Рабочая программа по предмету "Литература", 8 класс
рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по предмету "Литература", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_literatura_2022-2023.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к (основной) образовательной программе основного общего образования

Рабочая программа

по предмету   литература

8 А класс

2022-2023 г.г.

 Учитель: Кузьменко Нина Михайловна

МБОУ  «СШ № 10»

2.2.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

       Предметными результатами изучения курса «Литература» являются следующие умения:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные результаты:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты: 

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

2.2.2. Содержание учебного предмета

Литература и время

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен.  «К а л о ш и  с ч а с т ь я»  как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев.  «Ц и ц е р о н».  Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Т е о р и я.  Литература и история. Эпиграф.

Фольклор

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Т е о р и я.  Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж».  Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«П е т р а  П е р в о г о  у з н а ю т  в  ш в е д с к о м  г о р о д е»  и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Т е о р и я.  Историческая народная песня.

Народная драма.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к  ф р а н ц у з  М о с к в у  б р а л».  Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я.  Народная драма.

История на страницах произведений эпохи Возрождения

М. де Сервантес Сааведра.  «Д о н  К и х о т»  (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я.  Рыцарский роман. «Вечный образ».

История на страницах произведений древнерусской литературы

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Т е о р и я.  Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Н а ч а л ь н а я  л е т о п и с ь»,  «П о в е с т ь  в р е м е н н €ы х  л е т».  Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Т е о р и я.  Летопись.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е  о  ж и т и и  А л е к с а н д р а  Н е в с к о г о».  Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев.  «П р е п о д о б н ы й  С е р г е й  Р а д о н е ж с к и й».  Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я.  Житие. Художественные особенности жанра жития.

Литература эпохи Просвещения

Ж. Б. Мольер.  «М е щ а н и н  в о  д в о р я н с т в е»  (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я.  Классицизм. Комедия.

История на страницах произведений XVIII века

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин.  «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я.  Комедия

Историческое прошлое в литературе XIX века

Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Т е о р и я.  Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой.  «И л ь я  М у р о м е ц»,  «П р а в д а»,  «К у р г а н».  Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я.  Былина и баллада.

Г. Лонгфелло.  «П е с н ь  о  Г а й а в а т е»  (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Т е о р и я.  Песнь как жанр.

В. Скотт.  «А й в е н г о»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я.  Исторический роман.

И. А. Крылов.  «В о л к  н а  п с а р н е».  Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Т е о р и я.  Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин.  «П е с н ь  о  в е щ е м  О л е г е».  Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

«П о л т а в а»  (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«Б о р и с Г о д у н о в»

«К а п и т а н с к а я  д о ч к а».  Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

Т е о р и я.  Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов.  «П е с н я  п р о  ц а р я  И в а н а  В а с и л ь е в и ч а,  м о л о д о г о  о п р и ч н и к а  и  у д а л о г о  к у п ц а  К а л а ш н и к о в а».  Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Т е о р и я.  Историческая поэма.

Н. В. Гоголь.  «Т а р а с  Б у л ь б а».  Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я.  Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

В. А. Жуковский.  «В о с п о м и н а н и е»,  «П е с н я»;  А. С. Пушкин.  «В о с п о м и н а н и е»,  «С т а н с ы»;  Д. В. Давыдов.  «Б о р о д и н с к о е  п о л е»;  И. И. Козлов.  «В е ч е р н и й  з в о н»;  Ф. И. Глинка.  «М о с к в а»; А. Н. Апухтин.  «С о л д а т с к а я  п е с н я  о  С е в а с т о п о л е».  Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. Дюма.  «Т р и  м у ш к е т е р а»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Т е о р и я.  Авантюрно исторический роман.

А. К. Толстой.  «В а с и л и й  Ш и б а н о в».  Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь  С е р е б р я н ы й».  Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Т е о р и я.  Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой.  «П о с л е  б а л а».  Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Т е о р и я.  Контраст как прием композиции.

Историческое прошлое в литературе XX века

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин.  «Н а  р а с п у т ь е»,  «С в я т о г о р»,  «С в я т о г о р  и  И л ь я»;  К. Д. Бальмонт.  «Ж и в а я  в о д а»;  Е. М. Винокуров.  «Б о г а т ы р ь».  Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Т е о р и я.  Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов.  «В о с к о в а я  п е р с о н а»,  «П о д п о р у ч и к  К и ж е».  Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Т е о р и я.  Язык и стиль исторического повествования.

М. Алданов.  «Ч е р т о в  м о с т»  (главы),  «С в я т а я  Е л е н а,  м а л е н ь к и й  о с т р о в».  Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Т е о р и я.  Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев.  «У т о л и  м о я  п е ч а л и...».  Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я.  Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов.  «З о л о т а я  к а р е т а».  Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Т е о р и я.  Символика названия пьесы.

История на страницах поэзии XX века

В. Я. Брюсов.  «Т е н и  п р о ш л о г о»,  «В е к  з а  в е к о м»;  З. Н. Гиппиус.  «14 д е к а б р я»;  Н. С. Гумилев.  «С т а р и н а»,  «П р а п а м я т ь»;  М. А. Кузмин.  «Л е т н и й  с а д»;  М. И. Цветаева.  «Д о м и к и  с т а р о й  М о с к в ы»,  «Г е н е р а л а м  д в е н а д ц а т о г о  г о д а»;  Г. В. Иванов.  «Е с т ь  в  л и т о г р а ф и я х  с т а р и н н ы х  м а с т е р о в...»;  Д. Б. Кедрин.  «З о д ч и е»  и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Т е о р и я.  Роль темы прошлого в лирике XX в.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

 

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 8А классе

2022-2023 учебный год

Учитель: Кузьменко Н.М.

Раздел программы, кол-во часов

Планируемые результаты к изучаемому разделу

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Примечания

Предметные

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные

Введение. 4 часа.

Литературный процесс как часть исторического процесса. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Историческая народная песня. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. Художественные особенности исторических песен. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

1

01.09

Литература и время.  Х.К. Андерсен.  «Калоши  счастья».

1 четверть

2

06.09

Фольклор и его жанры.  Историческая  песня.

3

08.09

Народный  театр.  Народная  драма.  «Как  француз  Москву брал».

4

13.09

Литература  эпохи  Возрождения.   М.  де Сервантес  Сааведра  «Дон  Киxoт».

Древнерусская литература. 5 часов.

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Древнерусская литература и ее жанры.  Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

Художественные особенности жанра жития.

Отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

5

15.09

Летопись.  «Повесть  временных  лет».

6

20.09

Воинская  повесть.  «Повесть  о разорении  Рязани  Батыем».

7

22.09

Житие.  «Сказание о житии Александра Невского». Б.К.Зайцев.  «Преподобный  Сергий  Радонежский».

8

27.09

Входная контрольная работа.

9

29.09

Нравственные  уроки  древнерусской  литературы.

Литература 18 века. 5 часов.

Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена. Классицизм. История на страницах произведений XVIII века

Жанры исторических произведений: эпические и драматические.

Выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

10

04.10

Литература эпохи Просвещения.  Мольер «Мещанин  во  дворянстве».

11

06.10

Д.И.Фонвизин.  Комедия  «Недоросль».

12

11.10

Система образов комедии  «Недоросль».

13

13.10

Идейное  содержание  комедии  «Недоросль».

14

18.10

Р.Р. Сочинение по комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Проблема человека и времени в произведениях XIX в. 30 часов.

История в произведениях классики. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Былины и их герои в произведениях XIX века. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Песнь как жанр.

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г. Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Болдинская осень 1833 г. Пугачев в историческом труде и в художественном произведении. Герои исторические и герои вымышленные. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений. Историческая поэма.

Н. В. Гоголь.  «Т а р а с  Б у л ь б а».  Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике. Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Авантюрно исторический роман.

А. К. Толстой.  «В а с и л и й  Ш и б а н о в», «К н я з ь  С е р е б р я н ы й».  Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Л. Н. Толстой.  «П о с л е  б а л а».  Гуманистический пафос рассказа. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

15

20.10

Былины  и их  герои  в произведениях  XIX  века.  А.  К.  Толстой  «Илья Муромец»,
«Правда».

16

25.10

Г.У.Лонгфелло.  «Песнь о Гайавате».

17

27.10

В. Скотт.  Рыцарский  роман  «Айвенго».

18

08.11

И.А.Крылов.  Анализ  басни  «Волк на псарне».

2 четверть

19

10.11

А.С.Пушкин.  Баллада «Песнь  о вещем  Олеге».

20

15.11

А.С.Пушкин.  «Полтава».  Анализ  отдельных  глав.

21

17.11

Историческая  эпоха в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

22

22.11

А.С.Пушкин.  «Борис  Годунов».

23

24.11

А.С.Пушкин - историк.  «Капитанская  дочка».  История  создания  повести.

24

29.11

«Капитанская  дочка».  Жанровое  своеобразие  произведения.

25

01.12

Истоки  формирования  личности  Гринева.

26

06.12

Проблема чести,  достоинства,  нравственного  выбор  в повести.  Гринев  и Швабрин.

27

08.12

Пугачёв  и  народ  в повести.

28

13.12

 Р/Р. Средства характеристики героев повести «Капитанская дочка».

29

15.12

Образ Маши  Мироновой.  Смысл  названия  повести.  

 Р/Р. Анализ  эпизода.

30

20.12

Художественное мастерство  А.С.Пушкина в повести  «Капитанская  дочка».

31

22.12

Художественное мастерство  А.С.Пушкина в повести  «Капитанская  дочка».

Контрольная  работа за  I полугодие.

32

10.01

Р.Р.  Сочинение  по  повести  А.С. Пушкина «Капитанская  дочка».

3 четверть

33

12.01

М.Ю.Лермонтов.  Исторический сюжет  и  герои  «Песни про царя  Ивана Васильевича...»

34

17.01

Опричник  Кирибеевич.  Неправый  суд  Ивана Грозного.

35

19.01

Благородство  и стойкость  Калашникова.

36

24.01

Р.Р.  Анализ  эпизода из  «Песни  про царя  Ивана Васильевича»

37

26.01

Н.В.Гоголь.  Историческая  и фольклорная  основа повести  «Tapac  Бульба».

38

31.01

Система образов  повести  Н.В.Гоголя «Tapac  Бульба».  Актированный  день.

39

02.02

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

40

07.02

Художественные особенности  повести  «Tapac  Бульба».  Родь  пейзажа в повести.

41

09.02

Проблема национального  самосознания,  веры  и  гуманизма.

42

14.02

Р.Р.  Сочинение  по  повести  Н.В.Гоголя  «Tapac  Бульба».

43

16.02

Лирика I  половины  19 века.

44

21.02

Р.Р. Выразительное чтение  стихотворения  наизусть.

Историческое прошлое в литературе XX века. 26 часов.

Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Исторические романы и повести Тынянова. Язык и стиль исторического повествования.

Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья.

Б.Л. Васильев.  «У т о л и  м о я  п е ч а л и...».  Изображение ходынской трагедии. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении. Великая Отечественная война в литературе

История на страницах поэзии XX века

Соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

45

28.02

А.К.Толстой.  «Василий  Шибанов».

46

28.02

Исторические лица на страницах романа «Князь Серебряный».

УДЕ за 23.02.23

47

02.03

Вымышленные герои  и их  роль в романе «Князь  Серебряный».

48

07.03

Вымысел  и  реальность  в  художественном  произведении.  Народная  речь  в
литературном  тексте.

49

09.03

А.Дюма «Три  мушкетёра»  

50

14.03

Л.Н.Толстой.  Слово  о  писателе.  Рассказ  «После  бала»:  история  создания.

51

16.03

Художественное своеобразие  рассказа «После  бала».  Контраст  как  основа композиции  рассказа.

52

28.03

Социально-нравственные проблемы  рассказа   «После  бала».

4 четверть

53

30.03

Р.Р.  Сочинение  по  рассказу   Л.Н.Толстого  «После  бала».

54

04.04

И.А.Бунин  «На  распутье»,  «Святогор»,  «Святогор  и  Илья».

55

06.04

К.Д.Бальмонт.  «Живая  вода».  Е.М.  Винокуров.  «Богатырь».  

56

11.04

К.Д.Бальмонт.  «Живая  вoда».  Е.М.  Винокуров.  «Богатырь».

57

13.04

Ю.Н.Тынянов.  Герои  и  сюжет  рассказа  «Восковая  персона».

58

18.04

Идейное  содержание  рассказа  «Восковая  персона».

59

18.04

М. Алданов  и  его  исторические романы  и  повести.  Тетралогия  «Мыслитель».

УДЕ за 09.05.23

60

20.04

Б.Л.Васильев.  Исторические лица на страницах  романа  Б.Л.Васильева «Утоли моя печали»

61

25.04

Моя  любимая  книга о Великой  Отечественной  войне.

62

27.04

Великая Отечественная  война в лирике  20  века.

63

02.05

Р.Р.  Сочинение «Великая  Отечественная  война в русской  литературе

64

04.05

Л.М.Леонов.  Пьеса «Золотая  карета».  Судьбы  героев  и  их  идеалы.

65

11.05

Идейное  содержание  пьесы  Л.М. Леонова  «Золотая  карета»

66

16.05

Мотивы  былого  в лирике  поэтов  20  века.  В.Брюсов,  3.Гиппиус,  Н. Гумилёв, М.Цветаева,  Е.Евтушенко,  В. Высоцкий

67

18.05

Итоговая  контрольная  работа.

68

23.05

История  на страницах  художественных  произведений. Итоговый урок. Литература на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...