Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Звуки [а] и [й' а]. Буквы Яя" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Каташинская Юлия Дмитриевна

Тема урока: «Звуки ['а] и [й'а]. Буква Яя»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся о двойной роли букв Яя, характеристике звуков [а] и [й`а].

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Дата: 08.11.2024                                                                                        Студент: Каташинская Юлия Дмитриевна

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска»        Группа: 41

Класс: 1в                                                                                                  Учитель: Захарова Мария Николаевна

Урок: 3        Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Время: 9:40 – 10:15 Кабинет: 211

Тема урока: «Звуки ['а] и [й'а]. Буква Яя» 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся о двойной роли букв Яя, характеристике звуков [а] и [й`а].

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с характеристикой звуков ['а], [й'а] и с буквами Яя;
  2. Научить выделять звуки из речи, давать характеристику звуку, составлять слого-звуковую схему.

Предметные:

  1. Знать характеристику звуков ['а], [й'а] и графическое обозначение буквы Яя;
  2. Уметь характеризовать звуки ['а] и [й'а], составлять слого-звуковую схему.

Развивающие:

  1. Развивать образное и ассоциативное мышление.
  2. Корректировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.

Личностные:

  1. Объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

1.Прививать интерес к изучению учебного материала;

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ЭТАПЫ УРОКА

Образов а-

тельная цель

этапа урока

Формы

организаци и учеб. деятельност

и, методы и

приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируе мые

метапред метные

результат ы

Дидактиче ские

средства и интеракти вное

оборудован ия

Самооп ределен ие к деятель ности

(1-2

мин)

Включе

ние в

учебную деятельн ость на личност но значимо м уровне

Фронталь ная

Группа словесных

методов:

слово

учителя

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Здравствуйте. Меня зовут — Юлия Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Нарисуйте в воздухе смайлик те, у кого сегодня хорошее настроение; нарисуйте в воздухе солнце те, кто готов активно работать на уроке; нарисуйте сердце те, кто готов работать в сотрудничестве друг с другом.

- Посмотрев на ваши ответы, я уверена, что сегодня у всех все получится.

Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой.

Дети выполняют действие

УУКД:

настраива ть на

урок, планирова ть учебное сотруднич ества с преподава телем и сверстник

ами

 Учебная презентация

Актуализ ация знаний и мотивац ии (3 мин)

Готовно

сть

мышлен

ия и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й

Фронталь ная

Группа словесных

методов: беседа

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии Внешний контроль

Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

  • Ребята, посмотрите, у нас сегодня гость, но он спрятан, как вы думаете, кто это? Верно, это Баба-Яга. Но нам не стоит пугаться её, ведь сегодня она пришла к нам, чтобы попросить помощи.

- Давайте используем волшебную книгу и узнаем, что переключилось у Бабы Яги, а для этого нам нужно пройти испытание. Нужно найти в книге слова на букву Д и назвать их.

-А какой звук обозначает буква «д» гласный или согласный?

-Как определить, что звук согласный? Давайте вместе произнесем слова на экране.

Отвечают на вопросы учителя.

  • Дом, дверь, дерево, дети.
  • Согласный.
  • Согласный звук произносятся с шумом, встречает преграды: губы, зубы, язык и образует слог только вместе с гласным.

УУПД:

строить речевое высказыва ние в устной форме; делать обобщени

е.

Учебная презентация

  • Молодцы, мы выполнили задание от волшебной книги и она нам показывает историю, которая произошла с Бабой Ягой. Она тренировалась в магии, но после того как она произнесла заклинание, её любимая избушка превратилась в обычный дом.

- Посмотрим, вместе какое заклинание прочитала колдунья. Сначала я вам её прочитаю, а затем вы повторите её за мной.

- Я желаю, я зову,

Волшебству я путь закрою!

Я Яга и будет так,

Как заклинаю по неволе!

  • Давайте прочитаем её по рядам. Первый ряд- медленно, второй- быстрее, третий- ещё быстрее.

Выполняют задание.

Читают скороговорку.

УУКД: слушать и понимать речь других.

Постанов ка учебной задачи (4-5 мин)

Выявлен ие места и

причины затрудне ния, постанов ка цели урока

Фронталь ная

Парная

Группа словесных методов:

учебный диалог

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и цели урока.

  • Скажите, какая буква в заклинании встречается чаще других?
  • Какой звук обозначает буква Я?
  • Как вы думаете, какая же тема нашего урока?

-Верно, а какую цель на урок мы поставим?

-Хорошо, овечка Долли подготовил для нас план урока, но половина слов потерялась. Давайте поможем ей дополнить их, чтобы она не грустила.

  1. Узнаем …
  2. Выполним…
  3. Подведем…

-Отлично, теперь мы узнали, что Яга по ошибке сама лишила волшебных сил свою избушку и теперь нам нужно найти заклинание, которое вернёт всё на свои места.

Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя.

  • Буква Я.

Тема урока: «Звуки ['а] и [й'а].  Буква Яя». Цель урока:         познакомиться со звуками ['а], [й'а] и буквой Яя.

План урока:

  1. Узнаем характеристику звуков ['а] и [й'а].
  2. Выполним задания.
  3. Подведем итоги урока.

УУПД: Формулиро

вать цель

УУКД:

Корректно и аргументир ованно высказыват ь своё

мнение УУРД:

Выстраиват

ь

последоват ельность выбранных действий

Учебная презентация

Открытие нового знания

(7 -8 мин)

Построен ие детьми нового способа действий и

формиров ание

способно сти к его

выполнен ию

Фронтальн ая

Группа словесных методов:

учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации и внешний контроль

- Баба Яга предлагает обратиться к Водяному, который живёт в пяти верстах у старого маяка. Давайте вместе разберём слова «пять», «Яга» и «маяк». Но для начала я хочу у вас узнать, на что похожа буква «Я»?

- Верно, отличные идеи, теперь мы точно не пропустим букву «Я» и приступим к первому слову «пять». Давайте вместе произнесем «пять». Сколько слогов в слове?

- Какие существуют звуки в нашем языке? Какой звук обозначает буква «Я» в этом слове?

- Как нам узнать, куда падает ударение? Верно, позвать слово. Вместе позовём слово «пять».

- Теперь поработайте со словом «Яга» в Сколько слогов в этом слове?

- Произнесите первый слог протяжно. Что слышите?

На доске выставляется первый слог.

- Произнесите второй слог. Из чего он состоит?

На доске выставляется второй слог

- Первый слог-слияние принято обозначать одной буквой «Я». Мы слышим два звука [й’ а], а пишем одну букву а.

- Где стоит буква «Я»? Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове «Яга»?

-  Поработайте со словом «маяк» в паре. Обсудите, сколько звуков слышится в слове? После какого звука следует буква Я?

- Давайте сделаем общий вывод, почему буква Я может давать два звука?

Ответы обучающихся.

- 1 слог.

- Есть согласные твердые и мягкие звуки, главные и слияния звуков. Буква «Я» в этом слове обозначает звук ['а] и придаёт мягкость предшествующего согласного.

- 2 слога.

- [й’ а]. Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком

-  Из слияния мягкого согласного с гласным.

- В начале. 4 звука, 3 буквы.

- 5 звуков, потому что буква Я обозначает два звука.

- После гласного.

- Вывод:  Буква Я обозначает два звука, если стоит в начале слова и после гласного.

УУПД: Формулир

овать выводы и подкрепля ть их доказатель ствами

УУКД:

Восприни мать и формулир

овать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

Учебная презентация

Динамическая пауза

Молодцы, ребята! До Водяного осталось совсем немного, но перед распутье. Если я называю слово, где буква Я обозначает звук ['а], то вы наклоняетесь влево, если обозначает звуки [й'а] – вправо, а если а слове нет буквы Я, то вы приседаете.

Яма, горы, мяч, дом, девять, якорь.

Первичн

ое

закрепле ние во внешней речи

Усвое ние

нового способ а

действ ий

Ф, П

С: беседа, опрос

Приёмы: организаци я  учебного общения, работа с текстом

Внешний контроль

- Мы наконец-то дошли до Водяного и он говорит, что правильный текст заклинания мы сможем найти, если мы научимся читать текст с буквой «Я» в учебнике на стр. 112.

- Сначала прочитаю я, потом вы вместе со мной в слух и последний раз вы прочитаете все вместе в слух самостоятельно.

- Что на пути встречается судам?

- Для чего нужен маяк?

Слушают учителя.

Выполняют задание.

- Судам на пути встречаются  подводные скалы и мели.

- Маяк нужен для того, чтобы корабли смогли найти путь к земле.

ПУУД:

сравниват

ь

несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходя щий.

Самосто ятельная работа с самопров еркой

(3-5)

Интерио ризация нового способа действий,

индивид уальная рефлекс ия достиже

-ния цели, создание

ситуаци й успеха.

Индивиду альная

Группа практичес ких

методов Внешний контроль

 Организует самостоятельную работу с проверкой.

- Смотрите, Баба Яга поняла, что всё дело в букве «Я», которой не хватает в её заклинании. А это значит пришло время самостоятельно сравнить слова с буквой «Я». Ваша задача разделить слова на две группы: слова, в которых буква «Я» обозначает звук ['а] и слова, в которых буква «Я» обозначает звуки [й'а]. На выполнение задания у вас есть 3 минуты, можете приступать.

1 вариант :

1. Ястреб                     А. Звук ['а]

2. Заяц                         Б. Звуки [й'а]

3. Вафля

4. Янтарь

5. Тётя

2 вариант :

1. Яблоко                   А. Звук ['а]

2. Моряк                    Б. Звуки [й'а]

3. Пряник

4. Ягнёнок

5. Тряпка

  • Обменяйтесь работами со своим соседом и будем проверять.  Тот, кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе «+», если есть ошибка «-»

-Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. А теперь те, кто допустил одну или больше ошибок. Хорошо, вы молодцы!

Теперь выполним физминутку для глаз.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

1 вариант

А. Звук ['а]

3, 5.

Б. Звуки [й'а]

1, 2, 4.

2 вариант

А. Звук ['а]

2, 3, 5.

Б. Звуки [й'а]

1, 4.

Осуществляют взаимопроверку.

Выполняют физминутку.

УУРД:

Сравниват

ь

результат ы своей деятельно сти с деятельно стью однокласс ников

Учебная презентация

,

раздаточны й материал

Включен

ие в систему знаний и повторен

ие 7-8 мин.

Включ ение

"откры тия" в

систем у

знаний

,

повтор ение и

закреп ление ранее

изучен ного

И, Ф С: беседа

Приёмы: организаци я  учебного общения, Внешний контроль

- Ребята, мы прошли все испытания и нам наконец-то открылись слова, которые помогут вернуть избу на курьих ножках. Но как же нам правильно поставить слова, чтобы получилось верное заклинание? Ваша задача с этим разобраться в командах по 4 человека. Какие существуют правила роботы в команде?

- Молодцы, напоминаю, что ваша задача восстановить неправильные строчки в заклинании и составить звуковую схему выделенного слова, с помощью карточек. На это задание у вас есть 5 минут. Можете приступать.

 Я желаю, я зову,

Волшебству я путь закрою!/ Ясный путь мечтам открою!

Я Яга и будет так,

Как заклинаю по неволе!/ Как заклинаю я по воле!

- Ребята время вышло. Какая команда хочет поделиться как они изменили первую строчку заклинания?

- Ребята, давайте оценим ответ ребят, покажите «+», если вы согласны с ответом. Отлично! Кто хочет рассказать про вторую строчку?

- Осталось только узнать про звуковую схему. Какое слово вы разбирали? Назовите звуки в этом слове, остальные проверяйте и оцениваете ответ одноклассников.

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работай в группе дружно и активно.
  3. Своё несогласие высказывай вежливо.
  4. Следи за временем.

Выполняют задание.

Я желаю, я зову,

Ясный путь мечтам открою!

Я Яга и будет так,

Как заклинаю я по воле!

Ясный – 2 слога. Первый слог состоит из слияния мягкого согласного звука, гласного ударного звука и твердого согласного. Второй слог состоит из слияния твердого согласного и безударного гласного, мягкого согласного звука.

Ответы обучающихся.

Оценивают ответ обучающихся.

РУУД: выполнят ь учебные действия в устной, письменн ой речи, во внутренне м плане;

Учебная презентация

Рефлекси

я

деятельн ости (по

продукту

)

(2-3 мин)

Самооце нка результа тов своей деятельн ости осознан ие метода построе ния  

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии, Внешний контроль

Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся.

- Ребята, давайте все вместе хором произнесем волшебное заклинание.

Я желаю, я зову,

Ясный путь мечтам открою!

Я Яга и будет так,

Как заклинаю я по воле!

- Смотрите, мы вернули избушку на курьих ножках Бабе Яге, за что она нас благодарит. История подошла к концу, а это значит нужно вернуться к пунктам плана. Всё ли пункты плана мы с вами выполнили?

- Давайте подведем итог нашей работы. Ребята, с какой новой буквой мы знакомились?

- Какие звуки может обозначать буква «Я»?

Буква «Я», гласная или согласная?

-Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы достигли ее?

-Остался ли пункт плана, который мы не выполнили?

- Замечательно, я хочу узнать, как для вас прошёл это урок. продолжите фразы: Я узнал… Я смог…Мне было трудно…

- Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

Осуществляют рефлексию урока.

- Мы не подвели итоги урока.

  • Я.
  • ['а], [й'а].
  • Гласная.

Цель урока:         познакомиться со звуками ['а] и [й'а], буквой Яя.

Ответы обучающихся.

УУРД:

Оценивать свою работу.

КУУД: стремитьс я к более точному выражени ю собственн ого мнения и позиции

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [Й А], [А]. Буква Я. Россия - родина моя".

Презентация к уроку содержит артикуляционную гимнастику, АМО "Инфоугадайка" для изучения новой буквы, слайды с фотографиями Малой родины обучающихся....

План - конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)

План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...

Конспект урока обучения грамоте: «Согласные звуки [п], [п,]. Буква П, п», 2 класс, УМК: «Школа России»

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирования представлений о согласных звуках [п], [п,] и букве П, п; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной бук...

Конспект урока обучения грамоте: «Знакомство со звуком и буквой Ы», 2 класс, УМК: «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование различий и чёткого произношения звука Ы в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой Ы.Задачи урокаДидактические:Познаком...