Технологическая карта "Правописание частицы не с глаголами". 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ладова Татьяна Александровна

 

Тема: «Правописание частицы не с глаголами».

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели деятельности учителя: формирование навыков правописания частицы не с глаголам;

Планируемые результаты

Предметные: научится правильно писать частицу не с глаголом ; расширять словарный запас учащихся; учиться самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения;

Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        18.01.2024                                                                                                ФИО учителя: Кирильцева М.В.

Школа: Первомайская СОШ                                                                                ФИ студента: Ладова Т.А.

Класс: 3а                                                                                                        ФИО методиста: Ткаченко Е.А

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Правописание частицы не с глаголами».

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели деятельности учителя: формирование навыков правописания частицы не с глаголам;

Планируемые результаты

Предметные: научится правильно писать частицу не с глаголом ; расширять словарный запас учащихся; учиться самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения;

Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Русского языка.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)Организационный момент

(1 – 2 минуты)

Учитель приветствует учащихся и просит открыть тетради, записать число, классная работа.

Психологический настрой.

- Вы пришли сегодня в школу, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам представится такая возможность. (все подают друг другу руки для рукопожатия) Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас.

Учащиеся приветствуют учителя.

Регулятивные: контроль;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2) Постановка цели и задач урока.

Мотивация и целеполагание

(7 минут)

Просит от глаголов образовать формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Выделить приставки. (слайд 2)

Читать, лепить, прыгать

Устно спрашивает как изменятся по родам.


- А что бы узнать, о чём мы с вами будем разговаривать вам нужно решить кроссворд в группах (делит класс на группы по 4 человека)

1) Учащийся в школе. (Ученик)

2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)

4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)

6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)

1

2

3

4

5

6

7


- Какое слово получилось по вертикали? (частица)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи (служебная часть речи), а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами.

Повторяют предыдущий материал.

Отгадывают кроссворд.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

свободная ориентация и восприятие текста; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

пепи рассуждений;

доказательство;

Подготовка к

основному этапу занятия

(5 минут)

- Назовите глаголы в пословицах (слайд 3):

  • После драки кулаками не машут.
  • Чего не знаешь – того не говори.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Семеро одного не ждут.
  • Два соловья на одной ветке не поют.

- Объясните смысл пословиц.

- Какая частица стоит перед каждым глаголом?

- Частица НЕ.

-Постарайтесь сформулировать тему урока.(слайд 4: Частица НЕ с глаголами)

Работают над пословицами.

Формулируют тему урока.

Регулятивные:

Контроль ,коррекция 

Оценка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

свободная ориентация и восприятие текста;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

Усвоение новых знаний и способов действия

(15 минут)

- Запишите глаголы, которые вы нашли в пословицах, вместе с частицей не, в строчку через запятую (слайд №5):

  • После драки кулаками не машут.
  • Чего не знаешь – того не говори.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Семеро одного не ждут.
  • Два соловья на одной ветке не поют.

- Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?

- Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его? (слайд 6)

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится 
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

- Как пишется не с глаголами? (Отдельно).

- Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей не.

- Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам.

- Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится?

  • ждут – не ждут
  • машут –не машут
  • идут – не идут
  • поют – не поют
  • летят – не летят

- Какой смысл придает глаголам частица НЕ?

- Действительно, частица не выражает отрицание, либо запрет.

Выводит на слайд №7 глаголы-исключения:

- Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают.

  • Ненавидеть –  Испытывать неприязнь или отвращение к кому-чему-нибудь, не выносить кого-чего-нибудь;
  • негодовать - крайнее недовольство, возмущение;
  • Неволить –  Принуждать, заставлять делать что-л. вопреки желанию, воле;
  • Недоумевать -  Находиться в недоумении, не понимать, становиться втупик.

- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? (Потому что без НЕ не употребляются.)

- В этих словах НЕ – это приставка.

- Эти слова пишутся с не слитно.

ФИЗМИНУТКА:

с частицей не: встаньте, похлопайте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, не садитесь, сядьте.

Работают с глаголами из пословицы.

Формулируют правило.

Слушают стихотворение.

Знакомятся с глаголами -исключениями.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль,

коррекция;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

построение логической цепи рассуждений;

доказательство.

Закрепление, обобщение и систематизация знаний

(10 минут)

Творческая работа в группах.

- Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не (слайд №8)

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

- Где уместно разместить такой текст?

- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание.

- Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

Тексты посвящены разным темам:

  • 1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу;
  • 2 группа - о правилах поведения в столовой;
  • 3 группа - о правилах пользования книгой;
  • 4 группа – о правилах поведения на уроках;
  • 5 группа – об отношении к младшим;
  • 6 группа - о правилах поведения на уроке.

Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на знаки препинания, написания частицы не с глаголами.

Слушают текст.

Отвечают на вопросы.

Выполняют работу в группах.

Регулятивные:

планирование; контроль; саморегуляция.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Контроль и самопроверка знаний

(5 минут)

Задаёт вопросы:

-Над какой темой мы с вами работали?

Что такое не?

- Как нужно писать частицу не с глаголом?

- Для чего служит частица не?

- Какие есть исключения? Почему пишутся слитно? (ненавидеть, негодовать, неволить, недоумевать)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

планирование, контроль 

саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

анализ с целью выделения признаков;

доказательство;

Рефлексия

(2 минуты)

Урок: Я на уроке: Итог: 
1. интересно 1. работал 1. понял материал 
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял 

Д/з: стр.125, упр.227

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

прогнозирование,

коррекция, саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание частицы не с глаголами»  Цели деятельности учителя:формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируемые ре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о правописании частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируем...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; с ...

Технологическая карта урока русского языка “ Правописание частицы Не с глаголами” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: формирование орфографического  умения в  правописании частицы не.Дидактические:Познакомить с правилом написания частицы  не с глаголами.Учить писать частицу не с глаголами.И...