Урок русского языка в 4 «а» классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Коношанова Вера Викторовна

Урок русского языка по теме "Имена существительные 1, 2, 3-го склонения" , 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 «а» классе.

Тема: Имена существительные 1, 2, 3-го склонения

Тип урока: урок формирования новых знаний.

УМК: В.П.Канакина , В.Г.Горецкий «Школа России»

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о типе склонения имени существительного по совокупности признаков.

Задачи урока:

 Образовательные: отработать способ действия при определении склонения; формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения;

 умение самостоятельно выводить правило определения склонения имен существительных.

Развивающие: развивать  творческие способности поискового характера;  умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать, анализировать,  развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  самостоятельность,  трудолюбие, взаимоуважение.

Планируемые результаты

Предметные: осмысление нового понятия склонение, основных признаков трех типов склонения, составление алгоритма определения склонения имен существительных и развитие умения действовать по алгоритму.

Формируемые УУД        

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности адекватное понимание причин  успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу. волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля  по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,  рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества,  достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная, групповая, игра.

Оборудование: компьютер, учебники,  карточки с заданиями.

Структура и ход урока

I.Организационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

Создание эмоционального настроя, рабочей обстановки.

Учитель нацеливает учащихся на урок:

На море-океане, на острове Буяне,
Стоит город невелик, о себе он знать велит.
В граде том живет властитель, языков всех повелитель.

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

Девиз, эпиграф урока «С малой удачи начинается большой успех»

Что пригодится для успешной работы на уроке? ( дети высказываются)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Мотивационный момент .

Игра «Кубик вопросов»

- Сколько падежей в русском языке?(6)

- Что такое склонение имен существительных? (Изменение существительных по вопросам и по падежам)

-Что такое начальная форма имени существительного? (Это форма именительного падежа единственного числа)

-На какие вопросы отвечают имена существительные Т. п ? (кем? чем?)

- На какие вопросы отвечают имена существительные Д. п ? (кому? чему?)

-  Каким членом предложения является имя существительное И. П.? (подлежащим)

Орфографическая минутка

 Запиши предложение.  

Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану.  

 Обозначь имена существительные.

 -Откройте свои письма себе (Прием формирующего оценивания) , которые вы писали на прошлом уроке. У кого-то возникли затруднения?

- Определи падеж, число  и окончание у существительных вьюге, метели, бурану.

– Вьюге –  Д.п, ед.ч, имеет окончание -е.

Метели – Д.п, ед.ч, имеет окончание -и.

 Бурану – Д.п, ед.ч, имеет окончание -у.

- Что интересного заметили? Какой вопрос возникает?

– Почему существительные в одинаковом падеже, числе имеют разные окончания? 

Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.

III. Самоопределение к деятельности

Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Можете ли вы ответить на вопрос? В чем затруднение?

-Сколько мнений?

- Как вы думаете, какая цель стоит перед нами? (ответы детей)

Цель: Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.

- А может кто-то знает ответ на этот вопрос?

- Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому и различаются эти слова и от которого зависит окончание

-Послушайте сказку. Она поможет Вам определить,  что это за признак.

     - В некотором царстве «Грамматика», в некотором государстве «Морфология» стоял сказочный лес под названием «Имя существительное». В этом сказочном лесу была поляна, которая называлась «Склонение».  На этой поляне  было три терема. И вот на эту опушку прибежала Мышь и поселилась в третьем тереме. Пришел медведь и занял второй терем. Прибежала лиса и поселилась в первом тереме. Стали звери жить поживать. Разнеслась эта новость по всему сказочному лесу, что на  поляне появились терема, и в них живут звери. Собрались к ним в гости и другие звери. А какие, и что они с собой принесли, вы узнаете чуть позже.

-Что это за признак? (Склонение, 3 склонения)

- Итак, какая тема нашего урока?

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения

- На какие вопросы нам нужно найти ответ?

- Как определить склонение имен существительных?

- Научиться определять склонение имен существительных.

- Сегодня  на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним постоянным грамматическим признаком имён существительных – склонением, научимся определять тип склонения имени  существительного.

IV. «Открытие нового знания»

- Тема есть, вопросы поставлены.

- Заполните лист самооценки в начале урока.

- Есть ли какие-то предположения, как определить склонение имен существительных?

- Может кто-то предложит план, по которому мы достигнем нашей цели.

 (Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает)

 (построение проекта выхода из затруднения).

Учитель рассказывает продолжение сказки.    

Стали собираться гости. Кто пришел вы узнаете, поработав в группах и выполнив задание.

     - В гости к лисе в 1-й терем пришёл старый лис – дядюшка Филя и принёс с собой сладкую вишню.

        К медведю в гости во 2-й терем постучался Серый Волк. А гостинцем у него было спелое яблоко и персиковое варенье.

        В 3-й терем к Мыши пришла Лошадь, принесла с собой зелёную фасоль и сочную морковь.

Выпишите  имена существительные гостей в столбик, определите род, выделите окончание. Заполните таблицу. Сделайте вывод. Запишите таблицу на доске.(Приложение 1 )

1                         2                   3        

лиса                   медведь       мышь

дядюшка       волк             лошадь

Филя             варенье       фасоль

вишня           яблоко         морковь  

К 1 склонению относятся имена существительные ____р. и ____ р. с окончанием

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____р. и ____ р. с окончанием

К 3  склонению относятся имена существительные ____р.. с окончанием

Систематизация нового учебного материала

     - В русском языке имена существительные имеют постоянный грамматический признак – склонение. Существует три типа склонений. К 1-му склонению относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Ко 2-му склонению относятся сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р. с окончаниями –о, -е. К 3-му склонению относятся сущ. ж.р. с нулевым окончанием.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

– Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных.

На доске записаны слова : Наука, конь, облако, над озером,  дыня, без музыки,  дедушка, рюкзак,  осень, Петя, сердце, жизнь, ложь

-Как вы думаете, какое задание надо выполнить?

Распределите слова в три столбика по склонениям.

Дети пробуют распределить склонение, если возникают затруднения составить алгоритм.

Составим алгоритм:

Учитель раздает памятки, их необходимо вклеить в словарь.

Алгоритм определения склонения имен существительных

1 Поставь имя существительное в И.П, в ед.ч.

2 Определи род

3 Определи окончание

4 По таблице определи склонение:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

М.р  -а, -я 

Ж. р.  -а, -я 

М. р.https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/15/s_604f979b7f92b/1655097_13.png

Ср.р.  -о, -е.

Ж.р. ьhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/15/s_604f979b7f92b/1655097_13.png

        - На что необходимо обратить внимание для определения склонения имени существительного?

Надо употребить сущ. в начальной форме, определить его род и выделить окончание.

VI. Физкультминутка. 

-Устали сидеть? Надо немного подвигатьсяДля обозначения типа склонения надо хорошо определять род имен существительных. Если я назову слово женского рода – наклонитесь, мужского – подпрыгните, среднего – присядьте.

 Слон, озеро, девочка, воображение, коллекция, коллектив.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-К берегам мы добрались, и к воротам собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Защищают, без сомненья, их бесстрашные склоненья.
Испытанья мы пройдем – в дивный лес попадем.

- Я вас приглашаю в сказочный мир погулять по «Лесу склонений». Мы не просто будем гулять по лесу, но и определим склонение у слов, живущих в этом лесу .Один отвечает, остальные оценивают светофором.

Самостоятельная работа по карточкам.

-Вы можете объединиться в пары, можете работать самостоятельно.

Один учащийся выполняет задания на платформе  Яндекс учебник

На карточке написаны слова с мягким знаком на конце.  Запишите в тетрадь существительные только 3-го склонения. ЖИЗНЬ, ПЕЧЬ, ПОМОЩЬ, КАРТОФЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, МОРКОВЬ, ТЕТРАДЬ, ЛОШАДЬ, КОНЬ, ДЕНЬ, ПЕНЬ, БОЛЬ. –

-Проверим

-Какие существительные 3-го склонения вы записали?  (Жизнь, печь, помощь, морковь, тетрадь, лошадь, боль.)

-Оцените работу в тетради шкалами. (правильность, чистописание)

Подведение итогов урока.

- Вспомните тему урока. Какие задачи ставили?

-Все ли задачи удалось решить? (Отвечают на вопросы)

- Мы с вами решили  задачу и доплыли до острова Буяна.

Одолели все преграды , заслужили мы награду! (Купон)

Заполните лист самооценки в конце урока.

-Что такое склонение? (Изменение существительного по числам и падежам).

- Какие группы склонений бывают? (Первое, второе и третье).

- Какие слова отнесем к 1 склонению, второму, третьему?

Домашнее задание.

Всем: Найти и записать по 2 слова каждого типа склонения. Всего 6 слов. Яндекс учебник.

По желанию: Нарисовать свой лес склонений.

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Напишите письмо самому себе.

Сегодня была тема, у меня возник вопрос, мне не понятно…

Спасибо за работу. Урок окончен. 

Для себя вы написали письмо, а для меня на перемене оставьте свои комментарии на диктофон .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...