Тема урока: «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Устьянцев Дмитрий Андреевич
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz_4_klass.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.03.2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 4 «Е»

Урок: 4

Время: 16:40 Кабинет: 110

Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич

Группа: 35

Учитель: Берсенёва Екатерина Михайловна  

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия о спряжении глаголов, навык спряжения глаголов настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о глаголах как часть речи;

2) формировать умение спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов;

3) формировать понятие об особенностях написания окончаниях глаголов 2 лица единственного числа.

Предметные:

1) учиться употреблять глаголы в неопределенной форм;

2) учиться использовать правило написания мягкого знака (ь) в глаголах 2го лица единственного числа;

3) учиться выделять личные окончания.

Развивающие:

1) развивать орфографическую зоркость;

2) работать над культурой речи и её развитием.

Личностные:

1) осваивать социальную роль обучающегося;

2) формировать личностный смысл учения.

Воспитательные:

1) поддерживать интерес к предмету;

2) умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

УМК: «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации 

- Здравствуйте, ребята.

- Откройте тетради, положите их правильно. Запишите число и классная работа.

- Давайте выделим орфограммы.

Двенадцатое марта.

«е» - безуд. гл., проверяемая удар.

«д» - непроизносимый согласный.

(дцать – десять)

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь:

Идёшь

Видишь

Гуляешь

Принесёшь

- Скажите, какой части речи эти слова?

- Назовите среди данных глаголов лишний. Обоснуйте.

- Определите лицо и число у глаголов.

- Что особенного в их написании вы заметили?

- Вы знаете правило?

- Глагол.

- Принесёшь – глагол будущего времени, остальные глаголы настоящего времени.

-2 лицо, ед. число

-В конце после буквы Ш пишется мягкий знак

- Нет.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Тогда как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

- Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока?

- Давайте попробуем составить план:

1. Повторить, как глаголы изменяются по лицам и числам настоящего и будущего времени. (спряжение)

2. Узнать особенности написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа.

3. Поупражняться в написании глаголов 2 лица ед. числа.

- На ваших столах лежат кружочки. Мы будем их использовать на уроке. Красный обозначает – неверно, а зеленый – верно.  

- «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»

- Познакомиться с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Давайте проспрягаем глагол помнить.

- Глагол идти

- Глагол читать

- Обратите внимание на глаголы второго лица в единственном числе, выделите окончания.

- Какая особенность в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени?

- Откройте учебник на странице 85 и проверьте свой вывод. Прочитайте правило.

- Всё ли правильно мы предположили?

- Ещё раз прочитайте про себя. Теперь расскажите друг другу в парах.

- Давайте составим алгоритм.

1. Определить часть речи.

2. Задать вопрос к глаголу.

3. Определить время глагола.

4. Определить лицо.

5. Выделить окончание.

- Давайте выполним упражнение 172 с применением алгоритма.

- Прочитайте текст

- Выпишите выделенные глаголы, задайте к ним вопрос. Определите время, лицо, число и выделите окончания.

- Давайте проверим выполнение.

- Какой вывод можно сделать?

- Следующее упражнение 173, для выполнения пользуйтесь алгоритмом.

- Давайте проверим. Сделайте вывод. Какие окончания глаголов вы написали?

Физкультминутка

«Наши ручки»

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

- Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания – ешь, - ишь, на конце которых пишется мягкий знак.

- Что сделаешь? – не забудешь. Что сделаешь? – увидишь. Что сделаешь? – вспомнишь. Что сделаешь? – встретишь. Настоящее время – что делаешь? – слушаешь, видишь. Будущее время – что сделаешь? что будешь делать? – поздравишь, будешь писать.

- Все глаголы 2 лица, будущего времени, единственного числа.

- Спать – спишь, цвести- цветёшь, стучать- стучишь, плыть- плывёшь, лететь- летишь

Учебник

стр.85

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Повторите правило, с которым мы познакомились, в полголоса. Затем расскажите его друг другу в парах.

- Я вам называю глагол в неопределенной форме, ваша задача написать его в тетради, поставить тире и написать глагол во втором лице единственного числа, например:

Платить (ты что делаешь?) – платишь

пожелать –

кидать –

проводить –

бросать –

покупать –

точить –

запутать –

угощать –

насолить –

- Выделите окончания.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- Поднимите зелёную карточку, у кого всё верно.

1.Отвечают на вопросы учителя:

- Пожелать – пожелаешь

Кидать – кидаешь

проводить – проводишь

Бросать – бросаешь

Покупать –покупаешь

Точить – точишь

Запутать – запутаешь

Угощать – угощаешь

Насолить – насолишь

УУПД: объединять объекты по определённому признаку             УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Самостоятельная работа с самопроверкой Выполняют работу

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

- Работа на карточках в парах.

- Вставь в пословицы глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов.

Тише . . . , дальше … .

Раньше …. , раньше и ….. .

Что …. пером, не … и топором.

Руки не …. , так и ложки не ….. .

… минуту, … часы.

Конь вырвется - …. , а слова сказанного не …. .

… - людей …. .

Корову не … , молока не …

Слова для справок: поспешишь – насмешишь, едешь – будешь, напишешь – не вырубишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь, начнёшь – кончишь, догонишь – не воротишь, поспешишь – насмешишь, не накормишь – не получишь.

- Выполнив работу, попишите ее и сдайте, за них будет поставлена отметка.

Выполняют работу

- Тише едешь, дальше будешь.

Раньше начнёшь, раньше и кончишь.

Что напишешь пером, не вырубишь и топором.

Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

Упустишь минуту, потеряешь часы.

Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Корову не накормишь, молока не получишь.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Составьте коротки рассказ по пословице, употребив глаголы 2-го лица, единственного числа, настоящего и будущего времени.

Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

- Пишите рассказ на черновиках.

- Устно расскажите. Назовите гл. 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.

УУРД: корректировать свои учебные действия               УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Стр. 85, упр. 176

- Давайте вспомним. Как звучала наша тема урока?

- Какие цели мы ставили? Мы достигли их?

- Какую особенность вы узнали у глаголов 2 лица единственного числа?

- Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени

Презентация по русскому языку "2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени" (4 класс)...

урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"

Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания....

Спряжение глагола. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени.

Спряжение глагола. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени....

Конспект урока русского языка «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица един...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)

Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...