Тема урока: «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 12.03.2024 г. Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4 «Е» Урок: 4 Время: 16:40 Кабинет: 110 | Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич Группа: 35 Учитель: Берсенёва Екатерина Михайловна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование понятия о спряжении глаголов, навык спряжения глаголов настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о глаголах как часть речи; 2) формировать умение спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; 3) формировать понятие об особенностях написания окончаниях глаголов 2 лица единственного числа. | Предметные: 1) учиться употреблять глаголы в неопределенной форм; 2) учиться использовать правило написания мягкого знака (ь) в глаголах 2го лица единственного числа; 3) учиться выделять личные окончания. |
Развивающие: 1) развивать орфографическую зоркость; 2) работать над культурой речи и её развитием. | Личностные: 1) осваивать социальную роль обучающегося; 2) формировать личностный смысл учения. |
Воспитательные: 1) поддерживать интерес к предмету; 2) умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность. |
УМК: «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | - Здравствуйте, ребята. - Откройте тетради, положите их правильно. Запишите число и классная работа. - Давайте выделим орфограммы. Двенадцатое марта. «е» - безуд. гл., проверяемая удар. «д» - непроизносимый согласный. (дцать – десять) | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | -Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь: Идёшь Видишь Гуляешь Принесёшь - Скажите, какой части речи эти слова? - Назовите среди данных глаголов лишний. Обоснуйте. - Определите лицо и число у глаголов. - Что особенного в их написании вы заметили? - Вы знаете правило? | - Глагол. - Принесёшь – глагол будущего времени, остальные глаголы настоящего времени. -2 лицо, ед. число -В конце после буквы Ш пишется мягкий знак - Нет. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Тогда как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? - Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока? - Давайте попробуем составить план: 1. Повторить, как глаголы изменяются по лицам и числам настоящего и будущего времени. (спряжение) 2. Узнать особенности написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа. 3. Поупражняться в написании глаголов 2 лица ед. числа. - На ваших столах лежат кружочки. Мы будем их использовать на уроке. Красный обозначает – неверно, а зеленый – верно. | - «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе» - Познакомиться с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | - Давайте проспрягаем глагол помнить. - Глагол идти - Глагол читать - Обратите внимание на глаголы второго лица в единственном числе, выделите окончания. - Какая особенность в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени? - Откройте учебник на странице 85 и проверьте свой вывод. Прочитайте правило. - Всё ли правильно мы предположили? - Ещё раз прочитайте про себя. Теперь расскажите друг другу в парах. - Давайте составим алгоритм. 1. Определить часть речи. 2. Задать вопрос к глаголу. 3. Определить время глагола. 4. Определить лицо. 5. Выделить окончание. - Давайте выполним упражнение 172 с применением алгоритма. - Прочитайте текст - Выпишите выделенные глаголы, задайте к ним вопрос. Определите время, лицо, число и выделите окончания. - Давайте проверим выполнение. - Какой вывод можно сделать? - Следующее упражнение 173, для выполнения пользуйтесь алгоритмом. - Давайте проверим. Сделайте вывод. Какие окончания глаголов вы написали? Физкультминутка «Наши ручки» Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | - Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания – ешь, - ишь, на конце которых пишется мягкий знак. - Что сделаешь? – не забудешь. Что сделаешь? – увидишь. Что сделаешь? – вспомнишь. Что сделаешь? – встретишь. Настоящее время – что делаешь? – слушаешь, видишь. Будущее время – что сделаешь? что будешь делать? – поздравишь, будешь писать. - Все глаголы 2 лица, будущего времени, единственного числа. - Спать – спишь, цвести- цветёшь, стучать- стучишь, плыть- плывёшь, лететь- летишь | Учебник стр.85 | |
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Повторите правило, с которым мы познакомились, в полголоса. Затем расскажите его друг другу в парах. - Я вам называю глагол в неопределенной форме, ваша задача написать его в тетради, поставить тире и написать глагол во втором лице единственного числа, например: Платить (ты что делаешь?) – платишь пожелать – кидать – проводить – бросать – покупать – точить – запутать – угощать – насолить – - Выделите окончания. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. - Поднимите зелёную карточку, у кого всё верно. | 1.Отвечают на вопросы учителя: - Пожелать – пожелаешь Кидать – кидаешь проводить – проводишь Бросать – бросаешь Покупать –покупаешь Точить – точишь Запутать – запутаешь Угощать – угощаешь Насолить – насолишь | УУПД: объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | |
Самостоятельная работа с самопроверкой Выполняют работу (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль | - Работа на карточках в парах. - Вставь в пословицы глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов. Тише . . . , дальше … . Раньше …. , раньше и ….. . Что …. пером, не … и топором. Руки не …. , так и ложки не ….. . … минуту, … часы. Конь вырвется - …. , а слова сказанного не …. . … - людей …. . Корову не … , молока не … Слова для справок: поспешишь – насмешишь, едешь – будешь, напишешь – не вырубишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь, начнёшь – кончишь, догонишь – не воротишь, поспешишь – насмешишь, не накормишь – не получишь. - Выполнив работу, попишите ее и сдайте, за них будет поставлена отметка. | Выполняют работу - Тише едешь, дальше будешь. Раньше начнёшь, раньше и кончишь. Что напишешь пером, не вырубишь и топором. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь. Упустишь минуту, потеряешь часы. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. Поспешишь – людей насмешишь. Корову не накормишь, молока не получишь. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Составьте коротки рассказ по пословице, употребив глаголы 2-го лица, единственного числа, настоящего и будущего времени. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. - Пишите рассказ на черновиках. - Устно расскажите. Назовите гл. 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | ||
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Открываем дневники, записываем домашнее задание. Стр. 85, упр. 176 - Давайте вспомним. Как звучала наша тема урока? - Какие цели мы ставили? Мы достигли их? - Какую особенность вы узнали у глаголов 2 лица единственного числа? - Закончите предложения: Я узнал(а)… Я повторил(а)… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею… Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. | УУРД: Оценивать свою работу |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-1144750-1558269516.jpg)
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1099177-1548093739.jpg)
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-1205355-1578826654.jpg)
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени
Презентация по русскому языку "2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени" (4 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1206154-1604244836.jpg)
урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"
Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания....
Спряжение глагола. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени.
Спряжение глагола. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/16/picture-1304589-1621183421.jpg)
Конспект урока русского языка «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе» (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица един...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-1382636-1698853377.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)
Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...