"Югра-целый мир красоты"
классный час (3 класс) по теме
Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию ХМАО- Югра. На внеклассном мероприятии ученики знакомятся с коренным населением региона, его традициями,животным и растительным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час, посвященный дню рождения округа. | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
ПОСВЯЩЕННОЕ 80- летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
«Югра - целый мир красоты» (Слайд1)
Цели:
- сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра; -- познакомить с историческими фактами округа, его достижениями,
- формировать дружеское отношение при работе в группах,
- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к родной природе, прививать любовь к поэзии.
Ход урока:
- Орг. момент.
У. - Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной.
Мы с вами сегодня, друзья дорогие.
Начнем про Сибирь интересный рассказ.
Нас ждут на пути и увалы большие,
И тайны шаманов, и предков наказ.
Мы вспомним приход Новгородского люда,
Колчаны Кучума, отряд Ермака,
Узнаем немало о нашей Сибири,
И станет нам ближе родная Югра.
У. – Ребята, как вы думаете, почему сегодня в нашей гостиной именно
тема Югры?
Д. – Наверно, потому, что скоро наш округ будет отмечать свой юбилей.
У. – Молодцы. Вы сказали правильно. А вот сколько лет исполняется
нашему округу?
Д. – 80 лет. (слайд2)
У. – Молодцы! Но нельзя сказать, что эта часть земли существует 80 лет. Из истории известно, что первые люди в нашем крае появились в глубокой древности. (Слайд3)Они пришли с юга. Это были Угры – предки ханты и манси. Югра – так назвали русские люди до 16 века район расселения угроязычных племен, составившие позднее основу для формирования народов ханты и манси. Из летописей, из истории известно, что жителей Югры называли тогда остяками и вогулами.
(Слайд4) Остяки – ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша их притокам.
(Слайд5) Вогулы – манси, занимали территорию по обеим склонам Среднего Урала.
(Слайд6) Жили ханты и манси в паулах – маленьких поселках и укрепленных поселениях – городищах, которые располагались всегда в очень удобных в промысловых отношениях местах.
У.– Ребята, скажите, как полностью называется наш округ?
Д. – Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.(Слайд7)
У. – От каких народностей образовано название окружного центра и округа?
Д – Ханты и манси.
У. – А если раньше ханты назывались остяки, а манси – вогулы, то как могло звучать название округа?
Д. – (Ответы)
У – Правильно. Назывался наш округ Остяко – Вогульский национальный округ, (Слайд8) который был образован 10 декабря 1930 года. Центром округа было село Самарово. Позднее село Самарово было переименовано в город Ханты-Мансийск, и соответственно округ тоже переименовали в Ханты – Мансийский автономный округ.
У. – Ребята, скажите, а какими природными богатствами славиться наш округ?
Д. – Нефть, газ, уголь, глина, песок, минеральные источники и другое.
У. – Молодцы! (Слайд9) Много лет назад Великий ученый Губкин Иван Михайлович заявил о том, что именно в нашем округе есть запасы нефти.
У. – Ребята, на нашем мероприятии будет звучать много стихов. Но все поэтические произведения будут посвящены нашему округу. Скажите, что самое главное в стихах?
Д. – Это рифма и смысл, поэтичность, что бы каждая строка проникла в душу человека.
У. - Сейчас я вам даю такое задание: у вас на столе скреплены строки из стихотворения. Вам нужно собрать эти строки так, чтобы ваше четверостишие соответствовало правилам составления стиха.
1 гр. Люблю тебя, мой край родной, (Вопросы: Как можно любить до
Люблю до глубины души. глубины души?
Ведь ты один у нас такой. Почему автор пишет, что наш
Находишься в глуши. край находится в глуши? )
2гр. Мне всё здесь близко, всё родное, (Вопросы: Почему без всего этого
И здесь мой дом, мои друзья. прожить нельзя?)
Здесь всё для сердца дорогое,
Всё, без чего прожить нельзя.
3гр. Я не смогу без этой шири (Вопросы: О какой красоте говорит
Ни жить, ни петь и ни дышать. поэт?
Нет уголка красивей в мире,
Я знаю точно - не сыскать.
4гр. Твоя земля, богата нефтью, (Вопросы: Чем богата наша земля?
Леса полны даров, О каких дарах говорит автор?
Озёр и рек, чудесней нету! Что значит климат суров?)
Хоть и климат здесь суров.
У. – Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.
Д. – Читают четверостишия.
У. – (Проверяется каждое составленное четверостишие и задаются вопросы.)
Посмотрите, кто является автором такого прекрасного стихотворения.
(Слайд 10) Автор стиха является классным руководителем 3г класса
У. – Скажите, что вдохновило автора на написание этого стихотворения?
Д. Ответы детей.
У. - Конечно, ребята эти прекрасные просторы, Сибирские богатства вдохновляют поэтов на такие удивительные стихи, полные гордости, любви к своему краю.
(Читает Литвинчук Даша) (Слайд 11)
Источник вдохновения – Югра,
Сюжетов – на роман,
Добра – неизмеримо,
И прирастает больше, чем вчера,
Пуантами стуча,
Как прима-балерина.
Источник вдохновения – Югра.
У. – И я думаю, что именно Югра вдохновила Сергея Сметанина на написание удивительного стихотворения «Моя Югра».
Моя Югра — забота и подруга.
Нет, не вчера узнали мы друг друга.
Ты — песнь моя. От самой колыбели
Я шел с тобой к своей высокой цели.
Твоя судьба — и нефть, и газ России.
Твои просторы — снежно-голубые.
И труд, и чувство счастья — вся награда!
Я помню все. Мне это было надо.
Моя Югра — забота и подруга.
Нет, не вчера узнали мы друг друга.
Я твой герой, хранитель и глашатай.
Живи Югра! Живи и сердце радуй!
У. –Как автор называет Югру ? (подруга, песнь, забота.)
Что является судьбой Югры? (нефть и газ России)
Что является наградой для автора? (труд, чувство счастья)
У. – Ребята, скажите, а только ли стихами славиться наш Югорский край?
Д. – Наш край славиться народными песнями, танцами, национальными костюмами.(Слайд12)
У. – Молодцы! Вот сейчас мы с вами послушаем народную песню и станцуем танец.
(Физминутка. Дети танцуют танец)
У. – Хорошо. Ребята, оказывается у коренных народов Севера каждое движение в танце обязательно должно что то обозначать: это может быть полет птицы, бег оленя, восход солнца. Народности ханты и манси общаются на своем национальном языке. Конечно, мы с вами этого языка незнаем. Но можем сейчас познакомиться с некоторыми словами, фразами.
У. – Ребята, скажите, а что это за профессия - переводчик?
Д. – Это тот человек, который может с одного языка перевести на другой; например с английского на русский или наоборот.
У. – Правильно. Вот сейчас мы с вами и будем переводчиками.
У вас на столах карточки со стихотворением на мансийском языке. На экране мансийские слова будут переведены на русский. Вам нужно перевести это стихотворение на русский язык и прочитать, сначала на мансийском, потом на русском. (слайд13 с переводом слов)
Д – (Дети выполняют задание)
1- Катюпа,катюпа, палюпа манны? - Кошечка, кошечка, что у тебя за ушки?
- Палюпа – лупта. – Ушки мои – листочки.
2- Самупа манны? - Что за глазки у тебя?
- Самупа – найсан. – Глазки мои – уголёчки.
3- Нёлупа маныр? - Что за носик у тебя?
- Нёлупа сэныг. – Носик мой – тутовичок.
4- Нелмупа маныр? - Что за язычок у тебя?
- Нелмупа – корпинь. – Язычок мой – напильничек.
Проверка – каждая группа читает полученные строки.
Можно дополнить, если возникли затруднения. (Слайд14 с полным переведенным стихом)
У. – Конечно, наш край богат нефтью, большие природные запасы газа, построены красивейшие города. А давайте вспомним, что еще может вдохновить человека на поэтичность, на прекрасное?
Д. – Природа, животные.
У.- Молодцы! Необычайно хороша наша Сибирская природа. Какое разнообразие животных, растений. Ребята, у вас на столах лежат кроссворды. Они разные у каждой группы. Только знание родной природы, ее обитателей помогут разгадать вам эти кроссворды, а потом вы узнаете ключевые слова, которые получатся на выделенном цвете, но если у вас будет не правильно записано хоть одно слово, то ключевого слова у вас не получится. Будьте внимательны.
У. – Прочитайте ключевые слова, которые у вас получились.
(Таежный край, кедровка, скворечник, насекомые)
Д. – Читают. Потом проверяют на слайде. (слайд15)
У. – Почему наш край называют ТАЁЖНЫМ? (потому что наш лес называют тайгой)
- Почему птицы улетают из наших мест осенью? Потому что наступают холода, не хватает пищи, т.к.насекомые укрылись и уснули до весны)
- Сейчас очень холодно на улице, как может помочь человек птицам? (строить кормушки)
- Чем отличается кормушка от скворечника?
У. – Сбежав от шумного прогресса,
Которым был весь год пленен,
Иду один я в чаще леса
Весенним ветром опьянен.(Слайд16)
У. – Ветер, который дует в наших краях он необычный, ласковый, наполненный запахами леса, вдохновляющий на жизнь.
Югорский ветер в ветках сосен
Поёт мелодию свою.
Давайте-ка у ветра спросим,
Что в нашем делает краю?
Ведь нет здесь ни лугов, ни пашен,
Пустынь бескрайних и морей.
Что ж ты забыл средь сосен наших
Давай же, расскажи скорей.
Наверно б ветер мне ответил,
Коль мог со мною говорить,
Что нет прекраснее на свете,
Земли, где суждено нам жить.
Что край тайги и зим суровых
Нас делает ещё сильней.
Картина снежного покрова
Сравнима с добротой людей.
Что средь болот непроходимых,
Пути проложил человек.
И пусть нас не пугают зимы –
Мы здесь останемся навек.
Мы здесь смогли дома построить,
Добыли нефть и газ из недр.
Но только забывать не стоит,
Что здесь растут сосна и кедр.
Чтоб не исчезли звери, птицы.
Была бы чистою вода.
И рыбы больше в ней водиться.
Жить в мире всем и навсегда.
И, покачая ветки, ветер
Лишь песню вьюжную пропел.
Он может так бы мне ответил,
Но восвояси улетел.
У. – Спасибо. Скажите, а зачем же ветер прилетал в наш Югорский край?
Д. – Наверно наш край особенный, посмотреть на отважных людей, которые в таких суровых условиях работают на благо нашего любимого округа и, конечно, нашей Родины.
У. – И в заключение нашего занятия мы с вами споем песню, которая посвящена нашему замечательному округу, мужественным людям.
Дети поют песню. (Слайд17)
У.(Слайд18) Мы все еще раз поздравляем ХМАО- Югру с Юбилеем.
Спасибо. (занятие закончено)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Красота мира начинается с красоты души"
Научить детей видеть красоту вокруг себя и в себе самом....
Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.
Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...
Классный час "Красота мира начинается с красоты души"
Материал классного часа предназначен для учащихся начальных классов с целью уяснения понятия "красота", "душевная красота", как составляющих красоты мира, о значении добра для гармонии и сч...
Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"
Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту. В. Сухомлинский....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)
Цель урока:- Познакомить с произведением В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;- Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: «Красота любимого города», «Красота родного села».
«Красота любимого города», «Красота родного села»....
Конспект урока ИЗО "Красоту надо уметь замечать. Красота рыб" (1 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Красоту надо уметь замечать. Красота рыб»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о рыбах, их строение; формировани...