Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Звуки [а] и [й' а]. Буквы Яя" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Звуки ['а] и [й'а]. Буква Яя»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование представления у обучающихся о двойной роли букв Яя, характеристике звуков [а] и [й`а].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_1_klass_zvuki_a_i_y_bukvy_yaya.docx | 111.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Дата: 08.11.2024 Студент: Каташинская Юлия Дмитриевна
Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска» Группа: 41
Класс: 1в Учитель: Захарова Мария Николаевна
Урок: 3 Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна
Время: 9:40 – 10:15 Кабинет: 211
Тема урока: «Звуки ['а] и [й'а]. Буква Яя»
Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о двойной роли букв Яя, характеристике звуков [а] и [й`а]. |
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1.Прививать интерес к изучению учебного материала; 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
УМК: «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
ЭТАПЫ УРОКА
Образов а- тельная цель этапа урока | Формы организаци и учеб. деятельност и, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируе мые метапред метные результат ы | Дидактиче ские средства и интеракти вное оборудован ия | |
Самооп ределен ие к деятель ности (1-2 мин) | Включе ние в учебную деятельн ость на личност но значимо м уровне | Фронталь ная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентац ии | Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Здравствуйте. Меня зовут — Юлия Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Нарисуйте в воздухе смайлик те, у кого сегодня хорошее настроение; нарисуйте в воздухе солнце те, кто готов активно работать на уроке; нарисуйте сердце те, кто готов работать в сотрудничестве друг с другом. - Посмотрев на ваши ответы, я уверена, что сегодня у всех все получится. | Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой. Дети выполняют действие | УУКД: настраива ть на урок, планирова ть учебное сотруднич ества с преподава телем и сверстник ами | Учебная презентация |
Актуализ ация знаний и мотивац ии (3 мин) | Готовно сть мышлен ия и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й | Фронталь ная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентац ии Внешний контроль | Мотивирование обучающихся к учебному процессу.
- Давайте используем волшебную книгу и узнаем, что переключилось у Бабы Яги, а для этого нам нужно пройти испытание. Нужно найти в книге слова на букву Д и назвать их. -А какой звук обозначает буква «д» гласный или согласный? -Как определить, что звук согласный? Давайте вместе произнесем слова на экране. | Отвечают на вопросы учителя.
| УУПД: строить речевое высказыва ние в устной форме; делать обобщени е. | Учебная презентация |
- Посмотрим, вместе какое заклинание прочитала колдунья. Сначала я вам её прочитаю, а затем вы повторите её за мной. - Я желаю, я зову, Волшебству я путь закрою! Я Яга и будет так, Как заклинаю по неволе!
| Выполняют задание. Читают скороговорку. | УУКД: слушать и понимать речь других. | ||||
Постанов ка учебной задачи (4-5 мин) | Выявлен ие места и причины затрудне ния, постанов ка цели урока | Фронталь ная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентац ии Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и цели урока.
-Верно, а какую цель на урок мы поставим? -Хорошо, овечка Долли подготовил для нас план урока, но половина слов потерялась. Давайте поможем ей дополнить их, чтобы она не грустила.
-Отлично, теперь мы узнали, что Яга по ошибке сама лишила волшебных сил свою избушку и теперь нам нужно найти заклинание, которое вернёт всё на свои места. | Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя.
Тема урока: «Звуки ['а] и [й'а]. Буква Яя». Цель урока: познакомиться со звуками ['а], [й'а] и буквой Яя. План урока:
| УУПД: Формулиро вать цель УУКД: Корректно и аргументир ованно высказыват ь своё мнение УУРД: Выстраиват ь последоват ельность выбранных действий | Учебная презентация |
Открытие нового знания (7 -8 мин) | Построен ие детьми нового способа действий и формиров ание способно сти к его выполнен ию | Фронтальн ая Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации и внешний контроль | - Баба Яга предлагает обратиться к Водяному, который живёт в пяти верстах у старого маяка. Давайте вместе разберём слова «пять», «Яга» и «маяк». Но для начала я хочу у вас узнать, на что похожа буква «Я»? - Верно, отличные идеи, теперь мы точно не пропустим букву «Я» и приступим к первому слову «пять». Давайте вместе произнесем «пять». Сколько слогов в слове? - Какие существуют звуки в нашем языке? Какой звук обозначает буква «Я» в этом слове? - Как нам узнать, куда падает ударение? Верно, позвать слово. Вместе позовём слово «пять». - Теперь поработайте со словом «Яга» в Сколько слогов в этом слове? - Произнесите первый слог протяжно. Что слышите? На доске выставляется первый слог. - Произнесите второй слог. Из чего он состоит? На доске выставляется второй слог - Первый слог-слияние принято обозначать одной буквой «Я». Мы слышим два звука [й’ а], а пишем одну букву а. - Где стоит буква «Я»? Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове «Яга»? - Поработайте со словом «маяк» в паре. Обсудите, сколько звуков слышится в слове? После какого звука следует буква Я? - Давайте сделаем общий вывод, почему буква Я может давать два звука? | Ответы обучающихся. - 1 слог. - Есть согласные твердые и мягкие звуки, главные и слияния звуков. Буква «Я» в этом слове обозначает звук ['а] и придаёт мягкость предшествующего согласного. - 2 слога. - [й’ а]. Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком - Из слияния мягкого согласного с гласным. - В начале. 4 звука, 3 буквы. - 5 звуков, потому что буква Я обозначает два звука. - После гласного. - Вывод: Буква Я обозначает два звука, если стоит в начале слова и после гласного. | УУПД: Формулир овать выводы и подкрепля ть их доказатель ствами УУКД: Восприни мать и формулир овать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи. | Учебная презентация |
Динамическая пауза Молодцы, ребята! До Водяного осталось совсем немного, но перед распутье. Если я называю слово, где буква Я обозначает звук ['а], то вы наклоняетесь влево, если обозначает звуки [й'а] – вправо, а если а слове нет буквы Я, то вы приседаете. Яма, горы, мяч, дом, девять, якорь. | ||||||
Первичн ое закрепле ние во внешней речи | Усвое ние нового способ а действ ий | Ф, П С: беседа, опрос Приёмы: организаци я учебного общения, работа с текстом Внешний контроль | - Мы наконец-то дошли до Водяного и он говорит, что правильный текст заклинания мы сможем найти, если мы научимся читать текст с буквой «Я» в учебнике на стр. 112. - Сначала прочитаю я, потом вы вместе со мной в слух и последний раз вы прочитаете все вместе в слух самостоятельно. - Что на пути встречается судам? - Для чего нужен маяк? | Слушают учителя. Выполняют задание. - Судам на пути встречаются подводные скалы и мели. - Маяк нужен для того, чтобы корабли смогли найти путь к земле. | ПУУД: сравниват ь несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходя щий. | |
Самосто ятельная работа с самопров еркой (3-5) | Интерио ризация нового способа действий, индивид уальная рефлекс ия достиже -ния цели, создание ситуаци й успеха. | Индивиду альная Группа практичес ких методов Внешний контроль | Организует самостоятельную работу с проверкой. - Смотрите, Баба Яга поняла, что всё дело в букве «Я», которой не хватает в её заклинании. А это значит пришло время самостоятельно сравнить слова с буквой «Я». Ваша задача разделить слова на две группы: слова, в которых буква «Я» обозначает звук ['а] и слова, в которых буква «Я» обозначает звуки [й'а]. На выполнение задания у вас есть 3 минуты, можете приступать. 1 вариант : 1. Ястреб А. Звук ['а] 2. Заяц Б. Звуки [й'а] 3. Вафля 4. Янтарь 5. Тётя 2 вариант : 1. Яблоко А. Звук ['а] 2. Моряк Б. Звуки [й'а] 3. Пряник 4. Ягнёнок 5. Тряпка
-Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. А теперь те, кто допустил одну или больше ошибок. Хорошо, вы молодцы! Теперь выполним физминутку для глаз. | Слушают учителя. Выполняют задание. 1 вариант А. Звук ['а] 3, 5. Б. Звуки [й'а] 1, 2, 4. 2 вариант А. Звук ['а] 2, 3, 5. Б. Звуки [й'а] 1, 4. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют физминутку. | УУРД: Сравниват ь результат ы своей деятельно сти с деятельно стью однокласс ников | Учебная презентация , раздаточны й материал |
Включен ие в систему знаний и повторен ие 7-8 мин. | Включ ение "откры тия" в систем у знаний , повтор ение и закреп ление ранее изучен ного | И, Ф С: беседа Приёмы: организаци я учебного общения, Внешний контроль | - Ребята, мы прошли все испытания и нам наконец-то открылись слова, которые помогут вернуть избу на курьих ножках. Но как же нам правильно поставить слова, чтобы получилось верное заклинание? Ваша задача с этим разобраться в командах по 4 человека. Какие существуют правила роботы в команде? - Молодцы, напоминаю, что ваша задача восстановить неправильные строчки в заклинании и составить звуковую схему выделенного слова, с помощью карточек. На это задание у вас есть 5 минут. Можете приступать. Я желаю, я зову, Волшебству я путь закрою!/ Ясный путь мечтам открою! Я Яга и будет так, Как заклинаю по неволе!/ Как заклинаю я по воле! - Ребята время вышло. Какая команда хочет поделиться как они изменили первую строчку заклинания? - Ребята, давайте оценим ответ ребят, покажите «+», если вы согласны с ответом. Отлично! Кто хочет рассказать про вторую строчку? - Осталось только узнать про звуковую схему. Какое слово вы разбирали? Назовите звуки в этом слове, остальные проверяйте и оцениваете ответ одноклассников. |
Выполняют задание. Я желаю, я зову, Ясный путь мечтам открою! Я Яга и будет так, Как заклинаю я по воле! Ясный – 2 слога. Первый слог состоит из слияния мягкого согласного звука, гласного ударного звука и твердого согласного. Второй слог состоит из слияния твердого согласного и безударного гласного, мягкого согласного звука. Ответы обучающихся. Оценивают ответ обучающихся. | РУУД: выполнят ь учебные действия в устной, письменн ой речи, во внутренне м плане; | Учебная презентация |
Рефлекси я деятельн ости (по продукту ) (2-3 мин) | Самооце нка результа тов своей деятельн ости осознан ие метода построе ния | Группа наглядных методов: показ презентац ии, Внешний контроль | Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся. - Ребята, давайте все вместе хором произнесем волшебное заклинание. Я желаю, я зову, Ясный путь мечтам открою! Я Яга и будет так, Как заклинаю я по воле! - Смотрите, мы вернули избушку на курьих ножках Бабе Яге, за что она нас благодарит. История подошла к концу, а это значит нужно вернуться к пунктам плана. Всё ли пункты плана мы с вами выполнили? - Давайте подведем итог нашей работы. Ребята, с какой новой буквой мы знакомились? - Какие звуки может обозначать буква «Я»? Буква «Я», гласная или согласная? -Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы достигли ее? -Остался ли пункт плана, который мы не выполнили? - Замечательно, я хочу узнать, как для вас прошёл это урок. продолжите фразы: Я узнал… Я смог…Мне было трудно… - Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | Осуществляют рефлексию урока. - Мы не подвели итоги урока.
Цель урока: познакомиться со звуками ['а] и [й'а], буквой Яя. Ответы обучающихся. | УУРД: Оценивать свою работу. КУУД: стремитьс я к более точному выражени ю собственн ого мнения и позиции | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [Й А], [А]. Буква Я. Россия - родина моя".
Презентация к уроку содержит артикуляционную гимнастику, АМО "Инфоугадайка" для изучения новой буквы, слайды с фотографиями Малой родины обучающихся....
План - конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)
План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»...
Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...
Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)
Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...
Конспект урока обучения грамоте: «Согласные звуки [п], [п,]. Буква П, п», 2 класс, УМК: «Школа России»
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирования представлений о согласных звуках [п], [п,] и букве П, п; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной бук...
Конспект урока обучения грамоте: «Знакомство со звуком и буквой Ы», 2 класс, УМК: «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование различий и чёткого произношения звука Ы в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой Ы.Задачи урокаДидактические:Познаком...