Все об "Имени прилагательном" как части речи
проект по русскому языку
Предварительный просмотр:
Интегрированный открытый урок
русского языка и литературного чтения
в 3 «А» классе
ТЕМА УРОКА:
«ВСЕ ОБ ИМЕНИ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ
КАК ЧАСТИ РЕЧИ»
Учитель начальных классов
МКОУСОШ №1 с. Кахун
Альботова Зарета Тутовна
Тема урока: Все о прилагательном как части речи.
Цель урока: 1. (обучающая) – Обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме: «Имя прилагательное как часть речи». Закрепить знания и умения детей по синтаксическому разбору предложений и разбору слова по составу, изменению словосочетаний по падежам. Проверить умения и навыки по восстановлению пропущенных орфограмм. Повторить правописания слов с безударными гласными и непроизносимыми согласными. 2. (воспитывающая) – Познакомить детей с термином «Основная мысль текста» (идея текста), и научить их выделять эту мысль в литературном произведении. Дать понятие лексического слова «мораль» (нравоучение). Научить детей делать характерный анализ героя прочитанного произведения. Отмечать хорошие и плохие стороны героя. 3. (развивающая) – Активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке, уделять больше внимания работе над развитием речи учащихся на примере литературного текста.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы, целей и задач урока:
1. Запись в тетради числа и темы урока.
III. Основная часть урока:
1. Работа с индивидуальными карточками (4 чел);
2. Остальные дети работают устно с сигнальными карточками.
Слова с безударными гласными
б…льшой м…л…дой
ш…рокий д…р…вянный
л…дяной с…сновый
н…чной ст…пной
(назвать безударную гласную и подобрать проверочное слово)
3. Работа у доски: слова с непроизносимыми согласными (назвать проверочное слово)
со..лнце – солнышко
радос…ный – радость
звез…ный – звезда
прелес…ный – прелесть
(придумать предложения со словом «прелестный (ная, ное, ные»)
4. Собрать карточки, ответы на вопросы учителя:
Что такое прилагательное?
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (обобщение)
С какой частью речи связано имя прилагательное? (примеры)
Сосновый лес, ночной дождь, степная мышь, широкая улица, молодое дерево, деревянные дома.
5. Немного о С.В.Михалкове: Ребята, вы все знаете этот сборник. Напомните мне, кто написал эту книгу? Что вы знаете об этом замечательном писателе?
Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 года. Он написал очень много стихов, басен, рассказов, сказок для детей и взрослых. Особенно нам известны его стихи «Дядя Стёпа», «Котята», «Как у нашей Любы», «Фома», «Прививка», «Весёлые путешественники».
Ребята, а вы знаете, что самый первый Гимн Советского Союза написал С.В.Михалков. Он впервые прозвучал по Всесоюзному радио в ночь под Новый ,1944 год.
6. А сейчас Ариана прочитает нам стихотворение из этого сборника «Как у нашей Любы».
(внимательно послушать стихотворение и найти имена прилагательные, которые встречаются в нем).
Сергей Владимирович Михалков «Как у нашей Любы…»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас! –
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит –
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!
Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет –
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен –
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.
Заглянул он внучке в рот:
- Всё до свадьбы заживёт!
7. (Провести воспитательную беседу: «Как нужно ухаживать за зубами ?»). (Пхешхова Илона, Абазова Марина, Абазова Мадина).
8. (Найти имена прилагательные, которые встречаются в этом отрывке).
Как у нашей Любы
Разболелись зубы.
Слабые, непрочные,
Детские, молочные.
9. Изменить по падежам словосочетание: детские зубы.
И.П. что? детские зубы
Р.П. чего? детских зубов
Д.П. чему? детским зубам
В.П. что? детские зубы
Т.П. чем? детскими зубами
П.П. о чём? о детских зубах
10. Динара прочитает нам считалочку «Котята».
Сергей Владимирович Михалков «Котята»(считалочка).
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котенок самый белый,
Два – котенок самый смелый,
Три – котенок самый умный,
А Четыре – самый шумный.
Пять похож на Три и Два –
Те же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
11.Найти прилагательные, слово «умный» разобрать по составу и подобрать к этому слову существительные м.р., ж.р., ср. р. мн. числа.
12. Физминутка под песенку «Компьютер».
13.Письмо под диктовку (один пишет на доске, остальные в тетради)
Пр. прил. сущ. глаг. сущ. прил.
С крутой горы бежит поток проворный.
(разбор по членам предложения, сделать орфограмму и схему)
с горы
проворный
крутой
14. Подобрать как можно больше прилагательных к существительному ВЕСНА (дети делятся на две группы и выполняют задание в группах). (через 2 минуты проверить).
15. Запись на доске:
хлеб какой? душистый
яблоко свежий
ландыш сладкая
малина спелое
снег интересная
книга пушистый
(правильно подобрать к существительному прилагательное)
16. Минутное тестирование:
На доске запись стихотворения «Яблоко», (вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова)
У прохожих на в…ду
В…село яблоко в саду.
А к…тенку все равно
Кислое зачем оно?
-Что вы? –
Шепчет ч…рвячок,
Сладкий у него б…чок.
17. Назвать противоположные по смыслу слова:
широкий узкий
твердый мягкий
старый новый
скучный интересный
бесполезный ценный
неряшливый аккуратный
(запись на доске)
У м н и ц а
IY. Подведение итогов урока:
а) сделать вывод и обобщение урока;
б) проверка карточек, комментирование и выставление оценок.
Сергей Владимирович Михалков «А что у вас?»
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
-А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
-А у нас сегодня гость.
А у вас?
-А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
-А у нас на кухне газ.
А у вас?
-А у нас водопровод.
Вот.
-А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.
- А у нас свет погас-
Это раз.
Грузовик привез дрова-
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.
С лесенки ответил Вова:
- Мама-летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
- А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!
И спросила Ната тихо:
-Разве плохо быть портнихой?
Кто штаны ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.
Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Сергей Владимирович Михалков
«Фома»
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов жил упрямый Фома.
Ни дома, ни в школе,
Нигде никому –
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.
На улицах слякоть,
И дождик, и град.
- Наденьте галоши,-
Ему говорят.
- Неправда,-
Не верит Фома,-
Это ложь…-
И прямо по лужам
Идет без галош.
Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
- Наступила зима.-
В трусах
На прогулку выходит Фома.
Идет в зоопарке
С экскурсией он.
- Смотрите, - ему говорят,-
Это слон.-
И снова не верит Фома:
- Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож.
Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто
Шагает по Африке он.
С небес
Африканское солнце печет,
Река, под названием Конго,
Течет.
Ребята Фоме
У реки говорят:
- Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма.
- Неправда!-
Друзьям отвечает Фома.
Штаны и рубашка
Лежат на песке.
Упрямец плывет
По опасной реке.
Близка аллигатора
Хищная пасть.
- Спасайся несчастный,
Ты можешь пропасть!
Но слышен ребятам
Знакомый ответ:
- Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!
Уже крокодил
У Фомы за спиной.
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой:
Из пасти у зверя
Торчит голова.
До берега
Ветер доносит слова:
-Непра…
Я не вер…-
Аллигатор вздохнул
И, сытый,
В зеленую воду нырнул.
Штаны и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывет
По опасной реке.
Проснулся Фома,
Ничего не поймет…
Штаны и рубашку
Со стула берет.
Фома удивлен,
Фома возмущен:
- Неправда, товарищи,
Это не сон!
Ребята,
Найдите такого Фому
И эти стихи
Прочитайте ему.
Сергей Владимирович Михалков
«Котята» (считалочка)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котенок самый белый,
Два – котенок самый смелый,
Три – котенок самый умный,
А Четыре – самый шумный.
Пять похож на Три и Два –
Те же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
"Части речи все нужны! Части речи все важны!" Русский язык,3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена в программе Smart Notebook....
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Части речи.Упражнение в определении частей речи.
Объяснение новой темы с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...