Урок русского языка .Тема "Диалог" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тагирова Лилия Мизхатовна

технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1_klass.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д. Новая Бура

муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан

Урок русского языка

Тема «Диалог»

Технологическая карта

Учебный предмет: Русский язык

Продолжительность: 1 урок, 40 минут

Тема урока

Диалог

Педагогическая технология

Технология проблемного обучения, ИКТ, элементы здоровье сберегающих технологий.

Виды и формы работы

- индивидуальная, фронтальная

- групповая, парная

Цель и задачи урока

- познакомиться  с понятием «диалог»;

- научиться оформлять диалог на письме.

- отличать диалог от других типов текста;

Тип урока: 

изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные

-различать диалог;

-грамотно оформлять предложение на письме;

-писать слова в предложении раздельно;

- выразительно читать диалог по ролям.

Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи, под руководством учителя;

-планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении задачи;

- распределять роли при работе в группе.

Личностные

-проявлять интерес к новым знаниям;

-выполнять правила поведения ученика на уроке;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование

У учителя: проектор, экран, презентация,карточки

У учащихся: учебник «Русский язык 1 класс», тетради, линейки, карандаши, ручки.

Межпредметные связи

Чтение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

1.Организационный момент 

Ребята, сегодня у нас гости .Давайте поздороваемся с ними, а теперь друг с другом. Они пришли посмотреть, как мы работаем на уроке и чему мы научились. Давайте порадуем наших гостей.

Я на уроке

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет

Память моя крепка

Я буду стараться, я молодец.

-Ребята, какое время года наступило? -Назовите признаки весны.

-Посмотрите на наше солнышко. Что же с ним случилось?

-Поможем солнышку улыбнуться? А для этого нам нужно будет хорошо потрудиться на уроке. Все готовы.   ХОРОМ:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.        

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Откройте тетради, запишите число (19 марта), классная работа  ,чистописание.

По слайду работают.

-Итак. Давайте вспомним какая бывает речь?

-Виды устной речи это когда мы говорим и слушаем.

Виды письменной речи это когда мы пишем и читаем.

Выполнение алгоритма проверки готовности к уроку;

Солнышко греет, стало тепло, тает снег, бегут ручейки, прилетели грачи.

Его закрыли тучи 

повторение правил посадки во время урока письма.

Открывают тетради, записывают число

  1. Выявление места и причины затруднения

ФИЗМИН. Для глаз

-Прочитайте. Найдите начало и конец предложении

Таня и Нина пришли в театр. Они сели на стульчики. Вышли куклы. Лиса пела песенку. Она унесла петушка. Храбрый кот спас друга.

- Можно ли назвать текстом?

- Почему?

- Посчитайте количество предложений в тексте.

- Какова главная мысль?

Дети, что такое театр? (Это здание, в котором показывают представления)

- Кто работает в театре? (Артисты, кассир, контролер) .

-Как зовут тех, кто приходит в театр смотреть представление? (Зрители.)

-Как зрители попадают в театр? (Они покупают билеты и находят свое место.)

Как нужно вести себя в театре? (В театре нельзя шуметь, переговариваться

Нужно хлопать артистам по окончанию спектакля, выходить из зала спокойно не толкаясь.)

В этом году в России год театра.

У нас в России очень  много театров. Например, в Москве есть большой театр. Ну и в Башкортостане тоже есть театры. Например в Уфе

Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури, Русский государственный академический театр драмы, Башкирский государственный  театр кукол, Башкирский государственный  театр оперы и балета и  др. В других городах тоже театры есть.

А в этом году в Башкортостане важное событие произойдет.Может кто – то знает?

100 летие образования РБ.

Читают текст.

- это текст.

Слова связаны между собой по смыслу. Его можно озаглавить.

6.

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.

 

театр - это красивое здание, где устраиваются различные постановки.

Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, и множество других. Костюмы,маски, грим

  1. Построение проекта выхода из затруднения

(Сообщение темы и цели урока)

-Посмотрите на картину что делают эти люди ?

-А сколько человек разговаривает?

-А могут ли больше лиц участвовать в разговоре?

Да могут, и двое, и трое, и четверо и еще больше человек может принимать участие.

Может кто –то знает , как называется такой разговор?.Такой разговор называется диалогом. - Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

- Подумайте, что мы сегодня узнаем на нашем уроке?

Какие цели мы перед собой ставим?

Узнать…(что такое диалог?)

Научиться…(оформлять диалог на письме)

Отличать…(диалог от других видов текста)

Ребята, что то я забыла, напомните мне

- Что такое диалог?

Диалог,  реплика. Что мы называем репликой? Реплика – слова обращенные к собеседнику.

Где и когда мы встречаемся с диалогом?

Д. Когда разговариваем с учителем на уроке, на перемене с друзьями, дома с родными...

Обязательно кто-то выходит на обобщение: мы используем диалог, когда общаемся с людьми.

-Прочитай. Что необычного в этом  тексте?

- Я медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Не идет.

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

-Здесь принимает участие 2 лица. Первый человек который говорит о том что он поймал медведя  и  еще 1 человек . который говорит ему так веди сюда. Здесь диалог между 2 лицами.

- А как вы думаете, почему  этот текст записан в такой форме?

разговаривают

Двое

Да

- Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

- Что такое «диалог», находить диалоги в тексте. Правильно читать диалоги. Научимся самостоятельно составлять и записывать диалоги.

Читают.

-Предложения оканчиваются восклицательным знаком. Перед предложениями стоит черточка.

Регулятивные:

- формировать и удержи-вать учебную задачу.

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.

  1. Реализация построенного проекта

- Посмотрите, пожал., на страничку из учебника 14 упражнение 7 - отрывок из стихотворения Чуковского. слушайте внимательно и следите пальчиком:

- Кто говорит?

- Носорог!

- Что такое?

- Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

- В чём дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.

Кто догадался, этот прочитанный текст -  диалог.

- Ребята, как называется эта сказка?Автор?

- Какие знаки вы видите в конце предло-жений ?

- Подумайте, почему в конце предложений поставлены эти знаки?

- Догадайтесь, кто действующие лица?

Работа в парах:

-Давайте определим предложения, которые принадлежат автору, а какие принадлежат Носорогу.

- Кто задает вопросы?

- Давайте прочитаем его слова.

- Кто отвечает на вопросы?

- Прочитайте слова Носорога.

- Скажите, как называют разговор двух или нескольких лиц?

- А теперь прочитаем диалог по ролям. (Выбирает  двух учеников) которые будут читать по ролям). Один будет автором, а другой  Носорогом.

Разговор каждого лица или участника пишется с новой строки с заглавной буквой и ставится тире.

Аудиозапись

- «Телефон».

- Вопросительный знак, восклицательный знак и точку.

-Персонажи сказки выражали свои эмоции. Задавали вопросы и отвечали.

Автор и Носорог.

- Автор.

- «Кто говорит?» - «Что такое?» - «В чем дело?» - «Кого?»

- Носорог.

- «Носорог!» - «Беда! Беда! Бегите скорее сюда!» - «Спасите!» - «Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.»

- Диалог.

Читают диалог по ролям.

Регулятивные:

- формировать и удержи-вать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом;

Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания;

  1. Первичное закрепление

По рисунку составить диалог

Групповая работа. карточки

- Запишите два первых предложения.

- Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали?

Физминутка

- Выполним упражнение 8 на стр.(15).

- Прочитайте стихотворение-потешку по строчке.

- Почему это стихотворение называют потешкой? Что в нём необычного?

- Найдите в стихотворении ту часть, которую можно назвать диалогом.

- Прочитайте два первых предложения.

- Посчитайте количество участников диалога.

- Как зовут участников диалога?

- Прочитайте мне первые слова Тимошки.

- А теперь прочитайте первые слова Фомы.

- Подчеркните слова Фомы простым каран-дашом.

- Как записаны слова каждого участника диалога?

Работа в парах:

- Прочитайте со своим соседом по парте диалог по ролям.

- А теперь два ученика прочитают вслух диалог(выбирает двух детей).Ты будешь Тимошкой, а ты Фомой.

- Переверните страницу 16. Выполним упражнение 4. Оно расположено внизу страницы.

- Нам нужно составить по рисунку диалог из двух предложений:

- Кого  видите на картинке?

- Что делает мальчик?

- Что делает девочка?

- Как вы думаете, что мальчик говорит сестре?

- Произнесите его слова.

- А что ответит ему сестра?

- А теперь вам нужно в паре по этому рисунку составить свой диалог из двух предложений

- Какие правила вы будете соблюдать, при составлении диалога?

- Верно. Приступайте.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Скажите, а часто ли мы используем диалог в устной речи?

Приходилось ли вам встречать диалоги в книгах? Если да, то в каких именно?

Работа с карточками Слайд№13

Учитель раздает листочки, где один и тот же текст записан дважды:

под № 1 – прямая речь, оформленная с помощью кавычек;

под № 2 – диалоговая форма записи

№ 1

“Ты пирог съел?” “Нет, не я!”

“Вкусный был?” “Очень!”

№ 2

– Ты пирог съел?

– Нет, не я!

– Вкусный был?

– Очень!

 Под каким номером текст оформлен диалогом?

Прочитайте текст по ролям.

Дети выполняют задание.

– О чем текст? Его тема? Как его можно озаглавить?

По какой записи (под каким номером) вы читали текст по ролям?

 Почему?

Высказывания детей. Здесь необходимо ввести еще один термин – “реплика”.

– Сколько участников диалога в тексте о пироге?

 -Сколько реплик?

Итак, диалог состоит из реплик. Как записывается каждая реплика?

 

Записывают 2 предложения:

- Кто говорит?

- Носорог!

- В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Читают вслух по строчке.

-Фома и Тимошка едут на курице и на кошке.

Ищут часть, которую можно назвать диалогом.

Читает один ученик:

- Куда, Фома, едешь?

- Еду сено косить.

- Два.

- Фома и Тимошка.

- «Куда, Фома, едешь?»

- «Еду сено косить.»

Подчёркивают слова Фомы.

- С новой строки, перед ними ставится тире.

Тренируются читать диалог по ролям.

Читают диалог по ролям.

Переворачивают страницу учебника.

- Мальчика и  девочку. Она сидит в кресле.

- Бежит к сестре с книжкой или тетрадкой.

- Сидит в кресле и смотрит на него.

- Он просит её почитать книжку.

- «Сестра, прочитай мне книжку, пожалуйста.»

- «Ну давай, братец, прочитаю.»

- В диалоге участвуют только два лица, слова каждого участника диалога пишутся с новой строки после тире.

Составляют диалог в парах.

Выбранный ученик читает свой диалог.

- Да. Постоянно.

Дети обычно называют сказки “Теремок”, “Колобок”, “Телефон”, “Приключения Незнайки”.

Под номером 2.

“Лгун”.“Обманщик”.“Шутник”.“Хитрец”.

Использовали запись под номером 2.

2

4

Каждая реплика записывается с красной строки, с большой буквы, перед ней ставится тире.

Регулятивные:

- формировать и удержи-вать учебную задачу;

- применять установленные правила в планировании способа решения.

 (Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. )

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом;

Коммуникативные:

- предлагать помощь и сотрудничество;

- обращаться за помощью, формулировать своизатруд-нения;

- адекватно оценивать собственные знания;

- оказывать в сотрудни-честве взаимопомощь.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- ребята, зачем нам нужен диалог?

- Что такое диалог?

- Как пишется диалог в тетради?

- Зачем используются вопросительные и восклицательные знаки в конце предложений?

- В каких случаях в жизни мы пользуемся диалогом?

Посмотрим на нашу солнышку .Оно улыбается. Молодцы.

Закончи предложения:Сегодня я узнал…

Похвалите себя……..

- До свидания. Урок окончен.

-Общаться

- Разговор двух или нескольких лиц.

- С новой строки, впереди ставится тире.

- Для передачи эмоций – радости, злости, грусти, испуга….

- Во время разговора с кем -то.

Регулятивные:

- удерживать учебную задачу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...