Русский язык. 3 класс. Обучающее изложение. В. Бианки «Березы плачут». Всесторонний анализ текста.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Игнатова Елена Юрьевна

Обучающее изложение. В. Бианки "Берёзы плачут". В статье рассказывается о данном тексте. Предлагается фрагмент урока - всесторонний анализ текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс. Обучающее изложение.

В. Бианки «Березы плачут»

Всесторонний анализ текста.

      https://avatars.mds.yandex.net/i?id=56a7c0e8129295ac9158c5682a563d6bc7540a61-12569860-images-thumbs&n=13   

       

         В лесу веселье. А берёзы плачут. Сок быстро течёт по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу.

        Люди считают сок берёзы полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и пьют сок.

        Дерево много отдало людям сока. Оно болеет. Некоторые берёзки засыхают и гибнут. Для них сок – всё равно, что для нас кровь.

По В. Бианки

       

        Данный текст содержателен, интересен, понятен, выразителен, имеет познавательное, воспитательное значение с точки зрения его построения и выбора языковых средств (березы представлены живыми – плачут, болеют, умирают, сок для них, как для нас кровь), способ формулирования мысли способствует речевому росту, продвижению вперед.

Текст учит детей прислушиваться к окружающей природе, замечать все детали, охранять её, учит чувствовать чужую боль, умению оказывать внимание и помощь, не давать в обиду слабого.

Ученикам можно предложить дома нарисовать плакат по охране природы на эту тему.

         В тексте много «говорящих» глаголов, которые наглядно и образно рисуют картину, как страдают березы (плачут, болеют, засыхают, гибнут). Дети понимают, хотя сок полезный и вкусный напиток, но ради своего удовольствия не стоит губить березки.

        Текст повествовательный. Стиль текста художественный. Автор использует различные художественные приёмы: олицетворение, метафоры, сравнение (берёзы плачут, дерево болеет, сок – кровь, в лесу веселье, дерево отдаёт людям).

Цель урока: формировать у учащихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.  

Задачи урока: 

- развивать умение письменно передавать повествовательный текст без искажений фактического содержания, точно употребляя слова разных частей речи;

- учить использовать художественные средства выразительности речи: сравнение, олицетворение;

- формировать умение воспроизводить текст по частям (по плану);

Формировать умения правильно строить предложения;

Формировать умения правильно раскрывать тему и выделять главную мысль при передаче содержания текста.

Планируемые результаты
(предметные):
 применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; владеют учебными действиями с языковыми единицами; умеют использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты: имеют мотивации к творческому труду, к работе на результат, проявляют уважительное отношение к иному мнению; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: общеучебные – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах; используют памятку для решения учебной задачи; постановка и решение проблемы самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера.

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка; полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание темы, понятия и термины: Изложение. Тема и основная мысль текста. План текста. Орфограммы.

Образовательные ресурсы: Учебник, презентация.

Всесторонний анализ текста.

Цель: углубить понимание текста и обеспечить его воспроизведение при изложении.

Общая беседа по содержанию:

- Прочитайте текст. К какому типу он относится? Обоснуйте свой ответ.

(Это текст – повествование. В нём рассказывается о том, что происходит весной в лесу).

- Какова основная мысль текста?

 (Деревья – это живые существа, их нужно беречь и охранять).

- Какую картину представили, читая текст?

 (В лесу веселье, светит солнышко, вся природа весной просыпается, поют птицы, началось сокодвижение, всё набирает силу и среди всего этого праздника лишь белоствольные берёзки плачут, им больно, потому что ради вкусного напитка люди надрезают кору).

- Что надо сделать, чтобы не упустить ничего важного?

(Составить план).

- Сколько частей в тексте? (Три части).

- Чему посвящена первая часть?

(Плач берёзок).

- Как берёза плачет? Докажите словами из текста.

(Течёт по белому стволу сок, через поры коры выступает).

- Берёзы плачут, а что происходит в лесу?

(В природе веселье, а берёзки плачут).

- Когда это происходит?

(Когда у берёз начинается сокодвижение. Весной).

- О чём вторая часть текста?

(О пользе берёзового сока).

- Почему люди надрезают кору у берёзы?

(Чтобы собрать сок).

- Докажите словами из текста.

(Полезный, вкусный, надрезают, пьют).

- Что говорится в третьей части? Отчего берёзки болеют и засыхают?

(Они теряют сок. Для них сок – всё равно, что для нас кровь).

- Все ли берёзки погибают? (Некоторые).

- Как вы думаете, почему?

(Потому что заботливые люди, собирая сок, знают, что ранку надо замазать грязью, пластилином, а лучше садовым варом. Надрезанная кора дерева затянется).

- Что бы вы посоветовали людям, которые собирают берёзовый сок?

(Не забывать, что берёзы живые, но не могут ответить на приченённую им боль. Надо любить и беречь всё, что находится в лесу, в природе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".

Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Обучающее изложение по теме "Текст повествование""

Данная презенация поможет провести урок -  изложение по рассказу "Зайчонок Яшка". В презентации отражены все этапы работы над изложением, включая лексическую и орфографическую подготовку,  деление тек...

Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива...

Конспект урока по русскому языку, тема: обучающее изложение по рассказу «Кошкин выкормыш» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование правильного восприятия текста и умения передавать его содержания в соответствии с планом.Планируемые результаты:Предметные: Знать определение «изложение&r...

Конспект урока Русский язык 3класс Обучающее изложение

Дистанционный урок русского языка. Домашнее задание выполнялось на платформе "Я класс"...

Конспект урока по русскому языку. Тема: обучающее изложение по рассказу «Кошкин выкормыш» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование правильного восприятия текста и умения передавать его содержания в соответствии с планом.Планируемые результаты:Предметные:Знать определение «изложен...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Обучающее изложение» (3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования у учащихся умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. Планируемые резу...