"Югра-целый мир красоты"
классный час (3 класс) по теме

Решетникова Елена Борисовна

Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию ХМАО- Югра. На внеклассном мероприятии ученики знакомятся с коренным населением региона, его традициями,животным и растительным миром. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

ПОСВЯЩЕННОЕ 80- летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

«Югра - целый мир  красоты»  (Слайд1)

Цели:    

- сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра; -- познакомить  с историческими фактами округа, его достижениями,

- формировать дружеское отношение при работе в группах,

- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к родной природе, прививать любовь к поэзии.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

У. -   Добрый   день,   дорогие   друзья!   Я  рада  приветствовать   вас   в   нашей литературной гостиной.

     Мы с вами сегодня, друзья дорогие.

    Начнем про Сибирь интересный рассказ.

    Нас ждут на пути и увалы большие,

    И тайны шаманов, и предков наказ.

    Мы вспомним приход Новгородского люда,

    Колчаны Кучума, отряд Ермака,

    Узнаем немало о нашей Сибири,

    И станет нам ближе родная Югра.

 У. – Ребята, как вы думаете, почему сегодня в нашей гостиной именно

         тема Югры?

Д. – Наверно, потому, что скоро наш округ будет отмечать свой юбилей.

У. – Молодцы. Вы сказали правильно. А вот сколько лет исполняется

        нашему округу?

Д. – 80 лет. (слайд2)

У. – Молодцы! Но нельзя сказать, что эта часть земли существует 80 лет. Из истории известно, что первые люди в нашем крае появились в глубокой древности.  (Слайд3)Они пришли с юга. Это были Угры – предки ханты и манси.               Югра – так назвали русские люди до 16 века район расселения угроязычных      племен, составившие позднее основу для формирования народов ханты и манси. Из летописей, из истории известно, что жителей Югры называли тогда остяками и вогулами.

 (Слайд4) Остяки – ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша их притокам.

  (Слайд5)  Вогулы – манси, занимали территорию по обеим склонам Среднего Урала.

(Слайд6) Жили ханты и манси в паулах – маленьких поселках и укрепленных поселениях – городищах, которые располагались всегда в очень удобных в промысловых отношениях местах.

 У.– Ребята, скажите, как полностью называется наш округ?

Д. – Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.(Слайд7)

У. – От каких народностей образовано название окружного центра и округа?

Д – Ханты и манси.

У. – А если раньше ханты назывались остяки, а манси – вогулы, то как могло звучать название округа?

Д. – (Ответы)

У – Правильно. Назывался наш округ  Остяко – Вогульский национальный округ, (Слайд8) который был образован 10 декабря 1930 года. Центром округа было село Самарово.  Позднее село Самарово было переименовано в город Ханты-Мансийск, и соответственно округ тоже переименовали в Ханты – Мансийский автономный округ.

У. – Ребята, скажите, а какими природными богатствами славиться наш округ?

Д. – Нефть, газ, уголь, глина, песок, минеральные источники и другое.

У. – Молодцы! (Слайд9) Много лет назад Великий ученый Губкин Иван Михайлович заявил о том, что именно в нашем округе  есть запасы нефти.

У.  – Ребята, на нашем мероприятии будет звучать много стихов. Но все поэтические произведения будут посвящены нашему округу. Скажите, что самое главное в стихах?

Д. – Это рифма и смысл, поэтичность, что бы каждая строка проникла в душу человека.

У. - Сейчас я вам даю такое задание: у вас на столе скреплены строки из стихотворения. Вам нужно собрать эти строки так, чтобы ваше четверостишие соответствовало правилам составления стиха.

 

1 гр. Люблю тебя, мой край родной,    (Вопросы: Как можно любить до

Люблю до глубины души.                глубины души?

Ведь ты один у нас такой.                 Почему автор пишет, что наш 

Находишься в   глуши.                        край находится в глуши? )

2гр. Мне всё здесь близко, всё родное,  (Вопросы: Почему без всего этого

И здесь мой дом, мои друзья.              прожить нельзя?)

Здесь всё для сердца дорогое,

Всё, без чего прожить нельзя.

3гр. Я не смогу без этой шири                 (Вопросы:  О какой красоте говорит

Ни жить, ни петь и ни дышать.        поэт?

Нет уголка красивей в мире,

Я знаю точно - не сыскать.

4гр. Твоя земля, богата нефтью,     (Вопросы: Чем богата наша земля?

Леса полны даров,                       О каких дарах говорит автор?

Озёр и рек,  чудесней нету!         Что значит климат суров?)

Хоть и климат здесь суров.

 У. – Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.

  Д. – Читают четверостишия.

 У. – (Проверяется каждое составленное четверостишие и задаются вопросы.)

         Посмотрите, кто является автором такого прекрасного стихотворения.

            (Слайд 10) Автор стиха является классным руководителем 3г класса

  У. – Скажите, что вдохновило автора  на написание этого стихотворения?

   Д. Ответы детей.

   У. - Конечно, ребята эти прекрасные просторы, Сибирские богатства вдохновляют поэтов на такие удивительные стихи, полные гордости, любви к своему краю.

(Читает Литвинчук Даша) (Слайд 11)

Источник вдохновения – Югра,

Сюжетов – на роман,

Добра – неизмеримо,

И прирастает больше, чем вчера,

Пуантами стуча,

Как прима-балерина.

Источник вдохновения – Югра.

У. – И я думаю, что именно Югра вдохновила Сергея Сметанина на написание удивительного стихотворения «Моя Югра».

Моя Югра — забота и подруга.

Нет, не вчера узнали мы друг друга.

Ты — песнь моя. От самой колыбели

Я шел с тобой к своей высокой цели.

Твоя судьба — и нефть, и газ России.

Твои просторы — снежно-голубые.

И труд, и чувство счастья — вся награда!

Я помню все. Мне это было надо.

Моя Югра — забота и подруга.

Нет, не вчера узнали мы друг друга.

Я твой герой, хранитель и глашатай.

Живи Югра! Живи и сердце радуй!

У. –Как автор называет Югру ? (подруга, песнь, забота.)

        Что является судьбой Югры? (нефть и газ России)

        Что является наградой для автора? (труд, чувство счастья)

У. – Ребята, скажите, а только ли стихами славиться наш Югорский край?

Д. – Наш край славиться  народными песнями, танцами, национальными костюмами.(Слайд12)

У. – Молодцы! Вот сейчас мы с вами послушаем народную песню и станцуем танец.

(Физминутка. Дети танцуют танец)

У. – Хорошо. Ребята, оказывается у коренных народов Севера каждое движение в танце обязательно должно что то обозначать: это может быть полет птицы, бег оленя, восход солнца. Народности ханты и манси общаются на своем национальном языке. Конечно, мы с вами этого языка незнаем. Но можем сейчас познакомиться с некоторыми словами, фразами.

У. – Ребята, скажите, а что это за профессия -  переводчик?

Д. – Это тот человек, который может с одного языка перевести на другой; например с английского на русский или наоборот.

У. – Правильно. Вот сейчас мы с вами и будем переводчиками.

У вас на столах карточки со стихотворением на мансийском языке. На экране мансийские слова будут переведены на русский. Вам нужно перевести это стихотворение на русский язык и прочитать, сначала на мансийском,  потом на русском. (слайд13 с переводом слов)

Д – (Дети выполняют задание)

1- Катюпа,катюпа, палюпа манны?          - Кошечка, кошечка, что у тебя за ушки?

- Палюпа – лупта.                                      – Ушки мои – листочки.

2- Самупа манны?                                       - Что за глазки у тебя?

- Самупа – найсан.                                    – Глазки мои – уголёчки.

3- Нёлупа маныр?                                       - Что за носик у тебя?

- Нёлупа  сэныг.                                        – Носик мой – тутовичок.

4- Нелмупа маныр?                                    -  Что за язычок у тебя?

- Нелмупа – корпинь.                                – Язычок мой – напильничек.

 Проверка – каждая группа читает полученные строки.

Можно дополнить, если возникли затруднения. (Слайд14 с полным переведенным стихом)

У. – Конечно, наш край богат нефтью, большие природные запасы газа, построены красивейшие города. А давайте вспомним, что еще может вдохновить  человека на поэтичность, на прекрасное?

Д. – Природа, животные.

У.- Молодцы! Необычайно хороша наша Сибирская природа. Какое разнообразие животных, растений. Ребята, у вас на столах лежат кроссворды. Они разные у каждой группы. Только знание родной природы, ее обитателей помогут разгадать вам эти кроссворды, а потом вы  узнаете ключевые слова, которые получатся на выделенном цвете, но если у вас будет не правильно записано хоть одно слово, то ключевого слова у вас не получится. Будьте внимательны.  

 У. – Прочитайте ключевые слова, которые у вас получились.

          (Таежный край, кедровка, скворечник, насекомые)

Д. – Читают.    Потом проверяют  на слайде. (слайд15)

У. – Почему наш край называют ТАЁЖНЫМ? (потому что наш лес называют тайгой)

        -  Почему птицы улетают из наших мест осенью? Потому что наступают холода, не хватает пищи, т.к.насекомые укрылись и уснули до весны)

       - Сейчас очень холодно на улице, как может помочь человек птицам? (строить кормушки)

        - Чем отличается кормушка от скворечника?

У. – Сбежав от шумного прогресса,

        Которым был весь год пленен,
       Иду один я в чаще леса

        Весенним ветром опьянен.(Слайд16)

У. – Ветер, который дует в наших краях он необычный, ласковый, наполненный запахами леса, вдохновляющий на жизнь.        

Югорский ветер в ветках сосен

Поёт мелодию свою.

Давайте-ка у ветра спросим,

Что в нашем делает краю?

Ведь нет здесь ни лугов, ни пашен,

Пустынь бескрайних и морей.

Что ж ты забыл средь сосен наших

Давай же, расскажи скорей.

Наверно б ветер мне ответил,

Коль мог со мною говорить,

Что нет прекраснее на свете,

Земли, где суждено нам жить.

Что край тайги и зим суровых

Нас делает ещё сильней.

Картина снежного покрова

Сравнима с добротой людей.

Что средь болот непроходимых,

Пути проложил человек.

И пусть нас не пугают зимы –

Мы здесь останемся навек.

Мы здесь смогли дома построить,

Добыли нефть и газ из недр.

Но только забывать не стоит,

Что здесь растут сосна и кедр.

Чтоб не исчезли звери, птицы.

Была бы чистою вода.

И рыбы больше в ней водиться.

Жить в мире всем и навсегда.

И, покачая ветки, ветер

Лишь песню вьюжную пропел.

Он может так бы мне ответил,

Но восвояси улетел.

 У. – Спасибо. Скажите, а зачем же ветер прилетал в наш Югорский край?

Д. – Наверно наш край особенный, посмотреть на отважных людей, которые в таких суровых условиях работают на благо нашего любимого округа и, конечно, нашей Родины.

У. – И в заключение нашего занятия мы с вами споем песню, которая посвящена нашему замечательному округу, мужественным людям.

Дети поют песню. (Слайд17)

У.(Слайд18) Мы все еще раз поздравляем ХМАО- Югру с Юбилеем.

 Спасибо. (занятие закончено)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

Научить детей видеть красоту вокруг себя и в себе самом....

Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и     человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...

Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

Материал классного часа предназначен для учащихся начальных классов с целью уяснения понятия "красота",  "душевная красота", как составляющих красоты мира, о значении добра для гармонии и сч...

Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"

Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту. В. Сухомлинский....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...

Конспект урока ИЗО "Красоту надо уметь замечать. Красота рыб" (1 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Красоту надо уметь замечать. Красота рыб»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о рыбах, их строение; формировани...