Урок в 3 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию логического мышления и познавательной активности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе по русскому языку
с элементами исследовательской деятельности.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Технология: на деятельной основе.
Система обучения: традиционная.
Тема: Повторяем правописание суффиксов.
Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию логического мышления и познавательной активности на уроке.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторить правописание суффиксов,
- Научить умению самостоятельно проводить анализ, делать выводы;
- Закрепить умение в правописании слов с изученными орфограммами.
Развивающие:
- Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность;
- Создавать условия для формирования умения пользоваться справочной литературой (словарями);
- Закрепить умение в правописании слов с изученными орфограммами;
- Развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассника, работать в команде.
- Развивать познавательные способности учащихся.
Воспитывающие:
- Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка
- Повышать мотивацию к обучению.
- Совершенствовать способности к саморазвитию.
Оборудование урока:
- проектор, экран, презентация;
- памятки опоры (разбор слов по составу, правописание суффиксов -онок, -ёнок, -ик, -ек, -ость- (алгоритм);
- схемы предложения
- схемы слова
- толковый словарь (3книги);
- сборник пословиц и поговорок (2 книги)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Оргмомент. 1-2 мин | |
Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Открыли тетради, правильно перед собой положили, записали число, классная работа. Кто записал, тот сядет правильно. | |
II. Начало урока. 2-3 мин | |
На доске запись: Слайд №1 . Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять Р. Декарт | |
- Сегодня урок русского языка мне хочется начать с высказывания древнегреческого философа Декарта. Посмотрите на проектор. Как вы понимаете смысл данных слов? | Высказывания учащихся. - Нужно не только иметь хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на деле. |
- Спустя столько столетий, высказывания Декарта считается поучительным, нужным, актуальным. Как сказать по-другому, одним словом, какое это высказывание? -Вы абсолютно правы. | -Высказывание Декарта мудрое. |
III. Минутка развития + орфографическая минутка. 7 -10 мин | |
-Запишите слово мудрый в тетрадь. Какое задание можно выполнить с этим словом? | - Можно выполнить фонетический разбор данного слова. - Можно подобрать синоним к этому слову. - Можно разобрать по составу это слово. - Можно подобрать к этому слову группу однокоренных слов. |
-Здорово, что вы предложили столько интересных заданий. Давайте подберём группу однокоренных слов к слову мудрый. | Учащиеся предлагают слова, записывая их на доске и в тетрадях, выполняют разбор слов по составу, называют способ образования слов. Мудрость (окончание нулевое, корень мудр, суффикс –ость), мудрец (окончание нулевое, корень мудр, суффикс -ец), мудрить (окончание ть, корень мудр, суффикс –ость) |
Почему данные слова называются однокоренными? | Эти слова однокоренные, т.к у них одинаковый корень – мудр, - и они близки по значению. |
У вас на столе лежит толковый словарь и карточка с записанным словом, значение которого нужно узнать. | Дети работают в 3группах по 3- 4 человека. 1 стол-слово мудрость, 2 стол – слово – мудрый, 3 стол – мудрец. Выполняйте. |
У нас есть задание и для наших гостей, постарайтесь вспомнить поговорки, в которых встречается слово мудрость. При необходимости обращайтесь к приготовленным для вас книгам. | Для родителей приготовлены сборники пословиц и поговорок. |
Давайте послушаем, что интересного вы узнали о словах. | Мудрость означает глубокий ум, основанный на жизненном опыте. Мудрый - это значит, обладающий большим умом. Мудрец – это мудрый старец. |
- Какие поговорки вспомнили взрослые? | Мы вспомнили такие высказывания, как: Утро вечера мудренее. Не мудрствуя лукаво. На всякого мудреца довольно простоты и т.д. |
Спасибо вам за участие. Давайте мы с вами одно высказывание запишем. - Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым? | Ученики высказывают своё мнение. -Я думаю, что сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а мы ешё молоды, нам предстоит много узнать и многому научиться. |
-Я с вами согласна, ребята, вы молодцы. Давайте продолжим урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости. | |
IV. Изучение темы урока. 7мин | |
На доске запись: Онокаоиеядругнекикёнокость | |
-Эта запись – бессмысленный набор букв. Будьте внимательны и постарайтесь переписать эту цепочку без ошибок. -Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? | -Мы можем: -вычеркнуть буквы гласных -вычеркнуть буквы согласных; -подчеркнуть гласные, зачеркнуть согласные -вычеркнуть определённую букву; -собрать из букв слова; -выполнить задание «Что увидели?» и т.д. |
-А что интересного вы увидели? Онокаоиеядругнекикёнокость | Высказывания учащихся. Я увидел суффикс – онок-; -гласные, которые в некоторых словах могут быть безударными; -целое слово – друг; -Суффикс -н-; - суффикс –ек- - суффикс –ик-; -суффикс –ёнок-; -суффикс –ость-; |
Как вы думаете, с какими темами мы встретимся сегодня на уроке? | - Мы встретимся с темой «Безударные гласные в корне» -Мы встретимся с темой «Суффиксы». -Мы встретимся с темой «Состав слова». |
- Определите основную тему урока. | -Я думаю, что основная тема урока: «Правописание суффиксов, или повторяем суффиксы». |
- Чем бы вам хотелось заняться на уроке? | -Мне бы хотелось разбирать слова по составу. -Я бы хотелось разбирать предложения по членам предложения. - Мне бы хотелось составлять красивые словосочетания. - Мне нравится писать диктанты. Можно выполнить фонетический разбор данного слова. - Мне нравится подбирать синонимы и антонимы к словам. - Мне бы хотелось подбирать группы однокоренных слов. |
- Многие виды работ из тех, что вы назвали, будут у нас сегодня на уроке, а с другими мы встретимся на следующих уроках русского языка. | |
V. Физминутка. 1-2 мин Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. На доске написаны слова, если я указываю на слово, в котором нет суффикса, вы приседаете. Если в слове есть суффикс, то встаёте и поднимаете руки вверх. Понятно. Гора- горка, лес-лесок, поле-полюшко, мяч-мячик, город- городок, слово-словечко. Молодцы. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | |
VI. Орфографическая минутка. 5 мин | |
А сейчас орфографическая минутка –выборочный диктант с непроверяемыми безударными гласными в корне. Внимание! Задание! Из слов, которые я буду диктовать, нужно выбрать и записать только те, которые относятся определённой теме. 1 группа - тема: Животные. 2 группа – тема: Растения. 3 группа – тема Птицы. Собака, лиственница, сорока, ворона, лисица, осина, петух, берёза, песец, сапсан, заяц, пшеница. | Дети записывают в тетрадях: 1 группа: Собака, лисица, песец, заяц. 2 группа: Лиственница, осина , берёза, пшеница. 3 группа: Сорока, ворона , петух, сапсан. Самопроверка по опоре (на слайде). |
Что общего у всех слов? | - Это словарные слова. - Все слова по одной теме. - Все записанные слова – имена существительные. |
-Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. | - Я считаю, что лишнее слово собака, т.к. это домашнее животное, а не дикое. - Лишним является слово пшеница, потому что это злаковая культура, а не дерево - Слово петух лишнее, т.к обозначает домашнюю птицу. Учащиеся из групп жестом соглашаются или опровергают ответ товарища. |
Во время словарной работы всего класса, учащийся у доски подбирает однокоренные слова к слову друг. | Работа у доски: Друг, дружный, дружба, дружок, дружить. |
-А теперь давайте посмотрим на работу, которую выполняла у доски … Почему эти слова мы называем однокоренными? Что ты заметила в этих словах? | - Мне нужно было подобрать однокоренные слова к слову друг. Я записала …Эти слова однокоренные, т.к у них одинаковый корень и они близки по значению. Я заметила, что в словах друг, дружок произошло чередование г // ж |
Проверка работающего ученика у доски. -Что вы скажете о работе ? | У тебя эта работа получилась. Молодец. |
-Ребята, что нужно изменить в слове дружок, чтобы оно писалось с большой буквы? | - Нужно изменить его значение, т.е сделать его именем собственным, кличкой животного. Например, собака Дружок. |
-Я приготовила для вас 3 задания на схемах со словосочетанием собака Дружок. 1) _______________? 2)____________, ________, ______. 3)________________. | Нужно 1. Составить вопросительное предложение. 2. Составить предложение с интонацией перечисления, с однородными членами предложения. 3. Составить повествовательное предложение. |
- Составляем предложение каждый по своим группам, самое удачное предложение запишем в тетради. Какое, ребята вам понравилось из составленных предложений. Хорошо это предложение запишите дома, это будет одно из домашних задний. | Варианты ответов: -Твою собаку зовут Дружок? - Собаки Дружок, Чарли, Джек весело резвились на лужайке. - Собака Дружок мой самый верный друг. |
- Что мы вспомнили и повторили на орфографической минутке? Хорошо, молодцы! | -Мы повторили словарные слов, находили лишнее слово в группе слов, однокоренные слова, правописание имен собственных, составляли предложения различные по структуре и целям высказывания. |
VII. Изучение нового материала. | |
Продолжаем урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости. А задание такое: - Образуйте от слова дружок с помощью суффикса –ек- новое слово. Что у нас получилось, есть такое слово? Но зато есть, какое слово? | Записываю на доске: Дружок + ек = дружокек Такого слова нет. - Есть слово дружочек. дружокек дружочек |
- Верно. Что произошло? Во что превратился суффикс-оч-? | Суффикс – ок- превратился в суффикс–оч- Произошло чередование звуков [ к ] - [ ч] |
-Попробуйте объяснить, когда это происходит. Когда суффикс –ок- превращается в суффикс – оч- | -Если в слове после суффикса –ок- появляется суффикс (второй) –ек-, то –ок- превращается в –оч-. |
Давайте проверим свои выводы. Слайд № | |
Верны ли наши выводы? | - Да, верны. |
- Давайте поупражняемся в применении этого правила. У вас на партах лежат конверты с заданием. Достаньте задание и прочитайте задание. Читает Денис. Карточка: Составить 10 слов используя суффиксы –ок , –ек. Сыр, блин, сын, пирожок, горшок, клубок, угол, носок, мешок, кусок. | - Нужно составить и записать 10 слов, используя суффиксы -ок-,–ек-,. |
- Будем работать с комментированием по цепочке. | - Сыр + суффикс – ок- пишу сырок, выделяю суффикс -ок-, ставлю запятую, теперь сырок + суффикс ек, получается слово сырочек. Суффикс -ок, превратился в суффикс –оч, выделяю два суффикса -оч, -ек. |
-Итак, что нового узнали о суффиксе –ок-? | -Суффикс – ок-, как только у него появляется сосед – суффикс -ек-, превращаетсч в –оч, происходит чередование звуков [ к ] - [ ч]. Например, дружок – дружочек, блинок – блиночек. |
VIII. Домашнее задание. | |
Домашнее задание по русскому языку сегодня состоит из нового правила и упражнения в подборе слов с суффиксами –ик, -ек, -ок. Для желающих углубить, улучшить свои знания, стать более грамотными приготовлены конверты с заданиями по разным темам. Право выбора остается за вами. | |
IX. Подведение итогов. Рефлексия. | |
-Какие задания на уроке понравились? Кто доволен своей работой? Рефлексия «Дерево успеха» Учащимся предлагается выбрать листик (зеленый, красный и желтый) который соответствует их настроению и прикрепить на заготовку дерева. . Оценки за урок… Спасибо за урок. Урок окончен. |
«Солнышко»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.
Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....
Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"
Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"Цели: Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совер...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
Сценарий мультимедийного урока 4 класс по русскому языку
Сценарий мультимедийного урока по русскому языку 4 класс Полякова А.В....
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)
Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...
Урок 4 класса по русскому языку. "Азбука вежливости".
Данный урок направлен на формирование у детей правильного понимания нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки. Воспитывает у детей желани...
конспект урока 2 класс по русскому языку "Фразеологизмы"
конспект урока по русскому языку...