Урок русского языка в 3- ем классе "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

показать как изменяются глаголы по временам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе

"Изменение глаголов по временам"


Цель урока:

  • Ввести понятие «изменение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
  • Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник УМК «Русский язык» 3 класс 2 ч. Т. Г. Рамзаевой.

Использованные источники:

Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012. Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012. В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013. В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012. ,

Источник:

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой

– Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.
– Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране «Глаголии».

II. Актуализация знаний (слайд 1)

На экране:

Свет, светлый, светить.

Беговая, бег, бегать.

Дружить, дружный, друг

– Что вы скажете о группах этих слов? (Однокоренные)
– Выделите корень.
– Как пишутся корни однокоренных слов?
– Назовите проверяемые и проверочные слова.
– Как можно еще сгруппировать эти слова?
(По частям речи)

Работа в тетрадях.

– Число, классная работа.
– Распределите слова в 3 группы:

На экране: (слайд 2)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Свет

Светлый

Светить

Бег

Беговая

Бегать

Друг

Дружный

Дружить

III. Повторение изученного о глаголе (слайд 3)

Фронтальный обзор знаний.

На экране:

– А что мы уже знаем о глаголе?
1. Самостоятельная часть речи.
2. Обозначает действие.
3. Вопросы: « что делать?», «что сделать?».
#1042; предложении является сказуемым.

Глагол
Часть речи.
Действие
Что делать? Что сделать?
Сказуемое
Изменяется
?

IV. Постановка проблемы

– Глагол как-то изменяется?
– Сегодня мы ответим на этот вопрос.

V. Поиск решения (слайд 4)

План работы.

1. Прочитайте отрывки из стихотворений.
2. Выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.
3. Определите, когда относительно момента речи,происходит действие.

На экране:

а) Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

– Действие происходит до момента речи.

б) Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

– Действие происходит в момент речи.

в) Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

– Действие происходит после момента речи.
Общий вывод делает учитель.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

На экране:

ПАМЯТКА (слайд 5)

Прошедшее время

вчера

Что делал?
Что сделал?

Настоящее время

сегодня

Что делает?
Что делают?

Будущее время

завтра

Что будет делать?
Что сделает?

VI. Работа с учебно-научным текстом определения (стр. 94).

1. Чтение про себя.

2. Ответы на вопросы.

– Как изменяются глаголы?
– На какой вопрос отвечают глаголы:

– в настоящем времени;
– в прошедшем времени;
– в будущем времени.

VII. Физкультминутка для глаз (слайд 6)

VIII. Рисунок «Весна» (слайд 7)

Составление предложений, употребляя глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах.

IX. Первичное закрепление

1. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.

Работа у доски, в тетрадях.

Крик – кричал – кричит – будет кричать.
Свет – светил – светит – будет светить.
Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.

X. Игра «Четвертый лишний» (слайд 8)

На экране:

Встречает

Поскрипывал

Прочитает

Вытащила

Празднует

Визжал

Засмеется

Рассказала

Отвечал

Жужжит

Оживет

Одевает

Трещит

Пролетал

Удивил

Уточнила

XI. Физкультминутка

– Я назову вам глаголы, если это:

– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол прошедшего времени – присядьте;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

– Как вы определяли времена глаголов?
– Настоящее время – то, что происходит сейчас;
– Прошедшее время – то, что уже было;
– Будущее время – то, что еще будет.

XII. Тест (слайд 9)

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?

XIII. Итог урока

XIV. Домашнее задание (слайд 10)

– 1-я группа написать 5 глаголов о весне
– Правило.
– 2-я группа составить рассказ.
– Молодцы.
(Слайд 11)
– Спасибо за урок.
(Слайд 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам".

Урок русского языка с презентацией. Использование здоровьесберегающих технологий....

Мультимедийное приложение -1 к уроку русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам".

На основе данного приложения легко создать презентацию к уроку русского языка в 4 классе "Изменение  глаголов по временам"....

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Изменение глаголов по временам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе разработана по образовательной программе "Перспектива" по теме "Изменение глаголов по временам"...

Урок русского языка во 2 классе "Изменение глаголов по временам"

Урок русского языка во 2 классе разработан по образовательной программе "Перспектива". Технологическая карта поможет учителю спланировать этапы урока в соответствии с ФГОС. Материал урока подобран по ...