Русский язык. 2 класс. Тема: "части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта к уроку русского языка. Тема: "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_chasti_rechi.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта по русскому языку на тему:

«Что такое части речи?»

Выполнила студентка 31 группы

Овчинникова Дарья

МАОУ Лицей №62, класс 2 «Б»

Время проведения: 08:00

Кабинет №15

Дата:

Методист:__________ Караваева И.А

Учитель:__________ Тараненко Е.М

Отметка:__________

Саратов 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента Овчинникова Дарья Алексеевна

Тема урока: «Что такое части речи?»

Класс, УМК 2 класс, УМК «Школа России»

Цель урока Создание условий для формирования представлений о частях речи.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • формирование общего представления о частях речи;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные УУД:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • строить речевые высказывания в соответствие с поставленной целью;
  • ответственно выполнять часть своей работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;

Личностные УУД:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный метод: беседа

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Ответное приветствие.

-

-

-

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный метод: беседа.

Практический метод: выполнение задания

-Ребята, запишите число, классная работа. На следующей строчке пропищите элементы букв.

- Мы знаем, что наша речь состоит из предложений. А предложения из слов. У каждого слова своя работа. Одни слова называют предмет; другие описывают признак предмет; третьи называют действие предмета.

-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает предмет? На какие вопросы отвечает признак предмета? На какие вопросы отвечает действие предмета?

- Молодцы.

-Ребята, прочитайте слова в столбиках.

1

2

3

Девочка

Зелёный

Брать

Ягода

Солёные

Лежать

Зонт

Горячее

Говорить

Волк

Сладкая

Плыть

-Задайте вопросы к словам каждой группы. Попробуйте дать название каждой группе.

- Вы очень хорошо справились с этим заданием.

- Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и обозначают разное. Тогда ученые объединили их в большие группы.

-Как вы думаете, как называются эти группы?

Выполняют задание.

-Предмет отвечает на вопросы (кто? что?) Признак предмета отвечает на вопросы (какой? какая? какие?) Действие предмета отвечает на вопросы (что делает? что сделает? что делают? что сделали?)

Ф

Интерактивная доска

Устный контроль

Читают.

- 1 группа отвечает на вопросы (кто? что?) Эту группу можно назвать предметы. 2 группа отвечает на вопросы (какой? какие? какая?). Это группу можно назвать признаки предмета. 3 группа отвечает на вопросы (что делать?). Эту группу можно назвать действия предмета.

Затрудняются ответить

Интерактивная доска

Устный контроль

Выявление места и причины затруднения

Словесный метод: беседа

-Ребята, я вижу, что вы не можете ответить на мой вопрос. У вас возникли сложности?

-Почему?

- Давайте разберемся?

- Да.

- Мы не знаем, как ученые назвали эти группы.

-Давайте.

Ф

-

Устный контроль

Построение проекта выхода из сложившейся ситуации

Реализация построенного проекта

Словесный метод: беседа

Словесный метод: чтение

-Что же нам нужно узнать на уроке?

- А где мы можем об этом узнать?

- Нам нужно узнать, как ученые назвали группы.

- В учебнике.

Ф

-

Устный контроль

- Откройте учебник на странице 40. Кто сможет прочитать правило от «мудрой совы»?

- Что мы узнали из этого правила?

- Да, ребята, все верно. Обратите внимание на таблицу на странице 41.

Мы с вами видим, что имя существительное отвечает на вопросы (кто? что?) и обозначает предмет.

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

-Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Что обозначает глагол?

- Посмотрите на предложение из схемы. Из каких частей речи оно состоит?

-Все верно.

Читают правило.

- В русском языке слова объединяются в группы, которые называются части речи. У каждой части речи есть свое название: имя существительное, имя прилагательное и глагол.

- Имя прилагательное отвечает на вопросы (какой? какая? какое? какие?)

- Признак предмета.

- Глагол отвечает на вопросы (что делает? что сделает? что делают? что делали?)

- Действие предмета.

Ранняя – прил. гроза – сущ. предвещает – гл. дождливое – прил. лето – сущ.

Ф

-

Устный контроль

Физминутка

-

Дружно встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный метод: выполнение задания

-Откройте страницу 42, упражнение 70.

Прочитайте слова. К каким частям речи их можно отнести, чтобы определить часть речи воспользуйтесь схемой на странице 41.

1 ряд ищет имена существительные.

2 ряд имена прилагательные.

3 ряд глаголы.

-Молодцы ребята, а из какой сказки эти слова?

Выполняют задание.

1 ряд – старик, старуха, море, земляника, рыба, пряжа, невод, трава, рыбка.

2 ряд – ветхая, синее, морская, золотая.

3 ряд – жили, ловил, пряла, закинул, пришел.

- Сказка о рыбаке и рыбки.

Г

Учебник

Устный контроль

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практический метод: выполнение задания

Наглядный метод: демонстрация

- На столе у вас лежат листочки, пожалуйста, возьмите их. Внимательно послушайте задание. Вам распределить слова в нужный столбик по частям речи.

После выполнения задания, проверим.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

Критерии оценивания:

• Все правильно – «5»

• 1-2 ошибка- «4»

• 2-3 –«3»

• Больше 4- «2»

Выполняют задание.

И

Раздаточный материал

Интерактивная доска

Письменный контроль

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Словесный метод: беседа

- Что нового мы узнали на уроке?

-Какие бывают части речи?

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначает имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Что обозначает?

- Мы узнали о частях речи.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Имя существительное обозначает предмет.

- Кто? что?

-Имя прилагательное обозначает признак предмета.

-Имя прилагательное отвечает на вопросы (какой? какая? какое? какие?)

- Глагол отвечает на вопросы (что делает? что сделает? что делают? что делали?)

- Действие предмета.

Ф

-

Устный контроль

Рефлексия учебной деятельности

Практический метод: выполнение задания

У вас на столе лежат листочки. Вам нужно выбрать ответ к каждому вопросу.

Выполняют задание.

Ф

Раздаточный материал

Письменный контроль

Домашнее задание

Словесный метод: беседа

Домашнее задание страница 42, упражнение 71.

Записывают домашнее задание.

Ф

Дневник

Письменный контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...

Тренировочный тест по русскому языку по теме: "Части речи - имена". 4 класс

Интерактивный тест для проверки знаний по данной теме. Его цель: изучить степень усвоения материала по данной теме....

Тест по русскому языку по теме "Части речи" 2 класс.

Тест дает возможность учителю проверить умение ребят различать части речи....

проверочная работа по русскому языку по теме "Части речи" (система Эльконина-Давыдова) 4 класс

Проверочная работа по теме "Части речи" составлена в двух вариантах.! задание - орфографическая работа2 задание - определение грамматического значения слов3 задание - распределение слов по частям речи...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....