Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Светлана Сергеевна Михайлова

Конспект урока поможет сформировать умения находить корень слова через актуализацию знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие нового

Тема: Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Класс: 3

УМК: Школа России

Цель: формирование умения находить корень слова через актуализацию знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.

Задачи:
Образовательные:

- формирование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;

- актуализировать знания учащихся о корне как части слова и признаках однокоренных слов.

Развивающие:

- развивать умение контролировать свои действия и действия своих одноклассников в процессе парной работы, оценивать правильность выполненного задания

- развивать умение точно выражать свои мысли;

Воспитательные:        

- воспитывать интерес к изучению русского языка средствами решения познавательных задач;
- воспитывать сплоченность через работу в парах.

Планируемые результаты
Предметные:

- воспроизводят определение корня как части слова, называют признаки однокоренных слов;

- умеют выделять в словах корень, находить однокоренные слова, называя их признаки
Метапредметные:
1. Коммуникативные: 

- умеют точно и полно выражать свои мысли при ответе на вопросы.

2. Познавательные: 
- умеют анализировать языковые единицы, делать выводы.

3. Регулятивные: 
- контролировать свои действия и действия своих одноклассников в процессе парной работы, оценивать правильность выполненного задания

Личностные:
-проявляют интерес к учебному материалу, активно участвуя в решении познавательных задач;

- проявляют в процессе работы в паре

План проведения: 45 минут.

  1. Организационный.момент-2 мин
  2. Актуализация знаний- 8 мин
  3. Постановка цели и задач урока – 3 мин.
  4. Мотивация учебной деятельности учащихся -  3 мин
  5. Первичная проверка понимания – 7 мин
  6. Физкультминтука-3 мин
  7. Закрепление материала-16 мин
  8. Рефлексия (подведение итогов)-3 мин

Оборудование: учебник, презентация, тетрадь для учащихся

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа урока

Методы и приемы работы

Дидактические средства

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формы организации

Формы контроля

Планируемые результаты

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Организовать учащихся,  также проверить их готовность к уроку.

- рассказ

Речь учителя, слайд

- Здравствуйте ребята.

- Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

– объясните смысл пословицы.

На доске: Красна птица перьями, а человек знанием.

 

-А теперь, ребята, посмотрите на доску. Давайте мы с вами выберем пословицу к нашему с вами уроку.

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся

Ученики проверяют готовность к уроку.

(объяснение смысла пословиц)

Фронтальная

Самоконтроль

Предметные

Формируют умение правильно и аккуратно готовиться к уроку математики

Метапредметные

Умеют слушать и слышать учителя

Личностные

Воспитывают в себе такое качество как аккуратность, а также ответственность и пунктуальность

Метапредметные

Личностные

II.Актуализация знаний

Настроить учащихся на отличную работу на уроке.

- рассказ, беседа

Речь учителя, слайд

1. Минутка чистописания. (3 мин.)

- Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа.  

Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. (Красна птица перьями, а человек знанием.)

-Посмотрите на доску. (на доске представлены слова: смелость, смельчак, осмелеть, смело) 

 -Какое значение имеет каждое из них?

-Что объединяет эти слова? 

-Давайте найдем в этих словах корень.

 

Посадка при письме, положение тетради.

Определять К о р е н ь в словах

Фронтальная

Самоконтроль

Активизируют ранее изученные понятия

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

принимают и осваивают роль обучающегося.

Понимают важность приобретаемых знаний и умений

Умеют слушать и слышать учителя

Воспитывают в себе такое качество как аккуратность, а также ответственность и пунктуальность.

III.Мотивация учебной деятельности

Настроить учащихся на отличную, дальнейшую работу на уроке.

Рассказ, беседа.

Речь учителя, слайд

1.Работа над лексическим значением слова «корень»

  1. мин.)

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?

- Как вы считаете, что такое корень слова?

- Какое значение слова корень имеет отношение к предмету «Русский язык»?  

- Открываем учебник на странице 74. И проверим, правильно ли мы сформулировали определение слову «корень».

- Кристина, найди и прочитай нам определение.

СЛАЙД 2        

                                           

-Хорошо

 СЛАЙД 3

Открываю запись на доске.

СЛАЙД 4

(открывают учебник)

 

- (читает определение)

- Корень

Корень слова

- Научиться находить и выделять корень в словах.

Фронтальная

Самоконтроль

находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий

планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

развивают мыслительную деятельность, умеют работать по алгоритму

принимают и осваивают роль обучающегося.

Понимают важность приобретаемых знаний и умений

 IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

Рассказ, беседа

Речь учителя, слайды

1. Открытие нового. (3 мин.)

- Вспомним цель урока.

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в слове корень?

- Как называются родственные слова, которые помогают нам правильно выделить корень?

- А как определить, являются ли слова однокоренными? По каким признакам?    СЛАЙД 5

- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

 вода,   водитель,     водичка

          Какое слово лишнее? Почему?

                       мороз  вьюга   стужа

- А эти слова будут однокоренными? Докажите.

Вывод.

- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

- Какие слова мы будем называть однокоренными?

СЛАЙД 6

- Ребята, посмотрите на слайд. Что же такое однокоренные слова?

- Очень хорошо. Молодцы!

Физминутка - Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.  Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.

(слушают)

- Эти слова нельзя назвать однокоренными. Они не все  близки по смыслу.

Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет.

- Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни.

Фронтальная работа

Самоконтроль. самопроверка

- выполняют упражнения

выполняют учебные действия в умственной и речевой форме

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя.

Принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя

 - проявляют вычислительные навыки, умение решать примеры и задачи

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по с.74, упр.130.

- Прочитайте текст.

- Какую работу нужно провести по упр .130?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?  

–Выпишите однокоренные слова столбиком, чтобы корень в словах стоял под корнем. Какой корень будет во всех этих словах?  Выделите корень дугой.

– Что заметили?
– Как пишется корень в однокоренных словах?

Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее лексическое значение.

СЛАЙД 7 

- Давайте убедимся в правильности выполнения задания.

- Верно, выполнено упражнение?

-Кто сделал так же поднимите руку.                  

- С какой целью выполняли данное упражнение?

- Какой вывод мы можем сделать?

 Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.

Фронтально, затем работают самостоятельно.

Непроверяемая безуд.гласная О

-ОСИН-

Одинаково.

Да.

С целью закрепить знания по теме Однокоренные слова.

 

Фронтальный

Индивидуальный

Самоконтроль

строят несложные рассуждения;

прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя.

строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Формируют умение определять

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме.

умеют точно и полно выражать свои мысли

V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

- Ребята, а как нам найти в слове корень?

- Откройте страницу учебника 75.

- Дима, прочитай определение.

- Посмотри на доску прочитайте и запомните алгоритм выделения корня.

•      Подбери к слову родственные (однокоренные) слова.

•      Проверь, близки ли они по смыслу.

•      Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

•      Это и будет корень слова. Выдели его знаком  

•      Лес , лесник, лесной . 

- Смотрим упражнение 134

- Стас , прочитай, что нужно сделать?

- (Разбираем) Молодцы ребята!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Предлагаю поработать в парах.

Карточка №2

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы и выдели корень.

Чистота, сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

Проверка.  

Возьмите карандаш, посмотрите на доску и проверьте свои работы. 

 СЛАЙД 9

Для чего выполняли данное задание?

Вывод: Какие слова являются однокоренными?

(предположительные ответы)

(открывают страницу учебника)

(читает)

Выделяют

(читает)

- нужно объяснить значение каждого слова с помощью однокоренного слова и записать в алфавитном порядке.

Для того, чтобы закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень. 

Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение.

Работа в парах

взаимопроверка

обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

развивают мыслительную деятельность, умеют работать по алгоритму

умеют точно и полно выражать свои мысли

VI.Итог урока

VII.Рефлексия

подвести итоги урока, оценить свою деятельность на уроке

Беседа

Речь учителя, слайды

-Ребята, наш урок подходит  к концу.

- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что  слова из пословиц подходят к теме нашего урока?

- А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?

- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Мы достигли цели урока?

- Что такое корень слова?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень?

- Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 10.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…

ДА.

В пословицах есть однокоренные слова.

(называют корень слова)

 -Да.

Отвечают.

фронтальная

Самоконтроль

Подводят итог урока, делают выводы

Оценивают свою работу на уроке

умеют точно и полно выражать свои мысли

YIII.Домашнее задание

СЛАЙД 11.

 с.74-75 выучить правило, упражнение 137.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...