Методическая разработка «Формирование навыков XXI века»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Данный урок относится к теме «Глагол» в 4 классе – первый в изучении всей темы. Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.
Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.
Урок имеет классическую структуру, характерную технологии критического мышления:
- Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе)
- Стадия осмысления (попытка систематизировать знания)
- Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу).
На уроке развиваются учебно-языковые, общеучебные, речевые умения, реализуются сквозные линии курса:
- овладение умениями и навыками устной учебно-научной и разговорной речи (задания на выяснение лексического значения слов);
- формирование навыка грамотного письма слов с изученной орфограммой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_navyki_xxi_veka.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Формирование навыков XXI века»
Данный урок относится к теме «Глагол» в 4 классе – первый в изучении всей темы. Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.
Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.
Урок имеет классическую структуру, характерную технологии критического мышления:
- Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе)
- Стадия осмысления (попытка систематизировать знания)
- Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу).
На уроке развиваются учебно-языковые, общеучебные, речевые умения, реализуются сквозные линии курса:
- овладение умениями и навыками устной учебно-научной и разговорной речи (задания на выяснение лексического значения слов);
- формирование навыка грамотного письма слов с изученной орфограммой.
Цели урока:
Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение знаний обучающихся о глаголе как о части речи;
Развивающие:
- развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения учебного материала;
- развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения;
- развивать мотивацию и самосовершенствование личности;
Воспитательные: на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых ситуациях;
Задачи:
- формировать умение распознавать часть речи «глагол»;
- способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости;
- содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности;
- воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку,
- прививать любовь к Родине, уважительное отношение к ветеранам и участникам Великой отечественной войны.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать часть речи «глагол»; характеризовать как часть речи существительное, прилагательное и глагол; осознавать их роль в речи.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать УУД:
Познавательные:
- умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
- умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других, вести диалог,
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь.
Предметные:
- повторение и выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 4 класс, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку; раздаточный материал, карточки для групповой и парной работы; карточки со словами (ветеран, робкая, защищает, грустные, парад, охраняет, солдат, светлый, праздник, отмечают, долгожданная, воевали), магниты для самооценки (желтый, зеленый, красный).
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, проблемный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в паре, работа в группе, работа по карточкам, работа с деформированным текстом, работа со стихотворением, работа со словарём, презентация (ИКТ).
Межпредметные связи: литературное чтение.
Основной продукт урока – схема актуализированных знаний по теме «Глагол». Отбор содержания заданий основан на самых ключевых понятиях: роль и многообразие глаголов в речи, начальная форма глагола, правило правописания. Основные знания были получены из отрывков художественных произведений, имеющих ценность для формирования нравственной личности.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.
Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести обучающегося к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Дидактическая игра: «Найди «лишнее» слово»
На доске группа слов. Обучающиеся должны найти «лишнее» слово и записать группу слов.
СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ГЕРОЙ, ОТВАЖНЫЙ. (Фронтальная проверка работы)
- Прочитайте слова, которые записали в тетрадь. (Смелый, храбрый, отважный)
- Что общего между этими словами? (все имена прилагательные, слова синонимы)
- Какого человека можно назвать смелым, храбрым, отважным? (человека, который готов встать на защиту слабого, на защиту Родины, способного на подвиг)
- Как можно назвать такого человека? (ГЕРОЙ)
- Каких героев можете назвать? (Герой произведения, герой – человек, совершивший подвиг.
Вывод: слово «герой» - многозначное слово)
Составьте и запишите предложение с одним из слов. Укажите грамматическую основу предложения.
Формируемые навыки (группы навыков) – ценности. Направление оценки – ценности. Задание содержит эмоционально-ценностный компонент. Обучающиеся решают задачу, которая имеет морально-этическую составляющую: они решают, какие качества присущи герою.
Работа с деформированным текстом по карточке № 4. | 1. У каждого из них была с..мья, дом. 2. В В(в)еликой О(о)течественной войне погибло более двадцати шести мил(л)ионов человек. 3. Они отдали свои жизни за О(о)тчизну, чтобы п..дарить нам чистое небо, светлое солнце! - Прочитайте предложения. О чем вы прочитали? - Можно ли сказать, что вы прочитали текст? Почему нет? - Обсуждая в группах
| Ответы обучающихся. Нет. Предложения стоят не в последовательности. |
Самопроверка по заданию. | Самооценка на полях: если задание выполнено верно – «+», если есть ошибки, замечания к работе – «?», если задание выполнено неверно – «-». | Работа в группах и самостоятельно. |
| 1) - Что интересного узнали на уроке? - Какое задание вам запомнилось, понравилось больше всего? - Что для вас было сложным, трудным? - Чему научились на уроке? На доске три фразы, каждый обучающийся определяет ту, которая соответствует его оценке, выходит к доске и ставит магнит:
|
Формируемые навыки (группы навыков) – ценности. Направление оценки – ценности. Задание содержит эмоционально-ценностный компонент. Обучающиеся решают задачу, которая имеет морально-этическую составляющую: они решают, почему мы победили в ВОВ?
Важно подвести обучающихся к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение «Формирование навыков культурного общения»
Методическое сообщение на методобъединении воспитателей среднего звена...
методическая разработка "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников"
Язык — фундамент национального самосознания. Наша речь становится все более примитивной. Тем самым мы теряем русский язык, который и есть гарант сохранения культурной идентичности народа, страны. Это ...
Методическая разработка "Формирование у младших школьников навыков здорового образа жизни в группе продленного дня»
Все знают, что здоровье – это самый ценный дар, который дается нам в этой жизни. И беречь этот дар нужно смолоду: правильно питаться, соблюдать режим дня, заботиться о гигиене тела, и, самое гла...
Методическая разработка: "Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляцией"
Методическая разработкаФормирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляциейТихонова Елена Анатольевнаучитель музыки Гимназии №116Приморского районагорода Санкт-Петербурга...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...
Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста
Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...