развитие орфоргарфической зоркости у младших школьников, путем формированич каллиграфических навыков на уроках и во внеурочной деятельности.
материал по русскому языку (2 класс)

В публикации освящены проблемы с каллиграфией у детей 2 класса, методы и приемы ее испоавления, результаты работы после применеия их  на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_u_mladshih_shkolnikov.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие орфографической зоркости у младших школьников, путем формирования каллиграфических навыков на уроках и во внеурочной деятельности».

На современном этапе обучения детей перед учителем начальных классов стоит задача- обучать и воспитывать маленьких детей.

Сама основа правописания закладывается в начальных классах, где система обучения имеет свою специфику, обуславливающий возраст, особенности детей и уровни владения знаниями, а степень формирования каллиграфических навыков влияет на грамотность.

Работа по формированию каллиграфических навыков начинается с первого класса и продолжается в течении всего периода обучения ребенка в начальной школе. В условиях современного обучения не потеряло актуальность утверждение известного методиста С.П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.

Одним из «больных» вопросов для учителя начальных классов всегда является вопрос об обучении ребенка письму, т. к. на этих уроках они получают определенные знания, умения и навыки в области письма, что является неотъемлемой частью развития орфографической грамотности, зоркости у учеников.

К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие письменной речи, а именно за слуховой анализ процесса письма, речедвижение (артикуляцию), кинестетические ощущения, зрительную организацию процесса письма, соблюдение чередования и последовательности букв. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Поэтому исключительно велико значение умения пользоваться письменными способами обучения. «Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания» - так определил данное понятие М.Р. Львов.

Для того чтобы ребенок мог овладеть навыками грамотного письма, научился анализировать связь его с каллиграфией, развивать грамотную речь, мною была выбрана тема самообразования «Развитие орфографической зоркости у младших школьников, путем формирования каллиграфических навыков на уроках и во внеурочной деятельности».

Начала я свою работу с возобновления во 2 классе минуток чистописания и уроков чистописания, для того чтобы проанализировать степень сформированности начертательного навыка учеников.

У детей в течение первого года обучения сформировались определенные каллиграфические навыки, но как показал анализ процесса письма в течение сентября, недостаточным образом. Половина детей класса не умеет писать правильно буквы: их начертание, не соблюдается порядок соединения, что ведет за собой массу орфографических ошибок. Соответственно страдает речь, недостаточно развит фонематических слух, самоконтроль при письме и быстрое письмо.

Проанализировав начертательные навыки детей, пришла к выводу, что методы обучения в старые времена давали более положительные результаты, т. к. большое внимание уделялось каждому элементу букв, их прописывали отдельно, безо всяких повторов и поэтому буквы получались без лишних повторов линий.

Коррекцию начертания букв, соединений, слов я начала со второй четверти 2 класса на уроках чистописания. В своей работе использовала следующие упражнения по каллиграфии:

  • письмо бордюров, узоров, росчерков;
  • физические упражнения на развитие мышц руки:
  • ходьба пальчиками
  • игра на пианино
  • юла
  • посолим супчик
  • человечек ходит
  • дождик капает
  • пилим дрова
  • стреляем из лука
  • рисуем в воздухе
  • игровые ситуации:
  • «Бюро находок»
  • «Доктор Айболит»
  • письмо с опорой на ориентир;
  • анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний;
  • письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.

Для развития мелкой мускулатуры, глазомера использовала:

  • метод рисования в воздухе, на листах чистой бумаги.
  • составление узоров «на полотенце», «фартук», «игрушку», вырезанных из бумаги.

Для эмоционального настроя включала легкую музыку, используя ее при письме.

Для снятия усталости проводила физкультминутки с использованием упражнений для пальцев, развития памяти, письма.

В процессе работы я заметила, что качество работы зависит от настроения ребенка. Поэтому для поощрения использовала похвалу, любование красиво написанными буквами, словами, предложениями.

Каллиграфические навыки формируются не только на уроках письма, но и на других предметах. Анализ трудностей в овладении письмом выявил следующие недостатки при письме:

  • нечеткое знание букв алфавита, особенно букв Ща, Ша, Че;
  • сложности при переводе звука в букву;
  • звуко-буквенный анализ и синтез;
  • плавное чтение;
  • письмо отдельных букв: анализ прилагается.

Причинами типичных ошибок письма у учеников является:

  • малый опыт чтения и письма;
  • недостаточный навык звуко-буквенного анализа слов;
  • неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.

В процессе наблюдений, текстовых заданий, выявлены психофизические особенности: нечеткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти.

Во втором полугодии 2 класса в начале 3 четверти, изменились условия письма: возрос темп урока, объем орфографической работы, усложнился алгоритм написания букв. Меньше времени остается на самопроверку, поэтому возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости. Исходя из этого возникла необходимость:

  • более тщательной работы над формами групп букв и различными соединениями в порядке усложнения;
  • ускорение темпа письма;
  • формирование безотрывности и ритмичности;
  • закрепление навыков, полученных в первом классе и первом полугодии 2 класса.

В течение третьей четверти продолжила наблюдение возрастных групп нарушений письма. Выявились следующие нарушения формирования процесса письма:

  • трудности в удержании и воспроизведении моторного образа письма;
  • побуквенное чтение;
  • затруднения при письме на слух;
  • затруднения при списывании с текста;
  • замена букв.

В целях предупреждения ошибок старалась приучать детей к быстроте выполнения операций по контролю написания и проверке орфограмм. Ученик, неуспевающий проверить написанное, чаще всего пишет по «догадке», что приводит к ошибочному написанию слов предложений. Необходим предупредительный анализ сложных слов. Причины каллиграфических и орфографических ошибок заключается в том, что ребенку трудно распределять внимание между решением каллиграфической и графической задач. Поэтому на этом этапе важна автоматизация навыков. И для этой работы я использовала следующие упражнения:

  • регуляция наклона букв с помощью ориентира;
  • письмо слияний букв и слов с заданной буквой.

Игровые ситуации:

  • Буква заблудилась.
  • Идем в фруктовый магазин.
  • Третий лишний.

В 4 четверти 2 класса, продолжу анализ стойких ошибок, буду пытаться бороться с первыми признаками дисграфии, это возможно поможет уменьшить количество орфографических ошибок в 3-4 классах, за счет правильного красивого и грамотного письма.

Критериями оценки эффективности моей работы будет выступать уровень обученности и мотивации учеников, результативность участия в различных интеллектуальных состязаниях.

По результатам анализа мониторинга обученности по учебным предметам возрастет объем усваиваемого материала и глубина его понимания, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

В соответствии с недостатками почерка учащегося стоит намечать индивидуальную систему работы по формированию графических навыков и исправлению недостатков формирующихся почерков у учеников.

Т. о. можно сделать вывод, что процесс правильного письма, развитие орфографической зоркости, является сугубо синтетическим актом мышечной и интеллектуальной деятельности, т. к. роль интеллекта велика в период становления навыка письма.

От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения и тонко координировать их.

Конечно можно, формировать каллиграфический навык и без опоры на интеллект, как предметное, имитационное действие, но тогда процесс обучения будет значительно более долгим и в результате мы получим сформированный почерк ребенка, и не внесем желательных изменений в личность ребенка: у него не появиться способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемы образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, ...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. ...

Преемственность работы учителя- логопеда и воспитателя ГПД с младшими школьниками при формировании каллиграфических навыков в период обучения грамоте.

1.Игры и  упражнения на развитие мелкой моторики рук. 2.Игры на развитие и закрепление пространственных представлений и ориентировок3.Игры и упражнения на развитие зрительной и тактильн...

Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников путем применения технологии рабочих листов во время уроков и проектной деятельности.

В выступлении дана структура рабочего листа к урокам, а также объясняется технология применения рабочих листов при подготовке к урокам и проектам....

Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников путем применения технологии рабочих листов во время уроков и проектной деятельности.

Презентация к статье "Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников путем применения технологии рабочих листов во время уроков и проектной деятельности"....