План-конспект урока русского языка в 3 классе. Состав слова. Приставка.
план-конспект урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока приставка | 21.38 КБ |
презентация к уроку | 982.36 КБ |
карточки к уроку | 13.28 КБ |
самоанализ урока | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 3 классе «ж»
УМК «Перспектива»
Учитель: Карнакова О.В.
Дата проведения: 13.12.2018г.
Тема: Состав слова. Приставка.
Целевые установки:
Предметные:
-создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов.
- формировать представления детей о приставках, как значимой части слова,
- определять оттенок значения, который приставки вносят в слово,
- учить конструировать слова из данных морфем.
Метапредметные:
-использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной работы;
Личностные:
-применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).
Регулятивные:
- учиться использовать установленные правила при разборе слов,
- уметь делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным.
Познавательные:
- перерабатывать полученную информацию о приставке как значимой части слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова,
- развивать память, мышление, речь.
Коммуникативные:
- воспитывать положительную мотивацию к русскому языку, чувство дружбы и взаимопомощи.
-умение работать в парах.
Методические приемы:
. рассказ учителя
.проблемные вопросы
.работа над новыми понятиями
.творческие задания
.практические упражнения
Оборудование: : учебник, презентация, рабочая тетрадь, карточки для обучающихся с заданиями, смайлики.
Ход урока:
- Орг. момент.
Приветствие гостей.
-Представьте что перед вами зеркало. Улыбнитесь себе. Скажите про себя: какой я умный, замечательный. У меня всё получится. И мысленно пожелайте всего наилучшего.
Садитесь пожалуйста. Начнём урок.
- Минутка чистописания
-Назовите парную согласную буквы Ф
-Назовите букву, которая в алфавите стоит перед П.
-Букву, которая обозначает всегда твёрдый звонкий звук.
-Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Минутка чистописания. Продолжите писать буквы до конца строки по образцу.
III Актуализация знаний
(слайд1)
-Какое слово лишнее? Почему?
Корень окончание глагол приставка суффикс
-Как назовём эту группу?
-Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, леса из деревьев. Слова тоже сделаны из своего материала. Слово делится на части. Как дольки апельсина. И у каждой части есть своё название. Продолжим знакомиться с частями слова.
(слайд2)
(слайд3)
-Найдите и выпишите спрятанные слова.
Мороз морозец морозный
-Прочитайте слова, которые вы нашли.
-Что можно сказать об этих словах?
-Выделите корень.
А что такое однокоренные слова, давайте вспомним.
-Вспоминай и быстро отвечай.
1. Без чего не может существовать слово?
2.Что такое корень?
3. Как найти в слове корень?
4. Часть слова без окончания это……
-Составьте предложения с однокоренными словами.
Предлагаю записать предложение. На доске будет писать (имя)... .
Вечером ударил сильный мороз.
-Подчеркните главные члены предложения, укажите часть речи.
-Какие знакомые орфограммы в слове мороз?
- Как проверить парную согласную на конце и в середине слова?
-Найдите и запишите слово, в котором букв, больше чем звуков.
-Ребята, а как вы понимаете выражение «Мороз по коже», когда так говорят? (ощущается озноб от сильного волнения, переживания, даже страха).
-На доске записаны слова: мороз, север.
-Что их объединяет? (предположения детей: общее слово для них холод, а ещё это словарные слова, т.е. их нельзя проверить, а их написание нужно запомнить).
-Слово мороз нам уже знакомо, запишите слово «север» разделяя для переноса, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
IV Постановка целей и задач урока
(слайд4)
-Подберите такое однокоренное слово, чтобы оно обозначало действие предмета, отвечало на вопрос «Что делать?» (морозить)
-Измените слово, добавьте часть перед корнем.
-Какое новое слово у вас получилось? (заморозить, приморозить)
-Как называется эта часть слова? (приставка)
-Как вы думаете, над какой частью слова будем вести наблюдение?
-Что вы уже знаете о приставках?
-Сравним наши предположения с выводом в учебнике на с. 103.
V Физминутка
-Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначены части слов, выполним необычные упражнения.
-Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.
-Нарисуйте приставку поочерёдно правой и левой рукой.
-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.
-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.
-Молодцы! Продолжим наш урок.
VI Продолжение работы по теме урока
-Понаблюдаем, как образуются новые слова при помощи приставки.
-Выполним задание в рабочей тетради. Упр.145
-Прочитает задание (имя).
-Чтобы выполнить это задание, необходимо определить значение приставок.
За- (запеть) начало или завершение;
До- (доехать, дописать) направление до чего-то;
По- (почитать) действие в небольшой мере;
Про- (проскользнуть) мимо чего-то;
С- (спрыгнуть) сверху вниз;
При- (прибежать) до какой-то цели.
(Говорить-заговорить, договорить.
Кричать-закричать, прокричать.
Плыть-поплыть, приплыть.
Кипеть-закипеть, прокипеть.
Ехать-поехать, съехать.)
-Приставка не главная часть слова, но имеет своё …..или свой ….(закончите предложение).
-Откройте учебник на с.104 упр.177. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно (контролирую работу уч-ся).
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, а теперь внимание на доску. Проверяем по образцу (слайд 5)
VII Рефлексия
-Выполните задание на карточках. Вам нужно составить слова из частей, затем найти имя прилагательное и подчеркнуть его.
е, по, бережь(побережье)
а, ем, ласк, при (приласкаем)
дорож, ый, при, н (придорожный)
уч, на, ит (научит)
-У вас на столах лежат смайлики. Дорисуем им носик. Если на уроке всё было понятно «!», если остались вопросы «?».
-Нарисуем рот – ваше настроение, на обратной стороне напишем пожелание другу.
VIII Итог урока
-С какой частью слова познакомились на уроке?
-Что такое приставка?
-Для чего она нужна?
-Ребята, спасибо за работу на уроке, особенно хочется отметить (имена)
Дом. задание с. 104 упр.178
-Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОРЕНЬ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛ ПРИСТАВКА СУФФИКС
Р О Ч Т Ы П А У Ж М О Р О З Т М А Л Ы Х Л О П О Н У Я Ж Ф Ы Х У М О Р О З Е Ц У Е Х Б В И Т П А М Ж У Р Я З И Й М О Р О З Н Ы Й Ц У
МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗНЫЙ
МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗНЫЙ …..
МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗНЫЙ МОРОЗИТЬ
Проверьте работу по эталону Туристы поставили палатку. Принесли сухие ветки. Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила в котелке вода. Оцените работу. «+» – справился «?» - сомневался «-» – не справился
Предварительный просмотр:
Собери слова, подчеркни имя прилагательное.
е, по, бережь___________________________
а, ем, ласк, при_________________________
дорож, ый, при, н_______________________
уч, на, ит_______________________________
Собери слова, подчеркни имя прилагательное.
е, по, бережь___________________________
а, ем, ласк, при_________________________
дорож, ый, при, н_______________________
уч, на, ит_______________________________
Собери слова, подчеркни имя прилагательное.
е, по, бережь___________________________
а, ем, ласк, при_________________________
дорож, ый, при, н_______________________
уч, на, ит_______________________________
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока в 3 классе учителя начальных классов
Тема урока: «Приставка. Правописание приставок»
Цель: Уточнение знаний учащихся о приставке как части слова и о её роли в нашей речи; развитие умений выделять в слове приставку, писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять приставки в речи; Воспитывать усидчивость, старательность, внимательность.
Задачи:
- познакомить учащихся с правилом написания гласных а, о в приставках про-, пра-, по-, па-;
- создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности;
- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;
- активизировать словарный запас учащихся;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учить высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- выразительно читать и пересказывать текст.
Предметные результаты:
- познакомить с правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.
- развивать умение находить в слова приставки;
- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов.
Тип урока. Ознакомление с новым материалом.
Оборудование: ноутбук, учебник, карточки.
На уроке применялись различные формы учебной деятельности:
индивидуальная и групповая, работа в парах, самостоятельная работа, самооценка и самоанализ, рефлексия, обобщение, работа по учебнику.
Принципы соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно - поисковые, наглядный, словесный, практический и др.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии и игровые.
На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
Урок русского языка был проведён в 3 классе. В данном классе обучается 6 человек. При подготовке к уроку учитывала уровень обученности и обучаемости моих детей. Уровень подготовки детей средний. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Урок был построен в соответствии с программными требованиями. Свой урок я строила с использованием информационно-коммуникативных технологий. Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении русского языка – наглядности. Урок содержит большой объем информации. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....
открытый урок. русский язык. 2 класс."Состав слова"
открытый уроу по русскому языку. Тема: "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник "русский язык" - 2 класс, 1-часть. Авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина....
Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"
Конспект урока по русскому языку с презентацией...
Урок русского языка 4 класс «Состав слова»
Урок русского языка 4 класс «Состав слова»...
Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"
Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....
Тест к уроку русского языка на тему: "Состав слова. Приставки и суффиксы"
Данная презентация содержит тест к уроку русского языка на тему "Состав слова. Приставки и суффиксы" для 4 класса УМК "Школа России"...