Изложение «Две встречи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Маргиева Зарина Валерьевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 4  КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dve_vstrechi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Змейская

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 4 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

Маргиева Зарина Валерьевна

Тема: Изложение « Две встречи»

Цели урока: Учить детей составлять план.

Наблюдать над ролью описания в рассказе.

Развивать письменную речь учащихся.

Оборудование: Презентация к изложению.

Ход урока

  1. Организационный момент и сообщение целей урока

Слайд 1 (Тема урока)

Слайд 2 (Фотографии с парада Победы)

- Сегодня мы будем писать изложение. Попробуйте сформулировать тему рассказа, опираясь на опорные слова.

Слайд 3

( Опорные слова: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, СОБАКА, РАНЕНЫЙ.)

- Событие происходило во время войны. Собака спасла жизнь раненому бойцу.

  1. Знакомство с текстом

Слайд 4 (Текст)

Учитель читает.

Две встречи.

Окончилась Великая Отечественная война. На Красной площади шёл парад Победы. На трибуне среди гостей стоял седой полковник.

Вот по площади на поводках проводят собак. Полковник воскликнул:

- Это она! Клянусь, это она! Я узнаю её из тысячи!

После парада полковник поехал к собаководам. Ему привели рыженькую Думку. Одно ухо у неё после ранения ссохлось, а другое стояло торчком.

Полковник рассказал о своей встрече с Думкой на фронте. Он был тяжело ранен. Вдруг ему руку лизнула собака. Одно ухо у неё стояло торчком, а другое висело. На боку собаки была сумка с красным крестом.

Раненый вынул из сумки флягу со спиртом. Тогда собака взяла в зубы палочку из ошейника и убежала. Вернулась собака с санитарами. Полковник в госпитале узнал, что Думка уже спасла жизнь ста бойцам.

(По Н. Коростелёву)

(См.: Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. - М.: 1972, С. 149.)

III. Анализ текста

- Зачем полковник поехал к собаководам? (Это школа, где обучают служебных собак.)

- Что сделала для него Думка? (Спасла жизнь.)

- Как Думка спасла ему жизнь? (Привела к раненому санитаров.)

- Почему Думка могла спасти жизнь многим бойцам? (Её хорошо обучили находить раненых и приводить к ним санитаров.)

- По каким приметам полковник узнал свою спасительницу? (Одно ухо у неё стояло торчком, а другое висело. Ухо после ранения ссохлось. Думка была рыженькой.)

- Какую часть рассказа вы считаете самой главной? (Часть, в которой произошла первая встреча полковника с собакой. Могут быть различные мнения.)

  1. Составление плана

Повторное чтение текста учащимися. Дети подбирают название к каждой части.

Слайд 5 (План текста)

План:

1. Парад Победы.

2. Полковник узнал Думку.

3. У собаководов.

4. Ранение на фронте.

5. Думка спасла жизнь.

V. Постановка цели новой работы над планом

- Сколько раз полковник встречался с собакой? (Два раза.)

- Где произошла первая встреча? (В бою, на фронте.)

- Где произошла вторая встреча? (На параде Победы.)

- Сегодня нам предстоит «переделать» текст. Нужно написать в изложении так, как было в жизни. Какую встречу следует описать раньше? (Во время войны.)

- Подумайте, какие изменения нужно внести в наш план и выполните это самостоятельно.

Проверка самостоятельной работы.

Слайд 6 (Изменённый план)

1. Ранение на фронте.

2. Думка спасла жизнь.

3. Парад Победы.

4. Полковник узнал Думку.

5. У собаководов.

VI. Устный пересказ. Орфографическая подготовка

Возможны некоторые стилистические изменения для связи рассказа, например: «Во время войны один полковник был тяжело ранен...», «После войны полковник был на параде Победы...»

Пересказ текста по частям с опорой на слова для письменной передачи текста.

Слайды 7-11 (Опорные слова)

1. был ранен; лизнула; стояло торчком, висело; была сумка
(полковник, вдруг)

2. вынул; взяла и убежала; вернулась
(раненый, ошейник, санитарами)

3. окончилась; шёл; стоял
(Великая Отечественная, Красной Площади, парад Победы, среди гостей)

4. проводят; узнал
(поводках)

5. поехал; привели; ссохлось, стояло торчком
(собаководам)

VII. Письменное изложение текста

Слайд 12 (Опорные слова и слова для справок)

VIII. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение повествовательного текста "Две встречи"

В данной презентации представлен текст изложения, план, опорные слова для письменной передачи текста....

Изложение повествовательного текста "Две встречи"

материал содержит презентацию к уроку русского языка по развитию речи в 4 классе...

Изложение "Опасная встреча"

Обучающее изложение 2 класс Школа россии...

Изложение "Две встречи" 4 класс

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Предлага...

Изложение "Встреча"

изложение по коллективно-составленному плану можно использовать на уроках в 3 классе...

Конспект урока по развитию речи "Изложение по обобщенным вопросам "Опасная встреча".

Конспект поможет научить младших школьников писать изложение по обобщенным вопросам....