Коммуникативные упражнения.
материал по русскому языку

Коммуникативные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_uprazhneniya.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные упражнения на уроках русского языка

Коммуникативные упражнения – это вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. По классификации В.Л. Скалкина, такие упражнения включают следующие группы упражнений: репонсивные (вопросно-ответные), ситуативные, репродуктивные, дискутивные, композиционные, игровые.

Рассмотрим некоторые упражнения подробнее.

I.    Репонсивные  (вопросно-ответные)  упражнения 

Вопросно-ответные упражнения есть форма общения, специально организованная таким образом, что вызывает активность учащихся и непринуждённую мотивированность речевой деятельности, развивает самостоятельность и продуктивность речевого умения.

1.  Подберите устойчивые сочетания, отвечая на вопросы.

Как говорят о том, кто усиленно работает? (Из кожи вон лезет.           В лепёшку расшибается.)

Как человек говорит? (Соловьем поёт.  Долбит, как дятел.)

Репонсивные упражнения используются при подготовке учащихся             к ведению беседы. Учащиеся выражают своё отношение к высказыванию, начиная его со следующих  слов: я думаю…, я считаю…, по моему мнению).

I. Ситуативные

Ситуативные  упражнения – это упражнения, при использовании которых процесс обучения строится на ряде ситуаций, естественных или учебных, возникающих в реальной жизни или организованных преподавателем [3,           с. 277]. Разновидностью ситуативных предложений являются дополняемые ситуации, проблемные ситуации, воображаемые ситуации, ролевые ситуации.

1. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные    в тексте, кто эти люди? Почему вы так решили?

Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.

Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?

2. Какое значение имеют суффиксы -ник и -тель в словах чайник, пыльник, угольник, умывальник, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если -ник- и –тель- в этих словах – суффиксы лица. (Пофантазируйте!) От имени одного из этих слов («лиц») напишите сочинение.

Такие упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями, готовят к действенному речевому общению. Ситуативные упражнения разумно применять, так как они побуждают каждого  ребёнка без затруднений содержательно высказываться по любой предложенной теме.

III.      Репродуктивные

Репродуктивные упражнения – это упражнения, связанные                         с воспроизведением (устным или письменным) услышанного или прочитанного [3, с.246]. При выполнении данных  упражнений внимание учащегося направлено, прежде всего, на содержательную сторону, при этом он извлекает из памяти языковой материал, отвечающий замыслу выступления.                      К репродуктивным упражнения можно отнести пересказ, сокращённо-выборочное изложение, пересказ-перевод, драматизации..

В результате использования репродуктивных упражнений первоначальные знания закрепляются и переходят в навык.

IV. Дискутивные

К дискутивным упражнениям относятся учебная дискуссия и комментирование. В обсуждении  задания принимают участие большое количество учащихся, выражающих различные точки зрения и суждения         по одному и тому же вопросу. Трудности заключаются в низкой культуре общения, неумении выслушать оппонента.

V.     Композиционные

К композиционным упражнениям относятся устные  выступления  по предложенной теме,  импровизация,  драматизация. 

1.  Определите, из каких мифов или библейских преданий, взяты следующие фразеологизмы.

Авгиевы конюшни (выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязнённости).

Ахиллесова пята (всякое слабое, уязвимое место человека).

Золотое руно («золотым руном» называют золото, богатство, которым стремятся овладеть).

2.  Творческое задание по группам: импровизация одного из мифов.

VI. Игровые

Основное назначение игровых упражнений  состоит в организации общения в процессе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы, заключающейся в обмене информацией в ходе совместной речевой деятельности.

Например, игровое упражнение «Кто больше»? Для этого, учащиеся делятся на команды. Каждой команде за определённое время (не больше 10 минут), необходимо записать как можно больше устойчивых выражений            со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука.

Например, со словом голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, не сносить головы, отвечать головой.

Со словом нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить        на носу.

Важнейшей особенностью коммуникативных упражнений является их коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Такие упражнения способствуют познавательной деятельности учащихся и формируют умение пользоваться языком как средством общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Коммуникативные упражнения и игры для младших школьников

Данная работа содержит образцы некоторых игр и упражнений для формирования коммуникативных   ууд младшего школьника...

Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.

Комплекс упражнений, включает:наблюдение  над функционированием лексических явлений в речи.знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.использование изучаемых лекс...

Мастер – класс Тема: «Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.»

показать, как игровые технологии и  работа в группах могут способствовать  развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников....

"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"

Инновационный педагогический опыт  Уваровой В. Н.    "Развитие  коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений  в ГПД"...

презентация "Коммуникативные упражнения, игры с детьми"

Навыки общения чрезвычайно важны для детей всех возрастов. Игры на развитие навыков общения и эффективность от их проведения В наше время коммуникабельность является одной из самых важных черт характе...

Виды коммуникативных упражнений на уроках татарского языка (русскоязычная группа).

Виды коммуникативных упражнений на уроках татарского языка  (русскоязычная группа)....