"Воспитательный потенциал на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Ярушина Ольга Алексеевна

В статье обосновывается необходимость использования воспитательного потенциала уроков русского языка в начальной школе как средство формирования личностных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_na_urokah_russkogo_yazyka.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал

на уроках русского языка в начальной школе

Ученый-филолог Ф.И. Буслаев писал: «…нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку», «родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого».

Изучение русского языка играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений».

Действительно, невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании ребенка. Уроки русского языка  – это путь духовного становления личности.

Язык – величайший учитель, наставник, язык, начиная от колыбельной песни и потешек и до «Иллиады», до Тургенева, Толстого, Бунина – всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда ещё не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век телевидения и компьютеров. И чем богаче мир учеников, тем глубже будет развит их мир, душа.

Каковы же наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка? Прежде всего, это:

  • работа с пословицами, поговорками, загадками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка.

Например, при повторении и закреплении темы «Правописание сочетаний  жи-

ши, чу-щу, ча-ща» предлагаю записать пословицу и найти слова с изученной орфограммой, обозначить её, или найти и выписать только те пословицы, где встретилась данная орфограмма. («Не торопись отвечать – торопись слушать», «Век живи – век учись», «Грибы ищут – по лесу рыщут», «Не спеши языком – спеши делом», «Чужим умом умён не будешь», «Не вырастишь овоща, не сваришь и борща»). Вставляем пропущенные буквы, графически выделяем орфограмму.

«Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя - глаза продирает».

В записанной  пословице предлагаю подчеркнуть глаголы и объяснить правописание безударных личных окончаний.

Напоминаю  ребятам о том, что мудрые пословицы, забавные загадки сочинял на протяжении веков великий поэт – русский народ. «Вы – часть этого народа. Попробуйте дома сочинить нечто подобное».

При использовании таких пословиц, как: «С родной земли – умри, не сходи», «За

правое дело стой смело» не можем не испытывать патриотическую гордость.

На последующих уроках ребята уже сами подбирают пословицы из сборника,

иллюстрирующие те или иные правила. Учащиеся очень любят работать с книгой В.И. Даля «1000 русских пословиц и поговорок».

Пословицы используем при изучении синтаксиса и пунктуации, морфологии.

Например, при изучении темы «Наречие» в 4 классе, проводим конкурс «Кто больше назовет русских пословиц и поговорок, в состав которых входили бы наречия». При знакомстве с именем числительным прошу  назвать пословицы и поговорки: с числительным один, два, три, четыре, пять, семь.

Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

Использование учащимися народных изречений, классифицирование их по темам,

анализ смысла пословиц, понимание их обобщающего характера способствует обогащению речи, повышению грамотности, воспитанию эстетического вкуса; разнообразная и интересная работа с пословицами прививает учащимся любовь к народному творчеству, учит внимательно относиться к метким, образным выражениям. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него.

При изучении в 4 классе сложных предложений хорошо использовать высказывания русских классиков, педагогов, критиков, например:

- «Чтобы жить честно, надо рваться, биться, ошибаться, начинать и бросать … и вечно бороться» (Л.Н. Толстой);

- «Разум дан человеку, чтобы разумно жил» (В.Г. Белинский);

- «Надо воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке» (М. Горький).

Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. При изучении в 4 классе «Наречие» можно использовать стихотворение П. Панченко:

Не заслуга быть белым,

Не достоинство - русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым.

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно.

Проще - жить осторожно.

Добрым - сложно и трудно,

А недобрым - несложно.

Выполнив ряд заданий по теме урока, обращаемся к тематике и проблематике текста. Автор показывает, что быть смелым сложно, а быть трусом — просто.

Также в произведении затрагивается тема силы и слабости. Тот, кто не продал Россию ради денег и славы, знает, что трудно быть сильным, а быть слабым — просто.

Ещё одна проблематика текста — трудность быть добрым и лёгкость — недобрым. Добрым быть сложно и трудно, а недобрым — несложно.

Таким образом, проблематика произведения касается вопросов нравственности и выбора между сильными и слабыми сторонами личности.

Важным воспитательным потенциалом для учителя является работа с текстом, 

представляющим собой отрывок из художественного произведения.

         Например, упражнение  87.  Здесь  представлены  строки С. Есенина.  Работа  над этим упражнением  дает возможность   не только  понаблюдать над словом,  не только поговорить о литературных приемах написания этих строк, но и  вспомнить пройденный материал:  указать падеж имен прилагательных, доказать, что записанное предложение сложное.

Каждый текст должен стать для учеников ещё одной страницей в познании окружающего мира, в приобщении к доброму, человеческим ценностям, должен развивать чувство языка, научить ценить литературные произведения с эстетической точки зрения. Тексты из произведений А.С. Пушкина, В.Бианки, Л.Н. Толстого, М. Пришвина и других писателей способны выразить изобразительную силу русского слова, являются воплощением прошлого и настоящего народа, его дум и надежд. В них можно найти чарующую красоту окружающей нас природы.

Таким образом, работа с текстами духовно-нравственного содержания

предполагает не только изучение языковых категорий – на таких уроках происходит развитие речевых, интеллектуальных и нравственных сторон личности ученика, воспитание ребенка. Для развития интеллектуальных и духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка много внимания следует уделять развитию речи учащихся (сочинения по картине, сочинения-этюды, сочинения-эссе на нравственные темы), так как речь - это показатель культуры. Кроме того, речь должна быть не только правильной (без ошибок в произношении, в употреблении форм слов, например, в построении предложений), но и богатой, точной и выразительной. В учебниках русского языка  Канакиной, Горецкого представлена «картинная галерея» - репродукции картин, которые вызывают эстетическое наслаждение и способствуют развитию прекрасного в душе ребенка.

Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – воспитание любви к родному языку, к Родине. Для этого я использую метод проектов. Проектная деятельность учащихся – благодатный материал для развития детей. Именно эта деятельность вырабатывает критическое мышление и способствует дальнейшему интеллектуальному развитию учеников. Проектная деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.  В учебнике В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого представлена рубрика «Наши проекты».

Для формирования  таких  учебных качеств  как  усидчивость, дисциплинированность, умение работать дружно  использую групповую работу.   Это способствует сплочению коллектива: ребята работают  вместе, выслушивают мнение каждого.  При этом  формируется самооценка и взаимооценка.

Многие ученики считают, что русский язык – предмет скучный, трудный, поэтому не проявляют к нему интереса. И на учителя начальных классов возлагается задача – доказать обратное, показать его красоту, привить любовь к языку. Я думаю, что у каждого учителя есть свой ряд необходимых правил, которые помогают развить не только интеллектуальные, но и моральные качества ученика.

На своих уроках  я стараюсь поддерживать интерес к предмету. Именно решение этой задачи определяет успех обучения. Интерес  к предмету не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, созданных учителем.  Обычно интересно на занятиях с использованием занимательных материалов. Это удаётся мне благодаря нестандартным, игровым формам уроков: путешествиям, заочным экскурсиям, уроки археологических раскопок. Дети с удовольствием придумывают загадки, кроссворды, синквейны, рассказы  и сказки на грамматические темы. Для этого требуется смекалка, сообразительность,  внимание, настойчивость, выдержка. В то же время у школьников расширяется кругозор, обогащается их словарный запас.

При изучении раздела «Морфемика» я  использую занимательный материал из олимпиадных занятий. Суффикс – одна из трудных морфем. Трудность при изучении заключается в определении количества суффиксов в слове и их границ, нелегко бывает понять, что перед нами одна большая морфема или несколько маленьких. Все  слова имеют разное морфемное строение.

При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда ученикам не говорю готовые сведения, а предоставляю им необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы. Проблемными можно считать и задания типа: являются ли родственными слова «композитор» и «компот», «капуста» и «капитан»? Для объяснения написания словарных слов ученики составляют  этимологические  справки, например, «Копейка – собственно русское слово возникло в 16 веке, название монеты, на которой был изображен всадник с копьем, проверочное слово - копья, сначала было среднего рода – копейко».

Не все возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ. Затем дети  выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.

Таким образом, воспитание учащихся находится в прямой зависимости от деятельности учителя. Чтобы родной язык воспринимался детьми не только как свод орфографических и пунктуационных правил, нужно воспитывать интерес к русскому языку, его прошлому и настоящему.

Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Важным моментом в воспитании духовно-нравственной личности является начало урока: оно задает нужный тон всему ходу урока, способствует психологическому настрою на восприятие материала. Организационный момент можно провести, например, так:

Ребята, здравствуйте! Я очень рада войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда – сиянье ваших умных глаз.

Немаловажным аспектом является рефлексия урока: личностная оценка деятельности, эмоциональное состояние ученика («сегодня я понял, что…», «мне трудно было…») помогут учителю в дальнейшей работе устранить недостатки.

Завершение урока также требует к себе внимания с целью создания определенного эффекта – ситуации успеха. Примером могут быть, например, такие слова:

Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна

За то, что поработали ударно.

Один из основоположников педагогической и психологической науки Павел Петрович Блонский писал: «Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление». 

Воспитание любви к русскому языку во многом определяется любовью учителя к своему предмету. И именно от учителя зависит, насколько длительной, цветущей и полноценной будет жизнь звучащего слова, которая обязательно должна найти воплощение в тех, ради кого мы трудимся и кому отдаем свое сердце.  Тогда и язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый», по словам А.Н. Толстого, будет способствовать воспитанию личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...