Урок русского языка .Тема "Диалог" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Новая Бура
муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан
Урок русского языка
Тема «Диалог»
Технологическая карта
Учебный предмет: Русский язык
Продолжительность: 1 урок, 40 минут
Тема урока | Диалог | ||
Педагогическая технология | Технология проблемного обучения, ИКТ, элементы здоровье сберегающих технологий. | ||
Виды и формы работы | - индивидуальная, фронтальная - групповая, парная | ||
Цель и задачи урока | - познакомиться с понятием «диалог»; - научиться оформлять диалог на письме. - отличать диалог от других типов текста; | ||
Тип урока: | изучение нового материала | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные -различать диалог; -грамотно оформлять предложение на письме; -писать слова в предложении раздельно; - выразительно читать диалог по ролям. | Метапредметные - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи, под руководством учителя; -планировать деятельность на уроке под руководством учителя; -сотрудничать с одноклассниками при выполнении задачи; - распределять роли при работе в группе. | Личностные -проявлять интерес к новым знаниям; -выполнять правила поведения ученика на уроке; -развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Оборудование | У учителя: проектор, экран, презентация,карточки У учащихся: учебник «Русский язык 1 класс», тетради, линейки, карандаши, ручки. | ||
Межпредметные связи | Чтение. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| 1.Организационный момент Ребята, сегодня у нас гости .Давайте поздороваемся с ними, а теперь друг с другом. Они пришли посмотреть, как мы работаем на уроке и чему мы научились. Давайте порадуем наших гостей. Я на уроке Я радуюсь этому. Внимание мое растет Память моя крепка Я буду стараться, я молодец. -Ребята, какое время года наступило? -Назовите признаки весны. -Посмотрите на наше солнышко. Что же с ним случилось? -Поможем солнышку улыбнуться? А для этого нам нужно будет хорошо потрудиться на уроке. Все готовы. ХОРОМ: Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Откройте тетради, запишите число (19 марта), классная работа ,чистописание. По слайду работают. -Итак. Давайте вспомним какая бывает речь? -Виды устной речи это когда мы говорим и слушаем. Виды письменной речи это когда мы пишем и читаем. | Выполнение алгоритма проверки готовности к уроку; Солнышко греет, стало тепло, тает снег, бегут ручейки, прилетели грачи. Его закрыли тучи повторение правил посадки во время урока письма. Открывают тетради, записывают число | |
ФИЗМИН. Для глаз | -Прочитайте. Найдите начало и конец предложении Таня и Нина пришли в театр. Они сели на стульчики. Вышли куклы. Лиса пела песенку. Она унесла петушка. Храбрый кот спас друга. - Можно ли назвать текстом? - Почему? - Посчитайте количество предложений в тексте. - Какова главная мысль? Дети, что такое театр? (Это здание, в котором показывают представления) - Кто работает в театре? (Артисты, кассир, контролер) . -Как зовут тех, кто приходит в театр смотреть представление? (Зрители.) -Как зрители попадают в театр? (Они покупают билеты и находят свое место.) Как нужно вести себя в театре? (В театре нельзя шуметь, переговариваться Нужно хлопать артистам по окончанию спектакля, выходить из зала спокойно не толкаясь.) В этом году в России год театра. У нас в России очень много театров. Например, в Москве есть большой театр. Ну и в Башкортостане тоже есть театры. Например в Уфе Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури, Русский государственный академический театр драмы, Башкирский государственный театр кукол, Башкирский государственный театр оперы и балета и др. В других городах тоже театры есть. А в этом году в Башкортостане важное событие произойдет.Может кто – то знает? 100 летие образования РБ. | Читают текст. - это текст. Слова связаны между собой по смыслу. Его можно озаглавить. 6. | Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом.
театр - это красивое здание, где устраиваются различные постановки. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, и множество других. Костюмы,маски, грим |
(Сообщение темы и цели урока) | -Посмотрите на картину что делают эти люди ? -А сколько человек разговаривает? -А могут ли больше лиц участвовать в разговоре? Да могут, и двое, и трое, и четверо и еще больше человек может принимать участие. Может кто –то знает , как называется такой разговор?.Такой разговор называется диалогом. - Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. - Подумайте, что мы сегодня узнаем на нашем уроке? Какие цели мы перед собой ставим? Узнать…(что такое диалог?) Научиться…(оформлять диалог на письме) Отличать…(диалог от других видов текста) Ребята, что то я забыла, напомните мне - Что такое диалог? Диалог, реплика. Что мы называем репликой? Реплика – слова обращенные к собеседнику. Где и когда мы встречаемся с диалогом? Д. Когда разговариваем с учителем на уроке, на перемене с друзьями, дома с родными... Обязательно кто-то выходит на обобщение: мы используем диалог, когда общаемся с людьми. -Прочитай. Что необычного в этом тексте? - Я медведя поймал! -Так веди сюда! -Не идет. -Так сам иди! -Да он меня не пускает! -Здесь принимает участие 2 лица. Первый человек который говорит о том что он поймал медведя и еще 1 человек . который говорит ему так веди сюда. Здесь диалог между 2 лицами. - А как вы думаете, почему этот текст записан в такой форме? | разговаривают Двое Да - Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. - Что такое «диалог», находить диалоги в тексте. Правильно читать диалоги. Научимся самостоятельно составлять и записывать диалоги. Читают. -Предложения оканчиваются восклицательным знаком. Перед предложениями стоит черточка. | Регулятивные: - формировать и удержи-вать учебную задачу. Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом. |
| - Посмотрите, пожал., на страничку из учебника 14 упражнение 7 - отрывок из стихотворения Чуковского. слушайте внимательно и следите пальчиком: - Кто говорит? - Носорог! - Что такое? - Беда! Беда! Бегите скорее сюда! - В чём дело? - Спасите! - Кого? - Бегемота! Наш бегемот провалился в болото. Кто догадался, этот прочитанный текст - диалог. - Ребята, как называется эта сказка?Автор? - Какие знаки вы видите в конце предло-жений ? - Подумайте, почему в конце предложений поставлены эти знаки? - Догадайтесь, кто действующие лица? Работа в парах: -Давайте определим предложения, которые принадлежат автору, а какие принадлежат Носорогу. - Кто задает вопросы? - Давайте прочитаем его слова. - Кто отвечает на вопросы? - Прочитайте слова Носорога. - Скажите, как называют разговор двух или нескольких лиц? - А теперь прочитаем диалог по ролям. (Выбирает двух учеников) которые будут читать по ролям). Один будет автором, а другой Носорогом. Разговор каждого лица или участника пишется с новой строки с заглавной буквой и ставится тире. | Аудиозапись - «Телефон». - Вопросительный знак, восклицательный знак и точку. -Персонажи сказки выражали свои эмоции. Задавали вопросы и отвечали. Автор и Носорог. - Автор. - «Кто говорит?» - «Что такое?» - «В чем дело?» - «Кого?» - Носорог. - «Носорог!» - «Беда! Беда! Бегите скорее сюда!» - «Спасите!» - «Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.» - Диалог. Читают диалог по ролям. | Регулятивные: - формировать и удержи-вать учебную задачу; - использовать речь для регуляции своего действия; - применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом; Коммуникативные: - адекватно оценивать собственные знания; |
По рисунку составить диалог Групповая работа. карточки | - Запишите два первых предложения. - Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали? Физминутка - Выполним упражнение 8 на стр.(15). - Прочитайте стихотворение-потешку по строчке. - Почему это стихотворение называют потешкой? Что в нём необычного? - Найдите в стихотворении ту часть, которую можно назвать диалогом. - Прочитайте два первых предложения. - Посчитайте количество участников диалога. - Как зовут участников диалога? - Прочитайте мне первые слова Тимошки. - А теперь прочитайте первые слова Фомы. - Подчеркните слова Фомы простым каран-дашом. - Как записаны слова каждого участника диалога? Работа в парах: - Прочитайте со своим соседом по парте диалог по ролям. - А теперь два ученика прочитают вслух диалог(выбирает двух детей).Ты будешь Тимошкой, а ты Фомой. - Переверните страницу 16. Выполним упражнение 4. Оно расположено внизу страницы. - Нам нужно составить по рисунку диалог из двух предложений: - Кого видите на картинке? - Что делает мальчик? - Что делает девочка? - Как вы думаете, что мальчик говорит сестре? - Произнесите его слова. - А что ответит ему сестра? - А теперь вам нужно в паре по этому рисунку составить свой диалог из двух предложений - Какие правила вы будете соблюдать, при составлении диалога? - Верно. Приступайте. - Прочитайте, что у вас получилось. - Скажите, а часто ли мы используем диалог в устной речи? Приходилось ли вам встречать диалоги в книгах? Если да, то в каких именно? Работа с карточками Слайд№13 Учитель раздает листочки, где один и тот же текст записан дважды: под № 1 – прямая речь, оформленная с помощью кавычек; под № 2 – диалоговая форма записи № 1 “Ты пирог съел?” “Нет, не я!” “Вкусный был?” “Очень!” № 2 – Ты пирог съел? – Нет, не я! – Вкусный был? – Очень! Под каким номером текст оформлен диалогом? Прочитайте текст по ролям. Дети выполняют задание. – О чем текст? Его тема? Как его можно озаглавить? По какой записи (под каким номером) вы читали текст по ролям? Почему? Высказывания детей. Здесь необходимо ввести еще один термин – “реплика”. – Сколько участников диалога в тексте о пироге? -Сколько реплик? Итак, диалог состоит из реплик. Как записывается каждая реплика?
| Записывают 2 предложения: - Кто говорит? - Носорог! - В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Читают вслух по строчке. -Фома и Тимошка едут на курице и на кошке. Ищут часть, которую можно назвать диалогом. Читает один ученик: - Куда, Фома, едешь? - Еду сено косить. - Два. - Фома и Тимошка. - «Куда, Фома, едешь?» - «Еду сено косить.» Подчёркивают слова Фомы. - С новой строки, перед ними ставится тире. Тренируются читать диалог по ролям. Читают диалог по ролям. Переворачивают страницу учебника. - Мальчика и девочку. Она сидит в кресле. - Бежит к сестре с книжкой или тетрадкой. - Сидит в кресле и смотрит на него. - Он просит её почитать книжку. - «Сестра, прочитай мне книжку, пожалуйста.» - «Ну давай, братец, прочитаю.» - В диалоге участвуют только два лица, слова каждого участника диалога пишутся с новой строки после тире. Составляют диалог в парах. Выбранный ученик читает свой диалог. - Да. Постоянно. Дети обычно называют сказки “Теремок”, “Колобок”, “Телефон”, “Приключения Незнайки”. Под номером 2. “Лгун”.“Обманщик”.“Шутник”.“Хитрец”. Использовали запись под номером 2. 2 4 Каждая реплика записывается с красной строки, с большой буквы, перед ней ставится тире. | Регулятивные: - формировать и удержи-вать учебную задачу; - применять установленные правила в планировании способа решения. (Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. ) Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом; Коммуникативные: - предлагать помощь и сотрудничество; - обращаться за помощью, формулировать своизатруд-нения; - адекватно оценивать собственные знания; - оказывать в сотрудни-честве взаимопомощь. |
| - ребята, зачем нам нужен диалог? - Что такое диалог? - Как пишется диалог в тетради? - Зачем используются вопросительные и восклицательные знаки в конце предложений? - В каких случаях в жизни мы пользуемся диалогом? Посмотрим на нашу солнышку .Оно улыбается. Молодцы. Закончи предложения:Сегодня я узнал… Похвалите себя…….. - До свидания. Урок окончен. | -Общаться - Разговор двух или нескольких лиц. - С новой строки, впереди ставится тире. - Для передачи эмоций – радости, злости, грусти, испуга…. - Во время разговора с кем -то. | Регулятивные: - удерживать учебную задачу; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...