Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока поможет сформировать умения находить корень слова через актуализацию знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: открытие нового
Тема: Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
Класс: 3
УМК: Школа России
Цель: формирование умения находить корень слова через актуализацию знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
- актуализировать знания учащихся о корне как части слова и признаках однокоренных слов.
Развивающие:
- развивать умение контролировать свои действия и действия своих одноклассников в процессе парной работы, оценивать правильность выполненного задания
- развивать умение точно выражать свои мысли;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка средствами решения познавательных задач;
- воспитывать сплоченность через работу в парах.
Планируемые результаты
Предметные:
- воспроизводят определение корня как части слова, называют признаки однокоренных слов;
- умеют выделять в словах корень, находить однокоренные слова, называя их признаки
Метапредметные:
1. Коммуникативные:
- умеют точно и полно выражать свои мысли при ответе на вопросы.
2. Познавательные:
- умеют анализировать языковые единицы, делать выводы.
3. Регулятивные:
- контролировать свои действия и действия своих одноклассников в процессе парной работы, оценивать правильность выполненного задания
Личностные:
-проявляют интерес к учебному материалу, активно участвуя в решении познавательных задач;
- проявляют в процессе работы в паре
План проведения: 45 минут.
- Организационный.момент-2 мин
- Актуализация знаний- 8 мин
- Постановка цели и задач урока – 3 мин.
- Мотивация учебной деятельности учащихся - 3 мин
- Первичная проверка понимания – 7 мин
- Физкультминтука-3 мин
- Закрепление материала-16 мин
- Рефлексия (подведение итогов)-3 мин
Оборудование: учебник, презентация, тетрадь для учащихся
Ход урока
Этап урока | Задачи этапа урока | Методы и приемы работы | Дидактические средства | Содержание учебного материала и деятельности учителя. | Деятельность учащихся | Формы организации | Формы контроля | Планируемые результаты | |||||
I.Организационный момент. Проверка домашнего задания. | Организовать учащихся, также проверить их готовность к уроку. | - рассказ | Речь учителя, слайд | - Здравствуйте ребята. - Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. – объясните смысл пословицы. На доске: Красна птица перьями, а человек знанием.
-А теперь, ребята, посмотрите на доску. Давайте мы с вами выберем пословицу к нашему с вами уроку. 1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни; 2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться. 3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся | Ученики проверяют готовность к уроку. (объяснение смысла пословиц) | Фронтальная | Самоконтроль | Предметные Формируют умение правильно и аккуратно готовиться к уроку математики | Метапредметные Умеют слушать и слышать учителя | Личностные Воспитывают в себе такое качество как аккуратность, а также ответственность и пунктуальность | Метапредметные | Личностные | |
II.Актуализация знаний | Настроить учащихся на отличную работу на уроке. | - рассказ, беседа | Речь учителя, слайд | 1. Минутка чистописания. (3 мин.) - Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. (Красна птица перьями, а человек знанием.) -Посмотрите на доску. (на доске представлены слова: смелость, смельчак, осмелеть, смело) -Какое значение имеет каждое из них? -Что объединяет эти слова? -Давайте найдем в этих словах корень.
| Посадка при письме, положение тетради. Определять К о р е н ь в словах | Фронтальная | Самоконтроль | Активизируют ранее изученные понятия | принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; | принимают и осваивают роль обучающегося. Понимают важность приобретаемых знаний и умений | Умеют слушать и слышать учителя | Воспитывают в себе такое качество как аккуратность, а также ответственность и пунктуальность. | |
III.Мотивация учебной деятельности | Настроить учащихся на отличную, дальнейшую работу на уроке. | Рассказ, беседа. | Речь учителя, слайд | 1.Работа над лексическим значением слова «корень»
- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»? - Как вы считаете, что такое корень слова? - Какое значение слова корень имеет отношение к предмету «Русский язык»? - Открываем учебник на странице 74. И проверим, правильно ли мы сформулировали определение слову «корень». - Кристина, найди и прочитай нам определение. СЛАЙД 2
-Хорошо СЛАЙД 3 Открываю запись на доске. СЛАЙД 4 | (открывают учебник)
- (читает определение) - Корень Корень слова - Научиться находить и выделять корень в словах. | Фронтальная | Самоконтроль | находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий | планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. | участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности | развивают мыслительную деятельность, умеют работать по алгоритму | принимают и осваивают роль обучающегося. Понимают важность приобретаемых знаний и умений | |
IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач | Рассказ, беседа | Речь учителя, слайды | 1. Открытие нового. (3 мин.) - Вспомним цель урока. - Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в слове корень? - Как называются родственные слова, которые помогают нам правильно выделить корень? - А как определить, являются ли слова однокоренными? По каким признакам? СЛАЙД 5 - Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите. вода, водитель, водичка Какое слово лишнее? Почему? мороз вьюга стужа - А эти слова будут однокоренными? Докажите. Вывод. - Какой вывод вы сделали, выполнив это задание? - Какие слова мы будем называть однокоренными? СЛАЙД 6 - Ребята, посмотрите на слайд. Что же такое однокоренные слова? - Очень хорошо. Молодцы! Физминутка - Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник. | (слушают) - Эти слова нельзя назвать однокоренными. Они не все близки по смыслу. Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет. - Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни. | Фронтальная работа | Самоконтроль. самопроверка | - выполняют упражнения | выполняют учебные действия в умственной и речевой форме | ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя. Принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя | - проявляют вычислительные навыки, умение решать примеры и задачи | ||
3. Работа с учебником. Понятие корень слова. -Работаем по с.74, упр.130. - Прочитайте текст. - Какую работу нужно провести по упр .130? Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах? –Выпишите однокоренные слова столбиком, чтобы корень в словах стоял под корнем. Какой корень будет во всех этих словах? Выделите корень дугой. – Что заметили? Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее лексическое значение. СЛАЙД 7 - Давайте убедимся в правильности выполнения задания. - Верно, выполнено упражнение? -Кто сделал так же поднимите руку. - С какой целью выполняли данное упражнение? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова. Слово с деревом похоже, | Фронтально, затем работают самостоятельно. Непроверяемая безуд.гласная О -ОСИН- Одинаково. Да. С целью закрепить знания по теме Однокоренные слова.
| Фронтальный Индивидуальный | Самоконтроль | строят несложные рассуждения; | прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя. | строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | Формируют умение определять уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме. | умеют точно и полно выражать свои мысли | |||||
V.Включение нового знания в систему знаний и повторений | - Ребята, а как нам найти в слове корень? - Откройте страницу учебника 75. - Дима, прочитай определение. - Посмотри на доску прочитайте и запомните алгоритм выделения корня. • Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. • Проверь, близки ли они по смыслу. • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть. • Это и будет корень слова. Выдели его знаком • Лес , лесник, лесной . - Смотрим упражнение 134 - Стас , прочитай, что нужно сделать? - (Разбираем) Молодцы ребята! ЗАКРЕПЛЕНИЕ. -Предлагаю поработать в парах. Карточка №2 Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы. Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы и выдели корень. Чистота, сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице. Проверка. Возьмите карандаш, посмотрите на доску и проверьте свои работы. СЛАЙД 9 Для чего выполняли данное задание? Вывод: Какие слова являются однокоренными? | (предположительные ответы) (открывают страницу учебника) (читает) Выделяют (читает) - нужно объяснить значение каждого слова с помощью однокоренного слова и записать в алфавитном порядке. Для того, чтобы закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень. Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение. | Работа в парах | взаимопроверка | обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. | развивают мыслительную деятельность, умеют работать по алгоритму | умеют точно и полно выражать свои мысли | ||||||
VI.Итог урока VII.Рефлексия | подвести итоги урока, оценить свою деятельность на уроке | Беседа | Речь учителя, слайды | -Ребята, наш урок подходит к концу. - Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? - А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? - Назовите эти слова. Какой корень у этих слов? - Мы достигли цели урока? - Что такое корень слова? - Какие слова мы называем однокоренными? - Как найти в слове корень? - Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 10. Сегодня на уроке я узнал … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что… | ДА. В пословицах есть однокоренные слова. (называют корень слова) -Да. Отвечают. | фронтальная | Самоконтроль | Подводят итог урока, делают выводы | Оценивают свою работу на уроке | умеют точно и полно выражать свои мысли | |||
YIII.Домашнее задание | СЛАЙД 11. с.74-75 выучить правило, упражнение 137. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...