Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oz_po_rus.yaz_._4_kl.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Олимпиада по русскому языку

   

4 КЛАСС

Задания

Задание № 1. Даны сочетания слов, распределённые на 2 группы.

Группа 1

Группа 2

каменное здание

каменное лицо

синее море

море пшеницы

играет на гитаре

играет на нервах

Объясните, почему слова распределены по группам именно так. Придумайте и запишите по 2 примера в каждую группу. Обратите внимание на то, что в каждой паре повторяется одно слово, например:

каменное здание

каменное лицо

Задание № 2. Подчеркните пары, в которых слова не являются синонимами.

Береза – березка

Земля – почва

Думать – мыслить

Чистый – чистенький

Животное – волк

Туман – дымка

Ехать – приезжать

Знаменитый – известный

Друг - друзья

Верный – надежный

Задание № 3. Составьте на основе данных словосочетаний сложные слова-существительные и запишите их: зоологический сад, добрая душа, электрический счётчик, косить сено, снимать фото.

Учтите, что каждое сложное слово, составленное Вами правильно, пишется

слитно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Установите, от какого слова образовано данное:

1) перебежать образовано от слова ________________

2) сбежать образовано от слова ___________________

3) добежать образовано от слова __________________

4) забежать образовано от слова __________________

5) вбежать образовано от слова ___________________

Задание № 5.

Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками

языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически

однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано

количество букв, из которых состоят слова столбца А.

А

Б

В

Это имя прилагательное, обозначает

цвет снега, мела, светлый цвет.

5

Животное это, как ни странно, получило название по цвету шкурки не обычного и хорошо знакомого нам

зверька, а по очень редкой – светлой – разновидности.

5

Считают, что это слово (имя существительное) получило своё название по цвету растущих на нём светлых мхов

6

Эта рыба получила название по цвету мяса.

6

Постельные принадлежности, рубашки, сорочки любых цветов.

5

Задание № 6. Чем отличается употребление слова Маша  в парах предложений (знаки препинания не расставлены)?

1. Маша ты пойдёшь сегодня в театр – Маша пошла сегодня в театр

2. Не пойдёшь ли ты Маша погулять – Пошла Маша гулять

Перепишите предложения, расставив знаки препинания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. Разделите имена существительные на две равные группы по морфологическому признаку, связанному с употреблением форм числа. Объясните, по какому признаку Вы разделили слова.

Учительство, тень, стол, сосняк, сосна, горох, сахар, здание.

К какой группе вы отнесёте слова смородина, тетрадь, учение, ученик? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 8. Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными. Какой еще общий признак есть у всех этих слов?

Ремни, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью –

_________________________________________________________________

Вещество из микроскопических грибов, вызывающее брожение -

_________________________________________________________________

Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани –

_________________________________________________________________

Острое вирусное заболевание –

_________________________________________________________________
Большое желание есть –

_________________________________________________________________

Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями –

________________________________________________________________

Человек в транспорте –

_________________________________________________________________

Зимняя игра –

_________________________________________________________________

Задание № 9. Прочитайте старославянские слова и переведите их на современный русский язык.

Длань – ________________

Аз – ___________________

Багрец – _______________

Аминь – _______________

Днесь – ________________

Живот – _______________

Иже – _________________

Отрок - ________________

Задание № 10. Отметь «Х» слова, в которых звуков больше, чем букв: 

   ягода

   день

   поёт

   змея

   клен

Задание № 11. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Туфли - _________________________      

каникулы - ______________________

носки - _________________________      

колени - ________________________

сани - __________________________        

помидоры -______________________

Задание № 12. Объясните значение названий рек Шуя и Десна.

Что по по-древнерусски называлось «шуйца» и «десница»?  

Прочитайте предложение: Яко же Пастырь разлучаетъ овьцы отъ козлищь: и поставитъ овьцы одесную себе, а козлища ошую. Ответьте (по-русски) на вопрос: Куда Пастырь (Пастух) поставит овец, а куда козлов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...