Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
4 КЛАСС
Задания
Задание № 1. Даны сочетания слов, распределённые на 2 группы.
Группа 1 | Группа 2 |
каменное здание | каменное лицо |
синее море | море пшеницы |
играет на гитаре | играет на нервах |
Объясните, почему слова распределены по группам именно так. Придумайте и запишите по 2 примера в каждую группу. Обратите внимание на то, что в каждой паре повторяется одно слово, например:
каменное здание | каменное лицо |
Задание № 2. Подчеркните пары, в которых слова не являются синонимами.
Береза – березка
Земля – почва
Думать – мыслить
Чистый – чистенький
Животное – волк
Туман – дымка
Ехать – приезжать
Знаменитый – известный
Друг - друзья
Верный – надежный
Задание № 3. Составьте на основе данных словосочетаний сложные слова-существительные и запишите их: зоологический сад, добрая душа, электрический счётчик, косить сено, снимать фото.
Учтите, что каждое сложное слово, составленное Вами правильно, пишется
слитно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Установите, от какого слова образовано данное:
1) перебежать образовано от слова ________________
2) сбежать образовано от слова ___________________
3) добежать образовано от слова __________________
4) забежать образовано от слова __________________
5) вбежать образовано от слова ___________________
Задание № 5.
Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками
языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически
однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано
количество букв, из которых состоят слова столбца А.
А | Б | В |
Это имя прилагательное, обозначает цвет снега, мела, светлый цвет. | 5 | |
Животное это, как ни странно, получило название по цвету шкурки не обычного и хорошо знакомого нам зверька, а по очень редкой – светлой – разновидности. | 5 | |
Считают, что это слово (имя существительное) получило своё название по цвету растущих на нём светлых мхов | 6 | |
Эта рыба получила название по цвету мяса. | 6 | |
Постельные принадлежности, рубашки, сорочки любых цветов. | 5 |
Задание № 6. Чем отличается употребление слова Маша в парах предложений (знаки препинания не расставлены)?
1. Маша ты пойдёшь сегодня в театр – Маша пошла сегодня в театр
2. Не пойдёшь ли ты Маша погулять – Пошла Маша гулять
Перепишите предложения, расставив знаки препинания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Разделите имена существительные на две равные группы по морфологическому признаку, связанному с употреблением форм числа. Объясните, по какому признаку Вы разделили слова.
Учительство, тень, стол, сосняк, сосна, горох, сахар, здание.
К какой группе вы отнесёте слова смородина, тетрадь, учение, ученик? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8. Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными. Какой еще общий признак есть у всех этих слов?
Ремни, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью –
_________________________________________________________________
Вещество из микроскопических грибов, вызывающее брожение -
_________________________________________________________________
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани –
_________________________________________________________________
Острое вирусное заболевание –
_________________________________________________________________
Большое желание есть –
_________________________________________________________________
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями –
________________________________________________________________
Человек в транспорте –
_________________________________________________________________
Зимняя игра –
_________________________________________________________________
Задание № 9. Прочитайте старославянские слова и переведите их на современный русский язык.
Длань – ________________
Аз – ___________________
Багрец – _______________
Аминь – _______________
Днесь – ________________
Живот – _______________
Иже – _________________
Отрок - ________________
Задание № 10. Отметь «Х» слова, в которых звуков больше, чем букв:
□ ягода
□ день
□ поёт
□ змея
□ клен
Задание № 11. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Туфли - _________________________
каникулы - ______________________
носки - _________________________
колени - ________________________
сани - __________________________
помидоры -______________________
Задание № 12. Объясните значение названий рек Шуя и Десна.
Что по по-древнерусски называлось «шуйца» и «десница»?
Прочитайте предложение: Яко же Пастырь разлучаетъ овьцы отъ козлищь: и поставитъ овьцы одесную себе, а козлища ошую. Ответьте (по-русски) на вопрос: Куда Пастырь (Пастух) поставит овец, а куда козлов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 класса
данный материал представлен в виде буклета...
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3-4 классов.
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3-4 классов....
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов ...
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.
Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...
Школьная олимпиада. Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 класса.
Материал содержит задания для школьной предметной олимпиады по русскому языку в начальной школе (4 класс) с критериями оценки. Цель: выявление одарённых и талантливых детей; пробуждение и развитие уст...
олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 2 класса
задания на развитие...