Сценарий "Книжкина неделя" для начальной школы.
методическая разработка по теме

Павленко Светлана Викторовна

Сценарий предназначен для внеклассного мероприятия во время весенних каникул. В нем собран материал для проведения игры-викторины "Литературный ринг". Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Книжкина неделя

3 -4 классы

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы проводим праздник, посвящённый Неделе Детской Книги. Уверена, что вы все любите книги и сегодня будете активно участвовать  в нашем празднике.

Стихи читают дети:  встают все вместе 3 – 4 классы

1группа – 3 класс

  1. Мы дружны с печатным словом,      

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего!

  1. Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг.

  1. Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых новостей?

  1. Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

  1. Нет твоей любимой книжки –

«Чиполлино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

2 группа – 4 класс

  1. Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

  1. От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей ребят,

Тех, что нам добра хотят!

  1. Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

  1. Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

  1. И она в любые страны

Через все века пройдёт,

Как великие романы

«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

  1. Слава нашей книге детской,

Переплывшей все моря!

И особенно российской –

Начиная с Букваря!

Ведущий:

- Слово предоставляется библиотекарю нашей школы Татьяне Александровне Бардаковой.

(Рассказ о начале празднования Дня книги, представление выставки книг)

Ведущий:

- А сейчас  мы проведём игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  1. В игре принимают участие 4 команды. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  2. За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  3. За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить ещё 1 балл.
  4. На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  5. После каждого тура, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  6. В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 4) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

(Ворон)

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

(Петух)

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

(Сова)

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

(Орел)

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 5) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

(Волк)

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц.

(Кот, кошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

(Конь)

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.     Игру покидает команда №…..

Игра со зрителями: «Дополни имя»

 Ведущий:

-Сказочные герои часто носят длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы - вторую.

Кощей... (Бессмертный), Елена... (Прекрасная), Иван... (царевич), Василиса... (Премудрая), Спящая... (красавица), Мальчик-с... (пальчик), Финист... (Ясный Со¬кол), Змей... (Горыныч), Крошечка... (Хаврошечка), Никита... (кожемяка), Конек... (Горбунок), Заяц... (хвастун).

2 тур

(Cлайд 8) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 9) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 10) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

- В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

- Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 11) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 12) 

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

1. Серебро.
2. Железо.
3. Платина.
4. Золото.

(У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…)

(Слайд 13)

  1. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

1. Быть столбовой дворянкой.
2.
Быть владычицей морской.
3. Быть вольной царицей.
4. Новое корыто.

(Слайд 14)

  1. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.

2. Урок.
3. Намек.
4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)
 

(Слайд 15)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 16) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.  Из игры выбывает команда № …

3 тур

Блиц-опрос.

Вопросы задаются по очереди каждой команде, на обдумывание 2-3 секунды:
1. Лучший в мире крокодил. (Гена.)
2. Сколько козлят у многодетной козы? (Семеро.)
3. Гордость Варвары-красы. (Коса.)
4. Самая известная курочка. (Ряба.)
5. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)
6. Мальчик-луковка. (Чиполлино.)
7. Крокодиловая река в Африке. (Лимпопо.)
8. Сказочная скатерть. (Самобранка.)
9. Назовите братьев - Чук и... (Гек).
10. Снежная баба в детстве. (Снегурочка.)
11. Дедушка - любитель зайцев. (Мазай.)
12. Главный атрибут Дуремара. (Сачок.)
13. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)
14. Итальянский прообраз папы Карло. (Джузеппе.)
15. Воздыхатель Мальвины. (Пьеро.)
16. Кто разморозил сердце Кая? (Герда.)
17. Девочка, которая растаяла весной. (Снегурочка.)
18. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья.)

19. Герой какой сказки вырос в волчьей стае?

20. Какого роста была Дюймовочка?
21. Какие волшебные предметы есть в русских сказках?' (Шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)
22. Где жили старик со старухой из сказки А. Пушкина? (у самого синего моря)
23. На чем передвигаются сказочные герои? (Ступа, метла, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, летучий корабль)
24. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах)

Дополнительный тур, если количество очков совпадёт.

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...