Конспект урока русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Светлана Сергеевна Михайлова

Конспект урока русского языка поможет сформировать умения различать имена существительные собственные и нарицательные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие нового

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Класс: 3

УМК: Школа России

Цель: формирование умения различать имена существительные собственные и нарицательные.

Задачи:
Образовательные:

- формирование умения различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

-формировать умения орфографически верно писать имена существительные собственные и нарицательные

- актуализировать знания учащихся о именах существительных собственных и нарицательных

Развивающие:

- развивать умение контролировать свои действия и действия своих одноклассников в процессе парной работы, оценивать правильность выполненного задания

- развивать умение точно выражать свои мысли;

Воспитательные:        

- воспитывать интерес к изучению русского языка средствами решения познавательных задач;
- воспитывать сплоченность через работу в парах.

Планируемые результаты
Предметные:

- умеют различать имена существительные собственные и нарицательные

- умеют классифицировать имена существительные.
Метапредметные:
1. Коммуникативные: 

- умеют точно и полно выражать свои мысли при ответе на вопросы.

2. Познавательные: 
- умеют анализировать языковые единицы, делать выводы.

3. Регулятивные: 
- контролировать свои действия и действия своих одноклассников в процессе парной работы, оценивать правильность выполненного задания

Личностные:
-проявляют интерес к учебному материалу, активно участвуя в решении познавательных задач;

- проявляют в процессе работы в паре

План проведения: 45 минут.

  1. Организационный.момент-2 мин
  2. Актуализация знаний- 8 мин
  3. Постановка цели и задач урока – 3 мин.
  4. Мотивация учебной деятельности учащихся -  3 мин
  5. Первичная проверка понимания – 7 мин
  6. Физкультминтука-3 мин
  7. Закрепление материала-16 мин
  8. Рефлексия (подведение итогов)-3 мин

Оборудование: учебник, презентация, тетрадь для учащихся

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа урока

Методы и приемы работы

Дидактические средства

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формы организации

Формы контроля

Планируемые результаты

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Организовать учащихся,  также проверить их готовность к уроку.

- рассказ

Речь учителя, слайд

- Здравствуйте ребята.

- Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Самоконтроль

Предметные

Формируют умение правильно и аккуратно готовиться к уроку русского языка

Метапредметные

Умеют слушать и слышать учителя

Личностные

Воспитывают в себе такое качество как аккуратность, а также ответственность и пунктуальность

Метапредметные

Личностные

II.Актуализация знаний

Настроить учащихся на отличную работу на уроке.

- рассказ, беседа

Речь учителя, слайд

1. Минутка чистописания. (3 мин.)

- Ребята, открываем тетради, записываем число,.. классная работа.  

- Посмотрите на данное высказывание писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Велик и могуч русский язык».

-Как вы считаете о чем это высказывание?

-Хорошо.

- Ребята, чем больше вы будете изучать русский язык ,чем больше вы прочтёте новых книг ,тем больше вы будете в этом убеждаться.

- А теперь запишите это высказывание к себе в тетрадь каллиграфически красиво

Открывают тетради записывают число, классная работа.

Высказывают предположения

 

Записывают высказывание в тетрадь

Фронтальная

Самоконтроль

Активизируют ранее изученные понятия

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

принимают и осваивают роль обучающегося.

Понимают важность приобретаемых знаний и умений

Умеют слушать и слышать учителя

Воспитывают в себе такое качество как аккуратность, а также ответственность и пунктуальность.

III.Мотивация учебной деятельности

Настроить учащихся на отличную, дальнейшую работу на уроке.

Рассказ, беседа.

Речь учителя, слайд

-Работа в парах с таблицей.

- У вас лежат таблицы. Распределите  слова по этим группам и придумайте в каждую группу по 1 слову.

1.

Имена, фамилии, отчества

2.

Имена сказочных героев

3.

Географические названия

Слова для справок:  Александр Сергеевич Пушкин, Мальвина,  Незнайка, тополь, Петров Сергей, Волга, рябина, Москва.

- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.                          

 - Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

-А ещё можно найти отличия?

- Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы (прописной), другие - с маленькой (строчной).

-Ребята, а скажите в какую группы вы отнесете слова Орел, роза, Шарик?

-А объясните, почему?

-Верно.

Некоторые имена существительные можно отнести как и в первую группу так и во вторую.

-Орел может быть город, тогда он будет писаться с большой буквы, а может быть птица орел, тогда будет писаться с маленькой буквы.

-роза может быть цветок, а может имя девочки Роза.

-Шарик может быть воздушным, а может быть кличка собаки.

Распределяют слова по группам, отвечают  на вопросы учителя

Внимательно слушают учителя

Фронтальная

Самоконтроль

находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий

планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

развивают мыслительную деятельность, умеют работать по алгоритму

принимают и осваивают роль обучающегося.

Понимают важность приобретаемых знаний и умений

 IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

Рассказ, беседа

Речь учителя, слайды

1. Открытие нового. (3 мин.)

 - Имена существительные Александр Сергеевич Пушкин, Мальвина, Незнайка, Волга, Москва  называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

- А теперь сверим свои полученные знания с учебником.

-Открываем учебник на странице 15.

-Прочитаем правила.

-Ребята, скажите, какие же имена существительные называют собственными и почему?

-Умницы! Верно.

-А какие имена существительные называют нарицательными и почему?

-Хорошо, молодцы!

Физминутка -

-Я Называю собственные имена существительные - хлопаете в ладоши над головой, нарицательные – топаете ногами.

Алеша, Базилио, страна, космонавт, Наталья, Москва, город, улица, Дмитрий, Барсик, дом, Волга, Россия, автомобиль, Енисей, поэт, Иван, река, журнал, Александр Сергеевич Пушкин

(слушают)

Высказывают свои предположения

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Открывают учебники,читают правила

Высказывают свои предположения

Выполняют физминутку

Фронтальная работа

Самоконтроль. самопроверка

- выполняют упражнения

выполняют учебные действия в умственной и речевой форме

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя.

Принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя

 - проявляют вычислительные навыки, умение решать примеры и задачи

3. Работа с учебником.

-Открываем  учебник на странице 16 упражнение 23.

-Прочитаем задание

-Алиса прочитай задание

-Что нужно сделать в упражнении?

-Маша выходи к доске, напиши слова которые ты бы отнесла в первый столбик.

-Хорошо, молодец, садись.

-А Стас напишет нам слова второго столбика.

-Молодцы! Верно, садитесь

-Посмотрите на станицу 16 в учебнике, найдите правило.

-Дима, прочитай правило.

-Ребята, о чем нам говорит это правило?

-Хорошо, молодцы.

-А теперь давайте выполним задания и посмотрим как вы поняли это правило.

-Посмотрите, на доску

(на доске представлены картинки из разных сказок)

-Вы видите рисунки из разных сказок, вам нужно письменно написать название сказки и его автора.

Например: На первом рисунке изображена сказка... (автора и название).

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Молодцы, ребята.

- Ребята, а теперь находим упражнение 26 на странице 17.

- Прочитаем его.

-Что нужно сделать в этом упражнении?

-Верно

-Один человек выходит к доске и выписывает имена существительные собственные, подчеркивает в них заглавную букву.

-Хорошо, молодец.

Работают по учебнику

 

Выходят к доске и выполняют задания

Читают правила

Выполняют задания

 

Фронтальный

Индивидуальная

Самоконтроль

строят несложные рассуждения;

прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя.

строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Формируют умение определять

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме.

умеют точно и полно выражать свои мысли

V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

- Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.
Возьмите листочки, которые у вас лежат на столе и выполните задания.

1  задание:

Прочитай  текст. Подчеркни  имена  собственные.

Первоклассник.

       Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире на улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ним бежит собака Дружок. В классе Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку «Репка».

2  задание:

Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Подчеркни  нужную  букву.

Я  живу  в  (П, п) осёлке   (К, к) азанцево. Мой дом находится на (У, у)лице (П, п) олевой. Вместе  со  мной  живут  (К, к) ошка  (М, м) урка  и  (П, п) ес  (Д, д) ружок. 

-Давайте проверим, как вы выполнили задания.

-Поменяйтесь тетрадью со своим соседом по парте, возьмите в руки карандаш и проверьте задания.

-Кто сделал правильно все два задания  поднимите руки

А теперь, кто сделал 1 задание правильно  поднимите руки.

-Хорошо, молодцы.

Выполняют работу на листочках

Индивидуальная работа

взаимопроверка

обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

развивают мыслительную деятельность, умеют работать по алгоритму

умеют точно и полно выражать свои мысли

VI.Итог урока

VII.Рефлексия

подвести итоги урока, оценить свою деятельность на уроке

Беседа

Речь учителя, слайды

-Ребята, наш урок подходит  к концу.

-Как пишутся имена существительные собственные?

-Как пишутся имена существительные нарицательные?

- Что показалось сложным на уроке?

- Выберите любое предложение и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…

Отвечают на вопросы учителя

фронтальная

Самоконтроль

Подводят итог урока, делают выводы

Оценивают свою работу на уроке

умеют точно и полно выражать свои мысли

YIII.Домашнее задание

Стр 15-16 выучить правило, упр 22

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...