Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"
методическая разработка (1 класс) по теме
Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,
обогатить лексику учащихся,
учить сервировать стол к чаепитию,
воспитывать в детях культуру поведения за столом, в гостях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_prazdnika.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Сценарий праздника
Подготовила Ухова Л. А.
Воспитатель ГПД
Камышин 2012
Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,
обогатить лексику учащихся,
учить сервировать стол к чаепитию,
воспитывать в детях культуру поведения за столом, в гостях.
Оборудование: плакат «В гости к самовару», русские нац.
костюмы для детей, самовар, сладости.
Дейст. лица: Ведущая- Хозяйка, клоун Кирюха, муха Сладкоежка, Самовар, Чашка. Скоморохи.
Хозяйка встречает гостей у накрытого стола.
Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские простые,
Заходите, проходите!
Чайку свежего откушать,
Сказок наших послушать.
Как-то раз собрались ко мне гости на чаепитие. Самовар у меня хорош, прямо «генерал»! На столе стоит большой, медали на солнце блестят, резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове, Стоит важный пофыркивает, войско своё оглядывает: блюдца да чашки, да чайные ложки. Всё готово к чаепитию. Но не успокоится «генерал», всё шумит, пыхтит. Совсем горячий стал. Дотронешься- обожжёшься!
Вот уселись гости за стол. Беру я заварной чайник, а в чайнике том чудо-чай-трава.
Беру «генерала» за краник-верток, поворачиваю его, и побежала горячая струя.
Подбежали тут к нему солдаты-чашки. Каждую он своей горячей силой одарил, и началось чаепитие.
Время быстро прошло. Гости чаю напились, сказали «спасибо» и разошлись. А я задремала. И слышу сквозь дрёму, будто посуда моя разговаривает:
– Хорош у нас самовар! Красив да удал, жаль только молчит, ничего про себя не расскажет. Ваше Благородие, расскажите нам про свою жизнь, про семью.
Самовар:- Расскажу я вам про семью свою. Большая она у меня. Прадед мой, Автекс, в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед мой народился – кухня-самовар. В ней русские богатыри пищу себе готовили. С виду дед мой, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принёс.
А отец мой, - сбитенник. В нём в старину сбитень варили – сладкий целебный напиток из мёда.
Мне сто лет. Родился я на самоварной фабрике в середине 19в. В г. Туле. Тогда на Руси много мастеров – самоварщиков было. Каждый старался, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами. Совсем маленькие – это самоварцы, а другие великаны – это самоварища. С виду разные, а вот воду грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло своё воде отдают.
Чашка: - А почему звание генеральское, Ваше благородие?
Самовар: - Ну, это давняя история! Ещё в детстве возили меня на Всемирную выставку во Францию, в город Париж. И так я всем понравился, что наградили меня двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда мы вернулись в Россию, попали на ярмарку. Увидел заезжий генерал все мои награды и сказал: «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» с тех пор самовар генералом величают. И дети у меня есть – все на меня похожи. Одни, как я, воду греют угольками, другие от электричества. Есть у меня и племянники – электрочайники.
Хозяйка: Дорогие друзья! К нам прибыли гости из деревни Пирогово.
Чашка: В деревни Пирогово
Жили скоморохи.
Ели скоморохи
Пироги с горохом.
Ели, не стеснялись,
На печи валялись!
Скоморохи: -
Мы- скоморохи!
С нами лучше веселиться,
А без нас праздник не годится!
Наши загадки – ваши отгадки!
За правильный ответ
Получаете привет!
Скоморохи всё умеют:
И смеяться и шутить.
С вами силой потягаться
И подарки подарить!
(За правильный ответ угощают детей сладостями)
Вопросы 1-го скомороха:
- От неё станет всем теплей…
- Представьте себе, представьте себе…
- Если с ним ты вышел в путь- веселей дорога…
- Представьте себе, представьте себе- зелененький он был…
- Каких камней нет ни в одном море…
- Сколько горошин может войти в стакан…
- Когда мальчика называет женским именем.
Вопросы 2-го скомороха:
1. С нею весело шагать по просторам…
2. Он бежит, качается..
3. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали…
4. Из какой посуды ничего нельзя поесть?
5.На что похожа половинка яблока?
6. Может ли страус называть себя птицей?
Чашка: Ребята! А вы знаете, что слово «пирог» образовано от слова «пир.» Первоначально
слово пирог означало праздничный хлеб. Чем ещё порадуете нас, скоморохи!
Первый скоморох:
Бежали по дорожке,
Собирали ложки.
Ложки не простые,
Ложки хохломские.
Второй скоморох:
Вятские, смоленские
Ложки деревенские
Ложки сосчитаем
В ложки вам сыграем.
Ой – жги – говори,
Заиграли ложкари!
Дети исполняют на ложках русскую народную песню «Во кузнице»
Хозяйка: А вот приехали гости из села « Пряничково»!
.
Гости: 1. Пряники, русские пряники,
Пряничные избы, дома – терема,
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы,
Петухи и чудо-птицы!
Вот какие небылицы!
2. Пряники – одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы
пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли разные пряности:
корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль. И теперь всем понятно, что слово «пряник» образовалось от слова «пряный».
Хозяйка: Чем ещё порадуете нас, гости дорогие?
Гости: Танец «Барыня»
Исполнение танца.
Хозяйка: А теперь послушаем гостей, которые живут в деревне «Блиново»
Гости: 1. Какой же славный стол накрыт!
И самовар давно кипит!
- Чего же на этом столе не хватает?
Блинов! Веселья без них не бывает!
- А ведь, правда? Что за праздник без блинов?
Блины – одно из самых древних изделий русской кухни IX века. Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце
Если блины на столе – значит, само светило благословит начинание. А называлось тогда это замечательное блюдо «млин» от слова «молоть» то есть изделие из намеленного зерна.
Хозяйка: Девчата прибыли к нам из села «Калачево». А порадуют они нас частушками.
Девочки в русских национальных костюмах исполняют частушки.
Эй, девчата – хохотушки,
Запевай-ка нам частушки
Запевайте поскорей,
Чтобы стало веселей!
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушек.
Сколько раз я зарекался
Под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.
Мы напели вам частушек,
Чтоб порадовать гостей!
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов и калачей!
Ах, какие пироги!
Что за угощенье!
И румяны, и мягки,
Всем на удивление!
И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с морошкой.
Гости, угощайтесь,
Ешьте, не стесняйтесь!
Пряники печатные
До того румяные!
Мы не сразу их съедим
А сначала поглядим!
Чашка: Ребята! Слово «бублик» заимствовано из украинского языка. В родстве с
бубликом - бубен. Эти слова произошли от одного и того же существительного. А
слово «калач» образовано от слова «коло» - колесо. Все предметы круглые.
Хозяйка: Пока наши гости пели, самовар давно закипел.
Наш большой самовар
Весь горит как птица – жар!
Кран – верток открывается,
Чудо – чай наливается!
(наливает чай в чашку, вдыхает аромат)
Чашка: Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет,- гудит
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Чашка: А вот в старину в России вместо чая заваривали листья земляники, смородины,
цветы липы, Иван-чая и другие травы. В Россию чай попал 300 лет назад из Китая.
А в Китае листики чайных кустов начали употреблять очень давно, несколько тысяч
лет назад. Стали собирать листья, резать, сушить, потом обливать кипящей водой и
пить, как мы делаем это сейчас. И вот 300 лет назад привезли в Россию в подарок
царю большие мешки с «китайской» травой. Попробовали, приготовленные из неё
непривычный напиток- понравился. И с тех пор стали купцы привозить в Россию
чай. Постепенно к нему привыкли, как привыкли пить чай во многих странах мира.
Не было в древности и сахара. Совсем недавно люди придумали делать сахар из
белой свеклы, которую прозвали сахарной. Делают сахар и из сахарного тростника,
который растёт на Кубе, в Индии и других странах. А вот в древней Руси вместо
сахара использовали мёд. Мёд варили с водой, добавляли туда пахучие травки и
пили медовый напиток с удовольствием
(неожиданно для детей появляется клоун Кирюха с большим бутафорским тортом)
Хозяйка: А что же это за гость пожаловал к нам?
Здравствуйте!
Клоун: Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята! Я клоун
Кирюха. Посмотрите, какой у меня торт! А вы знаете, что торт издавна считается
главным украшением чайного стола? А произошло это слово от латинского слова
«тортус», что означает крученый, витой. Он может быть разным по форме: круглый,
овальный, квадратный… как мой! Но я с вами не поделюсь! Я буду, есть его один!
(Ставит торт на стол, садиться рядом, достает бутафорский нож и вилку, собирается резать торт. )
Тут прилетает муха-Сладкоежка. Начинает назойливо жужжать и летать вокруг Кирюхи и торта. Кирюха берёт мухобойку и прогоняет муху. Но та прилетает снова. Рассерженный Кирюха «добивает» муху, и та чуть живая уползает, прихватив мухобойку с собой…
Придя в себя, муха начинает гонять Кирюху….
(Заканчивается сценка тем, что муха толкает Кирюху, и тот падает прямо в торт. Доведённый до отчаяния, Кирюха бросает торт прямо в муху, и та, грязная, но довольная, облизывается, улетает. Клоун плачет.)
Кирюха: Ребята! Видите что получилось! Я не хотел делиться тортом ни с кем и сам не съел
ни одного кусочка. Простите меня за жадность!
Хозяйка: Этот случай будет уроком для всех! Нельзя быть таким жадным, Кирюха! Думаю,
ребята тебя простят. Правда, ребята? Простим клоуна!?
Чашка: Ребята, давайте напомним Кирюхе, как надо вести себя в гостях за, столом.
- Не садись за стол раньше приглашения.
- Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
- Не разговаривай во время еды.
- Не чавкай.
- Не прячь в карман сладости.
- Не забывай благодарить за угощения.
Клоун: Спасибо вам, ребята!
Самовар: Чай горячий, ароматный!
И на вкус такой приятный!
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
Чашка: Гостей всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть его полезней?
Наш гость, сегодня не скучай
Пей от души волшебный чай!
Чаепитие.
Хозяйка: В небе словно от побелки засиял уж Млечный путь.
Отшумели посиделки – путь домой не позабудь
Час общенья – к делу веха
Полуночничать всяк рад.
Словно будет, коль в потехе не потратил весь заряд
Мы делились тем, что знали
Попытались всех увлечь,
Не прощаемся мы с вами,
Словом, всем до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий клубного часа "8 марта-праздник мам".
Сценарий разработан к празднику 8 марта и проведён в режиме группы продлённого дня....
Сценарий праздника "В гостях у самовара"
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с целебными свойствами чая, расширяет кругозор учащихся, прививает навыки этикета. является итоговым мероприятием работы над коллективным проектом "В го...
Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"
Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси, обогатить лексику учащихся,...
Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"
Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси, обогатить лексику учащихся,...
Сценарий клубного часа "Кошка в дом - счастье в нём"
Сценарий клубного часа "Кошка в дом - счастье в нём"...
Сценарий клубного часа для воспитанников ГПД .« ПЛАНЕТА ВЕЖЛИВОСТИ»
Сценарий клубного часадля воспитанников ГПД . « ПЛАНЕТА ВЕЖЛИВОСТИ»...
Сценарий клубного часа для воспитанников ГПД .« ПЛАНЕТА ВЕЖЛИВОСТИ»
Сценарий клубного часадля воспитанников ГПД . « ПЛАНЕТА ВЕЖЛИВОСТИ»...