Элифба бэйрэме(Праздник Азбуки)
методическая разработка (1 класс) по теме
Элифба бэйрэме(Праздник Азбуки) на татарском и русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elifba_beyremeprazdnik_azbuki.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уку доньясына сэяхэт.
Под музыку входят дети и садятся на стулья. Впереди стоят боцман(Б), штурман(Ш) и радист(Р). По окончании музыки Б берет в руки бинокль и пристально рассматривает сидящих в зале гостей.
Ш – Что видишь, боцман?
Б - Вижу на причале толпу народа, все нарядные, улыбаются.
Ш,Р – Это они с азбукой прощаются, алар Элифба китабы белэн саубулашалар.
Дети исполняют песню «Шакмаклар».
Р – А нашего капитана ты не заметил?
Б – Нет! Не вижу! Постой, постой! Капитан идет сюда! Свистать всех наверх!
Звучит сигнал тревоги. Все строятся в одну шеренгу.
Б - Смирно!
Под звучание песенки о капитане из кф «Дети капитана Гранта» в зал входит учитель(К), обходит корабль, останавливается рядом с боцманом
Б – Товарищ капитан! Экипаж корабля «Смелый» готов к отплытию!
К(учитель) - Здравствуйте, товарищи матросы!
Все – Здравия желаем, товарищ капитан!
К – Вольно! Скоро наш корабль отправится к далекой стране Читалии.
Все - Ура!
К – Хөрмәтле укучылар , әти-әниләр ,укытучылар ! Бүген бездә зур бәйрәм - Әлифба бәйрәме .1 нче сыйныф укучылары үзләренең яраткан дәреслекләре белән саубуллашалар .
Күчкәнме бу залга дөньяның бар яме,
Күңелләр түрендә Әлифба бәйрәме .
Бу матур бәйрәмгә кушыл , дус , әйдәле ,
Дөньяны гөрләтсен Әлифба бәйрәме .
Әле 1 нче сентябрь иртәсендә генә мәктәп бусагасын тәүге мәртәбә атлап кергән нәниләр бүген беренче җиңүләрен бәйрәм итәләр.Аларга хәрефләр тану,алардан иҗекләр,сүзләр төзү,укырга өйрәнү җиңел булмады.Тик алар югалып калмадылар, тырыштылар.Бүген сыйныфтагы һәр бала укый белә.Әлифба – баланың беренче уку китабы . Мәктәп бусагасын атлап кергәч тә ул туган телебез хәзинәсен шушы китап ярдәмендә өйрәнә башлый .
Балалар әлифбаны тәмамлап йомгак ясарга җыелдылар . Язнын бер матур көнендә алар бәйрәм итәләр . Әлифба сезне нәрсәләргә өйрәтте икән ? Сөйләп кәрсәтегез әле.
- 1 укучы : Алтын яуган көзге көндә 2 укучы: Кичә әни белән бергә
Тыйнак үттек класска. Әзерләдек сумкамны.
Әлифбаны кулга алдык Пеналыма тезеп куйдым
Әй,сөендек шул чакта. Карандаш һәм ручкамны.
3 укучы: Әтием дә , әнием дә
Бу көнне бик көттеләр.
Балалардай дулкынланып
Мине озата килделәр.
4 укучы:Тышта ап-ак кар яуганда 5 укучы 39 хәреф белән
Без җыелдык бәйрәмгә. Таныштык без тиз генә.
Безнең шатлык эчкә сыймый Олы ярдәмчең булдың син
Сезгә ничек сөйләргә? Рәхмәт инде Әлифба!
6 укучы Сәнгатьле итеп сөйләргә 7укучы Кызларны ул зур ярдәмче,
Аңлаешлы укырга Булышчы булсын диде.
Табышмаклар чишәргә, Эшләгән һәрбер эшләре
Өйрәттең син Әлифба. Елмаеп торсын диде.
8 укучы Ә малайларга Әлифба 9 укучы Өйрәтте Әлифба безне
Өйрәтте җитез булырга Табигатьне сөяргә.
Батыр ,кыю кешеләрдән Кечкенә дусларыбызга
Үрнәк алып торырга. Бул син , дустым , дияргә.
10 укчы Курыкмаска салкыннан 11 укучы. Өйрәтте чиста булырга
Яңгыр,яшен,карыннан Пөхтәлекне сакларга.
Дус булсагыз , яратсагыз Усал , ямьсезләрдән безгә
Файда тияр барыннан. Кечеләрне якларга .
12укучы Әлифба , әлифба
Китәсең бит инде
Җыр итеп җырлыйбыз
Иң соңгы битеңне.
Элифба жыры.
Я помню тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришла с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
- Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Я азбуку свою раскрыла
Открыла чистую тетрадь.
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
- Все недели пролетели
С сентября до февраля
Азбуку мы одолели
Буквы выучить успели.
- Я уже все буквы знаю,
Даже вывески читаю,
И названия газет,
И бумажки от конфет.
- Буквы все мы твердо знаем,
Сами пишем и читаем.
Мы простимся с азбукой,
И, в страну – Читалию!
К – Товарищи матросы, подготовиться к отплытию,
К – Все готовы к плаванию?
Все – все!
К – тогда пора прощаться!
- В день осенний, день чудесный
Мы в поход ушли не зря
Было очень интересно
На страницах азбуки
- В даль картинок мы шагали
По ступенькам-строчкам шли
Ах как много мы узнали,
Ах как много мы прочли.
- Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
- Тем, кто любит приключения,
Мы откроем наш секрет:
Увлекательнее чтения
Ничего на свете нет.
- До свидания до свидания,
А на следующий год
Наша азбука научит
Тех, кто в первый класс придет.
Прощаются с азбукой и относят ее учителю.
К – Матросы! Слушай мою команду: Убрать канаты! Поднять якорь! Наш корабль «Смелый» отправляется в дальнюю страну Читалию.
Ш – берет в руки глобус и вращает его. Разрешите обратиться, товарищ капитан
К – Разрешаю!
Ш – Покажите, где находится эта страна Читалия? На каких островах!?
К – Не на глобусе, не на карте этих островов нет, нам предстоит их открыть.
Все – значит мы первооткрыватели!?
К – Конечно!
Все – Ура!
Звучит вальс Дунаевского. Боцман с биноклем, штурман со штурвалом и радист с наушниками и рацией не груди выходят вперед, смотрят на зрителей, покачиваясь как на волнах. Все остальные дети садятся.
К – Б, что видите впереди?
Б – Все спокойно. На море полный штиль!
К – Ш, полный вперед!
Ш – Есть полный вперед.
К – Что слышите, радист?
Р – Слышу веселую, танцевальную музыку
Дети начинают играть в куклы, машинки.»Барбарики»
Б. – Товарищ капитан, разрешите доложить обстановку на корабле.
К.—Докладывайте!
Б.—Обстановка, прямо скажу, тревожная: пассажиры в куклы играют, по палубе скачут.
К.—Непорядок! С такой дисциплиной мы никогда до страны Читалии не доплывём. А ну-ка, взяли учебники и приступили к занятиям.
Звучит песня «Первое задание» в исполнении Валерии Саметовой
выходят дед и ученик, раскрывают учебник по математике)
Уч-к: Я сижу, едва не плача:
Не решается задача.
Дед: Не беда, не плачь, сынок,
Вместе выучим урок.
Вместе: 2 часа вдвоём сидели ,
Ох, устали, лбы вспотели.
Дед: Я сижу, едва не плача:
Не решается задача.
Уч-к: Говорил я тебе, дед
Что задача трудная!
( отодвигает от себя учебник)
Дед: Подожди, давай ещё подумаем.
Уч-к: Вот ещё! Надоела мне ваша математика! Да я бы от неё на необитаемый остров убежал!
Дед: Пусть будет по твоему мальчик! Отправляйся на необитаемый остров, о презренный лентяй!
( мальчик убегает, а потом уходит дед)
Б.—(смотрит в бинокль) Внимание! Прямо по курсу вижу остров! На берегу кто-то прыгает и машет руками!
К.—Штурман! Причаливаем к берегу!
Ш.—Есть причаливать!
Б.—Вижу человека мохнатого, в шкуре зверином!
( Все встают и поют песню « Если б не было школ»)
Дикарь ( прибегает) Капитан! Возьмите меня на корабль! Я больше так не буду.
К.—Как не будешь?
Д-рь. Я не буду из дома убегать, буду математику учить.
К. Может, взять его в страну Читалию? А то ведь останется неграмотным дикарём. Матросы, возьмём его в свою команду?
Все. Возьмём!
Дикарь. А где дедушка?
К. Какой дедушка?
Дикарь. Который меня математике учил.
( Выходят 2 девочки, грациозно подходят к мальчику-дикарю)
Девочки. Мальчик, ну зачем тебе нужен дедушка? Мы знаем математику лучше него.
Дикарь. А вы кто?
Девочки. Мы – отличницы.
Дикарь. А, значит, зубрилки!
Девочки. Нет, не зубрилки, мы просто делаем всё на отлично! Пишем, рисуем, поём, танцуем!
Дикарь. Ну и что?
Девочки. А вот что! Мы берём тебя на поруки!
Дикарь. Это как на поруки?
Девочки. А вот так! (берут его под руки) Ты умеешь читать?
Дикарь. Не – а.
Девочки. Жаль, что не умеешь. Вот послушай, как здорово уметь читать!
Читалочка
Как хорошо уметь читать
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку трясти…
«Прочти , пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
( В. Берестов)
Дикарь. Научите меня читать.
Девочки. Для начала давай разучим алфавит.
К. Садись и слушай внимательно и запоминай буквы.
Инсценировка песни «С азбукой уселись куклы».
Стихи на каждую букву.
А. Алма бакчасында алма
Әтием алма ташый
“А” хәрефен өйрәнәм мин
Алмалар ашый- ашый.
. Ә Әтәчем иртән тора
Һава ярып кычкыра .
Ашыгырга куша ул
Мәктәп – белем иленә.
Б Бакалар җырлый буада
Отып калырга уйлыйм.
“Б” хәрәфен яхшы белеп
Бишле алырга уйлыйм
В. Вот буква В
Видна вдали—
Красивая витая.
Г – күәтле күтәрү краны
Төзүчеләр ярдәмчесе
Зур ташларны күтәрә ул
Бик биеккә тиз генә .
Д. Дятел дерево долбит, день - деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Е Е- хәрефе еланда
Е – хәрефе елгада .
Е хәрефе карый безгә
Елмаеп елаганда
Е и Ё - родные сёстры, различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки, словно к лесенке гвоздочки.
Ж и К. Это – Ж, а это К, целый жук и пол жука.
З. На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3.
И И хәрефе ипидә бар ,
Бар ул ил һәм иректә .
И хәрефе икелегә
Укымаска өйрәтә .
И, Й, Н, Н надела поясок, И надела поясок.
Буква Н надела ровно, буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари – станет краткой буква
Л Күзләремнән яшьләр чыкты ,
. Капкан идем лимонны .
Сары булгач , бик тәмле дип
Белгән идем мин аны .
М. Взявшись за руки, мы встали.
И на М похожи стали.
О. В этой букве нет угла. Оттого она кругла,
До того она кругла, покатиться бы могла.
П. Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник.
Р. Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
С. Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т. Т – охшаган тырмага
Әйтә - тизрәк тырмала .
У. У У уйлап укыгыз ди
Урындыкка утырыгыз ди
Ү
Ф. Ф Ябалакның зур күзләре
Ялтырый караңгыда.
Ф хәрефенә бик охшаган
Туп – туры караганда .
Х. Хохотушка буква Х хохотала : «Ха – ха – ха!»
Ц. Цапля стоя на крыльце ,объясняет букв Ц:
- Подойди цыплёнок Цып. Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок, подарю тебе цветок.
Ч. Ч с четвёркой спутал чижик
И прочёл: «Четыре ижик».
Ш. Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ. На расчёску Щ похожа
Три зубца всего?
Ну что же?
Ь и Ъ. Мягкий знак и твёрдый знак разговаривали так:
-- Сколько я пирожных съем? – Мягкий знак ответил: -- Семь.
Ы. А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
Э. Буква Э на С дивится
Словно в зеркало глядится,
Сходство есть, наверняка,
Только нету языка!
Ю. Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась…буква Ю!
Я. Всем на свете буква Я доложить готова:
-- А вы знаете, кто я? Вы не знаете кто я?
Я не только буква Я – буква, слог и слово!
Песня «33 родных сестрицы»
Дикарь. Вы знакомы с каждой буквой, умеете читать, а что ещё узнали нового
К. Узнаешь в пути.
Наш корабль « Смелый» продолжает плавание в страну Читалию. Штурман, крепче держите штурвал, мы выходим в открытое море!
Ш. Есть!
Б. (смотрит в бинокль) Товарищ капитан, прямо на нас идёт шхуна под чёрным флагом.
К. Радист, что слышите?
Р. Слышу хриплые голоса. Нам предлагают сдаться!
Все. Это морские пираты!
К. Что будем делать штурман?
Ш. Срочно менять курс!
Б. Поздно! Они уже близко! (смотрит в бинокль)
К. Тогда встретим их как положено команде «Смелого».
Все садятся. 3 пирата в масках заходят в зал.
1 п. – А ну-ка, капитан, давай сюда свои драгоценности.
К. Драгоценности перед вами. Это моя команда и пассажиры.
2 п. – Вы шутите, капитан, а с нами как известно, шутить нельзя!
3 п. – А ну, быстро отдавайте ваше богатство!
К. Наше богатство – наша дружба.
Пираты. Дружба? А что это такое дружба! Никогда не слышали про такое. (совещаются).
К. Дружба -- это то, без чего нам нельзя прожить ни дня. Неужели вы никогда не видели дружных ребят? Так вот они перед вами.
1 п. – Куда вы держите курс?
К. В страну Читалию
2 п. – В страну Читалию?! Вас туда не пустят.
К. Почему?
3 п. – Потому что – главная волшебница этой страны – библиотекарь проводит экзамен.
1 п.- И нас не пустили в эту чудесную страну.
2 п. – А мы очень хотели бы попасть туда.
3 п. – Мы даже повсюду таскаем этот цветок с заданиями.
Вместе. А может, вы нам поможете?
К. Ну как ребята?
Все. Поможем!
- На какие 2 группы делятся звуки и буквы русского языка? Татарского языка?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Назовите хитрые гласные.
- Назовите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные.
- Назовите буквы, которые обозначают только мягкие согласные.
- Сколько звуков в слове «парта», «моя».
Пираты. Вы обязательно будете жителями этой чудесной страны Читалии.
К. Скажите пираты, вы хотите с нами в страну Читалию
Пираты. – Хотим!
К. Тогда прощайтесь со своей пиратской шхуной и постарайтесь вести себя прилично. В страну Читалию невоспитанных не пускают.
Пираты. Мы теперь мухи не обидим!
Б. (выходит в центр зала, поднимает вверх указательный палец к нему подходят Ш. и Р) Ветер усиливается!
Р. Слышу раскаты грома!
Ш. Приближается шторм. Дело табак!
К. Матросы выстоять нам нужно!
Р. Слышу сигналы С О С! Внимание сигнал принял, выходим на помощь.
Б. За бортом человек! Бросайте ему спасательный круг!
Все бросают за дверь спасательный круг и тянут его за верёвку. Слышится крик: «Тону! Спасите!» Появляется Двоечник.
Дв. Помогите! Спасибо вам, что вытащили меня, а то они меня совсем одолели, тянут и тянут на самое дно.
Все. Кто они?
Дв. Двойки!
Все. Какие двойки?
Дв. Обыкновенные! Вот они! Впились в меня пиявками, не отпускают. (на одежде вшиты бумажные двойки).
К. И давно ты начал в двойках тонуть?
Дв. Недавно! Сначала учился на одни пятёрки, а потом Эх!
К. Боцман, ты ничего не замечаешь?
Б. Замечаю, товарищ капитан. Что корабль начал тонуть. Что случилось не пойму.
К. Это двойки нас тянут на дно. Ну-ка бросайте все двойки быстро за борт, пока они наш корабль на дно не утащили
Дети пытаются сорвать двойки с одежды Двоечника.
К. Ну вот, теперь на корабле порядок. А с тобой, милый друг, что делать?
Дв. Ничего не нужно делать. Я уже сам понял, что нужно только стараться, и я смогу горы свернуть! Я даю вам честное слово.
Песня Кария –Закария
К. Внимание! Мы приближаемся к стране Читалии. Шлюпки на воду!
К. Вот мы и прибыли в страну Читалию. Здесь вас ждут новые радости, волнения и встречи с новыми друзьями. На пороге страны вас встречает главная волшебница этой страны.
Песня «Ойрэтэлэр мэктэплэрдэ»
Библиотекарь. Дорогие ребята! Поздравляю вас с благополучным прибытием в нашу страну – в страну Читалию. Мы рады всем, кто к нам приходит.
Мы всех вас зачисляем в список жителей страны Читалии.
Кадерле балалар! Безнең Әлифбаны өйрәнүдә зур көчләрен куючылар - әти-әниләребез .Әйдәгез аларга рәхмәтебезне белдерик .
Сезгә зур рәхмәтебезне
Җиткерәбез Һәммәбез
Олы ярдәмегез өчен
Башыбызны иябез.
Әткәй - әнкәй , газизләрем
Гомер биргәнсез безгә
Изге итеп үстердегез
Мең рәхмәтлемен сезгә .
. Сезнең алда сүз бирәбез
Тырыш булырга
Ялкауланмаска. ;
Артта калмаска.
"2” ле алмаска.
Укырбыз "5” кә
Вәгъдәне үтәрбез
Теләккә җитәрбез
Туган илгә хезмәт итәрбез.
Укытучы: Балалар ! Менә без сезнең белән бергәләп Әлифбаны тәмамладык, минем сезгә теләкләрем бар.
Өйрәтте сезне Әлифба
Туган илне сөяргә
Биергә дә , җырларга
Дус һәм тату яшәргә.
Әлифбадан башлап киттегез
Юлны белем иленә
Зур белемле булып үсеп
Кеше булыгыз сез илегездә.
Бу бәйрәм- барыбызның да уртак бәйрәме. Хөрмәтле әти-әниләр!
Балаларның әлифбаны яхшы үзләштерүдә сезнең өлешегез бик зур! Хәзер сезнең балаларыгыз чын мәгънәсендә укучылар булдылар. Укуны энә белән җир казуга тиңлиләр.Димәк, без сезнең белән бик зур хезмәт башкарганбыз икән.
Бәйрәмебез котлы булсын! Тагын шундый бик күп, бик күп хезмәт уңышларын бәйрәм итәргә насыйп булсын безгә! Сезнең һәркайсыгызга шатлык – куанычлар, ныклы сәламәтлек, яңадан-яңа уңышлар телим.
Поздравления администрации школы, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элифба бэйрэме
Сценарий к празднику "Прощание с Азбукой" на татарском языке....
Элифба бэйрэме
Праздник азбуки на татарском языке....
Элифба бэйрэме
Элифба бэйрэме 1 класс...
Элифба+уку,1 кл,Перспек.башл мэк.рабоч прогр.
Татар мэктэплэре очен укудан эш рограммасы тэкъдим итэм.УМК"перспек.нач школа"...
Элифба бэйрэме
Элифба бэйрэмендэ 1 класс укучылары, ата-аналар хэм укытучылар катнаша. Кичэне уткэрудэ башка класстан да укчылар ярдэм итэ. Алар торле геройлар булып катнашалар. Бэйрэм барышында "Элифба" ...
календарь- тематик план по Элифбе для 1 класса татарской группы по ФГОС
1нче сыйныфта әлифба һәм әдәби уку дәресләрен укыту өчен ФГОС буенча календарь тематик план...
Сценарий праздника "Прощание с Элифбе и Азбукой"
Данная разработка сценария праздника "Прощание с Азбукой и Элифбе" предназначается для класса с крымскотатарским языком обучения. Материал праздника представлен на двух языках....