Корень слова
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока.
ФИО;Данчинова Ангелина Евгеньевна, учитель начальных классов
УМК: Школа России
Учебный предмет: Русский язык
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Корень слова (раздел: Состав слова).
Цель: Научиться выделять корень в слове.
Планируемые результаты:
- предметные:
Знания: корень слова, однокоренные слова
Умения: формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделать в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
- метапредметные:
Личностные:
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Регулятивные:
-самостоятельно планировать свои действия для решения задачи.
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.
-сохранять цель и учебную задачу.
-овладевать способами решения учебной задачи.
-выполнять действия по намеченному плану.
-выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме.
-контролировать процесс своей деятельности с учебным материалом.
-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные:
-самостоятельно решать познавательную задачу.
-осознавать познавательную задачу и решать ее.
-анализировать содержание текста.
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova.docx | 46.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
ФИО;Данчинова Ангелина Евгеньевна, учитель начальных классов
УМК: Школа России
Учебный предмет: Русский язык
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Корень слова (раздел: Состав слова).
Цель: Научиться выделять корень в слове.
Планируемые результаты:
- предметные:
Знания: корень слова, однокоренные слова
Умения: формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделать в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
- метапредметные:
Личностные:
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Регулятивные:
-самостоятельно планировать свои действия для решения задачи.
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.
-сохранять цель и учебную задачу.
-овладевать способами решения учебной задачи.
-выполнять действия по намеченному плану.
-выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме.
-контролировать процесс своей деятельности с учебным материалом.
-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные:
-самостоятельно решать познавательную задачу.
-осознавать познавательную задачу и решать ее.
-анализировать содержание текста.
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.
-воспринимать смысл читаемых текстов.
-анализировать изучаемые языковые объекты.
-строить несложные рассуждения.
Коммуникативные:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
-участвовать в общей беседе.
-учитывать разные мнения и интересы.
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Межпредметные связи: литературное чтение (чтение учебника),
Оборудование:
Учитель: учебник по русскому языку для 3 класса (1 часть) УМК «Школа России» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2017; мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
Ученик: учебник по русскому языку для 3 класса (1 часть) УМК «Школа России» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2017, тетрадь,
Ход
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Встали ровно и красиво Тихо сели вы сейчас. Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час! -Проверьте вашу готовность к уроку: на парте у вас должен лежать учебник, тетрадь и пенал. -Откройте тетради и запишите с доски сегодняшнее число и «Классная работа». | -Здравствуйте. -Проверяют готовность к уроку. -Записывают в тетрадь число и «Классная работа» | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные: -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; Регулятивные: -планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; -оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Коммуникативные: -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | -Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.
-Верно, сегодня повторим написание буквы К. -Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки? -Прочитайте пословицу на слайде. -Объясните смысл пословицы. -Что необычного заметили в этих словах? -Как называются такие слова? -А сейчас проверим ваши знания по теме «Однокоренные слова». Посмотрите на слайд. -Прочитайте задание. -на слайде:
-Ученик 1, какие слова являются однокоренными? -Проверяем: на слайде
-Совпал твой ответ с ответом на слайде? -на слайде:
-Ученик 2, какие слова являются однокоренными? -Проверяем. на слайде:
-Совпал твой ответ с ответом на слайде? -Ученик 3, какие слова являются однокоренными?
-Проверь свой ответ с ответом на слайде. -Правильно ли ты выбрал однокоренные слова?
-Ученик 4, какие слова являются однокоренными?
-Проверь свой ответ. Правильно ли ты определил однокоренные слова?
-Ученик 5, какие слова являются однокоренными?
-Проверь свой ответ с правильным ответом на слайде:
-Правильно ли ты выделил однокоренные слова? -Какие слова называются однокоренными? | -Буква К. [к’], [к]. -Ум да разум надоумят сразу -Будешь думать и размышлять, сделаешь всё задуманное правильно с первой попытки -слова ум, разум, надоумят имеют один корень. -Эти слова называются однокоренными. -Я приготовила для вас задания, где вы проверите свои знания по теме «Однокоренные слова». Нажав на мое изображение, вы сможете проверить свой ответ. -ветер, ветерок, ветрище, ветрило. -да. -водный, вода, водник, водичка -звонить, звонарь, звонок, звон. -часок, часы, час, часик, часовой. -да -гусь, гусак, гусенок, гусыня. -да. -Однокоренные слова – это слова, с одинаковым корнем. | 5 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные: -планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; Познавательные: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | -Предположите, какова тема сегодняшнего урока. -Для того, чтобы узнать верны ли ваши предположения, разгадайте кроссворд. -У вас на столах лежат листы, на них вы пишите ответы на вопрос, после этого вы сверяетесь со слайдом. 1. Всегда во рту, а не проглотишь. 2. Последний осенний месяц. 3. Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. 4. Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Его можно озаглавить. 5. Слова, противоположные по смыслу. 6. Числительное, обозначающее любимую оценку. -на слайде: -Какое слово получилось по вертикале? -Если вы отгадали все слова, то на полях поставьте «+», если нет, то «-» | -предлагают свои варианты -язык. -ноябрь. -предложение. -текст. -антонимы. -пять. -
-корень. -проверяют | 2 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | -Верны ли ваши предположения? -Ученик 6, какова тема урока? -Сформулируем цель. -Составим план урока: В каждом пункте плана перепутаны слова. Ваша задача, поставить слова в таком порядке, чтобы предложение обрело смысл.
| -да -Тема урока: корень слова Научиться находить в слове корень и выделять его.
| 2 мин |
| ||||
Личностные УУД: Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности. Регулятивные УУД: Сохранять учебную задачу. Выполнять действия по намеченному плану. Выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме. Контролировать процесс своей деятельности с учебным материалом. Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, решать ее. Использовать такие виды чтения, как ознакомительное. Воспринимать смысл читаемых текстов. Анализировать изучаемые языковые объекты. Строить несложные рассуждения. Коммуникативные УУД: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Участвовать в общей беседе. Учитывать разные мнения и интересы. | Послушайте обсуждение ребят небольшого рассказа, который называется «Родня ли гусеница гусю?». - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка – гусеница. Есть ли в этом рассказе «родственники»? Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. А Петя возразил: - Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово. А вы согласны с Петей? Почему? Откройте учебник на стр. 74, упр. 130. Прочитайте текст. Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные, выделите корень. Чем похожи эти слова? Как называется общая часть? Объясните лексическое значение каждого слова. Теперь выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. Какую орфограмму вы почеркнули? Прочитайте упр. 131. Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. Чем похожи эти слова? Объясните лексическое значение каждого слова. Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень. Прочитайте, что такое корень в учебнике. Физкультминутка. На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз», А над ними весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Пошагать придётся нам – выше голова! Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два». Наблюдай за птичками, головой верти. Вот зарядка кончилась. Сядь и отдохни. | Гусеница не является родственным словом, потому что у них разный корень. Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики. Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. Эти слова имеют общую часть и значение. Общая часть слова называется корень. Осиновый – состоящий из осины. Осинник – осиновый лес. Осинка – маленькая осина. Осина – лиственное дерево из семейства ивовых. Подосиновик – съедобный гриб с красно-желтой, коричневатой шляпкой. Букву «о» в корне слова. 1.В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2.Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребицкий) 3.Лесные владения лесник бережет – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.4 Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые. Они имеют общую часть и значение. Лес – большая площадь земли, заросшая деревьями. Лесок – маленький лес. Лесной – связанный с лесом, что-то находящееся в лесу. Лесник – лесной сторож. Лесистый – заросший лесом. Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. | 12 мин | |
| ||||
Регулятивные УУД: Сохранять цель и учебную задачу. Овладевать способами решения учебной задачи. Выполнять учебные действия в умственной форме. Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу и решать ее. Анализировать содержание текста. Коммуникативные УУД: Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. Аня выполни задание у доски, все остальные в тетради. | Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
| 4 мин | |
| ||||
Личностные УУД: Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: Сохранять цель и учебную задачу. Самостоятельно планировать свои действия для решения задачи. Выполнять учебные действия в умственной форме. Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. Познавательные УУД: Самостоятельно решать познавательную задачу. Воспринимать смысл читаемых текстов. | У вас на столах карточка с заданиями. Решите ее. Вам дается 5 мин.
Обменяйтесь работами с соседом по парте. Я вам буду диктовать ответы, а вы будете проверять. №1. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
№2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень. Проплясали по снЕгам Снежные метели. СнЕгири снЕговикам Песню просвИстели. №3. Разберите предложение по членам предложения. Долину окружали лесистые горы. Передайте работы с последних парт на первые. Отдайте их мне. | №1. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
№2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень. Проплясали по снЕгам Снежные метели. СнЕгири снЕговикам Песню просвИстели. №3. Разберите предложение по членам предложения. Долину окружали лесистые горы. | 6 мин | |
| ||||
Личностные УУД: Развитие интереса с познанию русского языка. Регулятивные УУД: Сохранять цель и учебную задачу. Контролировать процесс своей деятельности. Выполнять учебные действия в громко-говорящей и умственной форме. Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу и решать ее. Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе. | Выполните задание. Напишите по 3 однокоренных слова к словам, которые я вам скажу, выделите в них корень. По цепочке 1 ряд выходите к доске. Все остальные выполняют в тетради. Сад - … Мир - … Зима - … Дождь - … Ягода - … | Сад – садовый, садовник, садик. Мир – мирный, мирить, мирок. Зима – зимний, зимовать, зимушка. Дождь – дождливый, дождевик, дождик. Ягода – ягодный, ягодка, ягодник. | 5 мин | |
| ||||
Личностные УУД: элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. | Расскажите, что такое корень слова? Кто не понял тему сегодняшнего урока? Что у вас вызвало затруднение? Чему вы сегодня научились? Запишите домашнее задание в дневник стр.75 упр. 132. Давайте его прочитаем. Петя прочитай. На какие группы вы будете делить слова? Спасибо за урок. | Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Прочитайте. В какие группы можно определить слова. Чистота, сказывать, масло, побелка, белить, звонить, сказка, масляный, белый, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный чистый, звонок, чистенький, маслице. Найдите однокоренные слова. Запишите их группами. Выделите в словах корень. На группы однокоренных слов. | 2 мин |
№1. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
№2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень. Проплясали по сн__гам Снежные метели. Сн__гири сн__говикам Песню просв__стели. №3. Разберите предложение по членам предложения. Долину окружали лесистые горы. |
№1. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
№2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень. Проплясали по сн__гам Снежные метели. Сн__гири сн__говикам Песню просв__стели. №3. Разберите предложение по членам предложения. Долину окружали лесистые горы. |
№1. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
№2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень. Проплясали по сн__гам Снежные метели. Сн__гири сн__говикам Песню просв__стели. №3. Разберите предложение по членам предложения. Долину окружали лесистые горы. |
№1. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
№2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень. Проплясали по сн__гам Снежные метели. Сн__гири сн__говикам Песню просв__стели. №3. Разберите предложение по членам предложения. Долину окружали лесистые горы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...