технологическая карта по русскому языку для 4 класса по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Маадыр Алдын-кыс Мадыр-ооловна

открытый урок с презентацией,  проведённый в 2021 году (русский язык по программе Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.11.21_ou_gmo_4_kl_russkiy.docx41.58 КБ
Файл narechie.odp471.76 КБ

Предварительный просмотр:

10.11.21     Технологическая карта открытого урока      на ГМО                          4 «а» класс

УМК, авторы

 «Школа России»; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский  язык». 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г., I часть

Тема урока

«Наречие как часть речи»

Тип урока

Изучение  нового материала

Цель урока

Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи урока

Образовательная: дать общее представление о наречии как части речи; формировать умение находить в предложении, задавать  вопрос.

Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления.

Воспитательная: воспитывать  уважительное отношение между сверстниками при выполнении совместной работы

Формировать УУД

  • познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
  • регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
  • личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам.

Планируемые результаты

Предметные:Уметь находить наречие в предложении, задавать вопросы.

Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • Уметь слушать и понимать речь других;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).
  • Способствовать развитию у учащихся  навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока

Для учителя

Для обучающихся

Телевизор, ноутбук, презентация.

Учебник ч. I,тетрадь, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.

Цель: смотивировать учащихся к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-  У нас сегодня открытый урок для учителей 4 классов.  Давайте улыбнёмся друг другу! Думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом! Желаю вам успехов и творческих удач! Садитесь

Эмоциональная установка (Слайд 1)

-Прочитайте, пожалуйста,  русскую пословицу:

 С мастерством готовым люди не родятся,

 а добытым мастерством гордятся.

   Как вы понимаете смысл пословицы? (Человек не рождается сразу, обладая знаниями и умениями, чтобы достичь достойных результатов в жизни, он набирается знаний, получая умения и применяя их на практике, приобретает опыт.)

- Сегодня и мы с вами будем добывать знания, а кто, сколько добудет - зависит только от нас самих.

 - Запишите, пожалуйста, число и «Классная работа».        

Эмоциональный настрой на работу.

Проговаривают предложение за учителем.

Отвечают на вопрос.

Записывают дату и «Классная работа»  в тетрадь.

Планируемый результат: учащиеся настроены открывать новые знания.

II.Актуализация знаний

Цель:актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала,зафиксировать цель и тему урока;

-Какое сочетание написано в тетради для чистописания? Напишите красиво в 1 строчке. Во 2 строчке напишем слово , начинающее с жи.  

Что мы изучаем на уроках русского языка?

(На доске табличка «Части речи»).

- На какие две группы делятся части речи?

-К какой части речи относится написанное нами слово? Расскажите о ней по плану. (На доске ).

 1. Название

2. Что обозначает

3. Вопросы

4.Роль в предложении

И об остальных частях речи тоже.

- Молодцы!

-жи

Записывают то слово, которое 1 назовут.

Части речи, учимся определять их признаки.

- Самостоятельные и служебные.

 К самостоятельным: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное; к служебным: союзы, предлоги.

Дети называют часть речи написанного слова и рассказывают об этой части речи. И продолжают рассказывать о других изученных ч.р.

Планируемый результат: учащиеся вспомнили  части речи.

III.Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется место и причина затруднения.

Работа по группам.

- Вспомните, какие признаки помогают определить часть речи.

-Определите часть речи данных слов. (Слайд 2).  

-А кто из вас знает, к какой части речи они относятся?

- Вы догадались, что нам предстоит сегодня узнать?

- И называется она ……   наречие. ( Вывешивается табличка, дети читают вслух).

- Значит слово «медленно»  – это ….

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- А какую цель мы перед собой поставим?

- Что же именно мы должны узнать о наречии, чтобы без ошибок узнавать эти слова в речи?

- Итак, какие задачи мы перед собой поставили?

– Предлагаю исследовать наречие со всех сторон.

Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол.

1. На какие вопросы отвечает? 
2. Что обозначает?
3. С какой частью речи связано?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения является?

Ответы детей.

Дети выполняют данное задание, но выполнить не могут.

Ответы детей: не знаем, не назвали ...

-Потому, что эта группа слов не относится ни к одной из изученных частей речи.

- Медленно, впереди, сегодня.

- Это незнакомая часть речи.

-наречие

- Познакомиться с новой частью речи.

- Наречие как часть речи.

-Узнать, что такое наречие, научиться определять наречия в письменной и устной речи.

- Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения является.

У детей карточка

1. Часть речи 

2. Вопросы 

3. Изменяемая или неизменяемая часть речи 

4. Член предложения 

                 Записывают напротив 1 – наречие.

Планируемый результат: сформулирована и зафиксирована проблема и цель урока.

IV.Реализация проекта

Цель: открытие знаний о наречии как части речи через групповую работу.

1. -  К нему не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. ,  это наречие.

- Необходимо найти главное слово, поставить вопрос от него, т. е. придумать словосочетание.  Идет медленно

Упр. 124 с.73  

- Слово с такими признаками – это наречие. Оценивают выполнение работы.

 Определение вопросов, на которые отвечают наречия.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

- Все ли наречия отвечают на вопрос КАК?

 Выполним упр.126 стр.74.

- Выпишем наречия, ставя перед ним вопросы. Если вопрос повторяется, это наречие пропускаем.

(Где? ) впереди

(Как?) медленно

(Когда?) вечером

(Куда?) налево и направо

- Проверьте себя по слайду!

- Итак, на какие же вопросы отвечают наречия? (Слайд 7)

- Возьмите листы и заполните.

2. Определение того, что обозначает наречие. (Слайд 8)

Составь словосочетания с данными словами.

Интересно рассказать, играть наверху, работать вечером.

-  Что обозначает каждое наречие в словосочетании и с какой частью речи связано?

(Табличка на доску: «Наречие обозначает признак, время, место и направление действия»).      

3. Определение наречия как изменяемой или неизменяемой части речи.

–Какой следующий пункт нашего плана?

- Давайте проверим! Работаем по группам.

1 группа (карточка)

Можно ли изменить форму наречий  рано  так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам____________________

2 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного  числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________;

3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________.

1л.: мы встаём (_____когда?_______?)____________.

Сделайте вывод!

Наречия по лицам _____________________________

3 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец:                  появились (когда?) рано;

Разольются (_____когда_________?) ___________;

Цветут (____когда________?) ________________ . 

Сделайте вывод! 

Наречия по временам ___________________

4 группа

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода

                    м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ . 

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________

5 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа?

    ед. ч.                                                     мн. ч.

прилетел (когда?) рано               прилетели (когда ?) рано;

Запел (______?)____                   запели (_____?) _________ .

Проснулся (____?)_____             проснулись (_____?)______. 

Сделайте вывод! 

Наречия по числам _______________________________

( Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи).

4. Определение роли наречия в предложении и речи.

 -Выполним упражнение 126 с.74

1 предложение разберите по членам и частям речи.

- Так какую же роль оно выполняет в речи?  (Табличка на доску: «Наречие поясняет глагол или признак предмета»).    

(Табличка на доску: «Наречие в предложении является обстоятельством»).    

- Cделайте вывод: что же такое наречие?

- Откройте стр. 74,  найдите правило. Читаем про себя.  

- Какой вывод можно сделать?

- Молодцы!

Анализируют, сравнивают, обобщают. Классифицируют наречия   Дети перечисляют.

Выписывают словосочетание

Льёт (как?) печально

- Это слово сочетается с глаголом и отвечает на   вопрос  как?

В предложении является второстепенным членом- обстоятельством.

Дети работают самостоятельно.

Проверяют по слайду и делают вывод:

Записывают вопросы на карточках напротив 2.

Составляют коллективно словосочетания

Наречие обозначает признак, время, место действия. Связано с глаголом. Поясняет глагол .

Читают задание. Проводят исследование. Изменяют глагол по числам, временам,  наблюдают - изменяется ли при этом наречие.

Делают вывод, что наречие неизменяемая часть речи. Соотносят  сделанный вывод с правилом в учебнике на с. 73.

- Не изменилось слово «рано».

Наречие – неизменяемая часть речи.

Не изменяется

Не изменяется

Не изменяется

Делают вывод с проговариванием вслух.

Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике

Пишут на карточках напротив 3 –неизменяемая.

Выполняют упражнение 126

Разбирают только 1 предложение. И делают вывод, что в предл.наречие является вт.членом, обстоятельством

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначают признак, время, место или направление действия, поясняет глагол или признак предмета и отвечает на вопросы: как, когда, где и др. ).

-Мы были правы.

Дети пишут на карточках напротив 4- обстоятельство.  

Планируемый результат:учащиеся знают что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает и рольнаречия в предложении и речи.  

V.Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель: проверить сформированность представления  о наречии,  тренировать способности к самоконтролю и к самооценке.

История появления слова «наречие»

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень –речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»( это буквальный перевод).

Для выявления роли наречий в речи выполните след.задание:

В упр.126 прочитайте, пожалуйста, предложения без наречий.

Писатель Максим Горький сказал о наречиях (Слайд  ): “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”.

- Поэты и писатели часто в своих произведениях употребляют наречия.

А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно. Задания по выбору (карточки).

 1 уровень

1)В  тексте найди наречия и подчеркните:

Солнце высоко поднялось над горизонтом. Мальчик читал стихотворение выразительно. В проруби зябко играет и дышит вода.

2) Подчеркните наречие как член предложения

2 уровень

Запишите к данным глаголам наречие

Говори …                 , слушай …            , читай …                     , бегай …                 , пиши …                       , сиди …                  , смотри …                        .

3 уровень

Напишите к наречиям:

а) Антонимы:

 близко-

много-

рано-

б) Синонимы:

 холодно-

 скоро-

печально-

Проверка по слайду.

Читают без наречий и делают вывод, что без наречий речь не точная.

Читают по слайду слова М.Горького.

Дети выбирают и самостоятельно  работают.

Планируемый результат: учащиеся самостоятельно применяют полученные знания.

VII.Рефлексия учебной деятельности  на уроке

Цель:зафиксировать изученное, оценить свою работу на уроке.

Работа по карточкам  Замените фразеологизмы подходящими по смыслу синонимами.

Парная работа

Кот наплакал.  __________

Встать чуть свет.______

Со всего маху. __________

Парная работа

Из рук вон.  ___________________

На скорую руку. ___________________

Уснул как убитый.____________________

- Какую часть речи мы сегодня исследовали?

- Что обозначают и на какие вопросы отвечают наречия?

- Какую цель перед собой поставили?

- Мы ответили на все вопросы?

-     Выберите и продолжите начало предложений

Я     Я узнал…Мне было интересно…Мне было легко…Мне было трудно… Я теперь знаю…

- На следующем уроке мы продолжим работу по теме: «Наречие».

Домашнее задание по выбору.

  1. Упр. 129 стр. 75
  2. Написать 4 пословицы, в которых есть наречия.

- Урок окончен!

Работают, соблюдая правило работы в паре.

Мало

Рано

сильно

плохо

быстро

крепко

Ученики оценивают свою деятельность на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Записывают ДЗ в дневники.

Планируемый результат: ученики зафиксировали новые знания, оценили собственную деятельность на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

Слайд 3

Листья, осенние, падают, десять, медленно.

Слайд 4

Тема урока: «Наречие»

Слайд 5

План исследования: 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. С какой частью речи связано? 4. Как изменяется? 5. Каким членом предложения является?

Слайд 6

Осенние листья падают медленно. Падают (как?) медленно

Слайд 7

Проверка (Где? ) впереди (Как?) медленно (Когда?) вечером (Куда?) налево и направо

Слайд 8

Как лучше запомнить вопросы. где ? куда ? когда ? откуда ? как ? почему ? зачем ? каким образом? и

Слайд 9

интересно играть наверху работать вечером рассказать С какими словами связано Составь словосочетания с данными словами Интересно рассказать, играть наверху, работать вечером

Слайд 10

Интересно рассказать, играть наверху, работать вечером Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Слайд 11

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М. Горький

Слайд 12

1 уровень 1)В тексте найди наречия и подчеркните: Солнце высоко поднялось над горизонтом. Мальчик читал стихотворение выразительно . В проруби зябко играет и дышит вода. 2) Подчеркните наречие как член предложения 2 уровень Запишите к данным глаголам наречие Говори … , слушай … , читай … , бегай … , пиши … , сиди … , смотри … . 3 уровень Напишите к наречиям: а) Антонимы: близко- много- рано- б) Синонимы: холодно- скоро- печально-

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

Я узнал… Мне было интересно… Мне было легко… Мне было трудно… Я теперь знаю…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...