Работа по развитию речи в начальной школе
статья по русскому языку
В работе рассмотрены общие приемы работы по развитию речи на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_razvitiyu_rechi_na_urokah_v_nachalnoy_shkole_1.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №385
Красносельского района Санкт-Петербурга
Работа по развитию речи в начальной школе
подготовила
учитель начальных классов
Стасюк Татьяна Вячеславовна
Санкт-Петербург
2024
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Речь является одним из показателей уровня культуры человека.
Благодаря речи знания, мысли одного человека становятся достоянием другого. Обмен мыслями, чувствами, переживаниями между людьми в процессе совместной деятельности является их жизненной потребностью и необходимостью.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе - именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Различают такие виды речи:
1) внешнюю речь, которая в свою очередь делится на: устную с двумя её формами – монологической и диалогической – и письменную;
2) внутреннюю речь.
К основным видам речевой деятельности относятся:
- говорение (устное выражение мысли),
- слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
- письмо (графическое, письменное выражение мысли),
- чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно расширить словарный запас школьника, главное – в развитии точности, выразительности речи.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которая имеет свой арсенал методов и упражнений.
В развитии речи выделяются три направления:
• работа над словом;
• работа над словосочетанием и предложением;
• работа над связной речью.
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Исходным материалом на уроках служат литературные произведения, тексты упражнений, статьи в учебниках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путём наблюдения за языком произведения и в процессе смыслового анализа.
Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего, следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.
Умение «видеть» слово в тексте вырабатывается путём специальных упражнений. Для ученика начальных классов – это большое достижение, ибо через слово создаётся образ, реализуется основная мысль произведения.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
• обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
• уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
• активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
• устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Все эти направления работы тесно связаны между собой.
Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребёнка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете.
Знания, получаемые ребёнком из книги, не должны быть вербальными. Чтобы не было разрыва между словом и образом, словесные образы должны опираться на чувственный опыт ребенка; в свою очередь чувственные восприятия, образы должны иметь рациональную основу, иначе они будут бедны, односторонни.
Чувственный опыт ребёнка необходимо обогащать путём наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности.
Неясные представления и понятия можно конкретизировать путём выяснения содержания понятий или представлений.
Развивая речь учащихся, следует соблюдать определенные требования речи:
1. Содержательность речи.
2. Логичность речи.
3. Точность речи.
4. Богатство языковых средств.
5. Ясность речи.
6. Выразительность речи.
7. Правильность речи.
Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетаниях. Можно проводить следующую работу над словосочетаниями: выделять словосочетание в предложении и устанавливать связи между словами при помощи вопросов, составлять самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.
Приведем примеры упражнений, наиболее эффективно влияющие на развитие речи учащихся младших классов:
1. Составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
2. Составление предложений по сюжетным картинкам;
3. Деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
4. Восстановление деформированного текста;
5. Устный пересказ прочитанного;
6. Составление отзывов к прочитанному произведению (в устной или письменной форме);
7. Выступления учащихся, связанные с чтением и анализом произведений: доклады, сообщения, обсуждения;
8. Инсценировки сказок и рассказов;
9. Импровизации различных видов: сочинение сказок, рассказов, пословиц, загадок, стихотворений;
10. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.
Например, - сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора, озаглавьте текст;
11. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового).
Например:
· составьте план текста, тезисы к нему;
· ответьте на вопрос, поставленный в тексте, и т. д.;
· перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели).
Речь тесно связана с процессом мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся.
В современной методике существуют разные методические подходы, направленные на развитие речи. В основе курса «русский язык» в начальной школе взят системно-деятельностный подход. Речь является своеобразной деятельностью человека, целенаправленной, творческой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи — с позиций теории речевой деятельности. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни. Именно через речь школьник познаёт мир.
Список использованной литературы:
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 1986.
2. Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е. В. Архипова
// Начальная школа. – 2000. – № 4. – С.35–39.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.
В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...
Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.
Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....
«Эффективные методы и приемы работы над развитием речи в начальной школе»
Выступление на ШМО учителей начальных классов...
Особенности работы по развитию речи в начальной школе
Особенности развития речи учащихся...