Программа внеурочной деятельности "Тайны страны грамматика"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны страны грамматика" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено методическим объединением учителей начальных классов руководитель МО Старикова Е.А. Протокол № от | Рассмотрено На заседании НМС СОШ №18 Протокол № от | Утверждено приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ №18 от |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тайны страны Грамматика»
Составитель:
Вольская Ольга Анатольевна, высшая квалификационная категория
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Тайны страны Грамматика» разработана для 4 класса МБОУ г. Иркутска СОШ №18.
Рабочая программа составлена на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС НОО»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2015 № 09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- Образовательная программа начального общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 18;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2014.
Программа по внеурочной деятельности «Тайны страны Грамматика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе книги для внеклассного чтения по русскому языку О.Л. Соболевой и В.В. Агафонова «Тайны страны Акитаммарг, или удивительные путешествия с Запятайкиным». Данная программа легко встраивается в используемый УМК «Школа России» и расширяет или углубляет его с учётом потребностей ученика. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.
Актуальность данной программы определена тем, что в настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:
- формирования орфографической грамотности учащихся;
- формирование интереса к изучению русского языка.
Одним из важных средств воспитания учащегося, стремящегося к знанию русского языка, является изучение языка в занимательной форме. Предлагаемая программа внеурочных занятий «Тайны страны Грамматика» направлена на удовлетворение этих требований. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Через интерес учащихся к данному курсу достигается главная цель:
Создание условий для углубленного изучения русского языка.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Задачи курса:
1. Совершенствовать общее языковое развитие младших школьников.
2. Обеспечить психологическую готовность учащихся к участию в предметных олимпиадах.
3. Поддерживать интерес к разностороннему изучению русского языка.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30–35 минут.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Содержание и методы обучения «Тайны страны Грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Цель курса: показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- знакомство с такими понятиями как «морфемика», «морфема», «инфинитив»;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- развитие смекалки и сообразительности;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Программа реализует следующие функции:
• образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
• воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;
• креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
• компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование;
• рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка;
• профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
• интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
• функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
• функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Через данную программу внеурочной деятельности реализуются следующие принципы обучения:
- Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные учащимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
- Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
- Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
- Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
- Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы. В отличие от классных занятий, на внеурочной деятельности обучащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- конкурсы, викторины, турниры.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания;
- технология разноуровневого обучения;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
- что означает термин «морфемика», «морфема», «инфинитив», фразеологизм, анаграмма, шарада;
- способы решения грамматических задач.
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
- решать грамматические задачи;
- подбирать слова на заданную тему;
- пользоваться алгоритмами.
По окончании курса обучения учащиеся должны иметь возможность научиться:
- составлять устный рассказ на заданную тему с помощью группы слов на эту тему;
- узнавать фразеологизмы в речи окружающих, использовать фразеологизмы в своей речи.
По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных ситуациях:
- использовать полученные знания при изучении русского языка на уроках;
- грамотно говорить и писать в реальной жизни.
Формы контроля промежуточных результатов:
- тесты;
- интеллектуальные игры;
- творческие задания;
- олимпиады.
- СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАПТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 год обучения (34ч)
Вводное занятие.(1час)
Знакомство с новым предметом, с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Роль русского языка в жизни каждого человека.
Раздел 1
Где существуют существительные? (4 ч)
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
- Всё так хорошо начиналось!
Морфологические признаки существительного: категория рода и числа. Прямой и косвенные падежи.
- Не съест ли Олю алгоритм?
Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники.
- Про два ключа и лес склонений.
Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж.
- Возвращение Великого Падежа.
Определение падежа по вопросам, подстановкой слова. Общий род. Склонение существительных во множественном числе.
Раздел 2
Приключения на острове прилагательных (4 ч)
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку
- К чему можно приложить прилагательное?
Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Связь согласование.
- Скверные дела.
Склонение имён прилагательных.
- Секрет волшебного кольца.
Краткая и полная форма имён прилагательных.
- Праздник творчества и игры.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, на проверку знаний по русскому языку.
Раздел 3
Земля глаголов (12 ч)
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку
- Что сделать, если ничего нельзя сделать?
Назначение и роль глаголов в речи. Приём ассоциаций. Глаголы, которые обозначают не действия предметов, а их состояния.
- Когда СКУЧАТЬ не скучно.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
- Странности Великого Отшельника.
Инфинитив (начальная форма глагола).
- Будильник, который не звонит.
Частица НЕ с глаголами.
- Сплошная фантастика.
Четыре формы глагола ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, прошедшее время глаголов.
- Встреча в прошедшем времени.
Суффикс – Л у глаголов прошедшего времени глагола
- Настоящие приключения в настоящем времени.
Шесть разрешённых форм у глаголов настоящего времени.
- Будущие неприятности, или неприятности в будущем.
Простое будущее время и сложное будущее время.
- Глагол ПОМОЧЬ нуждается в помощи.
Решение орфографических задач.
- Сложное время? Это очень просто!
Изменение глаголов неопределённой формы с глаголом БЫТЬ по лицам и числам.
- Сказка, рассказанная в настоящем времени.
1 и 2 спряжения глаголов.
- Одна задача легче другой.
Определение спряжения глаголов с помощью алгоритма. Решение орфографических задач.
Раздел 4
Играют местоимения (3 ч)
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку
- И снова Море Слов.
Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку
- Сказка, рассказанная у костра.
Местоимение. Значение и употребление в речи.
- Когда есть первое лицо, но нет последнего.
Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление).
Раздел 5
Есть предложение! (10 ч)
- Как прилетел Глазастик.
Смысловое единство предложений в тексте.
- «Айда в дополнение!»
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи.
- Как поймать синтакси?
Алгоритм синтаксического разбора.
- А вы любите синтаксюльки?
Разные члены предложения.
- Бобик, Тузик и сосиски.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
- Когда нет Шерлока Холмса.
Решение орфографических и синтаксических задач.
- Колокольчик берёт след.
Распространённые и нераспространённые предложения.
- Ибн-Ошибк появляется вновь.
Практика: логически-поисковые задания, решение орфографических и синтаксических задач.
- Завтра праздник.
Сложные предложения (общее представление). Союзы: и, а, но, что, потому что… Конструирование сложных предложений из простых.
- Прощанье не для нас!
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование курса «Тайны страны Грамматика»
№ | Тема | Основные понятия | Кол-во часов | Сроки | |
План. | Факт. | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 03.09 | ||
| 4 |
| |||
2 | Всё так хорошо начиналось! | Категория рода и числа. Прямой и косвенные падежи. | 1 | 10.09 | |
3 | Не съест ли Олю алгоритм? | Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных | 1 | 17.09 | |
4 | Про два ключа и лес склонений. | Склонение, разносклоняемые имена существительные | 1 | 24.09 | |
5. | Возвращение Великого Падежа. | Общий род. Склонение существительных во множественном числе. | 1 | 01.10 |
|
| 4 | ||||
6. | К чему можно приложить прилагательное? | Признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Связь согласование. | 1 | 08.10 | |
7 | Скверные дела. | Склонение имён прилагательных. | 1 | 15.10 | |
8. | Секрет волшебного кольца. | Краткая и полная форма имён прилагательных. | 1 | 22.10 | |
9 | Праздник творчества и игры. | 1 | 05.11 | ||
| 12 | ||||
10 | Что сделать, если ничего нельзя сделать? | Назначение и роль глаголов в речи. | 1 | 12.11 |
|
11. | Когда СКУЧАТЬ не скучно. | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 1 | 19.11 | |
12. | Странности Великого Отшельника. | Инфинитив | 1 | 26.11 | |
13 | Будильник, который не звонит. | Частица НЕ с глаголами. | 1 | 03.12 | |
14. | Сплошная фантастика. | Четыре формы глагола ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, прошедшее время глаголов. | 1 | 10.12 | |
15. | Встреча в прошедшем времени. | Суффикс – Л у глаголов прошедшего времени глагола | 1 | 17.12 |
|
16 | Настоящие приключения в настоящем времени. | Шесть разрешённых форм у глаголов настоящего времени. | 1 | 24.12 | |
17 | Будущие неприятности, или неприятности в будущем. | Простое будущее время и сложное будущее время. | 1 | 14.01 | 3 четв. |
18 | Глагол ПОМОЧЬ нуждается в помощи. | 1 | 21.01 | ||
19 | Сложное время? Это очень просто! | Изменение глаголов неопределённой формы с глаголом БЫТЬ по лицам и числам. | 1 | 28.01 | |
20 | Сказка, рассказанная в настоящем времени. | 1 и 2 спряжения глаголов. | 1 | 04.02 | |
21 | Одна задача легче другой. | Определение спряжения глаголов с помощью алгоритма. | 1 | 11.02 | |
| 3 | ||||
22 | И снова Море Слов. | Местоимение. | 1 | 18.02 | |
23 | Сказка, рассказанная у костра | Местоимение. Значение и употребление в речи. | 1 | 25.02 | |
24 | Когда есть первое лицо, но нет последнего. | Личные местоимения. Возвратное местоимение. | 1 | 03.03 | |
| 10 | ||||
25 | Как прилетел Глазастик. | Смысловое единство предложений в тексте. | 1 | 10.03 | |
26 | «Айда в дополнение!» | Дополнение. | 1 | 17.03 | |
27 | Как поймать синтакси? | Алгоритм синтаксического разбора. | 1 | 07.04 | 4 четв. |
28 | А вы любите синтаксюльки? | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 14.04 | |
29 | Бобик, Тузик и сосиски. | Однородные члены предложения. | 1 | 21.04 | |
30 | Когда нет Шерлока Холмса | Решение синтаксических задач. | 1 | 28.04 | |
31 | Колокольчик берёт след. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 12.05 | |
32 | Ибн-Ошибк появляется вновь. | Практика: логически-поисковые задания | 1 | 19.05 | |
33 | Завтра праздник. | Сложные предложения. Союзы: и, а, но, что, потому что… | 1 | ||
34 | Прощанье не для нас! | 1 |
5. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Литература для учителя.
1. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000.
2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2014.
3. Елизарова Е.М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
4. Ефросинина Л.А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Канакина В.П. Русский язык: раздаточный материал / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2007.
6. Мищенкова Л.В. Юным умникам и умницам: «Занимательный русский язык». Методическое пособие, 4 класс, М.: Росткнига, 2013.
- Литература для учащихся.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2008.
- Руднева А.В. Словарь-справочник школьника: 1–4 классы: русский язык / А. В. Руднева. – М.: Эксмо, 2010.
- Соболева О.Л. Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным: повесть-сказка: книга для внеклассного чтения по русскому языку в начальной школе: [для младшего и среднего школьного возраста] / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Тверь: [б. и.], 2007.
3. Интернет-ресурсы.
1. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru
2. Детские презентации: коллекция. – Режим доступа: http://www.viku.rdf.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа: http:www.Nachalka.com
5. Пособие по орфографии русского языка. – Режим доступа: http://yamal.org/ook/
6. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
7. Русская грамматика. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/
8. Таблицы по русскому языку в электронном виде. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/
9. Этимологический словарь Фасмера. – Режим доступа: http://vasmer.narod.ru/
10. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1septem-ber. ru/urok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-409001-1392952059.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483274-1411056386.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-529109-1416135056.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»Пояснительная запискаРабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-562999-1448984202.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-25210-1431254313.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...