Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
Данный материал может быть использован педагогами для подготовки к Олимпиаде по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olim_ryaz.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфоэпия. Фонетика.
1. Расставьте ударения в словах: Статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить.
2. Расставьте ударения в словах:
Алфавит, партер, средство, шофер, положил, документ, километр, случай, хозяева.
3. Расставьте ударения в словах:
Августовский, береста, пихта, столяр, фонетика, языковое, торты, красивее, творог.
4. Выберите слова, в которых ударение падает не на первый слог:
Цемент, портфель, хвоя, дневник, фарфор.
5. Расставьте ударения в словах:
Мармелад, пропасть, лыжня, фиолетовый, капризничать, почерк, диспансер, заржаветь, околесица, современный, межа, чистильщик, импорт, медикаменты.
6. Выпишите слово, в котором ударение падает на первый слог:
Удить, тефтели, ворота, процент, дневник.
7. Расставьте ударения в словах:
Дефис, жалить, досуха, шинель, звонит, договор, изобретение, балую, пуловер.
8. Расставьте ударения в словах:
Баловать, квартал, украинский, начать, прожил, новорожденный, столяр, по средам, щавельный, комбайнер, вы правы, огниво, орфографический, разбаловаться, форзац, атлас, фольга.
9. Выберите из двух ответов правильный.
1) Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки:
а) это звуки;
б) это звуки речи. Из них получаются слова.
2) [м, ы, ш, к, а]:
а) это звуки;
б) это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно составить из этих звуков?
10. Запишите три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, в которых звуков больше, чем букв.
11. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[т] Кто любит труд, того люди чтут.
12. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе - пещеру, преимущественно искусственную.
13. Определите, сколько звуков в словах:
я, он, мал, пою, яблоко, а, возьму, юг, подъем.
14. Определите, сколько раз в тексте загадки встречается звук [с]. Отгадайте ее.
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
15. Ученик 2-го класса, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки, охарактеризовал звуки так:
[н] - согласный, глухой, твердый;
[а] - гласный;
[ц] – гласный, звонкий, твердый;
[ы] - гласный;
[п] - согласный, глухой, мягкий;
[а] - гласный;
[ч'] - согласный, мягкий, глухой;
[к] - согласный, глухой, твердый;
[и] - гласный.
Правильно ли ученик разобрал слово? Докажите.
16. Какими фонетическими признаками объединены слова: Прорубь, сладкоежка, морковь, творог?
17. В каком слове есть только твердые согласные звуки? Водит, пашешь, верит, велит, смех.
18. Произношение какого слова не совпадает с написанием: мак, стол, грустно, вить, лить?
19. Чем различаются слова ёж и ешь?
20. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, ряд.
21. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.
22. Какие слова получаются, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке?
23. Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:
Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
24. Какими фонетическими признаками объединены слова: вкривь, коврижка, врозь, книг?
25. В каком слове количество букв и звуков совпадает: семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют?
26. Какие из слов срезал, сумел, списал, сгорел могут служить доказательством того, что приставка с - никогда не изменяется на письме?
27. Слова произносятся так: [м о с' т' и к], [б а н' т' и к]. Запишите их по правилам русской орфографии.
28. Выпишите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево:
Тот, дед, шалаш.
29. Ученик написал: «Был фчера на фудболе». Ошибки это или описки? Докажите.
30. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?
Деревенский старожил. Сад колхозный сторожил.
31. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова:
пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.
Найдите среди них слова со звуками, которых нет в слов палитра.
32. Найдите загаданный звук.
Я - в озерах и реках, но в море меня нет.
Я - в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.
33. Сколько букв о и звуков [о] в данном предложении: Звонят все колокола.
34. Укажите, сколько раз звук [з] встречается в предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
35. В начале слов экран, эфир произносится звук [э]. Объясните, почему?
36. Вместо выделенных букв вставьте звуки в словах. Докажите выбор звука:
из Испании - [ ]спании; мягкий - мя[ ]кий; визг - ви[ ]; съезд - [ ]езд.
37. В каком слове есть только твердые согласные звуки: мел, лось, тема, можешь, матч?
38. Составьте слово из звуков:
1-й - глухая пара звука [з]; 2-й - глухая пара звука [д]; 3-й - гласный [о] под ударением;
4-й - глухая пара звука [г].
39. Поставьте ударения в словах. Для чего служит ударение в словах? Запишите свой ответ. Определите, по каким признакам слова похожи, а по каким - различны. Запишите.
Стрелки, замок, белок, дорога, косит, выкупать, трусит.
Похожи | Различны |
40. В каких словах неправильно названа буква согласного? Исправьте ошибку.
1. Юноша – нэ, ша;
2. Задача - зэ, дэ, чэ;
3. Солнце – сэ, эл, эн, цэ.
41. Из каждого слова уберите по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово: всласть, горсть, склон, полк, тепло, беда, экран.
42. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово:
рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус.
43. Угадайте слова.
I. С ч - над морем я летаю,
С г - в машинах я бываю,
С м - меня ты надеваешь,
С л - собаку называешь.
II. С к - я в школе на стене, Горы, реки есть на мне.
С п - от вас я не таю . В каждом классе в ряд стою.
III. С б - смертельной я бываю,
С м - меха я пожираю,
С р - актеру я нужна,
С с - для повара важна.
44. Назовите слово, в котором 5 раз содержится звук [у].
45. Знаете ли вы, на какой звук в русском языке нет ни одного слова?
46. Сколько согласных не может быть в одном слоге?
47. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]? Продолжите этот ряд.
Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку
Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.
В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.
Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014
Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у...
Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс
олимпиадные задания...
Олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...
Олимпиадные задания по русскому языку 1 класс.
Олимпиада по русскому языку....