Сборник заданий по словесности
тренажёр по русскому языку

Диана Сергеевна Ивкина

Сборник заданий по словесности. В сборник входят задания на отработку тем: 

1.Синонимы и антонимы 

2. Омонимы

3. Паронимы

4. Задания к басне

5. Задания с тропами и стилистическими фигурами

6.Задания по фразеологизмам

7. Задания на этимологию слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovestnost.docx112.89 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на антонимы и синонимы.

Запиши   словосочетания, противоположные по смыслу (антонимы) :

Ранний час-

Весёлая песня-

Будничный наряд-

Лживый человек-

Солнечный день-

Незнакомые стихи-

Письменное задание-

Запиши словосочетания, близкие по смыслу данным:

Дежурный наблюдает-

Бригадир возглавляет-

Ребёнок балуется-

Народ создаёт-

Ветер освежает-

Почтальон вручает-

Класс безмолвствует-

Бабушка ругает-

Отряд шагает-

Солнце поднимается-

В данных предложениях замени, подчёркнутое слово на синоним из скобок:

На берегу моря стоял маленький домик. (избушка, дворец, хата, замок)

Мальчик спрятался за кустик.(скрылся, притаился, убежал, присел)

Солдаты маршировали по площади.(шли, гуляли, шагали, бежали)

Поезд мчался к большому городу.(Бежал, летел, нёсся, ехал)

На парте лежит учебник математики.(журнал, книга, блокнот, пенал)

Костёр пылал красным заревом.(багровым, золотым, алым, ярким)

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)

Далёкий-…, горький-…,горячий-…,шершавый-…,хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, красивый-…,сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-…  .

Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

Расположить синонимы возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость, раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

- Составь с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

- В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

  • Игра «Эрудит»

Ход игры: напишите слова – синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный – с

Мощный – и

Иностранный – н

Жадный – л

Густой – а

Большой – г

Смышленый – о

Занимательный - н

Прекрасный - и

Кроткий – м

Скорый – ы

Отчетливый – п

Буйный – р

Притворный – и

Жгучий – а

Смелый – т

Выносливый – е

Гостеприимный – л

Заискивающий – ь

Жгучий – и

Роскошный – ы

Бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

  • Игра «Кто скажет иначе?»

Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним своё слово, тот и выиграл.

Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;

Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;

Поёт – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;

Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;

Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.

  • Игра «Найдите лишнее слово»

Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.

Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.


Задания на омонимы

Отгадайте загадки.

1. Оружие, камни. самоцветы, фрукты. Одно название- разные предметы (Гранаты)

2.Чтоб в ванну нам воды набрать его мы будем открывать

Ну, а на стройке он другой, большой, подъемный и стальной(Кран)

3.Он ботанический, фруктовый, зоологический, вишневый

И даже детским он бывает, кто это слово знает? (Сад)

4.Первую в школе все изучают, ну, а второй из двустволки стреляют, третью исполнят нам два барабана, иль каблуки отобьют ее рьяно(Дробь)

5.Первую утром девчонки плетут, сено косить все вторую берут, третья у речек песчаной бывает, кто это слово быстрей отгадает? (Коса)

6.Нас много в играх набирают и на нос тоже одевают(Очки)

7.Со мной ходи стрельбе учиться И на грядке меня ищи

Могу попасть я метко в птицу, а также попадаю в щи!(Лук)

8.На дереве висит, в книге лежит (Лист)

9.Вот слово, для решенья, отыщите в нем два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке(Ключ)

10.Есть омонимов немало, вот продукт, свиное сало.

Был в истории момент, звался тайный так агент.(Барсук)

11.Летом все разровняет, зимой с коньками приглашает.

Попробуйте сами ответить на следующие вопросы, в которых также должны участвовать слова-омонимы:

  1. В какую бочку не налить воды? («Бочка» — фигура высшего пилотажа.)
  2. Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном, в который ввертывается электрическая лампочка.)
  3. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В грудной.)
  4. В каких лесах не водится дичь? (В строительных.)
  5. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)
  6. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Земным.)
  7. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман.)

Задания на паронимы

  1. Составьте два предложения с однородными членами, употребляя выделенные имена существительные в винительном падеже. Можете использовать и другие слова. Запишите.

          Бабушка, девочка, одела, надела, шапка, пальто, брат, сестрёнка, и, на.

  1. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из скобок. Запишите словосочетания. (Болотный, болотистый) край, (стекольный, стеклянный) завод, (искусный, искусственный) мастер, (злой, злостный) поступок, (праздничный, праздный) день, (грецкий, греческий) народ.
  2. Прочитайте. Дождевой, дождливый (утро, зонт). Грозный, грозовой (облако, оружие). Обидчивый, обидный (слово, человек). Умный, умственный (труд, животное). Запасливый, запасный (человек, выход). Составьте и запишите словосочетания с каждым именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным из скобок.
  3. Выберите нужное слово или словосочетание.
    1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
    2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
    3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
    4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
    5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
    6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.
  4. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
    1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
    2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 
    3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
    4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 
    5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
    6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 
    7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
    8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
    9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Задания к басне «Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Творческая работа над басней.
1. Задания:

-Прочесть басню гласными буквами.
-Рассказать басню пантомимой.
-Исполнить басню в стиле РЭП.
2. Игра « Верно-Неверно».
Верно ли, что басню написал И. А Крылов?
Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
Верно ли , что воз стал причиной их разлада?
Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?
Верно ли , что старания героев басни были напрасными?
Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?
Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

3. Придумай и запиши историю, мораль которой: нельзя что-либо делать, прежде не подумав.

4. Выпиши из басни «Лебедь, рак и щука» И.Крылова «крылатые» выражения. Поясни их значение.

5. Обсудите с другом грустную или смешную историю рассказал И. А. Крылов?

6. Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного? 

7. Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.


Задания с тропами и стилистическими фигурами

Игра «Эпитеты»
Снег- искристый, мягкий, пушистый, сверкающий, танцующий
Листья- печальные, грустные, шепчущиеся, играющие,
резвящиеся
Тучи- черные, хмурые, плывущие, тяжелые, грозные
Речка-журчащая ,говорливая, клокочущая, бурлящая, тихая,
спокойная
Дом-мрачный, веселый, светлый, печальный, старый, новый

ЗАДАНИЕ: ИЗ СЛОВ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ КОЛОНОК
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Луч
Замок
Луна
Сон
Тайна
Возглас
Звезда

Неприступный
Бледный
Печальный
Ликующий
Роковой
Страшный
Золотой

Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.
Солнце___________________________________________
Туман____________________________________________
Огонь____________________________________________
Свет_____________________________________________
Сирень___________________________________________
Чувство___________________________________________
Муза______________________________________________
Тишина ___________________________________________

Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат — осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)

Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)

4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)

5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)

6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке. (Т. Н. Толстая)

Составьте словосочетания, употребив данные глаголы в метафорическом значении.

О б р а з е ц. Бежать — тучки бегут.

Дрожать, петь, вспыхнуть, извиваться, течь, шептать, волноваться, ползти, спать, вырваться.

Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше.

1 группа – дружба и цветок.

2 группа – дружба и стол.

3 группа – кошка и надежда.

4 группа – кошка и лампочка.

Спишите сначала предложения, в которых есть синтаксический параллелизм, затем предложения лексическим повтором. Проанализируйте оставшиеся предложения. Найдите в них троп или стилистическую фигуру.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.       (А. Пушкин) 2) Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. 3) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы.   (И. Бунин.) 4) Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни. (В. Хлебников.) 5) О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок.) 6) Деточка, все мы немножечко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский)

Выпишите средства художественной выразительности (анафоры, эпифоры, синтаксический параллелизм) из "Песни про купца Калашникова, молодого опричника и царя Ивана Васильевича".

Вдруг толпа раздалась в обе стороны –
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает.


Задания по фразеологизмам

1. Соотнеси выражения в 1 и 2 столбике.

1.Вешать нос

1.бездельничать

2.Задирать нос

2.трудиться усердно

3.Под нос (говорить)

3.обманывать

4.Сидеть сложа руки

4.огорчиться

5.Рука об руку

5.зазнаваться

6.На скорую руку

6.торопливо

7.Зарубить на носу

7.небрежно

8.Водить за нос

8.вместе

9.Спустя рукава

9.бормотать

10.Засучив рукава

10.запомнить

2. Вставьте в предложения недостающую информацию.

  1. Миша, пора бы уже делом заняться, хватит сегодня…
  2. Ежели ты, например, отбился от своих, или патроны растерял, или даже без винтовки остался – это ещё не есть причина …и решить на милость врагу сдаться.
  3. Никто сюда не придёт, пока наши птенчики не выйдут из яиц. …: птенцы куропаток выходят из яиц, когда рожь цветёт.
  4. Незнайка почесал затылок рукой и буркнул…: «Вот история! Кажется, я их здорово дверью двинул».
  5. Так прожили они всю жизни дружно, идя вместе….
  6. Одни ребята выполнили работу с желанием, с огоньком, а другие - …, через пень колоду.
  7. Все дружно, … принялись за дело.
  8. Я даже не подозревал, что мой лучший друг …!
  9. Пришли гости и мама … приготовила салат.
  10.  Не сиди …, так и не будет скуки!

Слова для справок: зарубить на носу, во всю прыть, повесить нос, водой не разольёшь, бить баклуши, где раки зимуют, под нос, заливаться слезами, рука об руку, лица нет, спустя рукава, со всех ног, водить за нос, средь бела дня, сложа руки, хватить горя, на скорую руку, щёлкать как семечки.

Ваня написал предложения, но компьютерный вирус превратил их в бессмысленный набор слов. Помоги Ване восстановить предложения.

А) Отца, у, золотые, моего, руки.

Б) Напекла, что, пирожков, хоть, таких, мама, оближешь, пальчики.

В) Мать, говорила, хватит, сыну, гонять, лодыря.

Г) Дурака, ты, живёшь, сколько, валяешь.

Д) Андрей, мастер, у, руки, нас, на, все.

2. Найди и подчеркни в предложениях фразеологизмы. Объясни их значение.

3. Каким из литературных героев можно дать данные характеристики.

Слова для справок: Золушка, Красная Шапочка, Незнайка, Снежная Королева, Падчерица, Машенька, Иван Дурак, Алёнушка.

Составьте образные выражения по рисункам. Посоревнуйтесь, чья группа составит больше фразеологизмов.

1.C:\Users\Светлана\Desktop\1338730734_4.png   2.C:\Users\Светлана\Desktop\95550754_large_4.jpg     3.C:\Users\Светлана\Desktop\1303359987_ear9.jpg    4.C:\Users\Светлана\Desktop\news_1353864285.jpg   5.C:\Users\Светлана\Desktop\kak-narisovat-ruku-cheloveka-karandashom-6.jpg

Представь, что ты находишься в деревне у бабушки. Напиши письмо другу или маме, используя образные выражения.

Слова для справок: бок о бок, золотые руки, бить баклуши, засучив рукава, в поте лица, не покладая рук, мастер на все руки, лодыря гонять, первым делом, сложа руки, спустя рукава.


Задания на этимологию слова

Прочитайте стихотворение В.Берестова и укажите количество слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик.

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам много лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

Этимологически слова «лунка» и «луна» являются однокоренными. Лунку- ямку круглой формы – назвали так по подобию с полной луной.

Этимологическая разминка.

Задание: угадайте слово по этимологической справке.

1) франц. – де «хорошо», коро «украшать» (декорация)

2) греч. – каллос «красивый», графо «пишу» (каллиграфия)

3) греч. – графо «пишу», эпи «сверху» (эпиграф)

4) англ. – болл «мяч», баскет «корзина» (баскетбол)

5) итальян. – вермис «червяк» (вермишель)

6) франц. – робе «одежда», гарде «хранение» (гардероб)

7) тюркск. – даш «камень», кара «черный» (карандаш)

8) франц. – манус «рука», кюро «забочусь» (маникюр)

9) итальян. – капризио «коза» (каприз)

10) франц. – аппел «яблоко», Шине «Китай» (апельсин)

Для детей помладше:

1 задание «Почему так называют»

1) Цветы и растения в природе.

Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.

Вьюнок – вьется, обвивает растения, растущие рядом.

Одуванчик – разлетается от дуновения (от «дуть»).

Купальница – растет в воде, как бы купается постоянно.

Подорожник – растет около дороги.

Подсолнух – растет, поворачиваясь за солнцем.

Тысячелистник – тысяча мелких листочков на стебле.

Кувшинка (речная) – серединка цветка по форме похожа на кувшинчик.

2) Ягоды и плоды.

Голубика – цвет ягод голубой.

Черника – цвет ягод черный.

Клюква – от слова «клюв»«клевать» (обычно клюют журавли).

Облепиха – ягоды облепляют ветку.

Земляника – поспевшая ягода низко склоняется к земле.

Ежевика – колючая как ежик, кустарник в колючках.

Шиповник – шипы на кустарнике дали название ему и плодам.

3) Грибы.

Рыжик – рыжий цвет шляпки.

Лисичка – гриб рыжий, похожий на маленькую лисичку.

Моховик – внизу шляпки словно мох.

Боровик – растет в бору.

Масленок – словно смазан маслом, блестит, выскальзывает из рук.

Мухомор – мух морит, если сделать настойку из этого гриба.

Овсянка – живет в овсах, цветом оперенья напоминает овес.

Соедините словарные слова стрелочками со словами, которые являются для них этимологически проверочными.

Петух                                                     бер (белый)

Медведь                                                 мёд и ведать

Победа                                                   петь

Сегодня                                                  снег

Береза                                                    по + беда

         Снегирь                                                 сего + дьня

Петух                                                       бер (белый)

Медведь                                                   мёд и ведать

Победа                                                     петь

Сегодня                                                    снег

Береза                                                      по + беда

         Снегирь                                                    сего + дьня

Придумай сказку «Как маленькие кони превратились в коньки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник заданий "Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики"

Данная разработка содержит сборник упражнений для формирования устных вычислительных навыков на уроках математики: дидактические игры, веселые задачи, задачи на логическое мышление, магические квадрат...

Сборник заданий и упражнений для учащихся 3-4 классов

Представленные дидактические материалы «Сборник заданий и упражнений для учащихся 3-4 классов» предназначены для организации самостоятельной работы и проверки учащихся 3-4 классов на уроках русского я...

Сборник заданий для работы с одарёнными детьми по развитию математических способностей

Современное общество требует современного подхода к образованию. В нашей школе систематически ведется работа с одаренными детьми, что позволяет образовательному учреждению идти в ногу со временем....

Сборник заданий по математике для 3 класса по Занкову

Сборник заданий по математике для 3 класса по Занкову...

Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы

Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...

Сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками

Можно выделить следующую проблему: поиск и отбор средств: методов, приемов, заданий,- позволяющих формировать умение пользоваться справочными источниками.Рассмотрев данную проблему, мы выделили тему д...

Сборник заданий по математике для 4 класса по Занкову

Сборник заданий по математике для 4 класса по Занкову...