Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: создание условий, способствующих формированию умения писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
Задачи:
- познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих”;
-формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы;
-выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах; существительных после шипящих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kiryanova.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык, УМК «Школа России», 3 класс
Учитель: Кирьянова И.В.
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель: создание условий, способствующих формированию умения писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
Задачи:
- познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих”;
-формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы;
-выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах; существительных после шипящих
Планируемые результаты
Предметные:
знать грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода; алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих; уметь писать имена существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце и обосновывать правильность написанного.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Метапредметные
Познавательные:
развивать умение выделять и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению проблемы; умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Регулятивные:
умение ставить цель, планировать свою деятельность; умение проводить самооценку полученных результатов.
Коммуникативные:
развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Ресурсы урока:
Учебник “Русский язык” 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК “Школа России”,
рабочие листы для обучающихся, презентация, опорные карточки с алгоритмом.
ХОД УРОКА
I.Мотивация к деятельности
Проверка готовности к уроку.
- Сегодня урок русского языка я хочу начать с басни Л.Н. Толстого «Два товарища».
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
- Кто такой товарищ?
Словарь Сергея Ивановича Ожегова:
Товарищ – это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
- Можете ли вы назвать своих одноклассников товарищами?
- Как должны поступать товарищи по отношению друг к другу?
- Выберите пословицу, которая могла бы стать девизом нашего урока:
1.Сам погибай, а товарища выручай.
2. О себе заботься, а товарища не забывай.
3.Гусь свинье не товарищ.
II.Актуализация знаний
- Назовите буквы безударных гласных в слове товарищ. Можем ли проверить их написание? Как действовать в данном случае? (Записать в словарь и запомнить).
- Какой частью речи является слово товарищ? (Именем существительным). Докажите. (Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?)
- На какой ещё вопрос отвечает имя существительное? (Кто?)
-Какого рода имя существительное товарищ? (Мужского). Докажите. (Можно подставить слова он-мой).
- Какого ещё рода бывают имена существительные? (Женского и среднего). Как определить род имени существительного? (Ж.р. она-моя, ср.р. оно-моё).
III.Организация познавательной деятельности
Формулирование темы урока. Постановка цели
- Прочитайте вслух имена существительные.
Товарищ, помощь, нож, рожь, врач, дочь, ковш, мышь.
- Произнесите звуки, которые вы услышали на конце слов. [ж], [ш], [ч’], [щ’]
- Что вы знаете об этих звуках? (Они шипящие).
- А что необычного вы заметили в написании данных слов? (В некоторых словах есть мягкий знак, а в некоторых – нет).
- Каким бывает мягкий знак в русском языке (Разделительным и показателем мягкости).
- Какой мягкий знак в слове помощь? Докажите. (Не разделительный, т.к. пишется на конце слова. Не показатель мягкости, т.к. не смягчает).
- Значит у мягкого знака новая роль.
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
(Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих).
- Какую цель поставим? (Узнать, когда пишется мягкий знак, а когда нет. И научиться писать слова правильно).
IV.Узнаём новое
- Запишите слова в два столбика: в 1 столбик - имена существительные мужского рода, а во 2 столбик - имена существительные женского рода.
Товарищ, помощь, нож, рожь, врач, дочь, ковш, мышь.
Мужской род (м.р.) | Женский род (ж.р.) |
товарищ | помощь |
нож | рожь |
врач | дочь |
ковш | мышь |
- Что интересного заметили? (В 1 столбике слова без мягкого знака, а во втором с мягким знаком).
- Сделаем вывод.
На конце имён существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется, а на конце существительных женского рода пишется. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.
- Прочитайте правило в учебнике на стр.31
Составление алгоритма
- Чтобы правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук, давайте составим алгоритм.
1.Определяю часть речи.
2.Если это существительное с шипящим звуком на конце, то определяю род.
3.Если существительное мужского рода, то мягкий знак не пишу.
4.Если существительное женского рода, то мягкий знак пишу.
V.Физкультминутка
VI.Первичное закрепление
1.Работа по алгоритму в парах
Прочитайте словосочетания, вставьте в имена существительные после шипящих, где это необходимо, мягкий знак, в скобках укажите род имён существительных.
1. | колючий ёж… |
2. | старая вещ… |
3. | серая мыш… |
4. | солнечный луч… |
5. | старшая доч... |
6. | забавный малыш... |
2.Самостоятельная работа (проверка по эталону)
Прочитайте предложения, вставьте в именах существительных после шипящих, где это необходимо, мягкий знак.
1. | В полях созрела рож… . |
2. | По полу пробежала мыш… . |
3. | На рыбалке мне попался ёрш… . |
4. | Наступила тёмная ноч… . |
5. | Во время дождя я надеваю плащ… . |
6. | Склад охраняет сторож... . |
7. | Моему другу нужна помощ... . |
- Как рассуждали?
VII.Подведение итогов урока
- Назовите тему урока
- Какую цель ставили? Достигли ли мы цели?
- Когда пишется мягкий знак на конце имён существительных после шипящих?
- Что показывает мягкий знак на конце имён существительных после шипящих?
- Как надо действовать, чтобы не допустить ошибки?
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- За что можете себя похвалить?
- Какие трудности возникли?
Домашнее задание (по выбору)
- Стр.32, упр.54
- Придумать задание для одноклассников по теме урока (можно подготовить карточки)
Дополнительное задание (если останется время)
-Я буду называть имена существительные, если в них надо писать мягкий знак, поднимите зелёную карточку, если нет, то красную.
Товарищ, сторож, помощь, силач, ночь, дочь, сторож, шалаш, луч, мышь, речь, этаж, печь, плащ, пляж, пейзаж, молодёжь, камыш, малыш, вещь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"
Урок русского языка по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных"
Урок открытия новых знаний. В конспекте есть ссылки на использование электронных образовательных ресурсов на данном уроке....
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода...
Тренажёр "Написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"
Тренажёр в виде мультимедийной презентации для проверки усвоения темы "Мягкий знак после шипящих у имен существительных" создан в ходе работы над проектом по русскому языку "Буква мягкий знак" ....
презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"
Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....