Рабочая программа по предмету "Литература", 8 класс
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по предмету "Литература", 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_literatura_2022-2023.docx | 49.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к (основной) образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа
по предмету литература
8 А класс
2022-2023 г.г.
Учитель: Кузьменко Нина Михайловна
МБОУ «СШ № 10»
2.2.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Литература» являются следующие умения:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные результаты:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
1) Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2) Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
3) Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
2.2.2. Содержание учебного предмета
Литература и время
Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.
Х. К. Андерсен. «К а л о ш и с ч а с т ь я» как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.
Ф. И. Тютчев. «Ц и ц е р о н». Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.
Т е о р и я. Литература и история. Эпиграф.
Фольклор
История в устном народном творчестве.
Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.
Т е о р и я. Исторические сюжеты в народном толковании.
Историческая народная песня.
Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях.
«П е т р а П е р в о г о у з н а ю т в ш в е д с к о м г о р о д е» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.
Т е о р и я. Историческая народная песня.
Народная драма.
Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к ф р а н ц у з М о с к в у б р а л». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.
Т е о р и я. Народная драма.
История на страницах произведений эпохи Возрождения
М. де Сервантес Сааведра. «Д о н К и х о т» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».
Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».
История на страницах произведений древнерусской литературы
Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.
Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.
Летопись
«Н а ч а л ь н а я л е т о п и с ь», «П о в е с т ь в р е м е н н €ы х л е т». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.
Т е о р и я. Летопись.
Жития святых
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.
«С к а з а н и е о ж и т и и А л е к с а н д р а Н е в с к о г о». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «П р е п о д о б н ы й С е р г е й Р а д о н е ж с к и й». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.
Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.
Литература эпохи Просвещения
Ж. Б. Мольер. «М е щ а н и н в о д в о р я н с т в е» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.
Т е о р и я. Классицизм. Комедия.
История на страницах произведений XVIII века
Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин. «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я. Комедия
Историческое прошлое в литературе XIX века
Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.
Былины и их герои в произведениях XIX века
А. К. Толстой. «И л ь я М у р о м е ц», «П р а в д а», «К у р г а н». Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я. Былина и баллада.
Г. Лонгфелло. «П е с н ь о Г а й а в а т е» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.
Т е о р и я. Песнь как жанр.
В. Скотт. «А й в е н г о» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.
Т е о р и я. Исторический роман.
И. А. Крылов. «В о л к н а п с а р н е». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.
Т е о р и я. Басня на историческую тему.
А. С. Пушкин. «П е с н ь о в е щ е м О л е г е». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.
«П о л т а в а» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.
«Б о р и с Г о д у н о в»
«К а п и т а н с к а я д о ч к а». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).
Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.
М. Ю. Лермонтов. «П е с н я п р о ц а р я И в а н а В а с и л ь е в и ч а, м о л о д о г о о п р и ч н и к а и у д а л о г о к у п ц а К а л а ш н и к о в а». Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.
Т е о р и я. Историческая поэма.
Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.
Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.
В. А. Жуковский. «В о с п о м и н а н и е», «П е с н я»; А. С. Пушкин. «В о с п о м и н а н и е», «С т а н с ы»; Д. В. Давыдов. «Б о р о д и н с к о е п о л е»; И. И. Козлов. «В е ч е р н и й з в о н»; Ф. И. Глинка. «М о с к в а»; А. Н. Апухтин. «С о л д а т с к а я п е с н я о С е в а с т о п о л е». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.
А. Дюма. «Т р и м у ш к е т е р а» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.
Т е о р и я. Авантюрно исторический роман.
А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.
«К н я з ь С е р е б р я н ы й». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.
Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.
Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.
Т е о р и я. Контраст как прием композиции.
Историческое прошлое в литературе XX века
Былины и их герои в произведениях XX века
И. А. Бунин. «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р», «С в я т о г о р и И л ь я»; К. Д. Бальмонт. «Ж и в а я в о д а»; Е. М. Винокуров. «Б о г а т ы р ь». Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.
Т е о р и я. Былины в лирике XX в.
Ю. Н. Тынянов. «В о с к о в а я п е р с о н а», «П о д п о р у ч и к К и ж е». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.
Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.
М. Алданов. «Ч е р т о в м о с т» (главы), «С в я т а я Е л е н а, м а л е н ь к и й о с т р о в». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.
Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).
Б. Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.
Т е о р и я. Исторический роман и его название.
Великая Отечественная война в литературе
Л. М. Леонов. «З о л о т а я к а р е т а». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.
Т е о р и я. Символика названия пьесы.
История на страницах поэзии XX века
В. Я. Брюсов. «Т е н и п р о ш л о г о», «В е к з а в е к о м»; З. Н. Гиппиус. «14 д е к а б р я»; Н. С. Гумилев. «С т а р и н а», «П р а п а м я т ь»; М. А. Кузмин. «Л е т н и й с а д»; М. И. Цветаева. «Д о м и к и с т а р о й М о с к в ы», «Г е н е р а л а м д в е н а д ц а т о г о г о д а»; Г. В. Иванов. «Е с т ь в л и т о г р а ф и я х с т а р и н н ы х м а с т е р о в...»; Д. Б. Кедрин. «З о д ч и е» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.
Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в.
Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 8А классе
2022-2023 учебный год
Учитель: Кузьменко Н.М.
Раздел программы, кол-во часов | Планируемые результаты к изучаемому разделу | № урока | Дата проведения урока | Тема урока | Примечания | ||
Предметные | Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные | |||||
Введение. 4 часа. | Литературный процесс как часть исторического процесса. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Историческая народная песня. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. Художественные особенности исторических песен. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ». | Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; | 1 | 01.09 | Литература и время. Х.К. Андерсен. «Калоши счастья». | 1 четверть |
2 | 06.09 | Фольклор и его жанры. Историческая песня. | |||||
3 | 08.09 | Народный театр. Народная драма. «Как француз Москву брал». | |||||
4 | 13.09 | Литература эпохи Возрождения. М. де Сервантес Сааведра «Дон Киxoт». | |||||
Древнерусская литература. 5 часов. | Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Древнерусская литература и ее жанры. Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития. Художественные особенности жанра жития. | Отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания | Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | 5 | 15.09 | Летопись. «Повесть временных лет». | |
6 | 20.09 | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | |||||
7 | 22.09 | Житие. «Сказание о житии Александра Невского». Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». | |||||
8 | 27.09 | Входная контрольная работа. | |||||
9 | 29.09 | Нравственные уроки древнерусской литературы. | |||||
Литература 18 века. 5 часов. | Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена. Классицизм. История на страницах произведений XVIII века Жанры исторических произведений: эпические и драматические. | Выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; | 10 | 04.10 | Литература эпохи Просвещения. Мольер «Мещанин во дворянстве». | |
11 | 06.10 | Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». | |||||
12 | 11.10 | Система образов комедии «Недоросль». | |||||
13 | 13.10 | Идейное содержание комедии «Недоросль». | |||||
14 | 18.10 | Р.Р. Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | |||||
Проблема человека и времени в произведениях XIX в. 30 часов. | История в произведениях классики. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века. Былины и их герои в произведениях XIX века. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Песнь как жанр. Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г. Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Болдинская осень 1833 г. Пугачев в историческом труде и в художественном произведении. Герои исторические и герои вымышленные. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений. Историческая поэма. Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям. Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике. Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Авантюрно исторический роман. А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в», «К н я з ь С е р е б р я н ы й». Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа. Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя. | Сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; | Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; | 15 | 20.10 | Былины и их герои в произведениях XIX века. А. К. Толстой «Илья Муромец», | |
16 | 25.10 | Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». | |||||
17 | 27.10 | В. Скотт. Рыцарский роман «Айвенго». | |||||
18 | 08.11 | И.А.Крылов. Анализ басни «Волк на псарне». | 2 четверть | ||||
19 | 10.11 | А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге». | |||||
20 | 15.11 | А.С.Пушкин. «Полтава». Анализ отдельных глав. | |||||
21 | 17.11 | Историческая эпоха в поэме А.С.Пушкина «Полтава». | |||||
22 | 22.11 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов». | |||||
23 | 24.11 | А.С.Пушкин - историк. «Капитанская дочка». История создания повести. | |||||
24 | 29.11 | «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. | |||||
25 | 01.12 | Истоки формирования личности Гринева. | |||||
26 | 06.12 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбор в повести. Гринев и Швабрин. | |||||
27 | 08.12 | Пугачёв и народ в повести. | |||||
28 | 13.12 | Р/Р. Средства характеристики героев повести «Капитанская дочка». | |||||
29 | 15.12 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Р/Р. Анализ эпизода. | |||||
30 | 20.12 | Художественное мастерство А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». | |||||
31 | 22.12 | Художественное мастерство А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Контрольная работа за I полугодие. | |||||
32 | 10.01 | Р.Р. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 3 четверть | ||||
33 | 12.01 | М.Ю.Лермонтов. Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича...» | |||||
34 | 17.01 | Опричник Кирибеевич. Неправый суд Ивана Грозного. | |||||
35 | 19.01 | Благородство и стойкость Калашникова. | |||||
36 | 24.01 | Р.Р. Анализ эпизода из «Песни про царя Ивана Васильевича» | |||||
37 | 26.01 | Н.В.Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Tapac Бульба». | |||||
38 | 31.01 | Система образов повести Н.В.Гоголя «Tapac Бульба». Актированный день. | |||||
39 | 02.02 | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. | |||||
40 | 07.02 | Художественные особенности повести «Tapac Бульба». Родь пейзажа в повести. | |||||
41 | 09.02 | Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. | |||||
42 | 14.02 | Р.Р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Tapac Бульба». | |||||
43 | 16.02 | Лирика I половины 19 века. | |||||
44 | 21.02 | Р.Р. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | |||||
Историческое прошлое в литературе XX века. 26 часов. | Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Исторические романы и повести Тынянова. Язык и стиль исторического повествования. Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Б.Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении. Великая Отечественная война в литературе История на страницах поэзии XX века | Соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). | Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. | 45 | 28.02 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов». | |
46 | 28.02 | Исторические лица на страницах романа «Князь Серебряный». УДЕ за 23.02.23 | |||||
47 | 02.03 | Вымышленные герои и их роль в романе «Князь Серебряный». | |||||
48 | 07.03 | Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в | |||||
49 | 09.03 | А.Дюма «Три мушкетёра» | |||||
50 | 14.03 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»: история создания. | |||||
51 | 16.03 | Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основа композиции рассказа. | |||||
52 | 28.03 | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». | 4 четверть | ||||
53 | 30.03 | Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». | |||||
54 | 04.04 | И.А.Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». | |||||
55 | 06.04 | К.Д.Бальмонт. «Живая вода». Е.М. Винокуров. «Богатырь». | |||||
56 | 11.04 | К.Д.Бальмонт. «Живая вoда». Е.М. Винокуров. «Богатырь». | |||||
57 | 13.04 | Ю.Н.Тынянов. Герои и сюжет рассказа «Восковая персона». | |||||
58 | 18.04 | Идейное содержание рассказа «Восковая персона». | |||||
59 | 18.04 | М. Алданов и его исторические романы и повести. Тетралогия «Мыслитель». УДЕ за 09.05.23 | |||||
60 | 20.04 | Б.Л.Васильев. Исторические лица на страницах романа Б.Л.Васильева «Утоли моя печали» | |||||
61 | 25.04 | Моя любимая книга о Великой Отечественной войне. | |||||
62 | 27.04 | Великая Отечественная война в лирике 20 века. | |||||
63 | 02.05 | Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в русской литературе | |||||
64 | 04.05 | Л.М.Леонов. Пьеса «Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы. | |||||
65 | 11.05 | Идейное содержание пьесы Л.М. Леонова «Золотая карета» | |||||
66 | 16.05 | Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. В.Брюсов, 3.Гиппиус, Н. Гумилёв, М.Цветаева, Е.Евтушенко, В. Высоцкий | |||||
67 | 18.05 | Итоговая контрольная работа. | |||||
68 | 23.05 | История на страницах художественных произведений. Итоговый урок. Литература на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...