технологическая карта по русскому языку для 4 класса по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
открытый урок с презентацией, проведённый в 2021 году (русский язык по программе Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.11.21_ou_gmo_4_kl_russkiy.docx | 41.58 КБ |
narechie.odp | 471.76 КБ |
Предварительный просмотр:
10.11.21 Технологическая карта открытого урока на ГМО 4 «а» класс
УМК, авторы | «Школа России»; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г., I часть | |
Тема урока | «Наречие как часть речи» | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Цель урока | Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи. | |
Задачи урока | Образовательная: дать общее представление о наречии как части речи; формировать умение находить в предложении, задавать вопрос. Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение между сверстниками при выполнении совместной работы Формировать УУД
| |
Планируемые результаты | Предметные:Уметь находить наречие в предложении, задавать вопросы. Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:
| |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир | |
Ресурсы урока | Для учителя | Для обучающихся |
Телевизор, ноутбук, презентация. | Учебник ч. I,тетрадь, раздаточный материал. |
Цель: смотивировать учащихся к учебной деятельности. | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
- У нас сегодня открытый урок для учителей 4 классов. Давайте улыбнёмся друг другу! Думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом! Желаю вам успехов и творческих удач! Садитесь Эмоциональная установка (Слайд 1) -Прочитайте, пожалуйста, русскую пословицу: С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся. Как вы понимаете смысл пословицы? (Человек не рождается сразу, обладая знаниями и умениями, чтобы достичь достойных результатов в жизни, он набирается знаний, получая умения и применяя их на практике, приобретает опыт.) - Сегодня и мы с вами будем добывать знания, а кто, сколько добудет - зависит только от нас самих. - Запишите, пожалуйста, число и «Классная работа». | Эмоциональный настрой на работу. Проговаривают предложение за учителем. Отвечают на вопрос. Записывают дату и «Классная работа» в тетрадь. | |||||||||
Планируемый результат: учащиеся настроены открывать новые знания. | ||||||||||
II.Актуализация знаний Цель:актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала,зафиксировать цель и тему урока; | ||||||||||
-Какое сочетание написано в тетради для чистописания? Напишите красиво в 1 строчке. Во 2 строчке напишем слово , начинающее с жи. Что мы изучаем на уроках русского языка? (На доске табличка «Части речи»). - На какие две группы делятся части речи? -К какой части речи относится написанное нами слово? Расскажите о ней по плану. (На доске ). 1. Название 2. Что обозначает 3. Вопросы 4.Роль в предложении И об остальных частях речи тоже. - Молодцы! | -жи Записывают то слово, которое 1 назовут. Части речи, учимся определять их признаки. - Самостоятельные и служебные. К самостоятельным: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное; к служебным: союзы, предлоги. Дети называют часть речи написанного слова и рассказывают об этой части речи. И продолжают рассказывать о других изученных ч.р. | |||||||||
Планируемый результат: учащиеся вспомнили части речи. | ||||||||||
III.Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется место и причина затруднения. | ||||||||||
Работа по группам. - Вспомните, какие признаки помогают определить часть речи. -Определите часть речи данных слов. (Слайд 2). -А кто из вас знает, к какой части речи они относятся? - Вы догадались, что нам предстоит сегодня узнать? - И называется она …… наречие. ( Вывешивается табличка, дети читают вслух). - Значит слово «медленно» – это …. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - А какую цель мы перед собой поставим? - Что же именно мы должны узнать о наречии, чтобы без ошибок узнавать эти слова в речи? - Итак, какие задачи мы перед собой поставили? – Предлагаю исследовать наречие со всех сторон. Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол. 1. На какие вопросы отвечает? | Ответы детей. Дети выполняют данное задание, но выполнить не могут. Ответы детей: не знаем, не назвали ... -Потому, что эта группа слов не относится ни к одной из изученных частей речи. - Медленно, впереди, сегодня. - Это незнакомая часть речи. -наречие - Познакомиться с новой частью речи. - Наречие как часть речи. -Узнать, что такое наречие, научиться определять наречия в письменной и устной речи. - Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения является. У детей карточка
Записывают напротив 1 – наречие. | |||||||||
Планируемый результат: сформулирована и зафиксирована проблема и цель урока. | ||||||||||
IV.Реализация проекта Цель: открытие знаний о наречии как части речи через групповую работу. | ||||||||||
1. - К нему не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. , это наречие. - Необходимо найти главное слово, поставить вопрос от него, т. е. придумать словосочетание. Идет медленно Упр. 124 с.73 - Слово с такими признаками – это наречие. Оценивают выполнение работы. Определение вопросов, на которые отвечают наречия. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - Все ли наречия отвечают на вопрос КАК? Выполним упр.126 стр.74. - Выпишем наречия, ставя перед ним вопросы. Если вопрос повторяется, это наречие пропускаем. (Где? ) впереди (Как?) медленно (Когда?) вечером (Куда?) налево и направо - Проверьте себя по слайду! - Итак, на какие же вопросы отвечают наречия? (Слайд 7) - Возьмите листы и заполните. 2. Определение того, что обозначает наречие. (Слайд 8) Составь словосочетания с данными словами. Интересно рассказать, играть наверху, работать вечером. - Что обозначает каждое наречие в словосочетании и с какой частью речи связано? (Табличка на доску: «Наречие обозначает признак, время, место и направление действия»). 3. Определение наречия как изменяемой или неизменяемой части речи. –Какой следующий пункт нашего плана? - Давайте проверим! Работаем по группам. 1 группа (карточка) Можно ли изменить форму наречий рано так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов: Что? ____________________________________________ Чего? ___________________________________________ Чему? ___________________________________________ Чем? ____________________________________________ О чём? ___________________________________________ Сделайте вывод! Наречия по падежам____________________ 2 группа (карточка) Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного числа? Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано; 2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________; 3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________. 1л.: мы встаём (_____когда?_______?)____________. Сделайте вывод! Наречия по лицам _____________________________ 3 группа (карточка) Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? пр. в. Образец: появились (когда?) рано; Разольются (_____когда_________?) ___________; Цветут (____когда________?) ________________ . Сделайте вывод! Наречия по временам ___________________ 4 группа Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода м.р. Образец: пришёл (когда?) рано; Пришла (___________?) ___________________; Пришло (___________?) __________________ . Сделайте вывод! Наречия по родам ________________________ 5 группа (карточка) Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа? ед. ч. мн. ч. прилетел (когда?) рано прилетели (когда ?) рано; Запел (______?)____ запели (_____?) _________ . Проснулся (____?)_____ проснулись (_____?)______. Сделайте вывод! Наречия по числам _______________________________ ( Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи). 4. Определение роли наречия в предложении и речи. -Выполним упражнение 126 с.74 1 предложение разберите по членам и частям речи. - Так какую же роль оно выполняет в речи? (Табличка на доску: «Наречие поясняет глагол или признак предмета»). (Табличка на доску: «Наречие в предложении является обстоятельством»). - Cделайте вывод: что же такое наречие? - Откройте стр. 74, найдите правило. Читаем про себя. - Какой вывод можно сделать? - Молодцы! | Анализируют, сравнивают, обобщают. Классифицируют наречия Дети перечисляют. Выписывают словосочетание Льёт (как?) печально - Это слово сочетается с глаголом и отвечает на вопрос как? В предложении является второстепенным членом- обстоятельством. Дети работают самостоятельно. Проверяют по слайду и делают вывод: Записывают вопросы на карточках напротив 2. Составляют коллективно словосочетания Наречие обозначает признак, время, место действия. Связано с глаголом. Поясняет глагол . Читают задание. Проводят исследование. Изменяют глагол по числам, временам, наблюдают - изменяется ли при этом наречие. Делают вывод, что наречие неизменяемая часть речи. Соотносят сделанный вывод с правилом в учебнике на с. 73. - Не изменилось слово «рано». Наречие – неизменяемая часть речи. Не изменяется Не изменяется Не изменяется Делают вывод с проговариванием вслух. Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике Пишут на карточках напротив 3 –неизменяемая. Выполняют упражнение 126 Разбирают только 1 предложение. И делают вывод, что в предл.наречие является вт.членом, обстоятельством Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначают признак, время, место или направление действия, поясняет глагол или признак предмета и отвечает на вопросы: как, когда, где и др. ). -Мы были правы. Дети пишут на карточках напротив 4- обстоятельство. | |||||||||
Планируемый результат:учащиеся знают что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает и рольнаречия в предложении и речи. | ||||||||||
V.Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | ||||||||||
VI. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цель: проверить сформированность представления о наречии, тренировать способности к самоконтролю и к самооценке. | ||||||||||
История появления слова «наречие» - Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень –речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»( это буквальный перевод). Для выявления роли наречий в речи выполните след.задание: В упр.126 прочитайте, пожалуйста, предложения без наречий. Писатель Максим Горький сказал о наречиях (Слайд ): “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”. - Поэты и писатели часто в своих произведениях употребляют наречия. А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно. Задания по выбору (карточки). 1 уровень 1)В тексте найди наречия и подчеркните: Солнце высоко поднялось над горизонтом. Мальчик читал стихотворение выразительно. В проруби зябко играет и дышит вода. 2) Подчеркните наречие как член предложения 2 уровень Запишите к данным глаголам наречие Говори … , слушай … , читай … , бегай … , пиши … , сиди … , смотри … . 3 уровень Напишите к наречиям: а) Антонимы: близко- много- рано- б) Синонимы: холодно- скоро- печально- Проверка по слайду. | Читают без наречий и делают вывод, что без наречий речь не точная. Читают по слайду слова М.Горького. Дети выбирают и самостоятельно работают. | |||||||||
Планируемый результат: учащиеся самостоятельно применяют полученные знания. | ||||||||||
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель:зафиксировать изученное, оценить свою работу на уроке. | ||||||||||
Работа по карточкам Замените фразеологизмы подходящими по смыслу синонимами. Парная работа Кот наплакал. __________ Встать чуть свет.______ Со всего маху. __________ Парная работа Из рук вон. ___________________ На скорую руку. ___________________ Уснул как убитый.____________________ - Какую часть речи мы сегодня исследовали? - Что обозначают и на какие вопросы отвечают наречия? - Какую цель перед собой поставили? - Мы ответили на все вопросы? - Выберите и продолжите начало предложений Я Я узнал…Мне было интересно…Мне было легко…Мне было трудно… Я теперь знаю… - На следующем уроке мы продолжим работу по теме: «Наречие». Домашнее задание по выбору.
- Урок окончен! | Работают, соблюдая правило работы в паре. Мало Рано сильно плохо быстро крепко Ученики оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Записывают ДЗ в дневники. | |||||||||
Планируемый результат: ученики зафиксировали новые знания, оценили собственную деятельность на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
Листья, осенние, падают, десять, медленно.
Тема урока: «Наречие»
План исследования: 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. С какой частью речи связано? 4. Как изменяется? 5. Каким членом предложения является?
Осенние листья падают медленно. Падают (как?) медленно
Проверка (Где? ) впереди (Как?) медленно (Когда?) вечером (Куда?) налево и направо
Как лучше запомнить вопросы. где ? куда ? когда ? откуда ? как ? почему ? зачем ? каким образом? и
интересно играть наверху работать вечером рассказать С какими словами связано Составь словосочетания с данными словами Интересно рассказать, играть наверху, работать вечером
Интересно рассказать, играть наверху, работать вечером Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М. Горький
1 уровень 1)В тексте найди наречия и подчеркните: Солнце высоко поднялось над горизонтом. Мальчик читал стихотворение выразительно . В проруби зябко играет и дышит вода. 2) Подчеркните наречие как член предложения 2 уровень Запишите к данным глаголам наречие Говори … , слушай … , читай … , бегай … , пиши … , сиди … , смотри … . 3 уровень Напишите к наречиям: а) Антонимы: близко- много- рано- б) Синонимы: холодно- скоро- печально-
Физминутка
Я узнал… Мне было интересно… Мне было легко… Мне было трудно… Я теперь знаю…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...
Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. "Имя существительное, как часть речи"....
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...