Урок русского языка "Корень слова" 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Конспект и презентация открытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova_8.11.24.doc | 66 КБ |
koren_slova_8.11.24_novaya.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Открытый урок
(3-А класс)
для учителей
начальных классов.
Тема: «Корень слова»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Василевская Ирина Дмитриевна
8.11.2024
КОНСПЕКТ УРОКА
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Вид урока: беседа
Цель: формирование умения выделять корень в словах
Задачи:
Образовательная:
-Находить корень в словах
-Находить однокоренные слова и выделять в них корень
Развивающая:
-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на классификацию, анализ;
-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов;
Воспитательная:
-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий
-Воспитывать аккуратность на основе выполнения письменных заданий в тетради
Планируемые результаты:
Предметные:
П-1. Уметь находить корень в словах
П-2.Знать определение «Корня слова»
П-3. Находить однокоренные слова, выделять в них корень
П-4. Знать определение однокоренных слов
П-5. Объяснять лексическое значение слов
Метапредметные:
Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Р-2. Самостоятельно формулировать тему урока;
Р-3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном;
Р-4. Осуществлять контроль своей работы с заданным эталоном
Коммуникативные:
К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
К-2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;
К-4. Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
Познавательные:
Позн-1. Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;
Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные:
Л-1. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Л-3. Использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;
Л-4: Осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий
Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.
Ход урока
№ этапа, название | Деятельность учителя |
1.Организационный этап | -Ребята, встали ровненько, посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь. Сл.1 Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками и подарим наши улыбки гостям, которые пришли к нам на урок. |
2.Мотивационный этап | - и к нашему уроку русского языка сл.2 я подготовила девиз: сл.3 «Учись, смекай, активней будь! И к знаниям откроешь путь!» |
3.Актуализация знаний | - А теперь приготовьте свои пальчики к следующему этапу. На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Мы замочек покрутили-покрутили Мы замочек повертели-повертели По замочку постучали, постучали И открыли. -Откройте тетрадь, сядьте ровно, тетрадь под наклоном, запишите число, классная работа. -Сейчас мы проведем минутку чистописания сл.4 -Запишите красиво соединения заглавной и строчной букв Уу и Чч(че) -Прочитайте предложение, записанное на доске: «Ум да разум надоумят сразу» -Что вы сейчас прочитали? (Пословица)Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Человек умный и грамотный найдёт ответ на любой вопрос и справится с заданием). -Запишите пословицу в тетрадь. |
4.Самоопределение темы и цели урока | - Вы все прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит. Вспомним урок окружающего мира, например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух из смесей разнообразных газов, наш класс из учеников, наша речь состоит из чего?(из предложений), а предложения из..(слов)Слова, которые мы произносим и пишем тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек-морфем. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть самая главная частичка, без которой не будет никаких слов. Кто догадался о какой частичке я веду речь?(корень). Кто сможет сформулировать тему нашего урока?сл.5 Исходя из названия темы определите цели урока. Сл. 6 (формирование умения выделять корень в словах) Отключить проектор |
5.Работа по теме урока | --Послушайте мой вопрос. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова? (Корень) А скажите мне ребята, если у слова «корень» много значений(мы сказали, что он бывает у волоса, зуба, дерева и слова), то это какое слово?(многозначное) -И сегодня мы будем говорить о корне, как о главной части слова. Послушайте сказку. (плакат и карточки на доске) Много-много лет назад один старик нашёл семечко. Он решил посадить его в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень(перевёрнутая карточка с изображением слова и словом «сад»).Вот он. Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и своё в каждом было.(карточки « рассада, садовник, садовод, садовый). И выросло вот такое красивое дерево! Из чего же состоит это дерево?(из слов). -Прочитайте внимательно слова. Может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой они образовались?(сад) -Молодцы. Чем же похожи все эти слова?(общая часть). Как называется эта морфема?(корень слова) -Кто мне скажет, что заключается в корне слова?(лексическое значение), а как называются слова, у которых общий корень и значение?(однокоренные). -Давайте вернёмся к пословице «ум да разум надоумят сразу». Найдите однокоренные слова и выделите в них корень слова. Теперь попробуйте прочитать только корень, вы поняли значение этого слова? Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл?(нет). Какой вывод мы можем сделать? Что такое корень слова?( главная часть слова, от него образуются новые слова). Откройте учебник на стр.74 и прочитайте правило. -Сейчас вы будете работать в парах. Сл.7 повторим правила работы в парах.. Возьмите карточки салатового цвета. Окончание работы покажите домиком. Запиши к данным словам по два однокоренных слова. Выдели корень. гриб, ___________________________________________________ рыба, ___________________________________________________ трава, __________________________________________________ Проверка у 3х учеников. -Кто же мне скажет, что нужно сделать, чтобы выделить корень в слове?(подобрать однокоренные слова, выделить одинаковую часть в слове, с одним лексическим значением). |
6.Физминутка | -Вы хорошо поработали, сейчас тихонько встаем и проведем физминутку. Если вы услышите пару однокоренных слов, то приседаете. Если слова не являются однокоренными-машете руками вверх. Лес-лесник, потолок-пол, кот-котик, сад-садовый, дым-дом, вода-водичка. Молодцы, тихо сели.
|
7.Закрепление пройденного материала | Впереди у нас групповая работа. Давайте вспомним правила работы в группе. Сл.8 Работать дружно, давать друг другу высказаться, говорить шепотом, выбрать ответственного, кто выступит от группы. Разделитесь на группы и послушайте внимательно задание. У вас на столах есть лист, на котором изображено дерево, листики и клей. Ваша задача: украсить деревья листиками с однокоренными словами(приклеить их), выделить корень во всех словах и найти лишнее слово. У вас 5 минут на работу. -Молодцы! Давайте прочитаем в учебнике рубрику «Обратите внимание» на стр.74 Самостоятельная работа по учебнику. А сейчас самостоятельно выполните упр.132 на стр.74 (Один ученик у доски- София или Вика) Орфограмма в слове «осина» — непроверяемая безударная гласная в корне слова. Однокоренные слова можно найти по их общему корню и схожим составляющим лексического значения. Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. Осиновый - из осины, или соотносящийся с осиной. Осинник - осиновый лес. Осинки - маленькие осины. Осины - лиственное дерево. Подосиновики - съедобный гриб, чаще растущий в лиственных, особенно осино-вых, лесах. -Молодцы. (в зависимости от оставшегося времени устно или письменно) -Ребята, поднимите руку, кто любит сказки? Давайте прочитаем сообщение от сказочного героя. Сл.9 Я Незнайка, мне всё можно, И знать русский мне не сложно! САсна, звИрёк, дИла, трОва- Их проверять не нужно! Как слышишь-так пиши всегда, Все соглашайтесь дружно! Слуху надо доверять- И тогда поставят «пять»! -Какую ошибку допустил Незнайка? Какое правило он не знал? А как подобрать проверочное слово? (прочитать, поставить ударение, выделить корень, изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной). Давайте выпишем из стихотворения слова, в которых была допущена ошибка, подбирая для правильного написания проверочное слово, не забываем выделить корень в словах. (записываем через дефис) Сосна-сосны, зверёк-зверь, дела-дело, трава-травы. |
8.Рефлексия | Сейчас поиграем в «Верю- не верю». Если согласны с моим утверждением, то поднимаем две руки, если нет, то 1 руку.(если остается меньше 5 мин) -Корень слова, это главная часть слова. -Без корня слова могут образовываться новые слова. -Слова шип и шиповник однокоренные. - В корне слова содержится лексическое значение этого слова. -Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Если остается 5-7 минут: Ребята возьмите карточки голубого цвета. В завершение нашего урока составим синквейн к морфеме «корень»(на слайде 10 памятка по составлению синквейна). Работаем в парах, не мешая остальным. Синквейн 1.Морфема 2. 3. 4. 5.Корень Молодцы. Сл.11 У вас на столах лежат смайлики. Кто понял тему и доволен своей работой на уроке, покажите зелёный смайлик. У кого возникли трудности, и еще есть над чем поработать-жёлтый смайлик. |
9.Итог урока | Домашнее задание. Письменного задания на выходные нет, устно выучить правило на стр.74 Вы хорошо поработали, за работу на уроке …..получает оценку…. Урок окончен! Сл.12 |
Анализ урока учителя начальных классов Василевской И.Д.
Класс – 3-б
Дата проведения: 8 ноября 2024 года.
Предмет :русский язык.
Программа: УМК «ШКОЛА РОССИИ». Учебник «Русский язык» I часть, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Тема: «Корень слова».
Цель: формирование умения выделять корень в словах
Задачи:
Образовательная:
-Находить корень в словах
-Находить однокоренные слова и выделять в них корень
Развивающая:
-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на классификацию, анализ;
-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов;
Воспитательная:
-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий
-Воспитывать аккуратность на основе выполнения письменных заданий в тетради
Мотивационная деятельность. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.
Минутка чистописаня. Выработка навыка каллиграфического письма. Минутка чистописания проводится каждый урок. Выбор букв Уу и Чч объясняется необходимостью повторить различие в написании этих букв.
Постановка учебных задач. Планирование действий по решению учебных задач. Самостоятельное формулирование темы урока по вопросам. На данном этапе тема была раскрыта учениками. Выбор данной формы постановки задачи объясняется тем, что данная тема не нова для учащихся.
Физминутка. Во время паузы ребята имели возможность повторить пройденную тему «Однокоренные слова» .
Работа с учебником. На данном этапе была работа с упражнением в учебнике, с целью самостоятельного формулирования правила. Дети выделяли и выписывали однокоренные слова и отмечали в них корень. Ребята показали актуализацию знаний об однокоренных словах, с акцентированием внимания на общности не только корня, но и лексического значения слов. Дети ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символические средства представления информации. С данным заданием справились все.
Закрепление материала. На этом этапе применяются вопросы, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Знать то, с чем познакомились на уроке и давать точные ответы на вопросы, с целью проверки изученного материала.
На уроке была создана приятная психологическая и эмоциональная атмосфера. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения проведена физминутка. Поддерживались доброжелательные отношения с учениками, использовались разнообразные задания. Поддерживался темп урока. Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Была создана эмоциональная атмосфера, побуждающая к активному мышлению учащихся.
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдалась правильность рабочей позы учащихся.
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. Использование на уроке презентации способствовало более осмысленному понимания проблем урока.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Урок проведён с доминирующей деятельностью обучающихся. Все поставленные мной цели и задачи достигнуты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока «Учись, смекай, активней будь! И к знаниям откроешь путь!»
. Чистописание
Тема урока: «Корень слова»
Цель урока: формирование умения выделять корень в словах
Работать дружно. Быть внимательными друг к другу. Не мешать высказываться товарищу. Говорить вполголоса. Правила работы в группе:
Я Незнайка, мне всё можно, И знать русский мне не сложно! САсна , звИрёк , дИла , трОва - Их проверять не нужно! Как слышишь-так пиши всегда, Все соглашайтесь дружно! Слуху надо доверять- И тогда поставят «пять»!
Синквейн (от французского « пятистрочье »): Первая строка – 1 существительное (понятие или тема) Вторая строка – 2 прилагательных (описание понятия) Третья строка – 3 глагола (действия) Четвёртая строка – фраза, предложение (отношение к теме) Пятая строка – 1 существительное (синоним первой строки)
Рефлексия: На уроке было комфортно и всё понятно На уроке немного затруднялся, не всё понятно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение алфавита....