Внеурочная деятельность "Секреты русского языка"
материал по русскому языку (2 класс)
Внеурочная деятельность "Секреты русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
23.09.2019 внеурочная деятельность «Секреты русского языка» 2 класс
Тема урока: Меня зовут Фонема
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые результаты урока:
универсальные учебные действия:
познавательные: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.
регулятивные: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
коммуникативные: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.
Личностные: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Оборудование урока: презентация.
Структура урока:
- Орг.момент.
-Ребята, сегодня мы открываем наш кружок «Веселая грамматика». Тема сегодняшнего занятия «Меня зовут Фонема.»
- Что изучает наука Фонетика?
-Какие бывают звуки?
Психогимнастика
- Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость).
Молодцы!
Ориентировка в пространстве
Наши гости маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. Один наш гость спрятался НА доске, второй – На ваших шкафчиках, а третий – не успел спрятаться и оказался у меня в руках.
II.
Как вы думаете, кто это? (Это гласные и согласные буквы ).
Угадайте, как их зовут.(,,,,,,)
Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
Давайте споем песенки этих звуков.
А почему эти звуки согласные? ( ответы детей)
Ребята а что такое звуки ? (
Алфавит, или азбука,— это дом, в котором живут буквы. Ученые изобрели значки, в которые как бы одели звуки.
На самом деле очень трудно было установить, какие звуки нужно отразить на письме. Может быть, для всех, которые мы слышим? А сколько звуков мы слышим? И сколько вообще есть звуков, например, в русском языке?
Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу — снежинок?
Сколько в дожде — дождинок?
Сколько в песке — песчинок?
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки? (С. Бондаренко)
На все эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные. Теперь понятно, что не для всех звуков нужно было создавать буквы.
Но как же все-таки определить, какие звуки нужно передать на письме, то есть изобрести для них буквы? Ученые придумали, как это нужно сделать.
Для этого возьмем слово сом и поиграем с ним. Давайте попробуем заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Теперь попробуем заменить второй звук. Тут слов получится совсем мало: сам да еще сям (иногда употребляется такое выражение "там-сям", то есть в самых разных местах). И, наконец, замените последний звук.
Посмотрите: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из этих звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки — смыслоразличители.
Один замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал этим различителям слов имя. Он назвал их фонема.
Итак, запомните: звуки, которые различают слова, называют — фонема
Дыхательное упражнение:
Ребята, Звуковички приглашают нас к себе в гости, в королевство гласных звуков. Идем? А не заблудиться нам поможет карта. Но:
Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Опавшие листья закрыли карту. Какие это листья? (березовые, дубовые, кленовые)
Давайте представим, что мы "ветерок" и подуем на листочки. Вот наша карта. Так, давайте посмотрим, что мы встретим на пути. Мы должны пройти через лес, по волшебной тропинке дойти до реки, по мостику перейти реку и мы придем в замок гласных звуков.
Прежде, чем мы отправимся с вами в путь, давайте сделаем красивые коврики из осенних листочков.
"Звуковая мозаика"
Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем красным квадратом, [У] - желтым, [И] - коричневым.
Логопед произносит слова: утка, автобус, индюк, игла, улитка, астра, альбом, игрушки, уши.
Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат.
Замечательно. А теперь в путь.
Упражнение "Грибок". На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.
Упражнение "Корзинка". Пальцы переплести "замочком". Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).
Дифференциация картинок.
Вот мы и в лесу. Кто это у нас под деревом? Гномы. Они согласны пропустить нас через лес, если мы поможем им собрать грибы и разложить по корзинкам. В первую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [А], во вторую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [У] и в третью - картинки, названия которых начинаются со звука [И]
На обратной стороне изображений грибов - картинки. Каждый ребенок берет гриб, называет картинку, определяет 1-й звук и кладет в соответствующую корзинку.
Выкладывание букв из палочек.
Ребята, гномы благодарят нас за помощь. Давайте мы им на память выложим из сухих веточек буквы А, У, И.
"Волшебная тропинка".
По волшебной тропинке пройдет только тот, кто сможет прочитать буквенные сочетания.
АУИ ИУА УИА АИУ ИАУ УАИ
Мост через речку.
Через речку перебраться можно по волшебному мосту. Он появится, если вы сможете прочитать предложения.
Самомассаж лица.
Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков.
Наш путь был такой долгий, надо немного отдохнуть.
Ручки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
III. Итог занятия. Принцесса гласных благодарит вас за то, что вы помогли Звуковичкам добраться до ее замка и дарит вам изображения звуковичков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-494309-1412938195.jpg)
Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"
Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-336869-1384340368.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265115-1370949102.jpg)
Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»
Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-699980-1446365398.jpg)
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/25/picture-451260-1401014270.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265115-1370949102.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-835673-1496754060.jpg)
Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....