Урок русского языка в 4 «а» классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка по теме "Имена существительные 1, 2, 3-го склонения" , 4 класс, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 «а» классе.
Тема: Имена существительные 1, 2, 3-го склонения
Тип урока: урок формирования новых знаний.
УМК: В.П.Канакина , В.Г.Горецкий «Школа России»
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о типе склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи урока:
Образовательные: отработать способ действия при определении склонения; формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения;
умение самостоятельно выводить правило определения склонения имен существительных.
Развивающие: развивать творческие способности поискового характера; умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.
Планируемые результаты
Предметные: осмысление нового понятия склонение, основных признаков трех типов склонения, составление алгоритма определения склонения имен существительных и развитие умения действовать по алгоритму.
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу. волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная, групповая, игра.
Оборудование: компьютер, учебники, карточки с заданиями.
Структура и ход урока
I.Организационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
Создание эмоционального настроя, рабочей обстановки.
Учитель нацеливает учащихся на урок:
На море-океане, на острове Буяне,
Стоит город невелик, о себе он знать велит.
В граде том живет властитель, языков всех повелитель.
Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Девиз, эпиграф урока «С малой удачи начинается большой успех»
Что пригодится для успешной работы на уроке? ( дети высказываются)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Мотивационный момент .
Игра «Кубик вопросов»
- Сколько падежей в русском языке?(6)
- Что такое склонение имен существительных? (Изменение существительных по вопросам и по падежам)
-Что такое начальная форма имени существительного? (Это форма именительного падежа единственного числа)
-На какие вопросы отвечают имена существительные Т. п ? (кем? чем?)
- На какие вопросы отвечают имена существительные Д. п ? (кому? чему?)
- Каким членом предложения является имя существительное И. П.? (подлежащим)
Орфографическая минутка
Запиши предложение.
Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану.
Обозначь имена существительные.
-Откройте свои письма себе (Прием формирующего оценивания) , которые вы писали на прошлом уроке. У кого-то возникли затруднения?
- Определи падеж, число и окончание у существительных вьюге, метели, бурану.
– Вьюге – Д.п, ед.ч, имеет окончание -е.
Метели – Д.п, ед.ч, имеет окончание -и.
Бурану – Д.п, ед.ч, имеет окончание -у.
- Что интересного заметили? Какой вопрос возникает?
– Почему существительные в одинаковом падеже, числе имеют разные окончания?
Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.
III. Самоопределение к деятельности
Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- Можете ли вы ответить на вопрос? В чем затруднение?
-Сколько мнений?
- Как вы думаете, какая цель стоит перед нами? (ответы детей)
Цель: Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.
- А может кто-то знает ответ на этот вопрос?
- Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому и различаются эти слова и от которого зависит окончание
-Послушайте сказку. Она поможет Вам определить, что это за признак.
- В некотором царстве «Грамматика», в некотором государстве «Морфология» стоял сказочный лес под названием «Имя существительное». В этом сказочном лесу была поляна, которая называлась «Склонение». На этой поляне было три терема. И вот на эту опушку прибежала Мышь и поселилась в третьем тереме. Пришел медведь и занял второй терем. Прибежала лиса и поселилась в первом тереме. Стали звери жить поживать. Разнеслась эта новость по всему сказочному лесу, что на поляне появились терема, и в них живут звери. Собрались к ним в гости и другие звери. А какие, и что они с собой принесли, вы узнаете чуть позже.
-Что это за признак? (Склонение, 3 склонения)
- Итак, какая тема нашего урока?
Имена существительные 1, 2, 3-го склонения
- На какие вопросы нам нужно найти ответ?
- Как определить склонение имен существительных?
- Научиться определять склонение имен существительных.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним постоянным грамматическим признаком имён существительных – склонением, научимся определять тип склонения имени существительного.
IV. «Открытие нового знания»
- Тема есть, вопросы поставлены.
- Заполните лист самооценки в начале урока.
- Есть ли какие-то предположения, как определить склонение имен существительных?
- Может кто-то предложит план, по которому мы достигнем нашей цели.
(Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает)
(построение проекта выхода из затруднения).
Учитель рассказывает продолжение сказки.
Стали собираться гости. Кто пришел вы узнаете, поработав в группах и выполнив задание.
- В гости к лисе в 1-й терем пришёл старый лис – дядюшка Филя и принёс с собой сладкую вишню.
К медведю в гости во 2-й терем постучался Серый Волк. А гостинцем у него было спелое яблоко и персиковое варенье.
В 3-й терем к Мыши пришла Лошадь, принесла с собой зелёную фасоль и сочную морковь.
Выпишите имена существительные гостей в столбик, определите род, выделите окончание. Заполните таблицу. Сделайте вывод. Запишите таблицу на доске.(Приложение 1 )
1 2 3
лиса медведь мышь
дядюшка волк лошадь
Филя варенье фасоль
вишня яблоко морковь
К 1 склонению относятся имена существительные ____р. и ____ р. с окончанием
Ко 2 склонению относятся имена существительные ____р. и ____ р. с окончанием
К 3 склонению относятся имена существительные ____р.. с окончанием
Систематизация нового учебного материала
- В русском языке имена существительные имеют постоянный грамматический признак – склонение. Существует три типа склонений. К 1-му склонению относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Ко 2-му склонению относятся сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р. с окончаниями –о, -е. К 3-му склонению относятся сущ. ж.р. с нулевым окончанием.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
– Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных.
На доске записаны слова : Наука, конь, облако, над озером, дыня, без музыки, дедушка, рюкзак, осень, Петя, сердце, жизнь, ложь
-Как вы думаете, какое задание надо выполнить?
Распределите слова в три столбика по склонениям.
Дети пробуют распределить склонение, если возникают затруднения составить алгоритм.
Составим алгоритм:
Учитель раздает памятки, их необходимо вклеить в словарь.
Алгоритм определения склонения имен существительных
1 Поставь имя существительное в И.П, в ед.ч. | ||
2 Определи род | ||
3 Определи окончание | ||
4 По таблице определи склонение: | ||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
М.р -а, -я Ж. р. -а, -я | М. р. Ср.р. -о, -е. | Ж.р. ь |
- На что необходимо обратить внимание для определения склонения имени существительного?
Надо употребить сущ. в начальной форме, определить его род и выделить окончание.
VI. Физкультминутка.
-Устали сидеть? Надо немного подвигаться. Для обозначения типа склонения надо хорошо определять род имен существительных. Если я назову слово женского рода – наклонитесь, мужского – подпрыгните, среднего – присядьте.
Слон, озеро, девочка, воображение, коллекция, коллектив.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-К берегам мы добрались, и к воротам собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Защищают, без сомненья, их бесстрашные склоненья.
Испытанья мы пройдем – в дивный лес попадем.
- Я вас приглашаю в сказочный мир погулять по «Лесу склонений». Мы не просто будем гулять по лесу, но и определим склонение у слов, живущих в этом лесу .Один отвечает, остальные оценивают светофором.
Самостоятельная работа по карточкам.
-Вы можете объединиться в пары, можете работать самостоятельно.
Один учащийся выполняет задания на платформе Яндекс учебник
На карточке написаны слова с мягким знаком на конце. Запишите в тетрадь существительные только 3-го склонения. ЖИЗНЬ, ПЕЧЬ, ПОМОЩЬ, КАРТОФЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, МОРКОВЬ, ТЕТРАДЬ, ЛОШАДЬ, КОНЬ, ДЕНЬ, ПЕНЬ, БОЛЬ. –
-Проверим
-Какие существительные 3-го склонения вы записали? (Жизнь, печь, помощь, морковь, тетрадь, лошадь, боль.)
-Оцените работу в тетради шкалами. (правильность, чистописание)
Подведение итогов урока.
- Вспомните тему урока. Какие задачи ставили?
-Все ли задачи удалось решить? (Отвечают на вопросы)
- Мы с вами решили задачу и доплыли до острова Буяна.
Одолели все преграды , заслужили мы награду! (Купон)
Заполните лист самооценки в конце урока.
-Что такое склонение? (Изменение существительного по числам и падежам).
- Какие группы склонений бывают? (Первое, второе и третье).
- Какие слова отнесем к 1 склонению, второму, третьему?
Домашнее задание.
Всем: Найти и записать по 2 слова каждого типа склонения. Всего 6 слов. Яндекс учебник.
По желанию: Нарисовать свой лес склонений.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Напишите письмо самому себе.
Сегодня была тема, у меня возник вопрос, мне не понятно…
Спасибо за работу. Урок окончен.
Для себя вы написали письмо, а для меня на перемене оставьте свои комментарии на диктофон .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...