Конспект по русскому языку "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку

Умарова Эсма Усмановна

Конспект по русскому языку "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_antonimy.docx250.41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по русскому языку Умаровой Э.У.

Класс:2

Урок № 25

Дата: 04.10.2019

Тема урока: Антонимы.

Тип урока: Открытие нового материала.

Универсальные учебные действия:

познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

личностные: умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества.

Оборудование урока: Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»; компьютер, презентация урока, демонстрационный раздаточный материал, материал для работы в группах, карточки с синонимами и антонимами.

Структура урока:

1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

Друзья мои, я очень рада.  

Войдя в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте сочиним урок!?

2. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.  

Звучат слова из мультфильма «Даша - следопыт»

-Знакомый голос!? Конечно, это Даша.

-Расскажите, что вы знаете о Даше?

-Расскажем Даше, какой у нас урок?

-А для чего необходимо учить русский язык?

-Даша будет нашей помощницей на уроке.

-Ребята, сегодня на уроке Вам помогут имена прилагательные. Я предлагаю убрать слова, которые помешают (небольшой вывод). А Даша предлагает работать по такому плану: работать со словами, анализировать, рассуждать, искать решения.

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. 

Продолжите         ряд         слов:         ребята, дети…(детвора, малыши). 

-Что за слова вы назвали? (Синонимы)

- Повторим правило, что такое синонимы?

-А сейчас, работаем в группах.

-Найдите все слова синонимы.

 

-Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно?

-В чём возникли сомнения? (слова - высокий, низкий)

-По какому принципу подбирали группу слов?  Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий?

-Это слова противоположные по значению.  

-На какой вопрос отвечают эти слова?  

-Кто сможет обобщить?

-Интересно узнать, как называются эти слова?

-Для этого откройте учебник на стр. 62 и обратитесь к рубрике «Тайны языка». Попробуйте сформулировать тему урока.  Тема урока: АНТОНИМЫ.  

4. Построение проекта выхода из затруднения.  Новая тема.

- Поработаем в парах. Даша предлагает игру со словами. Посмотрите, она сигналит нам о том, что в этой игре будет проблемная ситуация. Будьте внимательны.

- У каждой пары часть стихотворения. Если найдете антонимы, то получится красивое стихотворение.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко,  

А Телѐнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплѐнок - тем,  

Что очень, очень велико.

А Котѐнку всѐ равно:

-Кисло? - зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

-Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.

-Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кисло – сладкий.

-На какие вопросы отвечают слова?

-Что можно сказать о словах кисло – сладкий?

-Докажите, что это не антонимы? (не отвечают на один и тот же вопрос (повторяют правило).

-Попробуйте изменить слово так, чтобы получились 2 пары синонимов.

-Даша путешествует, и попала в зоопарк.

5. Физминутка  

Повторим за зверюшками движения.

6. Введение нового материала в систему знаний. Работа в учебнике. 

- А теперь выполним упражнение в учебнике на стр.63, упр. 2. Но, для того чтобы не допустить ошибку при выполнении, проговорим алгоритм.  

  1. Задать вопрос к слову.
  2. Определить часть речи.
  3. Подобрать слово, противоположное по смыслу.

Белый, далеко, брать, друг, песок

-Даша тоже подобрала антонимы к словам. Проанализируем (задают вопрос, определяют часть речи)

7. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцирован ного характера.

Домашнее задание:

Нарисовать рисунок, который будет отражать слова антонимы и выполнить упр. 3 на стр. 63.

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

-Какая тема урока?

-Какую цель ставили?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие слова называются антонимами?

-Был ли для вас урок полезным? Почему?

-Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

-А теперь подойдите к доске и покажите своё настроение. (Смайлики)

-Вы сегодня все отлично работали, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...