Состав слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ирина Юрьевна Иванюк

Состав слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова. 3 класс УМК «Школа России»

Тип урока: урок обобщения

Цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Состав слова»,
  2. Развитие умения общаться,
  3. Формировать навыки классификации с опорой на наглядные материалы, формировать навыки адекватной оценки.

Планируемые результаты:

Учатся: -находить в словах значимые части: корень, приставку, суффикс, окончание, а также основу;

-сравнивать состав слова, составлять схемы слов;

- различать, в какой части слова находится орфограмма, грамотно писать слова с изученными орфограммами.

Получат возможность научиться: -разбирать слова по составу.

Формировании УУД:

Личностные: привить интерес к изучению русского языка;

Познавательные: анализировать, составлять схемы разбора слов;

Коммуникативные: уметь формулировать свои мысли в устной форме, договариваться о совместной работе в паре;

Регулятивные: удерживать учебную задачу в течении урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

Методы работы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока.

Описание деятельности обучающихся всего класса

Описание деятельности обучающегося с ОВЗ

Образовательные задачи, описание деятельности учителя

  1. Этап мотивации и целеполагания.

- Ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь друг другу, настройтесь на хорошее настроение и на продуктивную работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания:

Сс   со су са си сы се

  1. Организовать актуализацию требований к обучающимся со стороны учебной деятельности.

  1. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  1. Организовать действие по формированию навыков самооценки.
  2. Мотивировать обучающихся к учебному действию.
  3. Создать условия для определения темы и цели урока.

- Сначала подготовим наши руки к труду.

- Определите букву, которую сегодня будем писать:

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он. 

- запишите согласную букву в паре с гласными, сформулируйте критерии работы (безотрывность, правильная высота букв, правильная конфигурация букв, правильный наклон и соединение)

В это время обводят буквы по образцу в тетради. Критерии: чёткость линий, соответствие записи по образцу.

Самооценка обучающихся по критериям.

- Ребята, давайте определим тему урока. Отгадайте зашифрованное слово: ОТСВСА (состав)

- Слово состав имеет несколько лексических значений. Вы, знаете эти значения? (лекарственный состав, состав поезда, состав команды…). Мы на уроке русского языка, какой состав может нас интересовать? (состав слова)

- Правильно. Назовите тему нашего урока. (тема: Состав слова)

- Вы впервые знакомитесь с этой темой? (нет, ранее изучали)

- Тогда какую цель можем поставить? (повторить и обобщить всё, что знаем о частях слова, закрепить умение разбирать по составу).

- Итак, сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о частях слова, закрепим умение разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.

  1. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование затруднений.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа: заполняют пропуски значками или словами на карточке.

  1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для обобщения знаний.
  2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).
  3. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное).
  4. Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.
  5. Организовать действие уточнения обучающимися формулировки цели урока.

- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

- Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете. Отвечайте хором, быстро.

1. Часть слова, служит для связи слов в предложении называется...(окончание).

2. Общая часть родственных слов называется… (корнем).

3. Часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов…(суффикс).

4. Часть слова без окончания называется …(основой).

5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется…(приставка).

- Молодцы! Какие роли выполняют части слова: разные или одну?

- Над этим затруднением мы и будем работать, обобщив знания о составе слова.

- Уточните цель урока. Как будем решить проблему?

Составим план работы над затруднением.

  1. Роль корня.
  2. Роль окончания.
  3. Роль приставок и суффиксов.
  4. Подведение итогов.

- Предлагаю в ходе урока составить кластер «Роль частей слова».

1. Организовать актуализацию требований к обучающимся со стороны учебной деятельности в парах.

2. установление не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости, оперативности, умение использовать их на практике.

3. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных обучающихся.

4. Организовать действия по осуществлению учащимися учебных действий по намеченному плану.

5. Организовать ситуацию применения усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).

6. Организовать действие по формированию навыков адекватной взаимопроверки (самооценки).

Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных обучающихся.

Организовать ситуацию применения усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Обучающиеся осуществляют контроль (применяют формы взаимопроверки, самоконороля)

Индивидуальная работа. Списывают предложения с карточки, вставляя пропущенные буквы.

- Какая орфограмма пропущена? В какой части слова? Как проверить безударную гласную? Над корнями каких слов работали?

- Проверьте выполненное задание.

- Какие слова встретились в предложении? Что вы знаете о корне? (главная часть родственных слов, в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

Самоконтроль по образцу.

Проверка: 2 обучающихся выписывают пары однокоренных слов и комментируют написанное.

- Поставьте + на полях тетради те, чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.

б) Словарная работа.

(На слайде рядом со словарными словами картинный словарный ряд для визуального восприятия трудных слов.)

- Ребята, что вы можете сказать о словах, написанных на слайде?

Ш.ссе, м.тро, п.льто, рад.о. (неизменяемы, имеют непроверяемую безударную гласную)

- Кто даст лексическое значение слова «метро»? в случае затруднения, к чему будем обращаться? (к толковому словарю)

- Запишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

- Самопроверка.

- К словам метро и шоссе подберите подходящие по смыслу прилагательные и свяжите их грамматически.

- Проверьте выполненное задание и оцените свою работу.

Выдаётся карточка с заданием:

  1. Запиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни орфограммы:

Ш.ссе, м.тро, п.льто, рад.о.

2. К словам метро, шоссе подбери из предложенных подходящие по смыслу прилагательные и свяжи их грамматически (скоростное, волшебное, старинное, популярное, безымянное, безлюдное).

3. Проверь выполненное задание по образцу и оцени свою работу. (Самопроверка по образцу)

Работа в паре (для всех)

- Уточним, как надо выполнять задание в парах? (договариваться). Какие правила коллективной работы

вы знаете?

в) Работа над значением и правописанием окончаний.

- Что вы знаете об окончании? (служит для связи слов в предложении).

- Работаем в парах. Соедините слова левого и правого столбика по смыслу, вставляя окончания существительных (карточки).

собирали

на неб…

сияет

в рек…

плавает

на окн…

услышал

гриб…

летает

по ради…

стоит

над земл…

Обучающиеся в паре (с ОВЗ и другим обучающимся) списывают с карточки слова и вставляют пропущенные окончания существительных:

собирали

гриб…

сияет

над земл…

плавает

в рек…

услышал

по ради…

стоит

на окн…

летает

в неб…

- Какое словосочетание лишнее? Почему? (услышал по радио, неизменяемое, не имеет окончания)

- Какую роль играет окончание? ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Поднимите руки те, чья пара не допустила ни одной ошибки, поставьте + на полях тетради.

Организовать действие по формированию навыков адекватной взаимооценки (самооценки)

г) Работа над значением приставок и суффиксов. (работа у доски с карточками -морфемами)

Работа по вариантам

1 вариант

2 вариант

школа

Бежать

- Подберите однокоренные слова (моделируют новые слова с помощью предложенных морфем)

- Какие слова подобрали? Чем они различаются? (суффиксами и приставками)

- Какую роль выполняют суффиксы и приставки? (помогают образовывать новые слова)

д) Подведение итогов выполненной работы: составление кластера (уровень обобщения)

Роль частей слова

Связывают слова       Главное лекси-             Словообразование.

 в предложении.         еское значение.

Организация осознания систематизации и обобщения материала.

е) Работа над составом слова. (учебник)

- Откройте учебник на стр.100, упр.1.

Прочитайте задание.

- Как найти в словах указанные части слова?

- Нарисуйте схемы этих слов.

- Проведите разбор слова по составу (предлагается алгоритм разбора слова по составу).

Обучающие формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

- Почему этот способ разбора самый удобный? Если другой путь? Кто шёл другим путём?   Проверка возле доски.

1. Организация осознания систематизации и обобщения материала.

2.Организация действий для получения возможности научиться разбирать слова по составу (действие по алгоритму)

3.Организация действий по осознанию способа действий.

4.Физминутка.

5.Самостоятельная работа.

Работа с учителем.

Использование метода проверки знаний индивидуального опроса:

- Какое было задание? Как ты выполнил его? Какое отличие ты увидел? Как бы ты оценил свою работу?

Что помогало выполнить задание? (алгоритм разбора слов по составу)

Давайте его повторим: приложение учебника стр.144

Рецензирование ответов обучающихся, направленное а выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приёмов самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся: рецензирование ответов учащимися.

- Теперь время самостоятельно работы. Найдите упр.3

- Выпишите слова, разберите по составу и найдите лишнее слово.

1-й ряд выписывает слова под цифрой 1,

2-й ряд – под цифрой 2,

3-й ряд – под цифрой 3.

С каждого ряда для проверки выходят к доске по одному ученику, записывают слова и выделяют части слова.

Остальные ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга, выставляют оценки.

6.Проверка знаний.

- Хорошо. Поработаем устно. Прочитайте задание упр.7 (ученик читает задание)

- А сейчас выполним задание на знание частей слова, хорошо ли вы их усвоили. Задание в виде теста. Правильный ответ записываем соответствующей буквой на одной строке по порядку:

1) Часть слова без окончания называется

Е-корень

У- основа

2) Чтобы найти корень надо

Л- изменить форму слова

М- подобрать однокоренные слова

3) Окончание –это

Н- изменяемая часть слова

П- неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И- для образования новых слов

Ы- для образования формы слова

5) Окончание

Х- образует новые слова

К- связывает слова

6) Приставка, корень, суффикс

И- образуют основу слова

Я- не образуют основу слова

Самопроверка. Какое слово получилось?

Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест вы выполнили верно.

Организовать действие по формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки (взаимооценки)

7.Рефлексия содержания учебного предмета

- Ответьте на вопрос значком или одним словом:

1) Какие части слова встречались на уроке?

2) Какая часть самая важная?

3) Как пишутся корни однокоренных слов?

4) Какие части слова служат для образования новых слов?

5) Что служит для связи слов в предложении?

- Проверьте себя. Оцените свою работу на уроке.

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы её? Все ли пункты плана выполнили? Какие трудности возникали? Как выходили из затруднения?

- На основании всех отметок поставьте себе оценку за урок.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Смайлики»: выбрать лицо: весёлое, грустное, нейтральное- по настроению.

Рефлексия по содержанию учебного предмета: Ответь на вопрос значком или 1 словом (работа по карточке)

Проверь себя. Оцени свою работу на уроке.

Учитель помогает дать общую оценку за урок.

Организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

8.Дифференцированное домашнее задание.

По выбору:

Упражнение 2,6 стр.100;

Работа над проектом стр.101

Предлагается карточка с тремя вариантами заданий (обучающийся выбирает задание по своим силам, учитель помогает выбрать Д.З., даёт инструкцию)

Сообщить обучающимся с ОВЗ о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, провести инструктаж по его выполнению.

Проверка понимания обучающимися способов выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...