Конспект по русскому языку "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
План-конспект по русскому языку Умаровой Э.У.
Класс:2
Урок № 25
Дата: 04.10.2019
Тема урока: Антонимы.
Тип урока: Открытие нового материала.
Универсальные учебные действия:
познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
личностные: умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества.
Оборудование урока: Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»; компьютер, презентация урока, демонстрационный раздаточный материал, материал для работы в группах, карточки с синонимами и антонимами.
Структура урока:
1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
Друзья мои, я очень рада.
Войдя в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
2. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Звучат слова из мультфильма «Даша - следопыт»
-Знакомый голос!? Конечно, это Даша.
-Расскажите, что вы знаете о Даше?
-Расскажем Даше, какой у нас урок?
-А для чего необходимо учить русский язык?
-Даша будет нашей помощницей на уроке.
-Ребята, сегодня на уроке Вам помогут имена прилагательные. Я предлагаю убрать слова, которые помешают (небольшой вывод). А Даша предлагает работать по такому плану: работать со словами, анализировать, рассуждать, искать решения.
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Продолжите ряд слов: ребята, дети…(детвора, малыши).
-Что за слова вы назвали? (Синонимы)
- Повторим правило, что такое синонимы?
-А сейчас, работаем в группах.
-Найдите все слова синонимы.
-Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно?
-В чём возникли сомнения? (слова - высокий, низкий)
-По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий?
-Это слова противоположные по значению.
-На какой вопрос отвечают эти слова?
-Кто сможет обобщить?
-Интересно узнать, как называются эти слова?
-Для этого откройте учебник на стр. 62 и обратитесь к рубрике «Тайны языка». Попробуйте сформулировать тему урока. Тема урока: АНТОНИМЫ.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.
- Поработаем в парах. Даша предлагает игру со словами. Посмотрите, она сигналит нам о том, что в этой игре будет проблемная ситуация. Будьте внимательны.
- У каждой пары часть стихотворения. Если найдете антонимы, то получится красивое стихотворение.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка - далеко,
А Телѐнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыплѐнок - тем,
Что очень, очень велико.
А Котѐнку всѐ равно:
-Кисло? - зачем оно?
-Что вы? – шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.
-Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.
-Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кисло – сладкий.
-На какие вопросы отвечают слова?
-Что можно сказать о словах кисло – сладкий?
-Докажите, что это не антонимы? (не отвечают на один и тот же вопрос (повторяют правило).
-Попробуйте изменить слово так, чтобы получились 2 пары синонимов.
-Даша путешествует, и попала в зоопарк.
5. Физминутка
Повторим за зверюшками движения.
6. Введение нового материала в систему знаний. Работа в учебнике.
- А теперь выполним упражнение в учебнике на стр.63, упр. 2. Но, для того чтобы не допустить ошибку при выполнении, проговорим алгоритм.
- Задать вопрос к слову.
- Определить часть речи.
- Подобрать слово, противоположное по смыслу.
Белый, далеко, брать, друг, песок
-Даша тоже подобрала антонимы к словам. Проанализируем (задают вопрос, определяют часть речи)
7. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцирован ного характера.
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок, который будет отражать слова антонимы и выполнить упр. 3 на стр. 63.
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
-Какая тема урока?
-Какую цель ставили?
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какие слова называются антонимами?
-Был ли для вас урок полезным? Почему?
-Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?
-А теперь подойдите к доске и покажите своё настроение. (Смайлики)
-Вы сегодня все отлично работали, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....