полезней?

Айболит (расхаживая). Чтоб здоровым, сильным быть,

                Надо овощи любить

                Все без исключения.

                В этом нет сомнения.

                В каждом польза есть и вкус,

                И судить я не берусь:

                Кто из вас вкуснее,

                Кто из вас нужнее?

(Дети исполняют песню «Что нам осень принесёт?»)                  

Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Вторая станция – «Октябрь».

У древних славян этот месяц назывался листопадником, листобоем – из-за завершения листопада. Ветры-листодеры срывают последние листья с деревьев. Часто идет долгий, нудный дождь. Кругом сыро, темно, грязно. Поэтому этот  месяц еще называли  - грязник. Осень студит и студит воду. Все чаще по утрам лужи покрываются хрупким льдом.

14 октября – Покров. Считалось, что в этот день должен пойти первый снег.

Осенью много делают заготовок из овощей и фруктов – различных салатов, варенье и компотов. Сейчас мы будем отбирать овощи для салатов и фрукты

для компота.

( В игре участвуют четыре ребенка. Из общей корзины, где лежат карточки с изображением фруктов и овощей, дети выбирают то, что им надо: два ученика – овощи для салата, два ученика – фрукты для компота ).

Ведущий. А сейчас попробуем определить с какого дерева лист.

 ( Детям предлагаются листья с березы, дуба, клёна,  рябины, осины ).

Ведущий. Молодцы, ребята. Угадали все листики. А что может прятаться под листьями деревьев? Отгадайте загадку:

                         Стоит Антошка на одной ножке,

                         Его ищут, а он не откликается.

Дети. Гриб!

Ведущий. Правильно. Вот сейчас мы и будем собирать грибы.

Но помните, ребята, что не все грибы в лесу съедобные.

   ( Для игры на полу разбрасываются грибы, среди которых встречаются и несъедобные. Под музыку два ребенка собирают в корзинки грибы. Как только музыка замолчит, все считают количество собранных грибов. Побеждает тот, у кого больше всего грибов и все съедобные).

Ведущий. Молодцы, дети! Справились с трудным заданием. А теперь все споем песенку.

    ( Дети исполняют песню «Падают, падают листья…»  муз. М.Красева,                                                              

      слова М.Ивенсен)

Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Последняя станция - «Ноябрь».

Ноябрь считается внуком сентября, сыном октября и родным братом декабря. У древних славян этот месяц  назывался – полузимник. Есть в ноябре примета – появились поздней осенью  комары  - зима будет мягкой и теплой.

Раздев лес, сковав воду, осень прикрывает землю снежным покрывалом. Неуютно в лесу. Исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья.

Ребята, порадуем их своими знаниями. Предлагаю по моему описанию угадать, о каком дереве идет речь.

  Описания:

1. На стволах этих деревьев часто можно увидеть темно-коричневые наросты-  чагу. Этот гриб заваривают как чай. Если весной поранить кору этого дерева, потечет прозрачный сок.    ( Береза.)

2. Это скромное дерево, почти повсюду растущее в наших лесах, цветет ранней весной. Некоторые старые деревья могут давать в год сто и более килограммов плодов, которыми кормятся птицы и даже звери, а люди варят из них варенье.      (Рябина.)  

3. Одно из самых красивых и нежных деревьев. Летом оно зацветает позже всех, а осенью раньше других сбрасывает листву. Издавна дерево славится сладким, целебным медом. Из тонкой молодой коры раньше плели лапти. И сейчас дорого ценится её светлая древесина.  (Липа.)

4.  Это дерево самое могучее и крепкое в лесу.  Ствол взрослого дерева с трудом могут обхватить руками десять человек. Это растение очень нужное лесу. С ним дружат сойки, мыши, белки и даже дикие кабаны.  (Дуб.)  

5. А это дерево считается хвойным, но на праздник Нового года мы его не нарядим, так как оно зимой стоит голое. Из прочной древесины этого дерева раньше строили корабли, а сейчас оно идет на строительство домов. (лиственница.)

Ведущий. А сейчас мы отправимся в лес собирать шишки.

   (Проводится игра «Кто больше соберет шишек». Класс делится на две    

    команды. Направляющий в каждой команде с корзинкой бежит до шишек,

    берет одну, бежит назад и передает корзинку следующему участнику).

Ведущий. Осень -  прекрасное время года. Осень дарит нам и грибы, и ягоды, и овощи, и фрукты. Но самый дорогой подарок …это Хлеб.

Ученики.  1. Вот он, хлебушек душистый,
                     С хрусткой корочкой витой.

                      Вот он теплый, золотистый,

                      Словно солнцем налитой.

             2. В каждый дом, на каждый стол,

                 Он пожаловал, пришел.

                 В нем здоровье наше, сила,

                 В нем чудесное тепло.

                 Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

             3. В нем земли родимой соки,

                 Солнца свет веселый в нем…

                 Уплетай за обе щеки –

                 Вырастай богатырем.

 (Осень вносит каравай. Дети кланяются хлебу).

Ученики.

  1. Кто сказал, что осень грустная пора?

Радостно по лужам скачет детвора.

Желтые листочки в воздухе кружат,  

По стеклу дождинки весело стучат.

  1. И запели в небе журавли,

Косяками к югу тянутся они.

Кто сказал, что осень грустная пора?

Сколько ярких красок дарит нам она!

  1. Пусть бушует непогода,

Мы не будем унывать,

И в такое время года

Будем петь и танцевать.

  1. Осень радует всех нас,

Даже и дождем,

Поступили в первый класс

Мы осенним днем.

  1. За окошком дождь и ветер –

Все нам нипочем!

Для тебя мы, наша осень,

Пляшем и поем.

Осень. Да, разная я бываю – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом. Но я очень рада, что вы любите меня за щедрость и красоту.

           Погуляли мы на славу!

           Но пора мне уходить!

           Унесу с собой дожди я,

           Пусть теперь снежком зима

           Малышей порадует!

( Дети исполняют песню «Осень» слова А.Плещеева, муз. П.Чайковского)

                           

               

               

                       

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в осеннее царство

Сценарий праздника, посвященного осени (2 класс)...

Путешествие в осеннее царство

Материал для проведения осеннего праздника....

Коррекционное занятие для учащихся начальной школы "Путешествие в Осеннее царство "

Тема :«Осенний бал».Сценарий коррекционного мероприятия для учащихся младшего звена. Цель: Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дру...

Праздник осени "Путешествие в осеннее царство"

Сюжет праздника – путешествие по станциям «Осенняя», «Овощная», «Грибная», «Лесная». Дети декламировали стихи  об осени, отгадывали загадки на осеннюю тематику, составляли пословицы и поговорки, ...

"Праздник осени или путешествие в осеннее царство"

Внеклассное занятие в группе продлённого дня....

Сценарий для 1 класса «Праздник осени или путешествие в осеннее царство»

Сценарий для 1 класса «Праздник осени или путешествие в осеннее царство»...