Сороки
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Валяева Жанна Васильевна

Фольклорный праздник в начальной школе Цели: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом дать представление о народном толковании прихода весны развитие фантазии и интеллекта у детей показать взаимосвязь воспитательной работы с дополнительным образованием. Задачи: познакомить с основными приметами прихода весны объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Сороки", "Жаворонки", "Вырия", создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях приобщить к традициям народного фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_prazdnika_-22.03.2010.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Фольклорный праздник в начальной школе

22 марта 2010 года

Цели:

пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом

дать представление о народном толковании прихода весны

развитие фантазии и интеллекта у детей

показать взаимосвязь воспитательной работы с дополнительным образованием.

Задачи:

познакомить с основными приметами прихода весны

объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Сороки", "Жаворонки", "Вырия",

создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях

приобщить к традициям народного фольклора.

Ход мероприятия

Эпизод 1.

В зале сидят приглашённые гости, зрители: учащиеся начальных классов.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы собрались, чтоб в очередной раз познакомиться и вспомнить традиции русского фольклора.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Выходят два ведущих в национальных костюмах.

Девочка:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Мальчик:

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Девочка:

По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.

Мальчик: День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название "Сороки". На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну принесут.

Девочка:

Иногда этот праздник ещё называют "Кулики", который отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия.

Мальчик: На Сороки зима кончается, весна начинается.

Девочка: На Сороки день с ночью меряются.

Мальчик: В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Сорок сороков птиц на Сороки прилетают.

Девочка:

Осенью они улетели от нас в далёкую страну"Вырию".

Где заря с зоренькой не сходятся,

Где красное солнышко не закатывается,

Где тепла вовек не отбавится.

А весной - возвращается с ответом.

Мальчик: Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им достойный прием, достойную встречу, готовясь к которой, накануне выпекают обрядовое печенье, которое называется по-разному: "кулики", "жаворонки".

Эпизод 2.

Ведущий:

Встречали весну шутками, прибаутками, песнями-веснянками, играми, хороводами. А было все примерно так:

Рано ранешенько вставала хозяйка дома в праздник и принималась, затопив печь, раскатывать тесто, напевая:

Хозяйка:

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песнь, песню звонкую,

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.

Пташка малая ль, голосистая...

Про житье-бытье, про нездешнее...

Ведущий: Раскатывая тесто, приговаривала хозяйка заговорные слова.

Хозяйка:

По белому, по чистому, по зазнобчивому,

Зорями крученому

Катись, бел-крутой, бел-золотой.

Сын хозяйки просыпаясь: Мам, мам! А ты чего так рано встала?

Хозяйка: Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!

Сын (потягиваясь): А какое сегодня число?

Хозяйка: 

22-е, соня-засоня. Сороки наступили.

Уж солнце красное над полем встало,

На горе всех в игры собрало:

Жаворонков люди ждут,

Что весну на Русь ведут.

Сын хозяйки: 

А верно рассказывают, будто на Сороки не только птицы на Русь прилетают, но и со святой Руси кикимору прочь гонят? Что живет она сама по себе, ни с кем не роднится и наслаждается своей мстительностью за неведомые миру обиды? Верно ли, что, если кикимора облюбует чей двор - беда грозит.

Хозяйка: Верно, да про то вести речи не след: накличешь беду на свою сторону.

Дочь хозяйки, проснувшись, подкрадывается к брату и щиплет его.

Сын хозяйки (с испугом): Ой! (Угрожая сестре) А! Напугала до смерти. Между братом и сестрой завязывается борьба.

Хозяйка (останавливая их): Ну, хватит баловаться. Помогайте жаворонков лепить.

Учащиеся моют руки и начинают лепить «жаворонков» вместе с хозяйкой.

Эпизод 3.

Учащиеся музыкальной школы рассказывают о веснянках. Поют песенки-заклички.

Ведущий: А правильно ли мы делаем, что в школе весну кличем? Услышит она нас? Пойдёмте на улицу.

Эпизод 4.

Одеваемся, выходим на улицу – кликать весну и играть.

Ведущий:

Весну закликали, величали, просили.

Конкурс «Кликание весны»

Каждый класс произносит свои заклички по очереди.

Мальчик: 

А теперь, собирайся, детвора!

Ждёт вас русская игра!

Игра «Попади в ведерко»

Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз. В конце объявляется победитель, забросивший наибольшее количество «щепочек». Ему вручается испеченный «жаворонок».

Игра «Селезень утку догонял»

Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и уточка. Селезень выходит за круг. Его задача - поймать уточку. Задача утки - убежать. Задача стоящих в кругу — помешать селезню догнать уточку. Если селезень поймал ее, он должен девочку поцеловать (или обнять). Затем селезень и уточка сами выбирают себе замену и игра начинается заново.

Во время игры дети поют:

Селезень утку догонял,

Селезень утку догонял

Лети утица домой,

Лети, серая, домой:

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая - сама,

Поцелуй (обними) разок меня.

Народная игра «Горелки»

Ведущий:

Давайте играть. Чур я первая считаю!

Раз, два, три, четыре,пять,

В горелки будем мы играть!

Небо, звёзды, луг, цветы, ты поди-ка поводи!

Дети встают парами, девочка с мальчиком. Вперед становится ведущий. Поётся песенка, по окончанию которой, задняя пара должна стремительно пробежать с двух сторон от детей мимо ведущего. Задача ведущего запятнать одного из пробегающих. С ним он образует пару и встаёт впереди. Оставшийся водит.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Ведущий:

Не идёт к нам весна. Давайте позовём её по-особому: будем весну гукати.

Дети-зрители гукают по очереди весну:

Весна, весна красная! Гу-у-у!

Приди, весна, с радостью, Гу-у-у!

С радостью, с радостью, Гу-у-у!

С великою милостью: Гу-у-у!

Со льном высоким, Гу-у-у!

С корнем глубоким, Гу-у-у!

С хлебом обильным! Гу-у-у!

Эпизод 5.

Дети возвращаются в помещение школы, где их встречает весна.

Дети:

Весна красная,

Долгожданная!

Где же ты так

Долго бродила?

Весна:

С зимой лютою.

Повстречалася,

Растопила ее сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

Дети:

Весна красна, на чем пришла?

Весна:

На сохе, бороне.

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку!

Дети:

Весна, что ты нам принесла?

Весна:

Принесла я вам три угодья:

Первое угодьюшко — животинушка на волюшке,

Другое угодьюшко — с сошкою в поле,

Третье угодьюшко — пчелки в полете,

Да еще угодьица — миру да здоровьица!

Дети:

Весна-красна,

Нам добра принесла

На сопушке, на соломушке.

Идет кулик, несет ключик.

Летел кулик из-за моря,

Принёс кулик да семь замков.

Кулик, кулик, запирай зиму,

Отпирай весну, тепло летечко!

Аи, кулик - клик!

Жаворонок - клик!

Аи, сел на воду,

Отморозил бороду!

Весна: Но пришла я к вам не одна. А с кем вы догадаетесь сами, отгадав загадки.

Отгадаете – отзовётся вам птица своим голосом.

Ведущий: Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вниманием это прекрасное время года. Вы подготовили стихи о весне. Послушаем наших чтецов.

Дети читают стихи о весне. Им вручаются «жаворонки»

Весна: 

Вот вам по жаворонку,

Чтобы пили водицу как птицы,

Чтобы хворобы не знали,

Чтобы росли как трава по весне.

Эпизод 6.

Ведущий 1: На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству, щепка — гроб.

Ведущий 2: У новгородцев было немного иначе. В доме пекли из теста птичек по числу членов семьи. В одну из них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монетку хранили за иконой или носили с собой на счастье.

Ведущий 3: А в других местах так выбирался засевалыщик: в «жаворонок» запекалась монета, лучинка или что-то другое, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время посева.

Ведущий 4: Какое гадание вам больше нравится? (Дети выбирают). Ну, что ж, посмотрим, кто у нас в классе будет счастливым в этом году.

Весна: Спасибо, ребята, повеселили, потешили, помогли зиму-злодейку на замок посадить. А теперь пойду деревья, травы да цветы красить, буду порядок наводить.

Дети разбирают оставшихся птичек, разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сороки

Листы для оформления стенда сменных материалов. Традиции, гадания, веснянки... - краткая информация о народном календарном празднике, который отмечается в день весеннего равноденствия....

Урок литературного чтения в 1 классе Е. Чарушин "Зайчата", Н. Сладков "Сорока и Заяц", Н. Сладков "Лиса и Заяц"

Урок литературного чтения предполагающий развитие навыков выразительного чтения целыми словами, работы в парах и группах, психологический настрой, словарную работу и рефлексию. Данный урок сопровождае...

Сценарий мероприятия для детей и родителей коллектива творческой мастерской «Ведучка» по теме «Весенние посиделки - Сороки»

Аннотация методического материала  Название методического материала«Весенние посиделки - Сороки»Форма методического материалаСценарийПрограмма, коллектив«Волшебный мир тряпичной куклы»...

Сценарий мероприятия для детей и родителей коллектива творческой мастерской «Ведучка» по теме «Весенние посиделки - Сороки»

Аннотация методического материала  Название методического материала«Весенние посиделки - Сороки»Форма методического материалаСценарийПрограмма, коллектив«Волшебный мир тряпичной куклы»...

Сороки

праздник весеннего равноденствия в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Праздник "Сороки"

Жизнь крестьянина зависит от природы, поэтому ещё в глубокой древности люди старались  воздействовать на неё - умилостивить, ублажить. Появилось немало обрядов, целью которых было заклинание...