Сороки
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме
Фольклорный праздник в начальной школе Цели: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом дать представление о народном толковании прихода весны развитие фантазии и интеллекта у детей показать взаимосвязь воспитательной работы с дополнительным образованием. Задачи: познакомить с основными приметами прихода весны объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Сороки", "Жаворонки", "Вырия", создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях приобщить к традициям народного фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_prazdnika_-22.03.2010.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник в начальной школе
22 марта 2010 года
Цели:
пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом
дать представление о народном толковании прихода весны
развитие фантазии и интеллекта у детей
показать взаимосвязь воспитательной работы с дополнительным образованием.
Задачи:
познакомить с основными приметами прихода весны
объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Сороки", "Жаворонки", "Вырия",
создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях
приобщить к традициям народного фольклора.
Ход мероприятия
Эпизод 1.
В зале сидят приглашённые гости, зрители: учащиеся начальных классов.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы собрались, чтоб в очередной раз познакомиться и вспомнить традиции русского фольклора.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Выходят два ведущих в национальных костюмах.
Девочка:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Мальчик:
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Девочка:
По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.
Мальчик: День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название "Сороки". На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну принесут.
Девочка:
Иногда этот праздник ещё называют "Кулики", который отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия.
Мальчик: На Сороки зима кончается, весна начинается.
Девочка: На Сороки день с ночью меряются.
Мальчик: В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Сорок сороков птиц на Сороки прилетают.
Девочка:
Осенью они улетели от нас в далёкую страну"Вырию".
Где заря с зоренькой не сходятся,
Где красное солнышко не закатывается,
Где тепла вовек не отбавится.
А весной - возвращается с ответом.
Мальчик: Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им достойный прием, достойную встречу, готовясь к которой, накануне выпекают обрядовое печенье, которое называется по-разному: "кулики", "жаворонки".
Эпизод 2.
Ведущий:
Встречали весну шутками, прибаутками, песнями-веснянками, играми, хороводами. А было все примерно так:
Рано ранешенько вставала хозяйка дома в праздник и принималась, затопив печь, раскатывать тесто, напевая:
Хозяйка:
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песнь, песню звонкую,
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.
Пташка малая ль, голосистая...
Про житье-бытье, про нездешнее...
Ведущий: Раскатывая тесто, приговаривала хозяйка заговорные слова.
Хозяйка:
По белому, по чистому, по зазнобчивому,
Зорями крученому
Катись, бел-крутой, бел-золотой.
Сын хозяйки просыпаясь: Мам, мам! А ты чего так рано встала?
Хозяйка: Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!
Сын (потягиваясь): А какое сегодня число?
Хозяйка:
22-е, соня-засоня. Сороки наступили.
Уж солнце красное над полем встало,
На горе всех в игры собрало:
Жаворонков люди ждут,
Что весну на Русь ведут.
Сын хозяйки:
А верно рассказывают, будто на Сороки не только птицы на Русь прилетают, но и со святой Руси кикимору прочь гонят? Что живет она сама по себе, ни с кем не роднится и наслаждается своей мстительностью за неведомые миру обиды? Верно ли, что, если кикимора облюбует чей двор - беда грозит.
Хозяйка: Верно, да про то вести речи не след: накличешь беду на свою сторону.
Дочь хозяйки, проснувшись, подкрадывается к брату и щиплет его.
Сын хозяйки (с испугом): Ой! (Угрожая сестре) А! Напугала до смерти. Между братом и сестрой завязывается борьба.
Хозяйка (останавливая их): Ну, хватит баловаться. Помогайте жаворонков лепить.
Учащиеся моют руки и начинают лепить «жаворонков» вместе с хозяйкой.
Эпизод 3.
Учащиеся музыкальной школы рассказывают о веснянках. Поют песенки-заклички.
Ведущий: А правильно ли мы делаем, что в школе весну кличем? Услышит она нас? Пойдёмте на улицу.
Эпизод 4.
Одеваемся, выходим на улицу – кликать весну и играть.
Ведущий:
Весну закликали, величали, просили.
Конкурс «Кликание весны»
Каждый класс произносит свои заклички по очереди.
Мальчик:
А теперь, собирайся, детвора!
Ждёт вас русская игра!
Игра «Попади в ведерко»
Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз. В конце объявляется победитель, забросивший наибольшее количество «щепочек». Ему вручается испеченный «жаворонок».
Игра «Селезень утку догонял»
Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и уточка. Селезень выходит за круг. Его задача - поймать уточку. Задача утки - убежать. Задача стоящих в кругу — помешать селезню догнать уточку. Если селезень поймал ее, он должен девочку поцеловать (или обнять). Затем селезень и уточка сами выбирают себе замену и игра начинается заново.
Во время игры дети поют:
Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял
Лети утица домой,
Лети, серая, домой:
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая - сама,
Поцелуй (обними) разок меня.
Народная игра «Горелки»
Ведущий:
Давайте играть. Чур я первая считаю!
Раз, два, три, четыре,пять,
В горелки будем мы играть!
Небо, звёзды, луг, цветы, ты поди-ка поводи!
Дети встают парами, девочка с мальчиком. Вперед становится ведущий. Поётся песенка, по окончанию которой, задняя пара должна стремительно пробежать с двух сторон от детей мимо ведущего. Задача ведущего запятнать одного из пробегающих. С ним он образует пару и встаёт впереди. Оставшийся водит.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Ведущий:
Не идёт к нам весна. Давайте позовём её по-особому: будем весну гукати.
Дети-зрители гукают по очереди весну:
Весна, весна красная! Гу-у-у!
Приди, весна, с радостью, Гу-у-у!
С радостью, с радостью, Гу-у-у!
С великою милостью: Гу-у-у!
Со льном высоким, Гу-у-у!
С корнем глубоким, Гу-у-у!
С хлебом обильным! Гу-у-у!
Эпизод 5.
Дети возвращаются в помещение школы, где их встречает весна.
Дети:
Весна красная,
Долгожданная!
Где же ты так
Долго бродила?
Весна:
С зимой лютою.
Повстречалася,
Растопила ее сердце хладное,
Напоила землю-матушку!
Дети:
Весна красна, на чем пришла?
Весна:
На сохе, бороне.
На кривой кочерге,
На жердочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!
Дети:
Весна, что ты нам принесла?
Весна:
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка на волюшке,
Другое угодьюшко — с сошкою в поле,
Третье угодьюшко — пчелки в полете,
Да еще угодьица — миру да здоровьица!
Дети:
Весна-красна,
Нам добра принесла
На сопушке, на соломушке.
Идет кулик, несет ключик.
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик да семь замков.
Кулик, кулик, запирай зиму,
Отпирай весну, тепло летечко!
Аи, кулик - клик!
Жаворонок - клик!
Аи, сел на воду,
Отморозил бороду!
Весна: Но пришла я к вам не одна. А с кем вы догадаетесь сами, отгадав загадки.
Отгадаете – отзовётся вам птица своим голосом.
Ведущий: Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вниманием это прекрасное время года. Вы подготовили стихи о весне. Послушаем наших чтецов.
Дети читают стихи о весне. Им вручаются «жаворонки»
Весна:
Вот вам по жаворонку,
Чтобы пили водицу как птицы,
Чтобы хворобы не знали,
Чтобы росли как трава по весне.
Эпизод 6.
Ведущий 1: На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству, щепка — гроб.
Ведущий 2: У новгородцев было немного иначе. В доме пекли из теста птичек по числу членов семьи. В одну из них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монетку хранили за иконой или носили с собой на счастье.
Ведущий 3: А в других местах так выбирался засевалыщик: в «жаворонок» запекалась монета, лучинка или что-то другое, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время посева.
Ведущий 4: Какое гадание вам больше нравится? (Дети выбирают). Ну, что ж, посмотрим, кто у нас в классе будет счастливым в этом году.
Весна: Спасибо, ребята, повеселили, потешили, помогли зиму-злодейку на замок посадить. А теперь пойду деревья, травы да цветы красить, буду порядок наводить.
Дети разбирают оставшихся птичек, разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сороки
Листы для оформления стенда сменных материалов. Традиции, гадания, веснянки... - краткая информация о народном календарном празднике, который отмечается в день весеннего равноденствия....
Урок литературного чтения в 1 классе Е. Чарушин "Зайчата", Н. Сладков "Сорока и Заяц", Н. Сладков "Лиса и Заяц"
Урок литературного чтения предполагающий развитие навыков выразительного чтения целыми словами, работы в парах и группах, психологический настрой, словарную работу и рефлексию. Данный урок сопровождае...
Сценарий мероприятия для детей и родителей коллектива творческой мастерской «Ведучка» по теме «Весенние посиделки - Сороки»
Аннотация методического материала Название методического материала«Весенние посиделки - Сороки»Форма методического материалаСценарийПрограмма, коллектив«Волшебный мир тряпичной куклы»...
Сценарий мероприятия для детей и родителей коллектива творческой мастерской «Ведучка» по теме «Весенние посиделки - Сороки»
Аннотация методического материала Название методического материала«Весенние посиделки - Сороки»Форма методического материалаСценарийПрограмма, коллектив«Волшебный мир тряпичной куклы»...
Сороки
праздник весеннего равноденствия в начальной школе...
Исследовательская работа на тему "Праздник "Сороки"
Жизнь крестьянина зависит от природы, поэтому ещё в глубокой древности люди старались воздействовать на неё - умилостивить, ублажить. Появилось немало обрядов, целью которых было заклинание...