ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

20 разноуровневых заданий муниципальной предметной олимпиады по русскому языку для 4 класс  с ответами для проверяющего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_russkiy_yazyk_4_klass.docx150.38 КБ

Предварительный просмотр:

Задания муниципальной предметной олимпиады по русскому языку

4 класс

Задания, оцениваемые в 2 балла

1Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их.

Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.           ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Добавьте к каждому слову по одной букве так, чтобы получилось новое слово.

Рубка - ________________________

Дар - _________________________

Стол - ________________________

Клад - ________________________

Шар - ________________________

3. Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд.

4. Подчеркнислово, в котором правильно названы все буквы?

а) книга – кэ, эн, и, гэ, а;

б) палец – пэ, а, эл, е, цэ;

в) марка – эм, а, эр, ка, а;

г) шайба– ша, а, и краткая, бэ, а.

5. Подчеркни слово, в котором  нет приставки.

Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка.

Задания, оцениваемые в 3 балла

6. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей? 

Ответ _____________________________

7. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово.

Вертеть, болото, лётчик ____________________________

Потом, фамилия, коридор __________________________

Сапоги, парашют, фантазия ________________________

8 . Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно определить к какой части речи они относятся.

Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, шорты,  дали,  стекло,  храброго,  рой,   жаркое.

9. Вставь в скобки слог из трёх букв. Он должен заканчивать первое слово и

начинать второе.

1) ко (_______) гарин

2)  кара (_______) ная

3) ка (_______) ка

4) до (_______) итель

5)  тун (_______) кон

6) бели (_______) мя

10.  Одним словом объясни значения заимствованных слов.

Дегустация

Лозунг

Антракт

Финал

Задания, оцениваемые в 4 балла

11. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться — _________________________________________

б) Очень тесно — __________________________________________________________                        

в ) Усиленно думать над трудным вопросом — __________________________________

г) Хорошо запомнить — _____________________________________________________

12. Разгадай шараду 

Несёт меня с трудом старик, но если –ю- прибавить, вмиг.

К нему придёт на помощь тот, кто без труда меня несёт.

Ответ ___________________________________

13. Переставь буквы в следующих словах, превратив имена нарицательные в имена собственные 

кифара - _______________________________

навага - _______________________________

рубаха - _______________________________

14. Узнай пословицы-перевёртыши и запиши их.

1. Осень век объедает. ______________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Уши храбрятся – ноги лентяйничают. _______________________________________

__________________________________________________________________________

3. Множество против одного, один против многих. ______________________________

__________________________________________________________________________

4. Борщ сметаной поправишь. ________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Безделью часы - слезам год. _______________________________________________

__________________________________________________________________________

15.  Разгадай ребус, прочитай пословицу. Напиши ее.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/21/s_59eb3d081cfb8/s717251_0_1.jpeg

        Ответ _________________________________

                                                                            ______________________________________          

___________________________________    ______________________________________

_______________________________            ______________________________________

   _________________________________    ______________________________________

   _______________________________         ____________________________________

Задания, оцениваемые в 5 баллов

16.  Строчка из известной песенки: Жил-был у бабушки серенький козлик в зашифрованном виде выглядит так: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг. А как с помощью этого же шифра записать Крокодил Гена? Обведи цифру  правильного ответа.

1) Клёкотыр Гэмя

2)  Глёгётыр Кэня

3) Клёкётыр Гэмя

4) Глёгёдыр Кэмя

5)  Глёгётыр Кэмя

6) Клёготыр Гэня

17. Выбери, в каком порядке нужноhttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/21/s_59eb3d081cfb8/s717251_0_2.png

обойти все кружки, чтобы прочесть

пословицу. Запиши ее.

Ответ______________________________

____________________________________

____________________________________

18. Многие годы русские люди в быту общались на русском языке, а в церкви слышали службы на церковно-славянском языке. Русский и церковно-славянский – родственные языки. Многие слова в этих языках похожи. Но слова из церковно-славянского языка можно отличить по некоторым признакам. Например, в церковно-славянском языке на месте русского полногласия –оро-, -оло-, -ере звучат неполногласные сочетания –ла-, -ле-, -ре-Сравни русское слово сторож и церковно-славянское страж, русское слово ворота и церковно-славянское врата. Подбери к русским словам с полногласиями вариант церковно-славянских слов с неполногласием.

1) Сторона - _______________________

2)  Город - _________________________

3) Хоромы - _______________________

4) Голова - _________________________

5) Дерево - _________________________


19. Прочитай предложения. В каждом из них пропущено одно и то же слово (А), а в предложении 3 – ещё и однокоренное ему слово (Б). 1) Сквозь открытые окна из сада веяло осенней свежестью и запахом (А)______. 2) Две двери, две печи, между которыми находится диван, по стенкам кресла, на столе две свечи и поднос с вареньем, мочёными (А)______ и пастилой. 3) Сегодня ещё эта глупая тётя при моём сыне сказала мне, намекая на моего отца, что (А)_____ от (Б)________ недалеко падает! 4) Всё началось с наследства, которое и стало (А)________раздора между братьями.  

Запиши пропущенное слово (А) в начальной форме. 4. Запиши однокоренное ему слово (Б) в начальной форме.

(А) _______________________________                 (Б) _______________________________

20. Архаизмы – это устаревшие слова, вместо которых сейчас употребляются современные синонимы. Например, вместо архаизма око употребляется слово глаз. Какой современный синоним употребляется вместо слова чело?

Даны слова на русском языке и их переводы на белорусский язык.

русский

белорусский

порог

парог

ритм

рытм

миска

мiска

корова

карова

собака

сабака

лист

лiст

парик

парык

Переведи на белорусский язык слова гриб, золото, голова.

⃰ Знание белорусского языка для выполнения задания не требуется.

 

Ключ к заданиям муниципальной предметной олимпиады по русскому языку

4 класс

 (max кл-во баллов за работу – 70)

Ответы на задания, оцениваемые в 2 балла

  1. Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.          

Ответ: Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света.

  1. балла – все имена подчеркнуты и записаны;

1 балл - все имена подчеркнуты, но не записаны/все имена записаны, но не подчеркнуты

  1. Ответ: трубка, удар, столб, склад, шарф

2 балла – все слова записаны верно;

1 балл – правильно записаны любые три слова

0 баллов – другие варианты

  1. Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд
  1. балла – слова выбраны верно;

0 баллов  – другие варианты

4.   а) книга – кэ, эн, и, гэ, а;

б) палец – пэ, а, эл, е, цэ;

в) марка – эм, а, эр, ка, а;

г) шайба– ша, а, и краткая, бэ, а.

  1. балла – выбран ответ в)
  1. баллов  – другие варианты

5.  Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка.

2 балла – выбрано слово подушка;

0 баллов – другие варианты

Ответы на задания, оцениваемые в 3 балла

6. Существительные Юлия и Юлий во множественном числе различаются в Родительном и Винительном падежах: первое имеет форму Юлий (с нулевым окончанием, второе – Юлиев (с окончанием –ев-)

    3 балла – записан ответ: Родительный и Винительный падежи (допустима запись: Р.п.,  В.п.)

0 баллов – другие варианты

      7.  Ответ: вертолёт, помидор, сарафан

  1. балла – записаны три слова;
  1. балла – записаны два слова;
  1. балл – записано одно слово

0 баллов – другие варианты

8. жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, шорты,  дали,  стекло,  храброго,  рой,   жаркое.

  1. балла – записаны шесть слов;
  1. балла – записаны пять слов;
  1. балл – записаны четыре слова;

0 баллов – другие варианты

9.  ко (мар) гарин, кара (ван) ная, ка (бан) ка, до (вод) итель, тун (дра) кон, бели (зна) мя

  1. балла – записаны все слоги;
  1. балла – записаны пять слогов;
  2. балл – записаны четыре слога;

0 баллов – другие варианты

10.  антрaкт – перерыв

            дегустапия – проба

            лозунг — призыв

            финал — конец

3    балла – верно записаны объяснения  всех слов;

  1. балла – верно записаны объяснения  трех слов;
  1. балл – верно записаны объяснения  двух слов;

0 баллов – другие варианты

Ответы на задания, оцениваемые в 4 балла

11. Брать себя в руки.

            Яблоку негде упасть.

           Ломать голову.

           Зарубить себе на носу.

  1. балл за каждый правильно записанный фразеологический оборот

      12. Ответ: Юноша

            4 балла за правильный ответ;

  1. баллов – другие варианты

       13. Ответ: Африка, Гавана, Бухара

  1. балла – записаны все слова;

3   балла – записаны 2 слова;

0 баллов – другие варианты

14.  1. Осень век объедает. - Весна год кормит.

  2.Уши храбрятся – ноги лентяйничают. - Глаза боятся - руки делают.

  3. Множество против одного, один против многих. - Один за всех, все за одного.

  4. Борщ сметаной поправишь. - Кашу маслом не испортишь.

  5. Безделью часы - слезам год. - Делу время — потехе час.

4  балла – верно записаны все пословицы;

3   балла – верно записаны четыре пословицы;

2  балла - верно записаны три пословицы;

             1 балл - верно записаны две пословицы

       0 баллов – другие варианты

15. Ответ: Рваным неводом рыбы не наловишь.

           4 балла -  пословица составлена и записана верно;

           3 балла -  пословица составлена верно, но записана с 1-2 ошибками;

           2 балла -  большая часть пословицы составлена и записана верно;

           1 балл -  большая часть пословицы составлена верно, но записана с 1-2 ошибками;

     0 баллов - другой вариант ответа

Ответы на задания, оцениваемые в 5 баллов

16.   5) Глёгётыр Кэмя

5 баллов за правильно выбранный ответ;

0 баллов – другие варианты

17. Учись доброму, тогда худое на ум не пойдет.

5 баллов за правильно выбранный ответ;

0 баллов – другие варианты

18. Сторона – страна, город – град, хоромы – храм, голова – глава, дерево - древо

 1 балл за каждое правильное слово

     19. яблоко – яблоня/допустимо: яблонька

     5 баллов за правильный ответ

20.  Гриб – грыб

       Золото – золата

       Голова – галава

Пояснение: И (после р) – ы В остальных случаях – i О под ударением – о О без ударения – а

  1. баллов  - все слова написаны правильно;
  1. балла – все слова написаны с 1ошибкой;

3   балла -  два слова написаны правильно;

2 балла -  два слова написаны с 1 ошибкой;

  1. балл – одно слово написано правильно;

0 баллов – другие варианты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса

Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку.3 класс

Материал для проведения школьных олимпиад ....