Мои публикации в сети Интернет
материал (1 класс) по теме

Борисова Людмила Владимировна

Публикация на сайте Мультимедийного

 межрегионального  проекта,
посвященного  70-летию

Великой Победы «Одна на всех»

http://www.65pobeda.ru/poljevaja_pochta/istorija_mojej_sjemi/lobachjeva_10544/uznica_konclagjerja_10545

Портфолио Тимирова Дмитрия "Портфель моих достижений".

Разговор о правильном питании. Утреннее кафе "Русская каша".

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Изменение глаголов по числам" с использованием сказки А.С.Пушкина.

http://portfolio.1september.ru/person.php?id=208-701-873

 

Урок-праздник "Из Азбуки в страну Литературию"

http://festival.1september.ru/articles/637630/

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_lobachyovoy_m_i.docx20.24 КБ
Файл statya.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

        История Лобачёвой М.И. до оккупации

Родилась Мария Ивановна Лобачёва в городе Минске в 1938 году. Мама – Руль Мария Николаевна, была домохозяйкой и воспитывала  двоих детей: старшего сына Фёдора и младшую дочь Машеньку. Отец – Келлер Иван Иосипович был рабочим. Это была благополучная советская семья. 28 июня 1941 года Минск уже был захвачен немцами и практически разрушен. Начались страшные для всего населения годы оккупации.

Воспоминания Лобачёвой М. И. о концлагере

Семья Келлер была вывезена в Западную Германию, в город Метманн. Там они попали в концентрационный лагерь. Детей разъединили с родителями и отправили по разным баракам. Маше в то время было только четыре года. Кроме советских детей в лагере находились испанцы, французы, итальянцы и поляки. Многое стёрлось из памяти Марии Ивановны, но навсегда запомнился голод. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы. Они ставили над ними медицинские эксперименты, а потом наблюдали. Дети были и донорами. Кровь требовалась раненым немецким солдатам. Болеть было нельзя, сразу отправят для опытов  медикам.  Чтобы не погибнуть от голода, ели всё подряд: от первых зелёных ростков до корешков. Детская память сохранила не только самые страшные эпизоды из лагерной жизни, ничего из пережитого не забыто. И об этом можно рассказывать бесконечно…

- Брат нашёл лазейку в ограждении лагеря, через которую мы выбирались на фермерское поле. Оно находилось рядом с лагерем. Он выводил меня на это поле и кормил всем тем, что  там росло. Однажды  нас увидел на своём поле фермер. Он взял ружьё и хотел застрелить нас. Но ему помешала его супруга. Женщина повисла на руке мужа и кричала, чтобы мы быстрее убегали. Она умоляла его не стрелять в нас…Ребятишек подкармливали и взрослые заключённые. Они шили детям игрушки из кусочков износившейся одежды.  Игрушки детям были запрещены. Ребёнок мог играть лишь тайком, иначе надзирательница отбирала их. За четыре года, проведённых в лагере, мы привыкли к тем нечеловеческим условиям, в которых нам пришлось выживать. Выжить удалось не только нам, но и нашим родителям. Ещё хорошо запомнилось, как в день освобождения из концлагеря заключённые вытащили начальника лагеря на плац и разорвали его голыми руками.

Послевоенное детство и юность Лобачёвой М. И.

После освобождения из концлагеря, опасаясь репрессий, семья не вернулась в Белоруссию, а уехала на Урал в город Новая-Ляля Свердловской области. Родители запретили мне с братом вспоминать о годах, проведённых в лагере. Там и выросла я, а в 1957 году окончила школу и поступила в Свердловский педагогический институт на заочное отделение по специальности   учитель иностранного языка (немецкий).

Профессиональная деятельность

Институт мне так и не удалось закончить. Свою педагогическую деятельность начала в 1957 году заведующей детским садом. Проработала в этой должности до 1960 года. Затем перешла работать в школу посёлка Поздняковка  Ново-Лялинского района Свердловской области. Стала преподавать немецкий язык.  В 1968 году моя семья (к этому времени я вышла замуж, и у нас было двое детей) решили переехать в Катайгинский леспромхоз, который только открывался, куда пригласили работать моего мужа. Так судьба забросила нас в Верхнекетский район. В аэропорту Белого Яра я познакомилась со Скадиной Валентиной Петровной. Она работала в Клюквинской школе учителем истории. Она и пригласила нас в Клюквинку. Приехав в Катайгу,  мы поняли, что посёлок ещё не был полностью построен. Не хватало жилых домов, не было школы, а значит и работы для меня. А не работать я не могла. Мы решили поехать в Клюквинку. В то время в школе не было учителя иностранного языка, поэтому мне были очень рады. Школа и коллектив мне очень понравились. В леспромхозе нашлась работа и для моего мужа Ивана.

Моральный ущерб, нанесённый  войной

Годы, проведённые в концлагере, дали о себе знать. У меня стало болеть сердце. Некоторое время мне удавалось скрывать свою болезнь от близких людей. Мне стыдно было признаться в своей болезни, ведь я была ещё такой молодой. В 1975 году перешла работать из школы в детский сад. Ни муж, ни дети, никто в посёлке не знал о том, что я была узницей концлагеря. Узнали они об этом сравнительно недавно, когда Германия начала выплачивать компенсации узникам концлагерей и мне пришло письмо.

Правительственные награды

 Марии Ивановне присвоено звание «Ветеран педагогического труда».                 

Заключение

Мария Ивановна не любит вспоминать и рассказывать о годах, проведённых в концлагере. Судьба этих людей была поистине трагичной. С подачи Сталина на них закрепилось клеймо «предатели». Вырвавшись из фашистского заключения, они и их дети подвергались репрессиям.  Глубокий страх засел в душах этих людей. По возможности они меняли фамилии  и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом не говорилось и не писалось. Но это вовсе не значит, что мы не должны об этом знать. Мария Ивановна живёт рядом с нами. Это интеллигентная, скромная женщина, готовая всегда прийти на помощь. Всю свою трудовую жизнь она посвятила детям. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма. Марии Ивановне  посвящены стихи.

                        Сколько маленьких душ в этой жизни взрастила,

                        Верный путь указала средь тысяч дорог,

                        Материнской любовью их нежно любила

                        И беду не пускала к себе на порог.

                        А теперь ты одна, с верным спутником жизни.

                        Паутинкой морщинки легли возле глаз…

                        Только молод твой взгляд светлым тем оптимизмом,

                        Что в любое ненастье спасает всех нас.

                         Зябко кроешь платком свои хрупкие плечи,

                         Но покуда живём мы свой срок –

                         Не забыть нам вовек ту мелодию речи,

                         Что дарила нам ты, приходя на урок…



Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского района Томской области

Автор учитель начальных классов Борисова Людмила Владимировна

Тема: урок-праздник «Из Азбуки в страну Литературию»

Цель:

  1. учить детей читать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
  2. расширить кругозор детей;
  3. активизировать устную речь;
  4. развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
  5. подвести итоги обучения по учебнику «Азбука»;
  6. познакомить с новыми учебниками «Русский язык» и «Литературное чтение».

Слайд 1.

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас праздничный урок. Мы закончили изучать первую школьную книгу- «Азбуку». За это время мы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьёзной победой!

Слайд 2.

Праздник начинается, все улыбаются,

А дети постараются сегодня показать

Всё, чему учились, всё, к чему стремились,

Потому что много надо рассказать.

Инсценировка «Сказка о букве Я»

АВТОР:

Всем известно:
Буква "Я" в азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

ДЕТИ (хором)
- Hеизвестно!
АВТОР:
- Интересно?
ДЕТИ (хором)

- Интересно!

АВТОР:
Hу  так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я" в строку не встала,
Взбунтовалась буква "Я"!
БУКВА Я

- Я, - сказала буква "Я", -
Главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Hе хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

АВТОР:

Говорят ей:
БУКВЫ:

- Встань на место! -
АВТОР:

Отвечает:

БУКВА Я

- Hе пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Hедоразумение!
Hедоразумение -
Hе более не менее!
АВТОР:

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
БУКВА Ф:

- Фу-ты ну-ты! -
АВТОР:

Фыркнул Ф, от обиды покраснев.
БУКВА С:

- Срам! -
АВТОР:

Сердито С сказала.
АВТОР:

В кричит:
БУКВА В:

- Воображала!

АВТОР:
Проворчало П:
БУКВА П:

- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
АВТОР:

Я затопала ногами:
БУКВА Я:

- Hе хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
АВТОР:

Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:

БУКВЫ:
- Хорошо, идем на спор:
Если сможешь в одиночку
Hаписать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

БУКВА Я:

- Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
АВТОР:

Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела, -
Hаписать она сумела
Только "Я Я Я Я Я !"
АВТОР:

Как зальется буква "X":
БУКВА Х:

- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
БУКВА А:

А за голову схватилась.
Буква Б:

Б схватилась за живот...

АВТОР:

Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревет:

БУКВА Я:
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю"!
АВТОР:

- Что ж, - решил весь алфавит, -
БУКВА А:

Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!

ВСЕ БУКВЫ:

Чтобы все от А до Я -
Жили, как одна семья!

Слайд 3. Загадки.

  1. Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино.

И известна всем давно,

Эта милая мордашка.

Он зовётся…

  1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота,

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор…

  1. Деревянный шалунишка,

Подружиться мог бы с книжкой.

Но в театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал.

  1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её.

Слайд 4.

  1. Он любил до объеденья

Торт, варенье и печенье.

Жил на крыше молодец,

Его звали…

  1. Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Там на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках.

  1. Человек не молодой,

С очень длиной бородой,

Обижает он Мальвину,

И Пьеро, и Буратино.

Знает кто-нибудь из вас?

Кто же это?

Слайд 5. Отгадай имена литературных героев.

  1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёной кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?  (Василиса Прекрасная)

Она просит назвать сказки, отрывки из которых вы услышите.  (Выходит девочка в костюме Василисы и читает отрывки из сказок)

Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. («Репка»)

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка. А ты кто?   («Теремок»)

- Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.   («Маша и медведь»)

А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».   («Волк и лиса»)

Зашёл Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.  («Царевна-лягушка»)

Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.    ( «Волк и семеро козлят»)

  1. Я большой друг Чебурашки.  (Крокодил Гена)
  2. Как звали слепого кота, товарища лисы Алисы?  (Кот Базилио)
  3. Кукла с голубыми волосами?  (Мальвина)
  4. Я лучший в мире друг.  (Карлсон)

Слайд 6.

Буквы-значки. Как бойцы на парад,

В чётком равненье построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется он – АЛФАВИТ.

- Сегодня мы должны попрощаться с «Азбукой», но знания, которые она нам дала, мы возьмём в страну Литературию. В этой стране мы познакомимся с новыми литературными произведениями. Но попасть в неё может только тот, кто много читает, у кого в груди бьётся доброе сердце.

Вновь под шорох страниц,

В сказку, друзья, стремимся,

На волшебный корабль,

Поудобней садимся.

Слайд 7. Игра «Это я, это я! Это все мои друзья».

Все сели удобнее. Можно начать путешествие. А начнём мы его с весёлой игры «Это я, это я! Это все мои друзья».

Кто ватагою весёлой,

Каждый день шагает в школу?   («Это я, это я! Это вся моя семья»)

Кто мороза не боится,

На коньках летит как птица?    («Это я, это я! Это вся моя семья»)

Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?   («Нет, не я, нет, не я! Это не мои друзья»)

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?   («Это я, это я! Это вся моя семья»)

Кто из вас приходит в класс,

С опозданием на час?   («Нет, не я, нет, не я! Это не мои друзья»)

Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?   («Это я, это я! Это вся моя семья»)

Кто домашний свой урок,

Исполняет точно в срок?  («Это я, это я! Это вся моя семья»)

Слайд 8. Прочитай ребусы.

Р 1 НА

ВИ 3 НА

ПО 100 ВОЙ

7 Я

40 а

Учитель. Вы в школе почти целый год отучились,

                  Вы много успели и много узнали.

                  Писать и считать вы уже научились,

                  И первые книги свои прочитали.

                  А верным помощником в этом вам стала,

                  Первая главная книжка.

                  И первые буквы она показала

                  Девчонкам своим и мальчишкам.

                  Буквы потом сложились в слова,

                  Слова  - в предложенья и фразы.

                  Огромный и красочный мир тогда,

                  Открылся, ребята, вам сразу.

                  Вы прочитаете хороших книг немало,

                  Пускай года пройдут и много-много дней,

                  Вам Азбука хорошим другом стала,

                  Мы этот праздник посвящаем ей!

Слайд 9. Отгадай слово.

        1.Тридцать три богатыря

К нам пришли сюда не зря.

Изучая их секреты,

Ты на всё найдёшь ответы.

Но скажи-ка нам пока,

Как зовут их?  (Азбука)

        2.Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, всё ль в порядке.

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто он?  (Ученик)

   3.Когда приходим мы в свой класс,

Она встречает первой нас.

Она добра, хоть и бывает строгой,

В мир знаний, открывая нам дорогу.

Кто это, назовите!   (Учительница)

        4.Путешествую по странам,

По морям, по океанам,

И по суше, и средь вод-

Мне не нужен пароход,

Поезд, самолёт, автобус,

Потому что есть, друзья,

Шар волшебный у меня,

Называется он… (Глобус)

        5.У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка – заветная книжка,

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книгу с названьем?   (Букварь)

Слайд 10. Лесная школа. (Работа в парах).

 Здесь нас ожидает ёжик. Ему нужна наша помощь.

              Под ольхой в тени ветвей

              Серый ёж созвал гостей.

              Усадил их всех на кочку,

              Дал росы им по глоточку.

              Но внезапно за бугром

              Громкий-громкий грянул гром.

              Гости все свалились с кочки,

              Разлетелись на кусочки.

              Раз, два, три, четыре, пять,

              Помогите их собрать!

Мед                      ка

Бар                        тел

Дя                          ведь

Бел                        са

Ли                          яц

За                           сук

(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц)

Слайд 11. Детям вручаются удостоверения об усвоении Азбуки.

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Мы Азбуку прочли до корки.

Нам по чтению пятёрки.

Позади нелёгкий путь

Медленного чтения.

Нам сегодня выдают

Удостоверения.

В том, что мы «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

Удостоверение

Настоящее удостоверение выдано ---------------------------------------------------------

В том, что он (она) с 1 сентября 2011 года  по 29 марта 2011 года изучал(а)

АЗБУКУ

В МБОУ «Клюквинская СОШИ» в 1 классе.

Изучил(а) 33 буквы русского алфавита, научился(ась) складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, то есть, читать!

Учитель Борисова Л.В.

Слайд 12. Просьба нового учебника и его авторов.

Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили просьбу нового учебника и его авторов. Они прислали вам телеграмму с просьбой, которую я вам сейчас зачитаю:

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай

И корешок не поломай.

Меня в обложку оберни,

Где взял меня – туда верни.

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Библиотекарь вручает учебники Русского языка и Литературного чтения.

- Берегите новые учебники! В мае вы их вернёте в школьную библиотеку. Постарайтесь, чтобы учебники были в порядке.

      Первоклассник:

Ты книга первая моя,

Теперь читать умею я!

На свете много книжек есть,

Теперь смогу я их прочесть.

Первоклассница:

До свиданья! До свиданья!

А на следующий год

Наша Азбука читать научит

Тех, кто в первый класс придёт!

 

Литература:

  1. Нестандартные уроки в начальной школе/ Авторы-составители С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. -  Волгоград: Учитель, 2003.-85 с.
  2. http://www.prodlenka.org/drugie-stcenarii-prazdnikov/stcenarii-prazdnika-proshchanie-s-azbukoi.html
  3. http://www.zahoder.ru/content/view/4011/195/
  4. http://lib.podelise.ru/docs/1103/index-1101.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...

Родительское собрание "Безопасность в сети Интернет. Родители и дети - вместе в Интернете"

Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет....

Авторские публикации в сети Интернет

Публикации, размещенный в сети Интернет...

Внеклассное мероприятие «Что такое Интернет? Правила безопасного поведения в сети Интернет».

Цели занятия:1.Познакомить детей с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде.2.Сформировать у учащихся понятие о принципах ...

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Зарубина А.МЦели и задачи:актуализировать ...

Внеклассное мероприятие "Что такое Интернет. Безопасность в сети Интернет"

Познакомить детей с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде.Сформировать у учащихся понятие о принципах безопасного повед...